Доклад.«Проблемное обучение на уроках математики»
материал

Макрова Наталья Александровна

Доклад. Проблемное обучение на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Услышал и забыл,

Увидел и запомнил!

Сделал и понял!

Чарльз Беббидж

Тема опыта: «Проблемное обучение на уроках математики»

1. В современном мире с развитием технического процесса, доступностью информации, дети ….

Поэтому возникает необходимость в организации процесса обучения таким образом, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке. Использование технологии  проблемного обучения дает такую возможность. Учащиеся самостоятельно открывают новые знания, а знания открытые детьми самостоятельно, запоминаются лучше, таким образом, нет необходимости  дома зазубривать правила, которые детям не всегда понятны.

Изучая опыт своих коллег, участвуя в работе школьного, районного методического объединения учителей математики, пришла к выводу, что создание проблемных ситуаций, организация «затруднения в деятельности»,  постановка учебной задачи и т.д. методически правильно организованные учителем на уроке, это возможность, предоставленная учителю: учить детей учиться.

Е.Л. Мельниковой раскрывается стержень проблемного диалога – диалогическое взаимодействие субъектов при выявлении проблемных ситуаций (когда ученики обнаруживают дефицит своих знаний и желание преодолеть возникающее в процессе учебной деятельности противоречие) и при их разрешении. Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • возникновение проблемной ситуации,
  •  осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
  • доказательство гипотезы,
  • проверка правильности решения проблем.

Смысл технологии проблемного обучения заключается в том, что на уроке изучения нового материала школьник проходит через все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воcпроизведения (проговаривания) знаний.

На мой взгляд, очевидно, что проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. 

Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний, дает возможность открывать знания вместе с учениками.

Перспективность опыта: Проблемная технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Технология проблемного обучения  – современная образовательная технология деятельностного типа, поэтому позволяет реализовать требования ФГОС.

Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках математики через использование технологии проблемного обучения и проблемно-поисковых методов.  Подобная форма работы на уроке помогает поставить учебную проблему или вопрос для исследования, вызывая интерес к новому, формируя познавательную мотивацию.

Взаимодействие учителя и учеников рассматривается не как обмен информацией, а как совместный поиск верного решения проблемы. Ученик становится участником образования.

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Основа школьного обучения – научное творчество. На уроках  математики создаю условия, позволяющие ученикам занять позицию ученых, открывающих новые для себя знания.

Открытие знаний не одномоментный этап, а процесс, включающий четыре основных звена.

Первое звено творчества – постановка проблемы.  Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. По образному выражению академика С.Г. Струмилина, проблема подобна загадочному Сфинксу, который требует: «Разреши меня, а не то я тебя сожру». Поэтому запускается второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Мысль в голове исследователя рождается понятной ему одному. Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Творческий акт заканчивается звеном реализации продукта.

Думаю, уже понятно, что смысл технологии проблемного обучения заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества. На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и царственная дорога логического вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога.

На этапе постановки проблемы создаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.

На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку. Это извилистая тропа, чреватая ошибками.

Например, 6 класс. Тема: Задачи на проценты.

Учитель: Если  цену товара  повысить на 10%, а в новом году снизить на 10%, изменится ли первоначальная цена товара? (Вопрос на ошибку). Ученики: Цена товара не изменилась. (Житейское представление)

Учитель: Давайте посчитаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% цена стала 110 руб. А после понижения на 10% стала 99 руб. (Предъявление научного факта). Ученики: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). Учитель: Итак, что вы сказали сначала? Ученики: Что цена не изменится. Учитель: А что оказывается на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия.) Ученики: Цена уменьшилась (осознание противоречия). Учитель: Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Ученики: Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).

6 класс. Тема: Признаки делимости на 2; 5; 10.

Для решения проблемной  ситуации учащимся необходимо было выдвинуть гипотезу, проверить её и  сформулировать выводы.

На доске записаны числа: 7 432 815, 134 560, 32, 578 736, 9873.

Учитель: Не производя действия, из данных чисел выбрать те, которые делятся на 10, на 5 и на 2. Ученики называют.

Учитель: Запишите несколько многозначных чисел, делимость которых на 2, 5, 10 можно предугадать. Ученики записывают самостоятельно.

Учитель: Давайте попытаемся сформулировать признаки делимости чисел на 2, 5, 10. Ученики формулируют признаки.

Учитель: Ребята, а не проще ли разделить, чем запоминать признаки и использовать их? Ученики высказывают предположения, проверяют, выполняя непосредственно деление.

Учитель: А что по этому поводу нам расскажет учебник?

Организую сопоставление с учебником и формулирование

В практике своей работы использую метод постановки учебной проблемы:

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

 Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.

Приведу примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.

6 класс. Тема: Положительные и отрицательные числа.

Учитель: Первые числа появились натуральные, когда древний человек посчитывал количество предметов. Когда он столкнулся с делением меньшего числа на большее, пришлось «придумать» дробные числа. Однако и этих чисел оказалось мало, когда люди стали измерять температуру воздуха, при вычитании из меньшего числа большего. Мы узнаем, что числа, которые характеризуют мороз за окном, глубину океанов, расходы семьи, называются отрицательными, а рост человека, количество учеников в классе – положительными. Кто догадался, как звучит тема нашего урока?

5 класс. Тема: Решение уравнений.

 На доске:   6(x-3)=36;  a-4+b; (x+8) : 2=15;   4b;   7,5s-3k; 56 – (2x+6) = 16;    6m -1.

- Внимательно изучите запись на доске и ответьте на вопросы.

- На какие две группы можно разделить написанное?

- Как можно назвать каждую из групп?

- Интересна ли для нас 1 группа: выражения?

- А вторая? Почему? (Уравнения. Их можно решать)

В своё время выдающийся ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Мне приходится делить время между политикой и решением уравнений. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».

– Кто догадался, какой будет тема нашего урока?

 Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств, создает условие для творческого саморазвития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология позиционного обучения на уроках математики, как фактор повышения качества знаний»

Рассматриваются основные задачи, дидактические особенности, этапы технологии позиционного обучения. Дана структура занятия по технологии позиционного обучения....

«Реализация принципа деятельности коррекционного обучения на уроках математики в школе-интернате VIII вида.»

Конец  20  столетия  был  ознаменован  в  системе  образования  нашей страны событиями, которые  без  преувеличения можно  наз...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Доклад "Проблемно-поисковое чтение на уроках иностранного языка"

Проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систему умст­венных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизнен­ных задач....