Формирование этнокультурной среды – путь к толерантности.
статья на тему

Бурова Анна Владимировна

Среди задач школьного образования - этнокультурное развитие учащихся, воспитание полноценного гражданина многонационального общества, создание условий для формирования у детей ценностных ориентиров. Этнокультурное образование на современном этапе, направлено на развитие этнокультурной компетентности детей школьного возраста, на воспитание культуры межнационального общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование этнокультурной среды – путь к толерантности"

Гезь Лариса Владимировна, учитель музыки,

Бурова Анна Владимировна, учитель изобразительного искусства,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80»

г. Северск, Томской области

 «Взаимоуважение, терпимость – качества, обязательные для цивилизованного человека.

Надо уметь учитывать, входить в культуру других национальностей»

  Д.С. Лихачев

        Среди задач школьного образования - этнокультурное развитие учащихся, воспитание полноценного гражданина многонационального общества, создание условий для формирования у детей ценностных ориентиров. Этнокультурное образование на современном этапе, направлено на развитие этнокультурной компетентности детей школьного возраста, на воспитание культуры межнационального общения.

        Дети разных национальностей учатся и в нашей школе: есть представители татарской национальности (почти в каждом классе 2-3 человека), украинцы, молдаване, азербайджанцы и другие. Наша школа уже несколько лет имеет статус этнокультурного центра, в связи с этим нами разработана Программа «Мы разные – мы вместе», реализация которой позволит создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства, гражданско-патриотического воспитания и художественно-эстетического образования обучающихся.

        У каждого народа есть свои праздники, традиции, обычаи. Приобщаясь к народному творчеству, школьники знакомятся с декоративно-прикладным искусством, национальной музыкой, приобретают знания о жизни людей, живущих рядом. Детям важно не только получать информацию, но и самим поучаствовать в создании атрибутов национальной одежды и быта, проявить свои творческие способности, поиграть в народные детские игры. Все это формирует толерантное отношение и уважение, личностное отношение к историческому прошлому и культуре других народов; развивает чувство прекрасного, положительно воздействует на эмоциональную сферу ребенка

        Этнокультурное образование определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей, знакомства с культурными достижениями других народов, воспитанием дружеского отношения к людям разных национальностей.

Средства

этнокультурного

образования

        Знакомство с различными этническими культурами, народными обычаями и традициями успешно реализуется в классно-урочной системе и во внеурочной деятельности через музейные образовательные программы, программы по народному искусству. Выбор форм и методов зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ежегодно в план работы включается проведение конкурсов поделок, рисунков, фото и творческих работ, а также классные часы, экскурсии, народные праздники, фестивали, квест-игры, мастер-классы, общение с непосредственными носителями этнической культуры.

        Популярными для младших школьников стали музейные уроки: «Легенды и сказки Томского края», «В гостях у сибирских татар», «На стоянке у селькупов», «Новый год шагает по планете»; конкурсы работ декоративно-прикладного искусства, выставки рисунков: «Мой край, родной», «Здравствуйте, соседи!»; фольклорные праздники: «Осенины», «Масленица», «Рождественные колядки»; игровые программы, включающие в коллективное взаимодействие и совместное творчество детей, родителей и педагогов. E:\Аня\Аня документы\УчСиб 2018\статья\для отправки\ФОТО №1.JPG

ФОТО №1

        Особое внимание в содержании Программы уделено развитию толерантных отношений школьников подросткового возраста, так как это самый интенсивный период развития ребенка, когда особенно остро встает вопрос о формировании самосознания подростка, его нравственных убеждений и межкультурного взаимодействия. Занятия проходят с организацией выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений обучающихся, родителей, педагогов. Мастер-классы «Открываем календарь», «На сибирской земле» обучают изготовлению оберега, национальных украшений одежды, росписи изделий декоративно-прикладного творчества народов Сибири. Проведение квест-игр «Давай дружить!», «Мы устроим большой хоровод» и Дня толерантности вызывает яркий эмоциональный отклик.

        Для того чтобы понимать и принимать традиции, ценности и культуру представителей другой национальности, избегать негативного отношения к человеку другой веры, необходимо сформировать такие качества личности как доброжелательность, справедливость, отзывчивость, эмпатия, терпимость и уважение к чужому мнению, принятие другого человека таким, какой он есть, отказ от причинения зла и насилия, умение взаимодействовать с окружающими, а так же наличие эмоциональной стабильности, уверенности в себе. Этому способствует курс по внеурочной деятельности «Человековедение» для детей младшего и подросткового возраста, содержание которого расширяет границы образования, развивает эмоционально-чувственную сферу ребенка.

        Для старшеклассников формы занятий предполагают проведение дискуссий, диспутов, проектно-исследовательской работы. Они активно участвуют в экскурсионно-просветительской деятельности, разрабатывают виртуальные экскурсии по родному Северску и Томску, пишут историю школы, встречаются с интересными людьми, проводят викторины и конкурсы, интерактивные занятия с младшими школьниками и воспитанниками дошкольных учреждений.E:\Аня\Аня документы\УчСиб 2018\статья\для отправки\ФОТО №2.JPG

ФОТО №2

        Наши учащиеся проявляют активность, эмоциональный интерес, ежегодно участвуя в этнокультурных фестивалях и конкурсах разного уровня, это:

  • Молодежный кросскультурный форум с международным участием «Этнокультурная мозаика»;
  • Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
  • Областной молодёжный форум «Новое поколение: кадровый резерв XXI века»;
  • Областная игра-конкурс в рамках межмуниципального Фестиваля «День народного единства: диалог культур»;
  • Областной конкурс «Славянские чтения» и другие культурно-массовые мероприятия.

            Реализация Программы не только формирует у детей навыки уважительного и доброжелательного поведения во взаимоотношениях с представителями разных культур, но и способствует развитию коммуникативных умений, мотивации достижения успеха, позитивному отношению к школе, улучшению общего самочувствия и эмоционального состояния, уверенности в своем будущем.E:\Аня\Аня документы\УчСиб 2018\статья\для отправки\ФОТО №3.jpg

ФОТО №3

        Создание в школе единого образовательного пространства средствами этнокультурного образования позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения. А нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни самого человека.

E:\Аня\Аня документы\УчСиб 2018\статья\фото\IMG_20180217_120900.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"

Доклад на тему: "Проблема формирования этнокультурной толерантности личности"...

Создание поликультурной воспитательной среды как фактор формирования этнокультурной компетенции воспитанников пришкольного интерната

В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, кот...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

Формирование этнокультурной толерантности на уроках английского языка в образовательной практике РБНЛИ №1

Существование в современном многонациональном обществе невозможно без принятия и понятия чужих традиций и обычаев, культуры и образа жизни.Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных ...

Формирование этнокультурной среды – путь к толерантности

Среди задач школьного образования - этнокультурное развитие учащихся, воспитание полноценного гражданина многонационального общества, создание условий для формирования у детей ценностных ориентиров....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ РБНЛИ №1

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ РБНЛИ №1...

Формирование этнокультурной толерантности

Существование в современном многонациональном обществе невозможно безпринятия и понятия чужих традиций и обычаев, культуры и образа жизни.Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных и...