ПК 3.4
учебно-методический материал
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.
Ссылка на календарь массовых мероприятий для обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных организаций г. Челябинска на 2018/2019 учебный год http://www.chel-edu.ru/additional/kalendar17/
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Спорт не стоит на месте, как все в мире он постоянно меняется. Что-то уходит, а на смену старому приходит новое. Появляются новые течения и распространяются по всему земному шару.
Сколько диковинных видов спорта насчитывает современная человеческая цивилизация. Одни смотрят на такие забавы и катаются от смеха, а другие битком заполняют стадионы, на которых проводятся подобные соревнования. Гэльский футбол мало известен за пределами Ирландии, но это самодостаточный вид спорта.
Ирландцы известны всему миру как гордый и своенравный народ, потому неудивительно, что у них есть своя версия очень распространенных на британских островах игр – футбола и регби. Гэльский (или ирландский) футбол очень популярен у себя на родине, здесь он является еще и символом независимости от английской короны. Ирландцы обожают читать новости об этом виде спорта.
В целом, футбол - самая популярная и любимая игра в большинстве стран мира. Сотни тысяч детей, юношей, взрослых играют в футбол. Футбол позволяет без больших материальных затрат достичь высокой степени физической подготовленности и развивать скорость, силу, выносливость, ловкость и много других двигательных качеств, воспитывать смелость, дисциплинированность.
В советское время в нашей стране ничего не было известно о гэльском футболе, да и сейчас для болельщиков этот вид спорта как будто из другой галактики. Дело в том, что для Ирландии этот главенствующий вид спорта, который опережает по популярности херлинг и футбол.
В целом игра интересная и чем-то напоминает сразу регби и футбол, но больше всего она имеет сходств с австралийским футболом.
За пределами Ирландии гэльский футбол не сильно популярен, хотя в Великобритании, Австралии, США, Испании и Франции существуют десятки клубов и гэльский футбол там активно развивается. В России – это малоизвестный вид футбола. Существует всего несколько мест в России, где играют в гэльский футбол.
На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Новый вид спорта – гэльский футбол».
Цель исследования: изучить теоретические основы гэльского футбола как нового вида спорта.
Задачи исследования:
- Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
- Рассмотреть историю развития гэльского футбола в мире;
- Изучить основные правила игры в гэльский футбол;
- Проанализировать уровень развития гэльского футбола в России;
- Обобщить результаты теоретического исследования.
Методы теоретического исследования:
- Поиск тематической литературы;
- Анализ;
- Обобщение;
- Систематизация материала.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЭЛЬСКОГО ФУТБОЛА КАК ВИДА СПОРТА
- Гэльский футбол как вид спорта
Гэльский футбол - национальный вид спорта в Ирландии, одна из разновидностей футбола и регби [9, с. 63].
Спорт в Ирландии популярен и широко распространён. Население активно занимается спортом и участвует в соревнованиях. В Ирландии культивируется немало разнообразных видов спорта. По данным на 2003 год самыми посещаемыми были матчи команд по гэльскому футболу — 34 % от общего числа посещений спортивных соревнований [8, с. 115].
Традиционные ирландские виды спорта регулируются Гэльской атлетической ассоциацией, крупнейшей в Ирландии организацией спортсменов-непрофессионалов, объединяющей 2500 отделений и 800 000 спортсменов-непрофессионалов. Основная задача ассоциации развитие и популяризация таких видов спорта как гэльский футбол, хёрлинг, камоги, гэльский гандбол и гэльская лапта.
Гельский футбол с виду может напоминать регби, но играется круглым мячом. Ворота в гэльском футболе схожи с обычными футбольными воротам, но имеют удлиненные штанги над сеткой.
Гэльский футбол – это помесь обычного футбола и регби, в который играют на территории Ирландии с XVII века. К главным отличиям гэльского футбола от обычного можно отнести жесткие правила игры, обмундирование игроков, и мяч.
Турниры по гэльскому футболу проходят в четырёх возрастных группах:
- среди несовершеннолетних;
- юниоров (до 18 лет);
- молодёжи (до 21 года);
- взрослых.
Все игроки любители, хотя ведущие футболисты могут получать гранты и помощь от спонсоров. Каждый гэльский футболист играет за местный клуб или приходскую команду, лучших отбирают для участия в матчах между сборными графств, а также чтобы играть в Межпровинциальном чемпионате, он же Железнодорожный кубок, в которых команды по гэльскому футболу встречаются с командами по австралийскому футболу.
Основными национальными соревнованиями являются Всеирландский старший футбольный чемпионат и турнир Национальной футбольной лиги, в котором участвуют команды ирландских графств и Лондона.
Сезон гэльского футбола начинается с предварительных соревнований и матчей. С мая по июль команды 32 графств, а также Нью-Йорка и Лондона играют в рамках Всеирландского чемпионата. Каждая из четырёх провинций имеет свой собственный турнир, по итогам которых отбираются восемь команд для участия во Всеирландской серии. В августе и сентябре проходят четверть- и полуфинальные матчи. Всеирландский финал традиционно проводится в третье воскресенье сентября в Дублине на стадионе «Кроук Парк».
Чаще всего, 36 раз, чемпионом Ирландии становилась команда графства Керри. Традиционно большое внимание публики привлекают матчи между командами Дублинского региона и графства Мит, а также графств Корк и Керри.
Крупнейшими стадионами для игры в гэльский футбол в стране являются:
- «Кроук Парк» в Дублине (82 300 мест, в том числе 76500 сидячих),
- Semple Stadium в Тёрлсе (53 500 мест, в том числе 36 000 сидячих),
- Gaelic Grounds в Лимерике (49 866 мест, в том числе 35 000 сидячих),
- Páirc Uí Chaoimh в Корке (43 550 мест, в том числе 19 500 сидячих)
- «Стадион Фицджеральда» в Килларни (43 180 мест, в том числе 900 сидячих) [10].
1.2. История развития гэльского футбола в мире
Гэльский футбол - одна из самых древних разновидностей европейского футбола. Зародился и наибольшее распространение получил в Ирландии около 1000 лет назад.
К XVII веку похожая на гэльский футбол игра перекочевала из стана простолюдинов на площадки благородных герцогов и вельмож ирландского государства. Знаменитые представители дворянства занимались набором людей в команды из своих подчиненных и устраивали настоящие баталии за приличные деньги.
Официальное признание гэльский футбол получил лишь в 1887 году. Позже чем традиционный футбол и регби. По характерным особенностям этой игры можно понять, что у нее единые корни с тем же традиционным футболом и регби.
Популярность гэльского футбола росла. В XVII и XVIII веках проводился чуть ли не регулярный чемпионат между графствами. Если до XIX века в Дублине предпочитали играть в гэльский футбол со сложным набором правил, строгим ограничением на грубую игру и т.д., то уже в XIX веке народ полюбил жесткий и суровый регби [13].
Но в Ирландии уже в XX веке стали чтить именно гэльский футбол, потому что он стал своеобразным символом сопротивления власти английских монархов. В 20-е годы во время вооруженного конфликта между Ирландией и Великобританией на один из стадионов Дублина «Крок Парк», где проводился матч по гэльскому футболу, ворвались регулярные части королевской армии и атаковали всех присутствующих. В результате этого нападения погибли 14 человек и 65 были ранены [13]. Среди погибших был известных игрок Майкл Хоган, в честь которого позже была названа одна из трибун стадиона. С тех пор ирландцы чтут традиции своего собственного вида спорта.
- Правила игры в гэльский футбол
Официальные правила, которые с некоторыми изменениями действуют и теперь, были установлены в 1884.
Под эгидой Гэльской атлетической ассоциации проходит большой ирландский турнир, состоящий из несколько лиг. Высшая лига включает в себя 15 команд. Поляна для игры напоминает именно регбийную, но есть уникальные особенности, одна из которых делает гэльский футбол похожим на традиционный — это вторые ворота и вратарь. Первые ворота предназначены ровно для того же, для чего они предназначены в регби — для дальних ударов ногой и реализации штрафных ударов. А вот во вторые еще нужно попасть, ведь там на линии стоит их верный страж. Цель игры - забить мяч в ворота противника [1, с. 133].
Размеры поляны ее — 154,7 метра по длине и 91 метр по ширине. Поле делится не только пополам, но и на 3 зоны: на расстоянии 13 метров от ворот, 20 и 45 [2, с. 69]. Это зоны, в которых ограничено ведение мяча. В одной из них можно играть только ногами, в другой разрешается взять мяч в руки и передавать его своему партнеру.
В качестве игрового снаряда используют круглый кожаный мяч, но он заметно отличается от футбольного. Причем не столько размерами, сколько весом. Бить по такому мячу ногой сложней, зато он летит точней. В игровой форме тоже есть некоторые особенности: все те же футболки, шорты и бутсы, но нет щитков. Во время пробития специальных штрафных ударов игроки одевают перчатки для лучшего контакта руки с мячом. Кстати результативно бить по мячу можно не только ногой, но и рукой. Только для этого она должна быть сжата в кулак.
Весь матч длится ровно 1 час и делится на 2 тайма по 30 минут. Ничьих здесь не бывает. Если на табло равный счет, то назначаются дополнительные таймы, а после них и переигровка.
На поле игроки располагаются в определенном порядке. В отличие от футбола, здесь как в регби у каждого игрока своя позиция, и она не меняется. Иногда игроки могут обмениваться своими позициями, но это происходит только с указания тренера или капитана команды.
В команде принимает участие 15 человек:
- Вратарь.
- Правый угловой защитник.
- Левый угловой защитник.
- Опорный защитник.
- Мидфилдер.
- Полузащитник.
- Правый полузащитникр
- Центральный полузащитник.
- Левый полузащитник.
- Правый полунападающий.
- Левый полунападающий.
- Центральный полунападающий.
- Левый угловой нападающий.
- Правый угловой нападающий.
- Форвард.
Задача вратаря заключается в защите ворот и недопущению мяч в них. Ирландский вратарь должен быть статным, очень сильным и храбрым человеком. Вратарю разрешается передвигаться по всему полю, однако как только он покидает зону пенальти, к нему применяются правила, как к обычному полевому игроку. В штрафной другими игрокам запрещается нападать на вратаря.
Правый угловой защитник защищает свой участок от левого правого нападающего соперника. Он играет на 20-метровой линии. У этого игрока должна быть высокая стартовая скорость и манящая координация. Особых требований к силе и выносливости нет.
Опорный защитник играет одну из основных ролей на поле. Он отвечает за организацию всей обороны перед своими воротами. Как правило, это наиболее физически развитый игрок в команде.
Левый угловой защитник защищает свой участок от правого нападающего соперника. Он играет на 20-метровой линии. У этого игрока должна быть высокая стартовая скорость и манящая координация. Особых требований к силе и выносливости нет.
Полузащитник играет меньшую, чем защитник, оборонительную роль. Он играет между 45-метровой линией и серединой поля и защищается от нападений соперника. Его задачей также является выполнение прорывов от 45-метровой линии с целью переноса игры в линию нападающих.
Центральный полузащитник. Играет одинаковую с правым и левым полузащитником роль и действует между 45-метровой линией и серединой поля.
Левый полузащитник играет меньшую, чем защитник, оборонительную роль. Он играет между 45-метровой линией и серединой поля и защищается от нападений соперника. Его задачей также является выполнение прорывов от 45-метровой линии с целью переноса игры в линию нападающих.
Мидфилдер. Задача мидфилдеров, которые обычно носят 8 и 9 номера, в том, чтобы поймать мячи, которые выбивает свой вратарь или вратарь соперника. Он действует как звено связи между обороной и нападением команды. Мидфилдера считают одним из важнейших игроков на поле [10].
Задача правого полунападающего заключается в поддержке атаки команды и доставке мяча в линию нападения. Он действует от центра поля до 45-метровой линии соперника.
Задача центрального полунападающего заключается в поддержке атаки команды и доставке мяча в линию нападения. Он действует от центра поля до 45-метровой линии соперника. На него также возложена ответственность за удары по воротам соперника.
Задача правого полунападающего заключается в поддержке атаки команды и доставке мяча в линию нападения. Он действует от центра поля до 45-метровой линии соперника.
Правый угловой нападающий. Играет под номером "13" и имеет задачу забивать голы. Действует около 21-метровой линии соперника.
Форвард играет основную роль в получении очков. Действует поблизку 21-метровой линии соперника.
Левый угловой нападающий играет под номером "15" и имеет задачу поддерживать прорывы центрального нападающего. Действует около 21-метровой линии соперника.
Форма игроков - есть перчатки на руках, никаких щитков не полагается. Помимо этого, на игроке должны находиться лишь бутсы (разумеется, без металлических шипов), гетры, шорты и майка [3, с. 57]. Каждый футболист имеет номер от 1 до 15 (никак иначе).
Ведение мяча помимо разграничения зонами имеет еще одну характерную особенность — нельзя делать с мячом более 4-х шагов. Сделав 4 шага с мячом нужно непременно ударить им о землю или же о собственную ногу. В остальном перемещение по полю практически ничем не ограничивается, равно как и передача мяча: его можно бросать назад, вперед, влево, вправо, ногой или рукой. Подсчет очков ведется довольно просто: попадание в ворота с сеткой — 3 очка, попадание в большие ворота — 1 очко.
В общем и целом, это и есть гаэльский футбол. Принято считать, что гэльский футбол весьма похож на австралийский футбол. И между сборными этих команд проводятся соревнования по усредненным правилам.
- Гэльский футбол в России
Гэльский футбол - это очень интересный вид спорта, но дальше Ирландии он едва ли получил фанатов. Максимум – ирландские диаспоры в Лондоне и Нью-Йорке, которые участвуют и во Всеирландском чемпионате по гэльскому футболу. Однако лидеров и топовых игроков там нет, и это объяснимо: футболиста быстро перехватывают австралийцы и зовут в свой футбол с куда большими деньгами и популярностью. Кажется, гэльский футбол обречен стать лишь забавой в остальном мире.
«Московские трилистники» (они же Moscow Shamrocks) появились в 2015 году, и пока что это единственное место в России, где играют в гэльский футбол. Поэтому команде сложно оценивать свои силы на протяжении всего года: внутренних соперников почти нет, только из австралийского футбола, т. к. в России появилась собственная федерация, а среди команд есть «Москали», «Ленивые Коалы» и «Петербургские коты» [14]. При этом Moscow Shamrocks несколько раз в год выезжают на международные турниры, а этим летом сыграют за сборную Россию против Германии. Именно о этой команде мы расскажем поподробнее.
«Трилистники» – это и есть сборная России, где помимо ирландцев и их русских друзей играют ребята из США, Австралии, Северной Ирландии и других стран, говорящих на английском. Многие из них работают учителями в британских школах Москвы, занимаются бизнесом или спортивным менеджментом.
Мужчины здесь играют в белом, девушки – в черном, но на тренировку можно прийти в чем угодно, лишь бы это соответствовало ирландскому духу.
Для ирландцев очень важны традиции – поэтому они играют в гэльский футбол и приходят на тренировки семьями.
Тренировка начинается с общей разминки, которую все помнят еще со школьных уроков физкультуры. После нескольких кругов аэробной нагрузки все встают в круг, где помимо базовых упражнений на гибкость и растяжку каждый член команды предлагает что-то свое.
В гэльском футболе очень важны мозги, потому что вариантов для развития атаки здесь гораздо больше, чем в других командных видах спорта. Например, вратаря можно обмануть неожиданным ударом рукой, хотя логичнее было бы отдать передачу; или выкрутить мяч так, чтобы он пролетел у тебя за спиной и потом оказался в воротах [5, с. 43]. Главное – не забывать про количество шагов и очень хотеть забить. Тем более здесь это делают практически любой частью тела.
Играющий тренер Moscow Shamrocks уже девять лет живет в России и занимается спортивным менеджментом, сотрудничает с футбольными клубами, помогает в организации больших турниров. Недавно он участвовал в ответном фильме про российских фанатов и чемпионат мира-2018.
Выводы по I главе
Мы провели работу по теоретическому изучению нового вида спорта в России – гэльского футбола.
В первом параграфе мы рассмотрели гэльский футбол как вид спорта. И выяснили, что гэльский футбол - национальный вид спорта в Ирландии, одна из разновидностей футбола и регби. К главным отличиям гэльского футбола от обычного можно отнести жесткие правила игры, обмундирование игроков, и мяч.
Во втором параграфе, мы изучил историю возникновения и развития гэльского футбола в мире. К XVII веку похожая на гэльский футбол игра перекочевала из стана простолюдинов на площадки благородных герцогов и вельмож ирландского государства. Знаменитые представители дворянства занимались набором людей в команды из своих подчиненных и устраивали настоящие баталии за приличные деньги. Официальное признание гэльский футбол получил лишь в 1887 году. Позже чем традиционный футбол и регби.
В третьем параграфе мы изучили основные правила игры в гэльский футбол. И выяснили, что основная цель команды - либо забить мяч в ворота, защищаемые вратарем, либо перекинуть его между двумя стойками над перекладиной. В первом случае присуждаются три очка, а во втором - только одно. В конце матча суммируются набранные очки и выявляется победитель. В случае ничьей, встреча переигрывается.
В четвертом параграфе, мы проанализировали уровень развития гэльского футбола в России. Гэльский футбол - это очень интересный вид спорта, но дальше Ирландии он едва ли получил фанатов. Максимум – ирландские диаспоры в Лондоне и Нью-Йорке, которые участвуют и во Всеирландском чемпионате по гэльскому футболу. «Московские трилистники» (они же Moscow Shamrocks) появились в 2015 году, и пока что это единственное место в России, где играют в гэльский футбол. Кажется, гэльский футбол обречен стать лишь забавой в остальном мире.
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Футбол – это одно из самых популярных, доступных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья, не только мoлoдежи, но и взрослых. Игра занимает ведущее место в oбщей системе физического воспитания. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Каждый футболист может проявить в игре находчивость, самостоятельность, лидерские качества, инициативу творчества и смекалку. Вместе с тем, игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать, и постоянно совершенствовать сложной техникой и тактикой футбола, развивать и поддерживать физические качества: выносливость, быстроту, скорость, силу, ловкость, координацию, как с мячом, так и без него. Воспитывается устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, и появляется понимание в соблюдении спортивного режима. Всё это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки и мужества. Стабильные и высокие достижения в футболе возможны только на основе развития и становления тактического и технического мастерства. В свою очередь, основой для роста спортивного мастерства и специальной работоспособности, является высокий уровень функциональной подготовленности футболистов. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что достижение высоких спортивных результатов в футболе невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи и результаты любой футбольной команды определяются в основном такими факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока по отдельности (физическим, 4 психологическим, морально-волевым и т.д.). И я полностью с этим согласен. Техничный и тактически грамотный игрок, никогда не сможет в полной мере показать своё мастерство и принести пользу команде, если из-за плохой физической подготовки он редко владеет мячом, медленно передвигается по футбольному полю, плохо координирует, слабо бьёт по мячу. Проявление физических способностей: выносливости, силы, координации, скорости в игре, способствуют полной реализации технического и тактического арсенала футболиста. На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Развитие скоростной выносливости посредством гельского футбола у обучающихся 12-16 лет».
Цель исследования: изучить методику развития скоростной выносливости и методы развития средствами гельского футбола.
Объект исследования: гельский футбол как средство развития скоростной выносливости.
Предмет исследования: развитие скоростной выносливости посредством гельского футбола.
Задачи исследования:
1. Изучить физиологические особенности обучающихся 12-16 лет.
2. Рассмотреть методику развития скоростной выносливости.
3. Средство развития скоростной выносливости – гельский футбол.
4. Отбор тестов для определения уровня развития скоростной выносливости.
Методы теоретического исследования:
- Отбор и чтение методической литературы.
- Систематизация материала.
- Обобщение материала.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЭЛЬСКОГО ФУТБОЛА КАК ВИДА СПОРТА
- Гэльский футбол как вид спорта
Гэльский футбол - национальный вид спорта в Ирландии, одна из разновидностей футбола и регби [9, с. 63].
Спорт в Ирландии популярен и широко распространён. Население активно занимается спортом и участвует в соревнованиях. В Ирландии культивируется немало разнообразных видов спорта. По данным на 2003 год самыми посещаемыми были матчи команд по гэльскому футболу — 34 % от общего числа посещений спортивных соревнований [8, с. 115].
Традиционные ирландские виды спорта регулируются Гэльской атлетической ассоциацией, крупнейшей в Ирландии организацией спортсменов-непрофессионалов, объединяющей 2500 отделений и 800 000 спортсменов-непрофессионалов. Основная задача ассоциации развитие и популяризация таких видов спорта как гэльский футбол, хёрлинг, камоги, гэльский гандбол и гэльская лапта[4, с. 127].
Гельский футбол с виду может напоминать регби, но играется круглым мячом. Ворота в гэльском футболе схожи с обычными футбольными воротам, но имеют удлиненные штанги над сеткой.
Гэльский футбол – это помесь обычного футбола и регби, в который играют на территории Ирландии с XVII века. К главным отличиям гэльского футбола от обычного можно отнести жесткие правила игры, обмундирование игроков, и мяч.
Турниры по гэльскому футболу проходят в четырёх возрастных группах:
- среди несовершеннолетних;
- юниоров (до 18 лет);
- молодёжи (до 21 года);
- взрослых.
Все игроки любители, хотя ведущие футболисты могут получать гранты и помощь от спонсоров. Каждый гэльский футболист играет за местный клуб или приходскую команду, лучших отбирают для участия в матчах между сборными графств, а также чтобы играть в Межпровинциальном чемпионате, он же Железнодорожный кубок, в которых команды по гэльскому футболу встречаются с командами по австралийскому футболу [6, с. 129].
Основными национальными соревнованиями являются Всеирландский старший футбольный чемпионат и турнир Национальной футбольной лиги, в котором участвуют команды ирландских графств и Лондона.
Сезон гэльского футбола начинается с предварительных соревнований и матчей. С мая по июль команды 32 графств, а также Нью-Йорка и Лондона играют в рамках Всеирландского чемпионата. Каждая из четырёх провинций имеет свой собственный турнир, по итогам которых отбираются восемь команд для участия во Всеирландской серии. В августе и сентябре проходят четверть- и полуфинальные матчи. Всеирландский финал традиционно проводится в третье воскресенье сентября в Дублине на стадионе «Кроук Парк».
Чаще всего, 36 раз, чемпионом Ирландии становилась команда графства Керри. Традиционно большое внимание публики привлекают матчи между командами Дублинского региона и графства Мит, а также графств Корк и Керри.
Крупнейшими стадионами для игры в гэльский футбол в стране являются:
- «Кроук Парк» в Дублине (82 300 мест, в том числе 76500 сидячих),
- Semple Stadium в Тёрлсе (53 500 мест, в том числе 36 000 сидячих),
- Gaelic Grounds в Лимерике (49 866 мест, в том числе 35 000 сидячих),
- Páirc Uí Chaoimh в Корке (43 550 мест, в том числе 19 500 сидячих)
- «Стадион Фицджеральда» в Килларни (43 180 мест, в том числе 900 сидячих) [10].
1.2. История развития гэльского футбола в мире
Гэльский футбол - одна из самых древних разновидностей европейского футбола. Зародился и наибольшее распространение получил в Ирландии около 1000 лет назад.
К XVII веку похожая на гэльский футбол игра перекочевала из стана простолюдинов на площадки благородных герцогов и вельмож ирландского государства. Знаменитые представители дворянства занимались набором людей в команды из своих подчиненных и устраивали настоящие баталии за приличные деньги.
Официальное признание гэльский футбол получил лишь в 1887 году. Позже чем традиционный футбол и регби. По характерным особенностям этой игры можно понять, что у нее единые корни с тем же традиционным футболом и регби[7, с. 220].
Популярность гэльского футбола росла. В XVII и XVIII веках проводился чуть ли не регулярный чемпионат между графствами. Если до XIX века в Дублине предпочитали играть в гэльский футбол со сложным набором правил, строгим ограничением на грубую игру и т.д., то уже в XIX веке народ полюбил жесткий и суровый регби [13].
Но в Ирландии уже в XX веке стали чтить именно гэльский футбол, потому что он стал своеобразным символом сопротивления власти английских монархов. В 20-е годы во время вооруженного конфликта между Ирландией и Великобританией на один из стадионов Дублина «Крок Парк», где проводился матч по гэльскому футболу, ворвались регулярные части королевской армии и атаковали всех присутствующих. В результате этого нападения погибли 14 человек и 65 были ранены [13]. Среди погибших был известных игрок Майкл Хоган, в честь которого позже была названа одна из трибун стадиона. С тех пор ирландцы чтут традиции своего собственного вида спорта.
- Правила игры в гэльский футбол
Официальные правила, которые с некоторыми изменениями действуют и теперь, были установлены в 1884.
Под эгидой Гэльской атлетической ассоциации проходит большой ирландский турнир, состоящий из несколько лиг. Высшая лига включает в себя 15 команд. Поляна для игры напоминает именно регбийную, но есть уникальные особенности, одна из которых делает гэльский футбол похожим на традиционный — это вторые ворота и вратарь. Первые ворота предназначены ровно для того же, для чего они предназначены в регби — для дальних ударов ногой и реализации штрафных ударов. А вот во вторые еще нужно попасть, ведь там на линии стоит их верный страж. Цель игры - забить мяч в ворота противника [1, с. 133].
Размеры поляны ее — 154,7 метра по длине и 91 метр по ширине. Поле делится не только пополам, но и на 3 зоны: на расстоянии 13 метров от ворот, 20 и 45 [2, с. 69]. Это зоны, в которых ограничено ведение мяча. В одной из них можно играть только ногами, в другой разрешается взять мяч в руки и передавать его своему партнеру.
В качестве игрового снаряда используют круглый кожаный мяч, но он заметно отличается от футбольного. Причем не столько размерами, сколько весом. Бить по такому мячу ногой сложней, зато он летит точней. В игровой форме тоже есть некоторые особенности: все те же футболки, шорты и бутсы, но нет щитков. Во время пробития специальных штрафных ударов игроки одевают перчатки для лучшего контакта руки с мячом. Кстати результативно бить по мячу можно не только ногой, но и рукой. Только для этого она должна быть сжата в кулак[11].
Весь матч длится ровно 1 час и делится на 2 тайма по 30 минут. Ничьих здесь не бывает. Если на табло равный счет, то назначаются дополнительные таймы, а после них и переигровка.
На поле игроки располагаются в определенном порядке. В отличие от футбола, здесь как в регби у каждого игрока своя позиция, и она не меняется. Иногда игроки могут обмениваться своими позициями, но это происходит только с указания тренера или капитана команды.
В команде принимает участие 15 человек:
- Вратарь.
- Правый угловой защитник.
- Левый угловой защитник.
- Опорный защитник.
- Мидфилдер.
- Полузащитник.
- Правый полузащитникр
- Центральный полузащитник.
- Левый полузащитник.
- Правый полунападающий.
- Левый полунападающий.
- Центральный полунападающий.
- Левый угловой нападающий.
- Правый угловой нападающий.
- Форвард.
Задача вратаря заключается в защите ворот и недопущению мяч в них. Ирландский вратарь должен быть статным, очень сильным и храбрым человеком. Вратарю разрешается передвигаться по всему полю, однако как только он покидает зону пенальти, к нему применяются правила, как к обычному полевому игроку. В штрафной другими игрокам запрещается нападать на вратаря[14].
Правый угловой защитник защищает свой участок от левого правого нападающего соперника. Он играет на 20-метровой линии. У этого игрока должна быть высокая стартовая скорость и манящая координация. Особых требований к силе и выносливости нет.
Опорный защитник играет одну из основных ролей на поле. Он отвечает за организацию всей обороны перед своими воротами. Как правило, это наиболее физически развитый игрок в команде.
Левый угловой защитник защищает свой участок от правого нападающего соперника. Он играет на 20-метровой линии. У этого игрока должна быть высокая стартовая скорость и манящая координация. Особых требований к силе и выносливости нет.
Полузащитник играет меньшую, чем защитник, оборонительную роль. Он играет между 45-метровой линией и серединой поля и защищается от нападений соперника. Его задачей также является выполнение прорывов от 45-метровой линии с целью переноса игры в линию нападающих.
Центральный полузащитник. Играет одинаковую с правым и левым полузащитником роль и действует между 45-метровой линией и серединой поля.
Левый полузащитник играет меньшую, чем защитник, оборонительную роль. Он играет между 45-метровой линией и серединой поля и защищается от нападений соперника. Его задачей также является выполнение прорывов от 45-метровой линии с целью переноса игры в линию нападающих.
Мидфилдер. Задача мидфилдеров, которые обычно носят 8 и 9 номера, в том, чтобы поймать мячи, которые выбивает свой вратарь или вратарь соперника. Он действует как звено связи между обороной и нападением команды. Мидфилдера считают одним из важнейших игроков на поле [10].
Задача правого полунападающего заключается в поддержке атаки команды и доставке мяча в линию нападения. Он действует от центра поля до 45-метровой линии соперника.
Задача центрального полунападающего заключается в поддержке атаки команды и доставке мяча в линию нападения. Он действует от центра поля до 45-метровой линии соперника. На него также возложена ответственность за удары по воротам соперника.
Задача правого полунападающего заключается в поддержке атаки команды и доставке мяча в линию нападения. Он действует от центра поля до 45-метровой линии соперника.
Правый угловой нападающий. Играет под номером "13" и имеет задачу забивать голы. Действует около 21-метровой линии соперника.
Форвард играет основную роль в получении очков. Действует поблизку 21-метровой линии соперника.
Левый угловой нападающий играет под номером "15" и имеет задачу поддерживать прорывы центрального нападающего. Действует около 21-метровой линии соперника.
Форма игроков - есть перчатки на руках, никаких щитков не полагается. Помимо этого, на игроке должны находиться лишь бутсы (разумеется, без металлических шипов), гетры, шорты и майка [3, с. 57]. Каждый футболист имеет номер от 1 до 15 (никак иначе).
Ведение мяча помимо разграничения зонами имеет еще одну характерную особенность — нельзя делать с мячом более 4-х шагов. Сделав 4 шага с мячом нужно непременно ударить им о землю или же о собственную ногу. В остальном перемещение по полю практически ничем не ограничивается, равно как и передача мяча: его можно бросать назад, вперед, влево, вправо, ногой или рукой. Подсчет очков ведется довольно просто: попадание в ворота с сеткой — 3 очка, попадание в большие ворота — 1 очко.
В общем и целом, это и есть гаэльский футбол. Принято считать, что гэльский футбол весьма похож на австралийский футбол. И между сборными этих команд проводятся соревнования по усредненным правилам.
- Гэльский футбол в России
Гэльский футбол - это очень интересный вид спорта, но дальше Ирландии он едва ли получил фанатов. Максимум – ирландские диаспоры в Лондоне и Нью-Йорке, которые участвуют и во Всеирландском чемпионате по гэльскому футболу. Однако лидеров и топовых игроков там нет, и это объяснимо: футболиста быстро перехватывают австралийцы и зовут в свой футбол с куда большими деньгами и популярностью. Кажется, гэльский футбол обречен стать лишь забавой в остальном мире.
«Московские трилистники» (они же Moscow Shamrocks) появились в 2015 году, и пока что это единственное место в России, где играют в гэльский футбол. Поэтому команде сложно оценивать свои силы на протяжении всего года: внутренних соперников почти нет, только из австралийского футбола, т. к. в России появилась собственная федерация, а среди команд есть «Москали», «Ленивые Коалы» и «Петербургские коты» [15]. При этом Moscow Shamrocks несколько раз в год выезжают на международные турниры, а этим летом сыграют за сборную Россию против Германии. Именно о этой команде мы расскажем поподробнее.
«Трилистники» – это и есть сборная России, где помимо ирландцев и их русских друзей играют ребята из США, Австралии, Северной Ирландии и других стран, говорящих на английском. Многие из них работают учителями в британских школах Москвы, занимаются бизнесом или спортивным менеджментом.
Мужчины здесь играют в белом, девушки – в черном, но на тренировку можно прийти в чем угодно, лишь бы это соответствовало ирландскому духу.
Для ирландцев очень важны традиции – поэтому они играют в гэльский футбол и приходят на тренировки семьями.
Тренировка начинается с общей разминки, которую все помнят еще со школьных уроков физкультуры. После нескольких кругов аэробной нагрузки все встают в круг, где помимо базовых упражнений на гибкость и растяжку каждый член команды предлагает что-то свое.
В гэльском футболе очень важны мозги, потому что вариантов для развития атаки здесь гораздо больше, чем в других командных видах спорта. Например, вратаря можно обмануть неожиданным ударом рукой, хотя логичнее было бы отдать передачу; или выкрутить мяч так, чтобы он пролетел у тебя за спиной и потом оказался в воротах [5, с. 43]. Главное – не забывать про количество шагов и очень хотеть забить. Тем более здесь это делают практически любой частью тела.
Играющий тренер Moscow Shamrocks уже девять лет живет в России и занимается спортивным менеджментом, сотрудничает с футбольными клубами, помогает в организации больших турниров. Недавно он участвовал в ответном фильме про российских фанатов и чемпионат мира-2018 [12].
Выводы по I главе
Мы провели работу по теоретическому изучению нового вида спорта в России – гэльского футбола.
В первом параграфе мы рассмотрели гэльский футбол как вид спорта. И выяснили, что гэльский футбол - национальный вид спорта в Ирландии, одна из разновидностей футбола и регби. К главным отличиям гэльского футбола от обычного можно отнести жесткие правила игры, обмундирование игроков, и мяч.
Во втором параграфе, мы изучил историю возникновения и развития гэльского футбола в мире. К XVII веку похожая на гэльский футбол игра перекочевала из стана простолюдинов на площадки благородных герцогов и вельмож ирландского государства. Знаменитые представители дворянства занимались набором людей в команды из своих подчиненных и устраивали настоящие баталии за приличные деньги. Официальное признание гэльский футбол получил лишь в 1887 году. Позже чем традиционный футбол и регби.
В третьем параграфе мы изучили основные правила игры в гэльский футбол. И выяснили, что основная цель команды - либо забить мяч в ворота, защищаемые вратарем, либо перекинуть его между двумя стойками над перекладиной. В первом случае присуждаются три очка, а во втором - только одно. В конце матча суммируются набранные очки и выявляется победитель. В случае ничьей, встреча переигрывается.
В четвертом параграфе, мы проанализировали уровень развития гэльского футбола в России. Гэльский футбол - это очень интересный вид спорта, но дальше Ирландии он едва ли получил фанатов. Максимум – ирландские диаспоры в Лондоне и Нью-Йорке, которые участвуют и во Всеирландском чемпионате по гэльскому футболу. «Московские трилистники» (они же Moscow Shamrocks) появились в 2015 году, и пока что это единственное место в России, где играют в гэльский футбол. Кажется, гэльский футбол обречен стать лишь забавой в остальном мире.
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СКОРОТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-16 ЛЕТ.
2.1 Физиологические особенности обучающихся 12-16 лет
Показатели выносливости у детей среднего школьного возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9 мин, у детей 15 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени. Однако уже к 16-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30м с короткими промежутками для отдыха) или мало интенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).
Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно.
Первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у девочек в 9 лет, у мальчиков в 10 лет; затем в 12 и соответственно в 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливости наиболее существенно, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводить направленной тренировки.
Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное внимание во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми – в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.
Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. В экспериментах на животных показано, что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желёз внутренней секреции, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле.
Согласно исследовательским данным (А.Н. Макаров), воспитание выносливости в беге у школьников 15-16 лет целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2-3м/сек 200 – 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме: 200-400м со скоростью 2-3,5 м/сек и 30-50м ускоренного бега (4-4,5 м/сек). При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2-3 км, а длина кроссовой дистанции – 10 км (у мальчиков 15 - 16 лет).
По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений – циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т.д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно – методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.
В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями “на выносливость” применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т.п.).
Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период – постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.
Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек, отмеченные выше (падение её показателя после 14 лет), для них предусматривают менее значительные нагрузки “на выносливость”, чем у юношей (например, если начальный норматив ГТО в кроссовом беге для мальчиков и девочек 15 - 16 лет почти одинаков, а в плавании вообще не различается, то для девушек 16-18 лет устанавливается не только в два раза меньшая, чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость её преодоления – 0,5 и 1км со скоростью около 4,2 4,8 м/сек соответственно). Вместе с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте [17].
2.2 Методика развития скоростной выносливости
Для развития «алактатной» скоростной выносливости используют нагрузки максимальной интенсивности (85-98% максимальной). Например, бег с данной интенсивностью не более 15 сек. Интервалы отдыха непродолжительные.
При совершенствовании «лактатной» скоростной выносливости используются в основном нагрузки субмаксимальной интенсивности (70-85%). Продолжительность от 15 сек до 2 минут при ЧСС =200 уд/мин. Интервалы отдыха продолжительнее, но могут сокращаться от повторения к повторению (интервальный метод).
При развитии выносливости к статическим напряжениям необходимо придерживаться следующих методических положений:
- Статическая выносливость повышается быстрее, когда изометрические напряжения выполняются в сочетании с динамической работой мышц;
- В занятиях не следует применять дополнительные отягощения или они должны быть небольшими (1-3 кг);
- Статические упражнения надо обязательно чередовать с упражнениями на растягивание;
- Чем больше статическая нагрузка, тем более длительным должен быть отдых;
- Статические упражнения в тренировочном уроке обычно следует выполнять в конце его основной части, а заключительная часть должна быть более продолжительной и динамичной.
Наиболее эффективным и практически удобным методом развития силовой выносливости является круговая тренировка [16].
Основным средством развития скоростной выносливости в зоне максимальной мощности является преодоление отрезков, равных или даже больше, чем соревновательные дистанции, с максимальной или близкой к ней скоростью. В данном случае имеется в виду не рекордная скорость человека, а максимальная по отношению к его возможностям в день занятий.
В процессе развития скоростной выносливости в этой зоне мощности следует учитывать динамику изменения скорости в связи с нарастанием утомления. Если человек ощущает возникающее утомление уже в первые секунды работы и скорость быстро уменьшается (например, в беге на 20 м результат высокий, а на 50 м. относительно низкий), то налицо недостаточность выносливости в стартовом разгоне. Если же утомление наступает позже, а скорость начинает падать с середины дистанции или к концу ее, то надо говорить о недостаточности скоростной дистанционной выносливости. Методика развития выносливости в этих случаях будет неодинаковой. Для того чтобы полноценно проявить свои возможности в начале работы и не снижать при этом скорость передвижения, используется повторное выполнение упражнений с интенсивностью 95-100% от максимальной и продолжительностью 3-8 с. с интервалами отдыха между повторениями 2-3 мин. Количество повторений в одной серии 3-5 раз. Для более глубокого воздействия нагрузки на организм выполняется 2-4 серии упражнений. Время отдыха между сериями 4-6 мин. Такая работа характерна для учебно-тренировочных занятий на очень коротких дистанциях.
Наряду с повторным методом в занятиях применяется также интервальный спринт. В нем упражнения выполняются в форме 10 с ускорений со скоростью 95-100% от максимальной и 10-15 с. с паузами отдыха, заполненными малоинтенсивной работой. Серий 3-5, в каждой серии 3-5 повторений упражнения. Отдых между сериями - 8-10 мин. Чтобы пройти, дистанцию в высоком темпе, не снижая скорость до финиша (или снизив в небольшой мере), необходимо совершенствовать способность поддерживать относительно высокую скорость в течение более длительного времени. Это достигается преодолением отрезков, равных или даже больших по длине, чем основная соревновательная дистанция. Правда, нельзя, излишне превышать соревновательную дистанцию, поскольку это связано с уменьшением интенсивности работы до уровня, не отвечающего требованиям основной Дистанции.
В процессе занятий используется главным образом повторный метод, который предусматривает выполнение упражнений с интенсивностью 90-95% от максимальной и продолжительностью 10-20 с. Число повторений упражнения в каждой серии 3-4. Количество серий для не имеющих спортивные разряды 2-3, для хорошо тренированных людей 4-6.
Скоростная выносливость в работе субмаксимальной мощности у людей разного возраста и подготовленности проявляется преимущественно в упражнениях максимальной продолжительности не менее 50 с и не более 4-5 мин. Например, для детей 10 лет бег продолжительностью от 9 до 90 с. который соответствует дистанции 50-400 м. Д ля детей 13-14 лет бег в диапазоне от 15 с до 4 мин 30 с на дистанциях 90-1600 м; для взрослых высококвалифицированных спортсменов продолжительность бега находится в пределах от 20 с до 2 мин 16 с. За это время они преодолевают от 200 до 1000 м.
Основным средством развития скоростной выносливости при работе в зоне субмаксимальной мощности является преодоление тренировочных отрезков различной длины со скоростью, превышающей соревновательную. Для многих дистанций, относящихся к зоне субмаксимальной мощности, величина прироста выносливости зависит от диапазона используемых скоростей передвижения, имеющего критическую границу отклонения от соревновательной скорости в пределах примерно 10-15%. При планировании нагрузки следует принимать во внимание не только скорость выполнения упражнений, но и удельный вес работы различной интенсивности в общем объеме нагрузки или в общем балансе времени. Во всех случаях работа до выраженного утомления является основной формой повышения уровня выносливости. Развитие скоростной выносливости при выполнении циклических упражнений в разных диапазонах субмаксимальной мощности имеет определенные различия. При работе субмаксимальной мощности предельной продолжительности 40-45 с упражнения выполняются с очень большой интенсивностью при далеко не удовлетворяемом запросе кислорода, несмотря на предельное его потребление. Энергообеспечение мышечной деятельности в этом случае осуществляется преимущественно за счет анаэробной гликолитической мощности (количество распадающегося до молочной кислоты гликогена в секунду).
Скоростная выносливость к такой работе развивается путем повторного прохождения укороченных отрезков дистанции с высокой скоростью, например, 3-5 раз по 200м-для бегуна на 400 м. Затем постепеннодлина отрезков увеличивается. Они могут быть близки к соревновательной дистанции, равны или даже немного превышать. Например, повторное (2-4 раза) прохождение дистанции 350-450 м с возможно большой скоростью - для бегуна на 400 м.
При развитии скоростной выносливости на дистанциях, проходимых за 45с-4,5 мин, энергообеспечение зависит во многом от анаэробной гликолитической емкости (общее количество анаэробно распадающегося гликогена) и включает аэробное окисление гликогена. Основной метод выполнения упражнений — повторный, длительность одного повторения от 1 до 5 мин. Скорость передвижения 80-85% от максимальной. Количество повторений упражнения в одной серии 4-6 раз. Интервалы отдыха между повторениями 4-8 мин, а между сериями 10-15 мин. Для более глубокого воздействия в одном занятии выполняют 2-4 серии.
Скоростная выносливость в работе большой мощности проявляется в упражнениях, длительность выполнения которых может достигать примерно 2—10 мин и более. Границы временного диапазона внутри данной зоны у лиц разного возраста неодинаковы. Эти различия особенно выражены у детей младшего и среднего школьного возраста, что связано с интенсивностью морфологических и функциональных изменений дыхательной, сердечнососудистой, нервно-мышечной, эндокринной и других систем организма, происходящих в результате роста и развития ребенка. У взрослых квалифицированных спортсменов в эту зону относительной мощности попадают, к примеру, в легкоатлетическом беге дистанции 1500-5000 м; в плавании 400-1500 м; в беге на коньках - 3000, 5000 и 10 000 м.
Основным средством развития выносливости является передвижение на тренировочных дистанциях со скоростью, близкой к критической, равной ей или немного превышающей ее-. По своему воздействию такая работа должна вызывать максимальное потребление кислорода в организме и позволять более длительное время удерживать его на высоком уровне. Процесс обеспечения энергией работающих мышц - смешанный, аэробно-анаэробный с преобладанием аэробного компонента.
Для развития выносливости в данной зоне мощности используются преимущественно переменный, повторный и интервальный методы. Интенсивность передвижения в переменном методе может применяться от умеренной до соревновательной. Переменная тренировка проводится или по типу «фартлека», когда различные по длине отрезки дистанции преодолеваются с разной скоростью, или при строгом чередовании одинаковых отрезков дистанции, пробегаемых поочередно с высокой и низкой скоростью. Например, в беге на коньках непрерывно пробежать 10 кругов по стадиону с переменной скоростью, 1 круг быстро + 1 круг медленно и т.д. При применении повторного метода длительность одного повторения колеблется от 5 до 10 мин. Длина преодолеваемых отрезков может быть равна, несколько больше или меньше, чем соревновательная дистанция. Отрезки большие, чем дистанция, или равные ей проходят на скорости примерно, на 10% меньше, чем среднесоревновательная, а отрезки меньшие (на 1/3 - 1/4 дистанции) - с соревновательной или на 8 - 12% выше соревновательной. Количество повторений упражнения в серии от 4 до 12 раз. Занятия состоят из одной или нескольких серий.
Например, общий объем работы на отрезках у юных гребцов превышает соревновательную дистанцию 1000 м примерно в 1,5 раза, у юниоров в 2 - 2,5 раза, а у взрослых в 2,5 - 3,5 раза. Интервалы отдыха между повторениями упражнения зависят от длительности и интенсивности работы и колеблются от 3 до 10 мин. Они должны обеспечивать относительно полное восстановление работоспособности организма. Отдых между сериями 10 - 15 мин. По мере роста подготовленности для развития выносливости применяется интервальный метод характеризующийся большим количеством повторений упражнения на длинных отрезках со скоростью ниже соревновательной и относительно короткими паузами отдыха.
Скоростная выносливость к работе умеренной мощности характерна для упражнений, в которых максимальная продолжительность соревновательной деятельности составляет от 9 до 10 мин и до 1 - 1,5 ч и более. К примеру, у взрослых квалифицированных спортсменов это будет: бег на 10 км; часовой и марафонский бег; плавание на 1500 м; бег на коньках на 10 000 м; бег на лыжах на 10, 15, 30, 50 км; матчи в футболе [19].
2.3 Гельский футбол как средство развития скоростной выносливости
Развития скоростной выносливости мы уже касались ранее – за счет упражнений нагружающих группы мышц участвующие в движении вообще и в беге, в частности. Выполняли во взрывной манере с целью роста силы и запасов энергии. С учетом интенсивности и времени отдыха – акцент был на части «скорость», а не на части «выносливость», хотя и она развивалась. Данная же тренировка акцентирует внимание именно на части «выносливость».
Под выносливостью футболистов понимают способность выполнять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении всего матча. Игровая деятельность разнообразна и, соответственно, и выносливость бывает разная.
Выделяют несколько видов выносливости, которая проявляется в разных ситуациях. Полишкис М.С. и Выжгин В.А. (Футбол: учебник для институтов физической культуры) приводят 3 вида выносливости – общая (аэробная) выносливость, смешанная (аэробно-анаэробная) выносливость и скоростная (анаэробная) выносливость. Годик М.А. (Физическая подготовка футболистов) выделяет 6 видов выносливости: общую, скоростную, силовую, психическую, сенсорную и специальную.
Есть и другие классификации, но везде выделяют скоростную выносливость.
Скоростная (анаэробная) выносливость обуславливает возможность выполнять рывки с максимальной (или близкой к ней – субмаксимальной) мощностью или скоростью в течение всей игры или тренировки.
На любой вид выносливости влияет несколько факторов. Так на возможность бежать относительно долго на высокой скорости или быстро восстанавливаться между короткими рывками на максимальной мощности или скорости влияют состояние систем дыхания и кровообращения, наличие энергии и вообще мышц, а так же эффективность работы тканей по выводу молочной кислоты. Тот фактор (система), который будет ограничивать выносливость конкретного спортсмена – лимитирующий фактор.
Как правило, в процессе тренировок даже стандартных, не узконаправленных тренировок, у спортсмена развиваются система дыхания и кровообращения, укрепляются необходимые мышцы (у футболистов в основном мышцы ног) и если мы тренируемся даже 3-4 раза в неделю и полноценно питаемся, то постепенно наращиваются и запасы энергии (гликогена). Лимитирующим фактором скоростной выносливости у футболистов не редко выступает именно система утилизации молочной кислоты.
Если молочная кислота, вызывающая боль и жжение в мышцах, вырабатывается быстрее, чем организм может от нее избавиться, в тканях тела меняются локальные химические процессы – это проявляется в усталости. Молочная кислота блокирует работу мышц. Говорят, «мышцы закислились».
Утилизацией молочной кислоты занимаются митохондрии. Чем их больше, тем лучше/быстрее будет выводиться молочная кислота. В результате продолжительность рывка будет больше, время восстановления между рывками будет меньше – все это приведет к увеличению расстояния преодолеваемого на максимальной или субмаксимальной мощности или скорости в течение матча. Если упростить, то можно сказать что усталость придет позже, повысится работоспособность.
Первым шагом для тренировки скоростной выносливости вообще является силовая работа – нам нужны мышцы для работы на предельной мощности и скорости. А уже при наличии мышечных волокон и достаточных запасах энергии нам предстоит решить вопрос закисления в процессе интенсивной работы. Хотя полностью решить его не получится, но точно можно очень значительно продвинуться.
Есть 2 основных вида тренировок, направленных на рост митохондрий в гликолитических мышечных волокнах. О первом расскажем, а второй еще и покажем.
1.Для мышцы, выносливость которой нам требуется повысить, выполняем обычную силовую работу, но с определенным регламентом. Это может быть, например, приседание, выпады или жим ногами – в общем, упражнение, которое нагружает нужные в Вашем случае мышцы. В одном подходе выполняем 10 повторений, но с паузой между каждым повторением примерно 2 секунды. То есть не непрерывное выполнение, а с фиксацией в начальном положении, паузой. Затем отдых 8-10 минут. Но отдых не в сидячем положении, а отдых для данной мышцы. Можно, как вариант выполнить аналогичный подход для других мышц, а можно ходить. Затем еще подход. И так далее. Количество подходов обусловлено формой и задачами, стандартно 5-10. Важно, что мышцы не должны «забиваться», тут не должно быть «до отказа». Чем больше вес снаряда – тем больше будет рекрутировано мышечных волокон и можно ждать большего эффекта. Но при этом с большим весом можно перегрузить мышцы, пережечь. Истина часто посредине, тут оптимальным будет «средний» вес. Тренироваться так можно достаточно часто – несколько раз в неделю. Можно в свободные дни, можно в день тренировок утром, если тренировка вечером или наоборот вечером, если тренировались утром. Обычно речь об одной-двух таких тренировках в неделю и цикле 6-10 тренировок.
2.Этот способ более динамичный и комплексный. Если мы хотим повысить выносливость в рывках, то рывки и будем делать – все нужные мышцы будут задействованы в процессе естественной работы.
Тренировка заключается в выполнении 5-10 рывков на расстояние 30 метров, с активным отдыхом в течение 2-х минут между каждым рывком. Интенсивность не должна быть максимальной, не бежим на рекорд, не бежим на полной скорости. 80-85% мощности/интенсивности достаточно. Первый из рывков - втягивающий, может быть выполнен на еще меньшей интенсивности - 75-80%. Цикл – 6-10 тренировок, тренироваться можно 1 или 2 раза в неделю. Выбор зависит от Вашей загруженности, целей и времени до соревнований. Тренировки будут эффективны и по ходу сезона. Тренировка не продолжительная, может быть проведена вечером в свободные дни или в дни других тренировок.
Не рекомендуется тренироваться так в день перед матчем. Зато настоятельно рекомендуется бегать в гору, вверх по склону или хотя бы по мягкому покрытию. Это касается не только данных рывков, но и беговой работы вообще. При беге вверх меньше нагрузка на работающие суставы. Лишний износ никому не нужен. Поэтому, даже бегая на беговой дорожке – устанавливайте режим с наклоном.
Мы две минуты активного отдыха проводим, набивая мяч, обычная чеканка. Можно ходить, нельзя сидеть и нежелательно стоять.
На видео наш вариант второго способа. Показать как мы бежим дело не хитрое )), но важна информация, которая содержится в ролике.
Тренировочные средства, методы, упражнения - все это постоянно совершенствуется. Современные условия позволяют проводить исследования процессов, недоступные ранее. Становится понятнее механизм проявлений физических характеристики. Раньше главным средством тренировки выносливости были кроссы. Теперь, когда возможности определения лимитирующих факторов физических характеристик стали шире, кроссы уступают место коротким забегам и регулированию интенсивности и времени отдыха. Это интересно описано у Алекса Фергюсона в книге «Лидерство» (глава 11 «Развитие бизнеса», часть «Инновации»): «Вместо того чтобы пробегать сотни миль, как было в мою бытность игроком, акцент был сделан на короткие интервальные тренировки. Самые быстрые игроки должны были пробегать не более 200 метров. Это стало настоящей революцией в нашем подходе к физической подготовке» [12].
2.4 Тесты для измерения уровня развития скоростной выносливости
Для определения выносливости в различных её проявлениях на практике, используют набор различных двигательных заданий (тестов).
О степени развития выносливости можно судить на основе внешних (поведенческих) показателей, которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления .
Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях: Пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12-минутном тесте Купера);
Минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег на 5000 м, плавание на 1500 м);
Наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, бег с заданной скоростью 6,0 м/с).
В силовых упражнениях выносливость характеризуется:
Числом возможных повторений этого упражнения (предельным количеством подтягиваний, приседаний на одной ноге);
Предельным временем сохранения позы тела или наименьшим временем выполнения силовых упражнений (например, при лазанье по канату на 5 м; при 6-разовом подтягивании и т.п.);
Наибольшим числом движений в заданное время (например, присесть как можно больше в течение 10 с и т.п.).
Тест 1. Гарвардский степ-тест
Гарвардский степ-тест. Подъем и спуск с тумбы высотой 50 см (для мужчин), 43 см (для женщин), 45 см (для юношей), 40 см (для девушек) в темпе 30 раз/ мин, в течении 5 минут. Сразу после выполнения теста спортсмен садиться и трижды определяет частоту пульса (пальпаторно) в течении 30 с: в начале 2-й минуты отдыха(Р1), в начале 3-й и 4-й минут отдыха (Р2 и Р3). Расчет индекса осуществляется по формуле
tx100
ИГСТ=
(Р1+Р2+Р3)х2
Где I – время выполнения пробы, с
Классификация:
54 и ниже – «плохо»;
55-64 – «ниже среднего»;
65-79 – «средне»;
80-89 – «хорошо»;
90 и выше – «отлично».
Тест 2. Функциональная проба по Квергу.
Выполняется в 4 различных упражнениях, которые следует одно за другим без пауз отдыха: 30 приседаний за 30 секунд; бег на месте с максимальной скоростью в течении 30 секунд; 3-х минутный бег на месте с частотой шагов 150 в минуту; подскоки со скакалкой – 1 минута. Сразу после нагрузки в положении сидя измеряется пульс в течении 30 секунд (Р1), повторное измерение через 2 минуты (Р2) и 4 минуты (Р3) после окончания работы в течении 30 секунд. Расчет индекса осуществляется по формуле: длительность работы в с х 100
И=
2 х (Р1+Р2+Р3)
Классификация:
105 и выше – «очень хорошо»;
99-104 – «хорошо»;
93-98 – «удовлетворительно»;
92 и ниже – «слабо».
Тест 3. Тест Купера. За 12 минут пробежать как можно большее расстояние.
Классификация: мужчины 2,8 км. и более – «отлично»;
2,5-2,7 – «хорошо»;
2,0-2,4 – «удовлетворительно».
Женщины: 2,64 и более – «отлично»;
2,16-2,63 – «хорошо»;
1,85-2,15 – «удовлетворительно»[18].
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
В первом параграфе нами было изучены физиологические особенности у обучающихся 12-16 лет. В этом параграфе было изучено в каком возрасте идет лучшее развитие скоростной выносливости у обучающихся.
Во втором параграфе мы рассмотрели методику развития скоростной выносливости. Рассмотрев методику развития скоростной выносливости именно у обучающихся 12-16 лет, были выделены несколько методов, которые были расскрыты в данном параграфе.
В третьем параграфе изучили средства развития скоростной выносливости посредством гельского футбола. В данном параграфе был раскрыт аспект средств развития скоростной выносливости. А именно гельского футбола.
В четвертом параграфе мы отобрали тесты для определения уровня развития скоростной выносливости. Мы рассмотрели большое количество тестов которые созданы для определения скоростной выносливости. Из множества этих тестов мы выбрали три теста, а именно 1) Гарвардский степ – тест, 2) Функциональная проба по Квергу, 3) Тест Купера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели две главы.
Глава I была посвящена изучению новому виду спорта Гельскому футболу.
В современном виде гэльский футбол появился в 1887 году, и вобрал в себя часть правил уже прижившихся к тому времени футбола и регби. Изначально это была игра простого народа, но со временем она завоевала симпатии и высших слоев ирландского общества.
В гэльском футболе очень важны мозги, потому что вариантов для развития атаки здесь гораздо больше, чем в других командных видах спорта. Например, вратаря можно обмануть неожиданным ударом рукой, хотя логичнее было бы отдать передачу или закрутить мяч так, чтобы он пролетел у тебя за спиной и потом оказался в воротах.
Занятия футболом укрепляют здоровье и повышают иммунную систему организма. Футбол также учит уважать соперников, прививает взаимовыручку
и чувство ответственности. Систематические тренировки развивают ловкость, быстроту, силу и выносливость.
Во II главе мы изучили методику развития скоростной выносливости посредством гэльского футбола у обучающихся 12-16 лет.
Скоростная выносливость – это способность поддерживать высокую скорость в течении максимального времени.
Показатели выносливости у детей среднего школьного возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9 мин, у детей 15 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени. Однако уже к 16-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30м с короткими промежутками для отдыха) или мало интенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).
Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно.
По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений – циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т.д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно – методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.
Основным средством развития скоростной выносливости в зоне мак-симальной мощности является преодоление отрезков, равных или даже больше, чем соревновательные дистанции, с максимальной или близ¬кой к ней скоростью. В данном случае имеется в виду не рекордная скорость человека, а максимальная по отношению к его возможностям в день занятий.
В процессе развития скоростной выносливости в этой зоне мощнос¬ти следует учитывать динамику изменения скорости в связи с нарастани¬ем утомления.
Основным средством развития скоростной выносливости при работе в зоне субмаксимальной мощности является преодоление тренировочных отрезков различной длины со скоростью, превышающей соревнователь¬ную. Для многих дистанций, относящихся к зоне субмаксимальной мощ¬ности, величина прироста выносливости зависит от диапазона используе¬мых скоростей передвижения, имеющего критическую границу отклонения от соревновательной скорости в пределах примерно 10-15%.
Основным средством развития выносливости является передвижение на тренировочных дистанциях со скоростью, близкой к критической, рав¬ной ей или немного превышающей ее
Для развития выносливости в данной зоне мощности используются преимущественно переменный, повторный и интервальный методы. Интенсивность передвижения в переменном методе может применяться от умеренной до соревновательной. Переменная тренировка проводится или по типу «фартлека», когда различные по длине отрезки дистанции преодолеваются с разной скоростью, или при строгом чередовании одинаковых отрезков дистанции, пробегаемых поочередно с высокой и низкой скоро¬стью.
Развития скоростной выносливости мы уже касались ранее – за счет упражнений нагружающих группы мышц участвующие в движении вообще и в беге, в частности.
Под выносливостью футболистов понимают способность выполнять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении всего матча. Игровая деятельность разнообразна и, соответственно, и выносливость бывает разная.
Для определения выносливости в различных её проявлениях на практике, используют набор различных двигательных заданий (тестов).
О степени развития выносливости можно судить на основе внешних (поведенческих) показателей, которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Монографии, учебники, учебные пособия
- Акимов, Н.Г. Футбол. Футбол. Футбол!!! / Н. Г. Акимов. – М.: МИР, 2006. – 300 с.
- Андрианов, В. А. Большая энциклопедия футбола. / В. А. Андрианов. – АСТ, 2107. – 256 с.
- Башин, Д.Ю. Футбол в современном мире. – М.: МИР, 1998. – 287 с.
- Виниаминов, Н.К. Футбольные игры в истории ХХ века. / Н. К. Виниаминов – М.: Просвещение, 2000. – 400 с.
- Герасимов, Е.В. Футбол в России. / Е. В. Герасимов. – М.: Валея. – СПб, 2012 – 300 с.
- Кукушкин, М. И. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 1. / - М. И. Кукушкин. - М., 'Физкультура и спорт', 2005. – 368 с.
- Малов, В.И. Футбол: Энцикл. / В. И. Малов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. - 394 с.
- Рэднедж, К. Мировой футбол. / К. Рэднедж. – АСТ, 2016. – 256 с.
- Стогниенко, В. С. Планета футбола. Города, стадионы и знаменитые дерби / В. С. Стогниенко. – Эксмо, 2107. – 320 с.
Интернет – ресурсы
- Войлова, Е. Н. Гэльский футбол. / Е. Н. Войлова // За городом. – URL: https://ribalych.ru/2016/05/24/gelskij-futbol/ (дата обращение: 27. 02. 2018)
- Галицкий, В. В. Футбол: польза для здоровья. / В.В. Галицкий. // Спорт и здоровье. – URL: http://sportizdorovie.ru/vidy-sporta/futbol-polza-dlya-zdorov-ya.html (дата обращения: 03. 03. 2018)
- Гащук, Е. Р. Развитие скоростной выносливости у футболистов. – URL: http://footballgas.blogspot.com/2017/05/blog-post.html (дата обращения: 15.12.2018)
- Гэльский футбол. / История спорта. – URL: http://sport-history.ru/physical-culture/item/f00/s00/e0000667/index.shtml (дата обращения: 05. 03. 2018)
- Кулинар, Д. Б. Гэльский футбол — ирландская забава. / Д. Б. Кулинар // STONEFOREST. – URL: https://stoneforest.ru/sport/gelskij-futbol-irlandskaya-zabava/ (дата обращения: 01. 03. 2018)
- Марков, Е. П. Гэльский футбол в России. / Е. П. Марков // Спортобзор. – URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/lipuchayamouse/1242048.html(дата обращения: 27. 02. 2018)
- Методика развития скоростной выносливости. – URL: https://studfiles.net/preview/5913005/page:25/ (дата обращения: 15. 12. 2018)
- Особенности развития выносливости учащихся 15-16 лет. – URL: https://studfiles.net/preview/5749634/page:4/ (дата обращения: 16.12.2018)
- Тесты для определения уровня развития скоростной выносливости. – URL: https://vuzlit.ru/356832/testy_opredeleniya_urovnya_razvitiya_vynoslivosti (дата обращения: 10.12.2018)
- Чеепанов, А. Б.Мметодика развития скоростной выносливости. – URL: http://berserktakticalfarma.blogspot.com/2018/07/blog-post_15.html (дата обращения: 13. 12. 2018)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первенство г. Челябинск (для всех возрастных групп)
Первенство Челябинской области №п/п Возрастные группы 1. Средний школьный возраст 2. Старший школьный возраст
Ежегодный турнир посвященный памяти основателя бокса в г. Челябинске Когана Владимира Лазаревича
Турнир имени дважды героя советского союза Хохрякова Семёна Васильевича
Турнир посвященный памяти погибших шахтеров - горноспасателей
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Малые олимпийские игры» | |
Сведения об авторе | Вотяков С.В, студент 39 группы ЧПК№1 |
ПМ, МДК вид практики | ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры ПП. по МДК 02.01. УП по МДК02.01. |
Результаты обучения: ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.) | ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности. ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК З.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. OK 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. OK 12.Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. OK 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Участники проекта: | Учащиеся 10-11 классов |
Сроки реализации проекта: | Май 2020 года |
Цель проекта: | Повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых |
Задачи проекта: |
|
Аннотация к проекту: | Проект разработан в период прохождения организационной практики по внеурочной деятельности «Малые олимпийские игры» предназначено для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства. |
Этапы проведения проекта | Подготовительный:
Планирование работы:
Исследовательская деятельность:
|
Продукт проекта/ результаты деятельности |
|