Экологическое образование в системе образования Ангарского городского округа
статья

Варичева Марина Александровна

Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни,  характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

Обретение экологической культуры – экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Воспитание экологической культуры следует начинать с раннего детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.

Экологические вопросы в системе образования Ангарского городского округа рассматриваются на уроках естествознания, физики, химии, экологии и др. Региональным компонентом учебного плана школ является предмет «Байкаловедение». Основная работа по экологическому образованию обучающихся проходит через внеурочную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eko_28.08.17.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование в системе  образования Ангарского городского округа

Варичева Марина Александровна

МБОУ «СОШ № 4», МБУ ДПО «Центр обеспечения развития образования» г.Ангарск

Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни,  характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

Обретение экологической культуры – экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Воспитание экологической культуры следует начинать с раннего детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.

Экологические вопросы в системе образования Ангарского городского округа рассматриваются на уроках естествознания, физики, химии, экологии и др. Региональным компонентом учебного плана школ является предмет «Байкаловедение». Основная работа по экологическому образованию обучающихся проходит через внеурочную деятельность.

Учителя естественнонаучного цикла по экологическому воспитанию обучающихся в своей работе используют 61 авторскую педагогическую разработку (факультативных, элективных, предметный курсов) из них:

- государственных программ внеурочной деятельности формируемые участниками образовательных отношений - 21 авторская программа;

- государственных программ формируемых через школьный компонент УП – 10 предметных программ;

- авторских педагогических разработок внеурочной деятельности (ангарских учителей) – 33 факультативных, элективных курса.

Экспериментальная работа педагогов представляет огромный пласт работы по экологическому образованию в Ангарском городском округе:

- проектная деятельность «Русская береза» (МБДОУ № 12);

- учреждение является экспериментальной площадкой по апробации программы Е.Дзятковской  «Экология, здоровье, безопасность» (МДОУ № 75);

- «Проведение пилотной апробации УМК интегрированного курса «Экология и безопасность жизнедеятельности», федеральный Центр научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ГАУ ДПО Иркутской области «ИПКРО», 2014-2016 (МБОУ «СОШ № 5»);

- опорная сетевая площадка по экологическому направлению (МБОУ «СОШ № 7,5,14,32, 37, 40,Гимназия 8, МБОУДОД «ДТДиМ»);

- свидетельство об инновационной педагогической площадке РТИК ГАУ ДПО ИРО по направлению «Инновационные проекты, программы в сфере воспитания, социализации и инклюзивного образования» МБОУ «СОШ № 37, 40» и МБУ ДПО ЦОРО являются педагогическими площадками по теме: «Организация и развитие системы непрерывного экологического, эколовалеологического образования, экопросвещения и формирования экологической  культуры населения Иркутской области» (приказ ГАУ ДПО ИРО «О региональном тематическом инновационном комплексе» № 73 от 16.10.2015г, с приказом ГАУ ДПО ИРО «О реестре РТИК ИРО на 2017год» № 22 от 15.02.2017);

- проект воспитание экологической культуры «Живи, планета!» (праздник «День Земли», конкурс агитбригад «Мыслите глобально, действуйте локально»,  экологическая акция «Бой Королю мусора и принцессе Замарашке», проект «Мусор, сдавайся!», социальный проект «Экологический паспорт школьного двора», законотворческий проек «Кодекс экологического поведения гражданина Восточной Сибири») (МБОУ «СОШ № 17»);

- социальные проекты: «Зеленый дом», «Экологические сказки» (МБОУ «СОШ № 20»);

- «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие экологической культуры населения иркутской области» (Мегапроект Министерства образования Иркутской области, ОГАОУ ДПО «Иркутского института повышения квалификации работников образования» (ИИПКРО) (Приказ Министерства образования Иркутской области от  02.11.2009 г.  №835-мпр и выписка из распоряжения МО от 03.06.2010 г. №376-мр, от 19.10.2012 г. №1217-мр) (МБОУ «СОШ № 37»);

- «Апробация УМК и учебника Байкаловедение» работа по внедрению регионального компонента в образовательный процесс учреждения (Распоряжения Министерства образования Иркутской области №268-мр от 22.03.2011) (МБОУ «СОШ № 37»);

- статус «Школа-лаборатория» в рамках областного  Мегапроекта по экологическому образованию – проект «Экомир» (МБОУ «СОШ № 40»).

Работа с учащимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать деятельное участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому  движению, развивать навыки  исследовательской деятельности, что  отражено  в ФГОС.

           Поэтому учителя кроме реализации рабочих программ по отдельным предметным областям, внеурочных форм занятости детей должны сами развиваться и совершенствоваться методически в данной области. Множество ангарских учителей транслируют свой опыт на разных уровнях печатая тезисы, статьи в сборниках, журналах, на сайтах:

- сборник тезисов XVIII  Регионального научно-педагогического симпозиума:  статьи: «Положительное отношение к труду через практическую деятельность учащихся»-педагог Селихметова Р.Р;    «Роль отдела экологии в развитии ключевых компетенций детей в рамках ФГОС»Васильева Т.Г.;

- издание книги «Ангарский зоопарк в заметках журналистов», Типография «Форвард» г. Иркутск;

- «Биолого-экологический журнал  № 4,Иркутск-2015г, статья  «Встреча с  сплюшкой» - РСП Тараненко С.Д.;

- газета «Свеча»  №29 от 30.07. 2015г,   статья «Про заек» - педагог Рахманина Е.Ю.;

- буклеты о природоохранной деятельности, Консультации по привитию любви к природе родного края на сайте сада (МБДОУ № 43);

- публикация Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ» статья «Вода всем нужна» 2015 (МБДОУ № 112)

- Экологическое образование, экологическая культура для устойчивого развития образовательных учреждений, в условиях  внедрения ФГОС нового поколения: опыт, проблемы, перспективы:      Материалы областной научно-практической конференции / под. ред. Л.М. Игольницына - д.б.н., Е.А.,Новокшонова.,В.В.Превольская. Иркутск: Репроцентр А1-ИИПКРО, 2014. 294 с. (МБОУ «Гимназия № 8»);

- Сборник  материалов XVII Регионального научно-педагогического Симпозиума «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования в рамках президентской инициативы «Наша новая школа»» г. Усолье-Сибирское,  ISBN 978-5-91344-629-9  МБОУ «Лицей №1» 15 февраля 2014 год (МБОУ «Гимназия № 8»);

- Публикация на сайте infourok  (проект Инфоурок) статьи « Из опыта эколого-краеведческой работы»- свидетельство о регистрации АА№ 1229 от 05.01.2016 (МБОУ «СОШ № 5») и др.

Педагоги и обучающиеся Ангарского городского округа участвуют в экологических и природоохранных мероприятиях разного уровня: в 20 международных, 18 всероссийских, 14 региональных и 38 муниципальных мероприятиях. В них приняло участие свыше 3400 обучающихся, из них призерами и победителями стали 749 учащихся.

Анализируя работу по экологическому направлению, проводимую образовательными учреждениями Ангарского городского округа, следует отметить повышение уровня  экологических  знаний,  компетентности в области экологии (увеличение количества призовых мест в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (в 2014 году победитель Вершинина Любовь, она же участница заключительного этапа олимпиады (МАОУ «Ангарский лицей № 1»), и 3 призера - Ангарский лицей № 2, СОШ № 10; 2015 году – 2 призера из МБОУ «СОШ № 10» и МАОУ «Гимназия № 8», в 2016 – 1 победитель МАОУ «Ангарский лицей № 1» и 2017 – 1 победитель МАОУ «Ангарский лицей № 1»), увеличение количества детей, принимающих активное участие в экологических конкурсах и акциях. Проводимые мероприятия  помогают учащимся приобрести больше уверенности в применении своих знаний и практических навыков, социализации,  воспитывают толерантность, чувство ответственности и самостоятельности, развивают коммуникабельность  воспитанников.

Сетевая опорная площадка по экологическому образованию школьников АГО «ЭкологиЯ» (СОП), руководителями которой являются Варичева Марина Александровна, методист  МБУ ДПО «Центр обеспечения развития образования» АГО, учитель биологии МБОУ «СОШ № 4», Леонова Оксана Ивановна, учитель биологии МБОУ «СОШ № 5».

 Партнёрами по сетевому взаимодействию являются «СОШ № 7», «СОШ № 14», «СОШ № 20», «СОШ № 32», «СОШ № 37», «СОШ № 40», «Гимназия 8», МБОУ «ООШ № 22», МБОУ ДОД «ДТДиМ»).  

СОП направлена на повышение экологической культуры школьников и педагогов  за счет развития экологического образования и просвещения на основе формирования единого экологического пространства в системе образования АГО. Разработана дорожная карта проекта и перечень мероприятий:

  1. Развитие волонтёрской деятельности по экологическому направлению.
  2. Проведение профильных смен «Зелёные привычки», «Экосмена», «Энергосмена», «Уголь».
  3. Расширение экологической составляющей в содержании образовательной деятельности проводимых мероприятий (Фестиваль-конкурс «Экологический фольклор народов мира», творческая лаборатория «Экология и мы», НПК «Экологос», интеллектуальная игра «Природознайки», экологическая акция-игра «Сохраним ёлочки!», интеллектуальная игра «Байкальский марафон», акция «Сдай макулатуру – сохрани дерево!»)
  4. Развитие взаимодействия образовательных организаций с лесничествами (Мегетский питомник, Савватеевское лесное хозяйство)

Создание информационного пространства для взаимодействия участников СОП через виртуальную площадку «Зелёная школа».

 

Педагогические и социальные результаты:

-  Повышение уровня экологического образования и воспитания на основе вовлечения молодежи, педагогов в открытое информационное пространство экологического образования.

- Признание педагогическим сообществом значимости межшкольного сетевого взаимодействия.

-   Увеличение или постоянство состава участников – партнёров СОП.

-  Появление и рост числа проектов, инициируемых детьми.

- Удовлетворенность школьников и педагогов участием  проекта.

- Совместный поиск методических, педагогических, управленческих решений по теме проекта всех участников СОП.

- Создание  методической копилки форм, методов, средств эффективной организации работы по экологическому образованию.

- Обеспечение доступа участников сетевого взаимодействия к содержанию методических материалов по экологическому образованию.

- Установление профессиональных контактов и активизация сотрудничества педагогов АГО с другими территориями.

Степень новизны разработки

Сетевая опорная площадка по экологическому образованию является новой формой взаимодействия педагогов, это мотивирующее пространство профессионального роста.

Создание связующего звена, способного объединить школы в стремлении реализаций экологических инициатив обучающихся и педагогов, содействие интенсивному развитию позитивного опыта решения экологических проблем через виртуальную площадку «Зеленая школа». Разработка специализированного сайта для организации интерактивного взаимодействия при работе с тематической информацией, транслирования положительного опыта, информирования о проведении акций в области охраны окружающей среды.

Где можно познакомиться подробнее:

Дорожная карта Сетевой опорной площадки по экологическому образованию школьников АГО «ЭкологиЯ»  на сайте ЦОРО АГО, «Материалы V Областной научно-практической конференции «Экологическое образование. Экологическая культура для устойчивого развития образовательных организаций в условиях введения ФГОС нового поколения: опыт, проблемы, перспективы»», Издательство «Репроцентр А1», Иркутск 2015.

Условия использования (организационные, кадровые, материально-технические, технологические):

Ресурсное обеспечение СОП

Нормативно - правовое:

Положение о сетевом взаимодействии школ АГО по экологическому образованию школьников. Дорожная карта развития кадрового потенциала естественнонаучного цикла на 2016-2017 годы в условиях внедрения профессиональных стандартов в систему образования.

Информационное:

Разработка виртуальной площадки «Зелёная школа», мультимедийные презентации, выполненные педагогами СОП Информация в СМИ, сети Интернет.

Методическое:

Электронный сборник педагогических разработок. Повышение уровня профессионализма педагогов по экологическому образованию.

 Кадровое: 

Управление реализацией проекта осуществляется в сотрудничестве координатора проекта и представителей социального партнерства.

Право на продукт (интеллектуальная и авторская собственность):

Интеллектуальная собственность

Контакты для связи:

Эл. почта: coroang@yandex.ru angarsk_school5@mail.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта «Экологическое состояние родников р.п. Луховка городского округа Саранск Республики Мордовия»

В данном материале представлена технологическая карта проекта/исследования «Экологическое состояние родников р.п.Луховка городского округа Саранск Республики Мордовия»Научный руководитель: Качалина Л....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителягеографии МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск». Сергеевой Дарии григорьевны

Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению географии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовл...

Экологические исследования школьной среды МБОУ СОШ №92 городского округа город Воронеж

Экспериментальный проект на тему: “Экологические исследования школьной среды МБОУ СОШ №92 городского округа город Воронеж.”...

Статья в сборнике комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград" "Включение учащихся в конкурсное движение как условие формирования УУД"

Вовлечение школьников в конкурсное движение  - это создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Усовершенствование знаний и умний, приобретённы...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ безопасности жизнедеятельности МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Соловьева Петра Владимировича

laquo;Использование методов обучения для повышения мотивации обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» Метод обучения - это система регулятивных принципов и прави...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...