ПК 3.3
методическая разработка

Брызгалов Евгений Владимирович

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ БЕГА НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

1.1. Характеристика бега на средние дистанции

5

1.2. Механизмы энергообеспечения бега на средние дистанции

7

1.3. Особенности развития детей старшего школьного возраста

10

1.4. Техника бега на средние дистанции

12

1.5. Тактика пробегания средних дистанций

15

Выводы по I главе

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

24


  1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что в беге на средние дистанции очень важна тактика бега. Если она не верна, то можно проиграть соревнования или не сдать норматив.

Главная характеристика бега, независимо от продолжительности дистанции, – отсутствие двойной опоры и наличие периода полёта. Проще говоря, ни на одну секунду обе ноги спортсмена не должны оказываться на земле.

Существует несколько разновидностей этой спортивной дисциплины. В их числе бег на средние и длинные дистанции, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Первый вариант сочетает и высокие скорости, и тактику, от которой зависит конечный результат, и оздоровительные функции. Наверное, это и является залогом популярности данной дисциплины среди легкоатлетов.

Является олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года, для женщин с 1972 года. Входит в программу легкоатлетического десятиборья у мужчин.

Спортсмены в беге на средние дистанции начинают с высокого старта и общей стартовой позиции. На Олимпийских играх и чемпионатах мира проводится в 3 круга, то есть предварительные забеги, полуфиналы и финальный забег. На коммерческих соревнованиях, таких как Бриллиантовая лига  проводится единственный финальный забег.

С начала 20–го века эта дисциплина была особенно популярна в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и США. Начиная с 1970–х годов в спорт начали вмешиваться атлеты из Африки. В историю этой дисциплины вошло противостояние (1980–е годы) Себастьяна Коу и Стивена Оветта.

Начиная с 1960–х годов на 1500 метров доминировали спортсменки СССР, ГДР, Румынии. На Олимпиаде 1972 года в Мюнхене Людмила Брагина установила непревзойдённое достижение, трижды в течение игр побив мировой рекорд. В 1990–е годы известность получил ряд спортсменок из Китая, которые побили мировой рекорд и установили несколько выдающихся результатов, доведя мировой рекорд до 3 мин 50.46 сек. Однако специалисты склонны относить эти достижения к последствиям употребления допинга.

Цель работы – проанализировать особенности тактики бега на средние дистанции.

Задачи исследования:

1) Изучить характеристику бега на средние дистанции;

2) Раскрыть Механизмы энергообеспечения бега на средние дистанции;

3) Рассмотреть технику бега на средние дистанции;

4) Привести тактику пробегания средних дистанций.

Методы исследования:

1) Анализ литературы;

2) обобщение и систематизация материала.


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ БЕГА НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

1.1. Характеристика бега на средние дистанции

Бег на средние дистанции – это грань между быстрым и продолжительным темпом и зачастую достаточно сложно подобрать оптимальную частоту шагов.

Такой бег требует от спортсмена хорошо развитую выносливость и скорость. Если один из двух компонентов развит недостаточно, то весь успех терпит крах.

Дистанции в беге на средние расстояния, включенные в олимпийскую программу, бывают трех видов [5]:

800 м;

1500 м;

3000  метров с препятствиями.

Быстрота, амплитуда движений, проявление мышечных усилий зависят от скорости бега (чем выше скорость, тем выше значения перечисленных факторов).

Техника бега на выносливость имеет общие основы, хотя в каждом виде есть свои особенности. Условно процесс бега можно разделить на три фазы:

  1. старт и стартовый разгон;
  2. бег по дистанции;
  3. финиширование.

В основе современной техники бега лежит стремление добиться:

  1. высокой скорости передвижения;
  2. сохранения этой скорости на протяжении всей дистанции при минимуме затрат энергий;
  3. свободы и естественности в каждом движении.

В каждом виде бега необходимо говорить об оптимальной длине шага.

Увеличение скорости бега на средних дистанциях за счет увеличения длины шага ограничено, так как слишком большой шаг требует больших энергетических затрат. Длина шага у бегунов составляет примерно 160—220 см в зависимости от дистанции и индивидуальных особенностей.

Скорость бега обычно увеличивается за счет частоты шагов при сохранении их длины.

Одними из главных показателей техники бега являются мощность усилий и экономичность движений; С увеличением дистанции значение фактора экономичности движений преобладает над значением фактора мощности работы, так как происходит уменьшение длины и частоты шагов.

Во время забега организм спортсмена пребывает в анаэробном режиме и активно расходует запасы гликогена. Особенность средних дистанций в том, что во время соревновательной деятельности организм затрачивает примерно такое же количество гликогена, сколько в марафонском беге.

Основными характеристиками бега на средние дистанции является равномерность, естественность и ритмичность смены фаз. Во время пробежки на среднюю дистанцию крайне важно сохранять правильное положение тела, упруго стоять на ногах, быстро и достаточно сильно отталкиваться от земли, а так же обдуманно распределять свои силы. Наибольшая результативность достигается сочетанием высокого темпа бега с продуманным распределением своих сил. Так же очень важно следить за своим самочувствием: если Вы почувствовали недостаток кислорода или излишнее утомление, снизьте темп бега.

Тренировочный процесс по подготовке бегунов на средние дистанции рассматривается многими специалистами (тренерами) как творческая деятельность, основанная в значительной степени на интуиции.

С этим мнением следует согласиться: поскольку большинство тренеров плохо себе представляют закономерности функционирования организма человека, в ряде случаев они не имеют специального образования.

Изменения биохимических процессов в организме при мышечной деятельности зависят от мощности и продолжительности упражнения, а также от тренированности спортсмена. Между мощностью работы и ее продолжительностью существует обратная зависимость - чем больше мощность работы, тем меньше время, которое можно ее выполнять. В предложенной задаче работа выполняется тренированным спортсменом в условиях соревнований, т.е. при максимальном физическом напряжении. Следовательно, основным критерием, от которого зависит характер биохимических сдвигов, является продолжительность работы.

Хотя в каждом циклическом виде спорта имеются определенные особенности работы, тем не менее, на основе продолжительности работы можно судить о зоне мощности, в которой она выполняется, и о соотношении различных энергетических процессов. Зная относительное участие энергетических процессов при данной нагрузке, можно составить представление об изменениях обмена веществ во время работы и в период отдыха после нее.

1.2. Механизмы энергообеспечения бега на средние дистанции

Бег на 800 метров – это самая короткая из средних дистанций в программе крупнейших легкоатлетических соревнований. Спортсмены в беге на 800 метров начинают бег с раздельных стартовых позиций и с высокого старта. Там, где заканчивается первый вираж (115 метров), бегуны должны выйти на общую дорожку и всю оставшуюся часть дистанции пройти вдоль неё. Обычно на крупных соревнованиях (Чемпионат Мира, Европы и Олимпийские игры) соревнования в беге на 800 метров проводятся в три круга (реже в два круга), согласно правилам и в зависимости от количества участников.

Для дистанции 800 метров характерны все тактические приёмы, обычные для средних легкоатлетических дистанций.

Как правило, при прохождении дистанции первые 400 метров бегуны преодолевают быстрее, чем последние и начинают решающее ускорение после 600–650 метров. Спортсмены высокого класса, чтобы достичь высокого результата должны быть способны преодолевать первые 400 метров быстрее 50 секунд.

Механизмы энергообразования при выполнении бега средние дистанции существенно различаются в зависимости от ее интенсивности и продолжительности. Данную тренировочную нагрузку – бег на средние дистанции, в течение 2 минут можно отнести к зоне субмаксимальной мощности.

Выполняемая работа преимущественно анаэробного характера – 70%, и только 30% – вклад аэробного механизма энергообеспечения. До 30 секунд идет анаэробный алактатный путь – креатинфосфокиназная система энергообеспечения. На 1–2 минутах достигает своего максимума анаэробный лактатный механизм – гликолиз, который и является ведущей системой энергообеспечения данной нагрузки. Аэробный путь ресинтеза АТФ при данной нагрузке задействован незначительно.

Основная энергетическая система, обеспечивающая работу – анаэробно–гликолитическая. В основе этого пути энергообеспечения лежит процесс гликолиза. Гликолиз – это сложный ферментативный процесс последовательных превращений углеводов (гликогена мышц и глюкозы) протекающий в саркоплазме мышечного волокна без потребления кислорода и сопровождающийся накоплением молочной кислоты. Следовательно, энергетические субстраты гликолиза, необходимые для образования АТФ – гликоген мышц и частично глюкоза, поступающая в мышцы с кровью. Конечный продукт гликолиза – молочная кислота, которая накапливается в мышцах с большой скоростью, поступает в кровь и вызывает выраженное снижение рН. Процесс гликолиза можно разделить на три стадии:

  1. Подготовительная стадия. Происходит активация углеводов и образование субстрата биологического окисления;

2) Биологическое окисление и образование первичных макроэргических соединений;

3) Восстановление пирувата с образованием лактата [7].

В процессе интенсивной мышечной деятельности наряду с  креатинфосфокиназной реакцией значительную роль в обеспечении скорости анаэробного рестнтеза АТФ в мышцах играет также и анаэробный гликолиз (гликогенолиз). Гликолиз – это сложный ферментативный процесс последовательных превращений глюкозы, протекающий в тканях человека и животных без потребления кислорода. Конечным продуктом гликолиза (гликогенолиза) является молочная кислота. В процессе гликолиза образуется АТФ.

Энергетическими «фондами» гликолиза являются внутримышечные запасы гликогена, а также глюкоза, поступающая в кровь при распаде гликогена печени. Расщепление глюкозы и гликогена осуществляется под влиянием пусковых ферментов – гексокиназы, расщепляющей глюкозу, и фосфорилазы, которая осуществляет «запуск» начальных стадий гликогенолиза.

Процесс гликолиза, протекающий в гиалоплазме (цитозоле) клетки, можно условно разделить на три этапа.

Первый этап – подготовительный, на котором происходит активация глюкозы и образование из нее субстратов биологического окисления.

Подготовительный этап гликолиза начинается с фосфорилирования глюкозы, т.е. переноса остатка фосфорной кислоты от молекулы АТФ на глюкозу с образованием глюкозо-6-фосфата. Реакция катализируется ферментом гексокиназой. Далее глюкозо-6-фосфат изомеризуется во фруктозо-6-фосфат, который повторно активируется АТФ под действием фермента фосфофркктокиназы с образованием фруктозо-1,6-бифосфата. Данная реакция является наиболее медленно текущей реакцией гликолиза, которая фактически и определяет скорость гликолиза в целом. Под влиянием альдолазы фруктозо-1,6-бифосфат расщепляется на две фосфотриозы – глицеральдегид-3-фосфат и диоксиацетонфосфат. Поскольку последний способен превращаться в глицеральдегид-3-фосфат, можно считать, что подготовительный этап гликолиза завершается образованием двух молекул глицеральдегида-3-фосфата – субстратов биологического окисления.

Второй этап. На втором этапе гликолиза глицеральдегид-3-фосфат подвергается биологическому окислению с помощью специфической дегидрогеназы и кофермента НАД, в результате чего образуется высркрэнергетическое (макроэргическое) соединение 1,3 – бифосфоглицериновая кислота (1,3Б Ф ГК), которая передает свою высокоэнергетическую фосфатную группу на АДФ и образуется АТФ (субстратное фосфорилирование). Второй компонент реакции-3-фосфоглицериновая кислота за счет внутримолекулярного переноса фосфатной группы, превращается в 2 – фосфоглицериновую кислоту. Последняя в результате отщепления двух молекул воды переходит в фосфоенолпировиноградную кислоту – соединение, содержащее высокоэнергетическую фосфатную связь. Далее происходит разрыв макроэргической связи и перенос высокоэнергетического фосфатного остатка от ФЕПВК на НАД с образованием АТФ (субстратное фосфорилироване).

2,3БФГК + 2 АДФ фосфоглицераткиназа→ 2 АТФ + 2,3 ФГК

2 ФЕПВК + 2 АДф пируваткиназа→ 2 АТФ + 2 ПВК

Заканчивается второй этап образованием двух молекул пировиноградной кислоты.

На заключительном, третьем этапе гликолиза происходит восстановление пировиноградной кислоты и образование молочной кислоты. Реакция протекает при участии фермента лактатдегидрогеназы и кофермента

СН3 – СО – СООН + НАД Н2 ЛДГ→НАДСН2 – СН(ОН) – СООН+ 

Пировиноградная кислота молочная кислота.

Реакция восстановления пирувата завершает внутренний окислительно–восстановительный цикл гликолиза, в котором НАД+ играет роль лишь промежуточного переносчика водорода от глицеральдегид – 3 – фосфата на ПВК, при этом сам он регенерирует и вновь может участвовать в циклическом процессе, получившем название гликолитической оксидоредукции [4].

1.3. Особенности развития детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (IX – XI классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.

Юношеский возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10 –12 см. и тяжелее на 5 –8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10 – 15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 – 8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

В 15 – 17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии координационных способностей (таблица 1).

Таблица 1

  1. Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возраста (%)

Двигательные способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

юноши

девушки

юноши

девушки

Скоростные

1,5

0,2

3,1

0,5

Силовые

14,0

9,0

28,0

18,0

Общая выносливость

2,1

0,7

6,4

2,1

Скоростная выносливость

2,1

–0,6

6,3

–1,8

Силовая выносливость

8,5

–2,0

26,7

–6,0

1.4. Техника бега на средние дистанции

Чтобы выбрать правильный и удобный наклон тела, нужно еще на старте медленно наклоняться вперед до тех пор, пока не возникнет необходимость опереться на ногу. Это и будет тот наклон корпуса, с которым нужно начинать бег. Избыточный прогиб приведет к перенапряжению поясницы.

Также очень важной при беге на средние дистанции является работа рук. Во время бега плечи должны быть опущены, иначе возникнет перенапряжение всего тела. При верной технике бега руки будут оставаться на месте, а движения будут совершать только предплечья. Пальцы рук при беге лучше всего сложить в кулаки, оставляя их при этом расслабленными.

Также при правильной технике бега не должно быть вертикального покачивания головы. Ногу ставить нужно строго по направлению движения (рис. 1).

Для того чтобы избежать всех перечисленных ошибок, которые способны повлиять на скорость бега, отрабатывать правильные движения лучше сначала в замедленном темпе.

Освоение техники бега на дистанции от 800 до 3000 метров заключается в постепенном изучении отдельных элементов и совмещение их в процессе регулярных тренировок. Изучение техники спортсменом необходимо для меньшего затрачивания энергии в результате беговой деятельности.

К тому же, спортсмен должен уметь перестроить технику при появлении утомления впоследствии наполнения мышц молочной кислотой таким образом, чтобы сохранить интенсивность бега.

В технике бега принято выделять старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

В беге на средние расстояния применяется высокий старт. По сигналу "На старт” занимают положение – толчковая нога впереди, маховая сзади на расстоянии 20-30 см от пятки толчковой. Обе ноги слегка согнуты в коленях, масса тела переносится вперед. Положение рук разноименное (если толчковая нога правая, тогда вперед выносится левая рука), кисти слегка сжаты в кулак.

 

Рис. 1 – Биомеханический анализ бега

По команде "Марш” спортсмены начинают бежать. В этом виде бега отсутствует команда "Внимание”. После старта бегун набирает оптимальную скорость, которая должна экономично расходовать запас сил. Темп выбирается на основании задачи спортсмена пробежать дистанцию за определенное время.

Чтобы набор скорости происходил с меньшей затратой сил рекомендуется выходить на оптимальный темп только к 50-70 метрам дистанции. Обычно стартовая скорость выше дистанционной по причине необходимости занять нужное место среди соперников [7].

Во время бега по дистанции длина шага 180-210 сантиметров или 3-4 шага в секунду. Туловище наклонено на 5 градусов, что помогает двигаться вперед благодаря инерции. Движение рук является важной составляющей техники. Здесь работает простое правило – чем выше интенсивность работы рук, тем выше скорость бега. Руки согнуты в локтевом суставе на 90 градусов (рис. 2).

Рис. 2 – Техника бега на средние дистанции

Важно отметить, что во время бега мышцы шеи и рук должны быть расслаблены. Излишние напряжение верхней части тела приводит к увеличению затрат энергии и потери скорости.

Финиширование осуществляется на последнем круге за 200-400 метров. Сопровождается увеличением наклона туловища и частоты шагов. Финишное ускорение называют – спурт. За 1 метр до финиша применяются приемы, активно применяемые в спринте – выпад грудью или плечом.

Обучение бегу на средние дистанции

На первых этапах обучения средним дистанциям используются методы рассказа и показа. Независимо от того занимаетесь Вы индивидуально или пытаетесь кого-то научить первой задачей обучения является создать представление о дисциплине. Можно посмотреть видеоматериалы, изображения, учебные пособия.

После того, как образовалось представление о дисциплине можно приступить к изучению основных элементов техники через подводящие упражнения. Применяется имитация движений головы, рук и ног на месте и в движении. Необходимо обращать внимание на постановку стопы, которая по технике должна быть слегка повернута внутрь.

Первые этапы изучения техники особенно важны, потому что неправильное запоминание элементов может привести к сохранению ошибок в процессе конечного освоения дисциплины.

После изучения основных технических элементов необходимо научиться бегу по прямой с постоянной и переменной скоростью. Для этого применяются упражнения в ходьбе с акцентированным выносом бедра с усложнениями (руки за голову или как при беге). После чего упражнения повторяются в медленном беге на коротких отрезках с постепенным увеличением скорости и расстояния.

В процессе тренировки применяется интервальный бег, который помогает научиться изменять темп бега по ходу дистанции. Например, преодоление отрезков по 100-150 метров в чередовании медленного и быстрого темпа.

К жестким методам тренировки относится бег на буксире, когда более слабого спортсмена привязывают к опытному бегуну при помощи веревке. Задачей обучающегося является выдержать темп более сильного спортсмена максимально долгое время.

Следующим этапом обучения является освоение техники бега по повороту. Для этого используют постепенное увеличение радиуса поворота, вбегание и выбегание с виража. Упражнения необходимо начинать с небольших расстояний постепенно увеличивая их.

На предзаключительном этапе обучения изучается техника старта и стартового разгона. Также уделяется внимание способности поддерживать темп на первом повороте.

Заключительный этап подразумевает совершенствование техники бега при многократных повторениях и участии в соревнованиях различного уровня. При этом оттачивание мастерства является первоочередной задачей спортсмена, а лишь потом финишная позиция.

1.5. Тактика пробегания средних дистанций

В беге на средние дистанции тактика сложная. Все многообразие тактических задач можно свести к двум основным – победить в соревнованиях или показать высокий для себя результат. Для начинающих бегунов основной считается вторая тактическая задача.

В соревнованиях любого масштаба часто встречаются равные по силам и спортивным результатам бегуны. Поэтому, чтобы добиться успеха, надо знать тактические приемы соперников и использовать их в зависимости от сложившейся ситуации. Тактика бега прежде всего зависит от цели, поставленной перед соревнованием. Обычно различают три цели [7]:

  1. показ намеченного результата;
  2. выигрыш соревнования;
  3. выигрыш соревнования с высоким результатом.

В последние годы становится все больше и больше приверженцев тактики бега на выигрыш. При выборе этого варианта необходимо выдержать высокий темп бега, предложенный соперниками, и сохранить силы для решающего рывка на финише. При таком беге спортсмен обычно выбирает место сразу за лидером (отставая на полшага) и внимательно следит за всеми конкурентами, готовясь в любой момент предпринять маневр: усилить темп, выйти из окружения и т. п. Особенно важно следить за тем, чтобы справа всегда было свободное место, необходимое для маневра: даже опытные спортсмены часто попадают в «коробочку» (оказываются у бровки) и лишаются этой возможности. В результате бегун вынужден ждать, пока лидирующая группа растянется и в ней появятся «окна».

В зависимости от объективных обстоятельств тактические планы и графики бега могут быть различными и определяться несколькими факторами: спортивной формой бегуна, его самочувствием, составом забега, тактикой, применяемой основными соперниками, уровнем их подготовленности.

Большое значение при этом имеют состояние беговой дорожки, климатические условия, формула проведения соревнований (количество забегов, четвертьфиналов, полуфиналов и финалов) и порядок выхода в следующую стадию соревнований.

Важнейший фактор достижения высокого результата – это рациональное распределение сил по дистанции, которое формируется в процессе многолетней соревновательной подготовки спортсмена.

Немалое значение приобретает сегодня и феномен финишного ускорения. При этом спортсмен для заключительного финишного броска на разных дистанциях использует различные расстояния. В беге на 800 м финиш начинается за 200–250 м, и уже на дальней прямой бегун старается выйти на ударную позицию. В беге на 1500 м начинают бросок за 300–500 м (чем сильнее бегуны, тем раньше они могут начать финиш).

Финишные скорости в современном беге растут из года в год, а сам финишный отрезок увеличивается в зависимости от длины дистанции. Способность к финишному ускорению играет решающую роль в достижении победы, и ее необходимо развивать на протяжении всей спортивной деятельности бегуна. На любой тренировке спортсмен должен преодолевать последний отрезок максимально быстро.

Обычно на каждой дистанции есть участки, на которых любому бегуну становится тяжело из-за нарастающего утомления, вызванного высоким кислородным долгом или другими неблагоприятными сдвигами в организме. На таких участках лидер должен по возможности увеличить темп бега и оторваться от противников или попытаться вымотать соперников рывками, снизив их способность к быстрому финишу.

Участки, на которых чаще всего снижается скорость бега, следующие: при беге на 800 м – 400–600 м, на 1500 м – 600–1000 м.

К повышению темпа в критические моменты дистанции бегуны должны долго готовиться на тренировках.

Увеличить темп бега можно за счет более коротких и частых рывков. Однако это под силу только выдающимся бегунам: при недостаточной подготовке к такой тактической борьбе спортсмен сам может стать ее жертвой. Наиболее подходящее время для спурта – момент окончания ускорения соперника, когда у него не хватает сил для повторного рывка.

Однако в забегах, где скорость невелика, все участники должны быть готовы к длинному финишу: на средних дистанциях – сразу же с начала второй половины, а на длинных – с последней четверти дистанции.

Встречаются и другие варианты, когда на первом отрезке дистанции спортсмены развивают очень высокую скорость, чтобы вырваться из большой группы бегунов, затем темп резко падает и снова увеличивается к финишу.

Сравнивая динамику скоростей забегов на 800 и 1500 м, которые проходили в принципиально разных тактических вариантах, можно отметить, что большинство сильнейших спортсменов за 200–300 м до финиша наращивают скорость бега, а на последнем 100-метровом отрезке бегут максимально быстро за счет увеличения частоты шагов.

Существенным фактором победы Ю. Борзаковского на Олимпиаде стали последние 50 м, которые он пробежал за 5,7 секунды. Устанавливая мировой рекорд, В. Кипкеттер преодолел финишный отрезок за 8,503 м/с при средней скорости бега 7,912 м/с (рис. 3).

Рис. 3 – График скорости бега на 800 м мирового рекордсмена В. Кипкеттера (Дания) и олимпийского чемпиона Ю. Борзаковского (Россия)

Однако необходимо отметить, что решающим моментом в победе Ю. Борзаковского в финальном олимпийском забеге была его способность ускориться на последних 50 м дистанции за счет переключения на более высокую частоту шага, которая составляла 4,1 ш/с, в отличие от В. Кипкеттера, у которого частота шага на финише равнялась 3,9 ш/с.

В беге на 800 и 1500 м следует добиваться прохождения второй половины дистанции с минимальным падением темпа (в пределах 1,5–2 секунд).


Выводы по I главе

 Таким образом, подводя итог, можно сказать, что бег на средние дистанции – совокупность легкоатлетических беговых дисциплин, объединяющая дистанции, длиннее, чем спринтерские, но короче, чем длинные. В большинстве случаев к средним дистанциям относят 600 м, 800 м, 1000 м, 1500 м, 1 миля, 2000 м, 3000 м, 3000 м с препятствиями (стипль-чез). Наиболее престижными, олимпийскими, являются дистанции на 800 м, 1500 м и 3000 м с препятствиями.

Организм на средних дистанциях, начав как в спринте с анаэробного режима, использующего глюкозу, переходит на кислородное дыхание и начинает расходовать запас гликогена. Условная граница между бегом на средние дистанции и марафонскими – полное расходование гликогена, что создаёт особые проблемы с подготовкой, в частности с питанием.

Исходя из всего вышесказанного, для достижения высоких спортивных показателей при выполнении данной нагрузки, необходимо развивать такие ведущие качества двигательной деятельности, как скоростно-силовые качества и аэробную выносливость.

Для этого требуется обязательное включение в рацион до 70% животного белка, витаминов A и D, кальция и фосфора. Режим питания и рацион спортсменов циклических видов спорта очень индивидуальны.

 Причиной этого является различный характер работы мышц и дыхательных органов. Если при беге на дистанцию до 200 м имеет место работа с максимальным выделением мощности, то на дистанции 1000 м работа организма переходит в аэробный режим. Занимающиеся циклическими видами спорта совершают огромное количество стартов, объем их тренировок велик, поэтому к режиму питания и рациону предъявляются особо повышенные требования. Спортсмены этих видов спорта должны иметь небольшой постоянный вес и при этом обладать значительной выносливостью, то есть в их организме должны содержаться достаточные запасы гликогена аэробный антиоксидантный двигательный кровь

Хорошая техника бега на дистанции может проявляться следующими основными чертами:

  1. небольшой наклон туловища (4–5°) вперед;
  2. плечевой пояс расслаблен; лопатки немного сведены;
  3. небольшой естественный прогиб в пояснице;
  4. голова держится ровно, мышцы лица и шеи не напрягаются.

Хорошей техникой можно назвать такую, при которой все движения эффективны, плавны и расслаблены, обеспечивают продвижение вперед по прямой линии без каких-либо резких порывистых усилий. Этому в значительной степени способствует приземление на согнутую в колене ногу. Стопа при этом ставится с передней части на основания пальцев с последующим опусканием на всю подошву, включая пятку. Стопы ставятся возможно ближе к прямой линии, без разворота их наружу, что значительно уменьшает боковые колебания.

Чрезвычайно важное значение для эффективного продвижения вперед имеет полное выпрямление ноги во всех суставах во время отталкивания, которое сопровождается махом свободной ноги вперед-вверх. Бедро ноги поднимается на предельную для этого вида бега высоту. Чем длиннее дистанция, тем меньше высота подъема бедра. Голень находится в расслабленном состоянии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе достигнута ее главная цель – подробно изучены биохимические процессы при беге на средние дистанции. Действительно, изменения биохимических процессов в организме при мышечной деятельности зависят от мощности и продолжительности упражнения, а также от тренированности спортсмена.

В беге на средние дистанции применяют высокий старт и две команды. По команде «На старт» спортсмен подходит к стартовой линии, ставит толчковую ногу перед линией, но не наступает на нее. Вторая нога отводится немного назад, на расстояние одной стопы. Обе ноги согнуты в коленях, тяжесть тела переносится на переднюю ногу. Руки согнуты в локтях противоположно ногам. Тело должно быть наклонено под углом 40-45 градусов.

По команде «марш» спортсмен отталкивается и как бы проталкивает себя вперед. При стартовом разгоне необходимо набрать оптимальную скорость бега. Обычно, она достигается на первых 70-80 метрах.

Главные черты правильного бега определяются небольшим наклоном туловища вперед, расслабленным плечевым поясом, ровной головой. Плавные и расслабленные движения обеспечат продвижение спортсмена вперед, без каких либо усилий. Движения рук как у маятника, плечи при этом не должны подниматься вверх. При поворотах тело необходимо слегка наклонить внутрь дорожки, а правая рука начинает работать более активно.

Для легкоатлета на средние дистанции важнейшим физическим качеством является силовая выносливость.

Без сомнения, некоторые бегуны на средние дистанции больше других полагаются на выносливость, и это тот случай, когда способность разбираться в своих реакциях на разные типы тренировки (или наличие тренера, который может это сделать за спортсмена) способна принести большую пользу. Именно по этой причине на развитие полного потенциала на этих дистанциях уходят многие годы. Каждый бегун должен постоянно экспериментировать, чтобы подобрать правильное сочетание составляющих своих тренировок.

В беге на средние дистанции достижения зависят в меньшей степени от техники и в большей – от физических способностей, волевых качеств и степени тренированности. Здесь имеется значительно больше возможностей для улучшения достижений, чем в спринте. Этим отчасти и объясняется, что мировые достижения в беге на средние и длинные дистанции за 60 лет выросли значительно больше, чем в спринте за 70 лет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Биохимия физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие (составители Г.Е. Медведева, Т.В. Соломина). – Челябинск, 2006. – 93 с.
  2. Волков, Н.И., Савельев, И.А. Кислородный запрос и энергетическая стоимость напряженной мышечной деятельности человека / Н.И. Волков, И.А. Савельев // Физиология человека, 2002. – №4. – 93 с.
  3. Гидранович, В.И. Биохимия / В.И. Гидранович, А.В. Гидранович. –М.: Тетрасистемс, 2010. – 528 с.
  4. Ершов, Ю.А. Общая биохимия и спорт / Ю.А. Ершов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. –368 с.
  5. Львовская, Е.И. Основы общей и спортивной биохимии: учебник / Е.И. Львовская, Т.В. Соломина, Н.М. Григорьева – Челябинск, 2009. – 489 с.
  6. Михайлов, С.С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры. 7-е изд. / С.С. Михайлов. М.: Советский спорт, 2013. 348 с.
  7. Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В.Н. Селуянов. – М.: Дивизион, 2007. – 112 с.
  8. Соломина, Т.В. Биохимия обменных процессов: учеб. пособие / Т.В. Соломина – Челябинск, 2016. – 94 с.
  9. Чиркин, А.А. Биохимия / А.А. Чиркин, Е.О. Данченко. – М.: Медицинская литература, 2010. – 608 с.



Предварительный просмотр:

Планирование физкультурно-оздоровительной работы на год

№ П/П

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

I УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1

Познакомиться с «Программой по ФК в 5-9 классах»

август

Учитель ФК

2

Разработка КТП по ФК в 5-9 классах

август

Учитель ФК

3

Утверждение Программы, КТП

август-сентябрь

Зам.директора по УВР

4

Провести заседание кафедры по физическому воспитанию

август

Руководитель МО

5

Составление расписания работы секций

сентябрь

Учитель ФК, тренеры, руководитель МО

6

Обсудить и утвердить план физкультурно-массовых мероприятий

сентябрь

Руководитель МО

II МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1

Проведение инструктажа по технике охраны труда педагогов

август

Зам.по АХЧ

2

проведение инструктажа по технике безопасности на уроке ФК:

-вводный инструктаж

-инструктаж по разделам

сентябрь

сентябрь

в течении года

Учитель ФК

Учитель ФК

Учитель ФК

3

Проведение инструктажа с физоргами класса

в течении года

Учитель ФК

4

Помощь молодым педагогами в планировании и в работе

в течении года

Зам.директора по УВР, руководитель МО

III ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА

1

«Кросс Нации»

сентябрь

Руководитель МО, учитель ФК

2

Турнир по мини-футболу 5-9 классы

октябрь

Учитель ФК

3

Веселые старты 5-9 классы

ноябрь

Учитель ФК

4

декабрь

Учитель ФК

6

Лыжня России

январь

Учитель ФК, руководитель МО

7

Викторина между 8-9 классами «посвященный ко дню защитника отечества

февраль

Учитель ФК, руководитель МО

8

Турнир по волейболу 8-9 классы

март

Учитель ФК, руководитель МО

9

День здоровья 5-9 классы

апрель

Учитель ФК

10

Зарница посв. ко дню Победы

май

Учитель ФК

IV ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1

Разработка Программы с физкультминутками и подвижными переменами

сентябрь

Учитель ФК

2

Составить план – сетку соревнований

октябрь

Учитель ФК

3

Назначение ответственных за проведение физкультминуток, подвижных перемен, соревнований между классами

Физкультминутки

сентябрь

ежедневно

Руководитель МО

Классный руководитель, учитель ФК

4

провести беседы в классах о подвижных игр на переменах и физкультминуток;

октябрь

Учитель ФК, классный руководитель

V АГИТАЦИОНО-ПРОПАГАНДИТСКАЯ РАБОТА

1

Оформление личного уголка класса

сентябрь

Классный руководитель

2

Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ»

октябрь

Учитель ФК, классный руководитель

3

Беседы по классам на спортивные темы

ежемесячно

Учитель ФК

Классный руководитель

VI РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1

Определение состава родительского комитета

сентябрь

Учитель ФК

2

Беседа на тему «Здоровый ребенок»

сентябрь

Учитель ФК

3

Проведение спортивных праздников с семьями

«Мама, папа, я – спортивная семья»

«Веселые старты»

«Лыжня России»

«Праздники к 23 февраля и 8 марта»

в течении года

Учитель ФК, руководитель МО, классный руководитель

4

Консультация родителей по вопросу «Мой ребенок – выбирает спорт»

в течении года

Учитель ФК

VII ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА

1

Учет спортивного инвентаря

август

Учитель ФК

2

Обновление спортивного инвентаря

август

Зам.директора по УВР

3

Ремонтные работы спортивных помещений

август

Зам.по АХЧ



Предварительный просмотр:

ОРУ на месте:

1) И.п. ноги врозь, руки перед грудью в замке

1-поворот головы вправо, руки вперёд;

2-и.п.

3-поворот головы влево, руки вперёд;

4-и.п.

2) И.п. ноги врозь, руки вниз

1-круг плечами вперёд;

2-круг плечами вперёд;

3-круг плечами назад;

4-круг плечами назад.

3) И.п. узкая стойка, руки в стороны

1- круг вперёд в лучезапястном суставе;

2-круг вперёд в лучезапястном суставе;

3-круг вперёд в локтевом суставе;

4-круг вперёд в локтевом суставе;

4) И.п. широкая стойка, наклон туловища вперёд, руки в стороны

1-правая рука касается левой ноги;

2-левая рука касается правой ноги;

3- правая рука касается левой ноги;

4- левая рука касается правой ноги;

5) И.п. широкая стойка, руки на пояс

1-Наклон туловища вправо;

2-наклон туловища влево;

3-наклон туловища вперед с касанием пола;

4-наклон туловища назад, руки вверх в замке

6) И.п. ноги врозь, руки вперёд

1- мах правой ногой к левой руке;

2-и.п.

3-мах левой ногой к правой руке;

4-и.п.

7) И.п. выпад в сторону на правую ногу, руки на пояс

1-пружинистые выпады на правой ноге;

2-пружинистые выпады на правой ноге;

3-пружинистые выпады на правой ноге;

4-перекат на левую ногу.

8) И.п. ноги врозь, руки на пояс

1-выпад правой ногой, руки в стороны;

2-и.п.

3-выпад левой ногой, руки в стороны;

4-и.п

9) И.п. упор лежа, руки выпрямленные

1- подтягивание правой ноги к левой руке;

2-и.п

3-подтягивание левой ноги к правой руке;

4-и.п

10) И.п. ноги врозь, руки в стороны

Прыжок с подтягиванием ног к груди

1-3-подпрыгивания;

4-прыжок с подтягиванием ног к груди

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

«Посмотрите упражнение!» «И.п. принять!» «Упражнение в право начинай!» «Спина прямая, взгляд вперед, руки прямые!» «Стой!»

«Посмотрите упражнение!» «И.п. принять!» «Упражнение вперед начинай!» «Спина прямая, взгляд вперед, руки расслаблены!» «Стой!»

«Посмотрите упражнение!» «И.п. принять!» «Упражнение вперед начинай!» «Спина прямая, взгляд вперед!» «Стой!»

«Посмотрите упражнение!» «И.п. принять!» «Упражнение к правой ноге начинай!» «Спина прямая, ноги прямые!» «Стой!»

«Посмотрите упражнение!» «И.п. принять!» «Упражнение в право начинай!» «Спина прямая, взгляд вперед, ноги прямые!» «Стой!»

«Посмотрите упражнение!» «И.п. принять!» «Упражнение с правой ноги начинай!» «Спина прямая, взгляд вперед, нога прямая, ногу выше!» «Стой!»

«Посмотрите упражнение!» «И.п. принять!» «Упражнение с правой ноги начинай!» «Спина прямая, взгляд вперед, выпад глубже!» «Стой!»

«Посмотрите упражнение!» «И.п. принять!» «Упражнение с правой ноги начинай!» «Спина прямая, взгляд вперед, выпад глубже!» «Стой!»

«Посмотрите упражнение!» «И.п. принять!» «Упражнение с правой ноги начинай!» «Спина прямая, взгляд вперед!» «Стой!»

«Посмотрите упражнение!» «И.п. принять!» «Упражнение начинай!» «Прыжок выше!» «Стой!»



Предварительный просмотр:

1)Повороты головы

И.п.- Руки с мячом внизу

1- поворот головы вправо, мяч вперед

2- и.п.

3- поворот головы влево, мяч вперед

4- и.п

2)Перекладывание мяча из правой в левую

3)Руки в сторону, мяч в правой, броски с правой в левую через голову

4)Подкидывание мяча с последующей ловлей другой рукой

И.п. руки вытянуты вперед

5)Круговые движения рук с мячом вокруг головы

1-4 – вправо

 5-8 – влево

6)Перекладывание мяча спереди (за спиной)

7)махи ногой руки вперед

И.п- руки с мячом внизу

1- мах правой, руки с мячом вверх

 2- И.п.

3- мах левой, руки с мячом вверх

4-И.п.

 8) наклоны на каждый шаг

1- шаг правой, наклон

 2- шаг левой, наклон

 9)Перекладывание мяча между ногами( восьмеркой)

10)Ловля мяча между ног со сменой рук

 

6раз

6раз

6раз

6раз

6раз

6раз

6раз

6раз

6раз

 

Упр вправо «Начинай!»

 «Без задания!»

Упр выполнять плавно

«Упражнение с правой начинай!»

 «Руки в локтях не сгибать»

 «Без задания!»

«Упражнение с правой начинай!».

«Руки в локтях не сгибаем, следим за мячом»

«Без задания!»

«Упражнение с правой начинай!».

 «Руки в локтях не сгибаем, следим за мячом, спина прямая»

«Без задания!»

 «Упражнение начинай!».

 «Следим за мячом, спина прямая»

«Без задания!»

 « Упр.Начинай!»

 «Без задания!»

« Упр.Начинай!» «Без задания!»

«Колено не сгиаем!»

« Упр.Начинай!» «Без задания!»

«Спина прямая!»

«Упр. Начинай!» «без задания!» Перекладывание мяча выполняется на каждый шаг

« Упр.Начинай!» «Без задания!»



Предварительный просмотр:

Гимнастика до учебных занятий для начальных классов

  1. И. п. – о. с., руки вниз

Ходьба на месте:

1-руки вниз

2-руки в стороны

3-руки к плечам

4-руки на пояс                  (2-3 раза)

  1. И. п.- о. с., руки на пояс

1-2-подняться на носки, руки вверх, потянуться

3-4-и. п.                                                                                (3-4)

  1. И. п. – о. с., руки на пояс

1-наклон туловища вперед

2-и. п.

3-наклон туловища назад, руки в стороны

4-и. п.                                                                            (2-3)

  1. И. п. – о. с., руки на пояс

1-полуприсед, руки в стороны

2-и. п.

3-полуприсед, руки вверх

4-и. п.                                             (3-4)

  1. И. п. – о. с., руки на пояс

1-наклон туловища вправо, правую ногу на носок, левую руку вверх

2-и. п.

3-тоже влево

4-и. п.                    (3-4)

  1. И. п – о. с., руки на пояс. Прыжки на месте

1-ноги врозь

2-и. п.

3-правая вперед, левая назад

4-и. п.

5-6-левая вперед, правая назад

7-8-и. п.                        (3-4)



Предварительный просмотр:

Положение о проведении соревнований по баскетболу

  Цели и задачи:

1.Развитие и популяризация баскетбола

2.Повышение уровня мастерства игры в баскетбол.

3.Воспитание высоких нравственных качеств.

4.Определение сильнейших команд.

Время и место проведения:

Соревнования проводятся в спортивном зале 11 декабря в 15:00

Регламент соревнований.                                                                                                           Соревнования проводятся по круговой системе, 2 тайма по 20 минут. Перерыв 2 минуты.

Участники соревнований:

На соревнования допускаются студенты педагогического колледжа с 1 по 4 курс.

Правила игры баскетбола:

-за штрафной бросок начисляется одно очко;

-за бросок, производящийся из пределов 3-очковой линии, начисляется 2 очка;

-за бросок из-за 3-очковой линии – 3 очка.

-по мячу нельзя бить ногами или кулаком, а также вести мяч двумя руками одновременно;

-нельзя толкать игрока с мячом, бить его по рукам, ставить подножки и выполнять подобные действия;

-нельзя бегать с мячом в руках: если Вы владели мячом и решили взять его в 2 руки, то дальше нужно или бросить его в кольцо, либо отпасовать партнеру (с мячом в руках после окончания ведения можно делать 2 шага). Если Вы снова начнете ведение – то это будет считаться нарушением правил и мяч перейдет во владение к другой команде;

-Мяч уходит в аут, если игрок, владеющий им, заступает ногой за пределы площадки или если сам мяч бьется в пол за пределами площадки;

-Прыгать с мячом в руках недопустимо. Если Вы прыгнули с мячом в руках, то до приземления нужно бросить по кольцу либо отдать мяч партнеру по команде. Ну, в крайнем случае, просто выбросить его куда-нибудь. Если Вы прыгнули с мячом в руках и приземлились с мячом – то мяч переходит к другой команде. (Я специально не говорю о, так называемой, «напрыжке», потому что для новичков этот элемент будет вызывать много споров);

-Игра может продолжаться до определенного счета (11, 15, 21 очко) или по времени (2 периода по 10-15 минут, или 4 периода по 7-10 минут).