Статья из опыта работы
статья на тему
В статье из опыта работы по продвижению и поддержке чтения среди детей и педагогов обобщается опыт работы автора в качестве руководителя методическим объединением учителей филологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Саранпаульская средняя общеобразовательная школа в 2014-2015 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_raboty.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.А.Кириченко,
учитель русского, коми языков
и литературы первой категории,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саранпаульская средняя общеобразовательная школа
8(34674)45-289, tatyanka.kirichenko.73@mail.ru
Из опыта работы по продвижению и поддержке чтения среди детей и педагогов.
В статье обобщается опыт работы автора в качестве руководителя методическим объединением учителей филологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Саранпаульская средняя общеобразовательная школа в 2014-2015 учебном году.
Сегодня в век технического прогресса как никогда остро стоит проблема снижения интереса к чтению. В связи с этим Российским книжным союзом (РКС) вначале 2006 г. инициирована Национальная Программа поддержки и развития чтения. Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллектуального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Разделы Программы последовательно и скрупулезно предлагают решения в области развития чтения в российских школах, вузах, дошкольных учреждениях; рассматривают пути «спасения» отечественных библиотек и региональных книжных магазинов; затрагивают вопросы домашнего воспитания и специального дополнительного образования; предлагают пути вовлечения в интеллектуальную жизнь различных социальных слоев населения.
Значительная роль отводится школе. В связи с этим процесс модернизации российского образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. Огромная роль в повышении интереса к чтению отводится урокам литературы. Значение уроков литературы трудно переоценить. Именно на этих уроках дети получают представление о нравственных ценностях, узнают о мире и людях, знакомятся с литературными произведениями, переживают и радуются вместе с героями. Но как сохранить интерес к урокам литературы?
На сегодняшний день учебный процесс требует разнообразия форм урока, чтобы ученики полюбили литературу, научились спорить, отстаивая и доказывая свою точку зрения, и слышать дуг друга. Учитывая это, педагоги нашей школы обращаются к нестандартным урокам: интегрированные уроки литературы и русского языка, уроки-путешествия, уроки с элементами исследования, нестандартные уроки с применением активных форм, мастер классы. Учителями филологии средних и старших классов накоплен положительный опыт по использованию на уроках литературы таких технологий как:
- проблемное обучение
- проектное обучение
- технология развития критического мышления
- диалог культур
- игровая технология
- кейс технология
- конгнитивная технология
- информационно – коммуникационные технологии
- здоровье - сберегающие технологии
- технология на основе метода интеллект - карт
Применение элементов данных технологий филологи демонстрируют в ходе недель методического мастерства и при обобщении опыта по темам самообразования на заседаниях методического объединения, педагогических советах, мастер – классах.
Одной из главных задач уроков литературы является учить детей говорить, задавать вопросы, защищать тему, доказывать свою точку зрения, находить необходимую информацию и использовать её. Эти задачи реализуются, например, при выразительном чтении стихотворений, сочинений, при доказательстве классической тройки, при самостоятельном выборе и использовании наиболее значимых способов проработки учебного материала. Умение исследовать художественный и стихотворный тексты, находить и извлекать необходимую информацию и использовать её, высказывая своё мнение, также способствует развитию связной речи.
Главное условие успеха в любом деле - это творчество. Развитие творческих способностей учащихся реализуется на уроках литературы в различных творческих заданиях: сочинение на оригинальную тему («Что увидел жаворонок, прилетевший с юга», «Разговор берёзки с ландышем», «О чём чирикает воробей в солнечный морозный день?», «Краски художника-осени», «Учитель, который останется в моём сердце навсегда» и т.д.)
Прекрасным дополнением к основным урокам по вовлечению обучающихся в мир чтения являются внеклассные мероприятия, конкурсы, игры. Литературные внеклассные мероприятия погружают школьников в события книг, которые ими уже были прочитаны ранее или сюжет которых им известен и, конечно, встретиться с новыми произведениями, открыть для себя новые имена. На этих мероприятиях обучающиеся могут блеснуть эрудицией, раскрыть творческие способности.
В течение 2014-2015 учебного года учителями - словесниками проведено ряд внеклассных мероприятий. В мероприятии «Образ мамы в моём творчестве» приняли участие обучающиеся 7-а и 7-б классов. Ребята представили сочинения и стихотворения собственного сочинения, в которых выразили слова благодарности и любви своим мамам. Мероприятию предшествовал классный час «Образ матери в творчестве Е.Айпина, С.Есенина, Р.Гамзатова», на котором дети узнали, как же представлен образ матери в прозаических и лирических произведениях известных писателей и поэтов.
Поэтический вечер, посвященный 200-летию М.Ю. Лермонтова, на котором обучающиеся читали стихотворения выдающегося поэта, способствовал развитию выразительности, яркости, образности, связности, эмоциональности речи школьников, их умения прочувствовать содержание произведений поэта. В целях привлечения внимания к этой дате была проведена тематическая линейка и выпуск плакатов об интересных фактах жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, флэш-моб, который поддержали педагоги школы и жители села.
В рамках реализации развития творческих способностей обучающихся ряд школьных конкурсов педагоги приурочили к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и году литературы в России. В преддверии открытия года литературы прошел школьный конкурс эссе «Люди. Лица. Судьбы». В конкурсных работах обучающиеся 3-8 классов размышляли о судьбах своих близких - участниках войны и тружениках тыла.
Открытие года литературы состоялось 25 января информационной линейкой, посвященной 155-летию со дня рождения А.П.Чехова. В течение недели двери учебных кабинетов были оформлены афоризмами и высказываниями А.П.Чехова, тем самым давая возможность обучающимся еще раз обратить внимание на выразительность, меткость и точность языка А.П.Чехова, а для кого-то открыть для себя талантливого писателя. Учителя Капшук Р.М., Сорока Н.А., Кириченко Т.А., Мерова С.С. предложили детям полюбившиеся афоризмы перевести на мансийский, коми и английский языки.
Традиционно в нашей школе проводится интеллектуальная игра «Умники и умницы», которая способствует развитию образного и вариативного мышления и воображения, способствует формированию мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, кроме этого воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми, приучает проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний. В 2014- 2015 учебном году игра также была приурочена 70-летию победы в Великой Отечественной войне и году литературы. Для обучающихся 5-8 классов педагоги предложили тему «Дневники Тани Савичевой и Анны Франк», для обучающихся 9-11 классов - «Строки, оборванные войной», посвященную поэтам, погибшим на войне (Мусса Джалиль, Всеволод Багрицкий, Николай Майоров, Павел Коган, Елена Ширман, Григорий Суворов). Ученики самостоятельно знакомились с биографиями Тани Савичевой, Анны Франк и погибших поэтов, читали дневниковые записи девочек, писали эссе по понравившимся стихотворениям поэтов, проникались духом тяжелых военных лет, отвечали на вопросы, подготовленные учителями. Самым внимательным и думающим обучающимся предстояло посостязаться в искусстве красноречия при декламации наизусть стихотворения «Таня Савичева», своего эссе и ответить на вопросы. Многие ребята впервые знакомились с дневниковыми записями Тани Савичевой и Анны Франк, открывали для себя новые имена.
В целях привлечения интереса к поэтическому слову к всемирному дню поэзии, который отмечается 21 марта, двери учебных кабинетов педагоги оформили портретами и стихотворениями русских поэтов (М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, А.Ахматова, С.А.Есенин, А.Блок, В.В.Маяковский, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др.). Кроме этого были выпущены стенды со стихотворениями обучающихся Саранпаульской школы и самобытных поэтов Саранпауля (биография, стихотворения). Эти стенды, подтверждающие как много талантливых учеников и жителей в нашем селе, вызвали неподдельный интерес у обучающихся.
Прививая интерес к чтению через уроки родного языка, учителя коми (Сорока Н.А., Кириченко Т.А.) и мансийского (Мерова С.С.) языков активно используют тексты художественных произведений писателей Севера в качестве языкового материала. Широкому кругу обучающихся образность родной речи, её красота и богатство устного народного творчества были представлены 21 февраля во Всемирный день родного языка. К этой дате в школе были оформлены плакаты со словами вежливости, пословицами и поговорками о дружбе, о языке на мансийском, коми и русском языках. Соприкосновение с творчеством национальных авторов обеспечивается в результате вкрапления национально – регионального компонента в курс русского языка и литературы. Школьники знакомятся с прозаиками и поэтами:
Е.Айпин «У гаснущего очага», «Медведь - брат», «Время дождей», «Школа – светлый праздник»;
А.М.Конькова «Битый», «Скороход», «Миснэ и зайчонок» и др.;
И.Г. Торопов «Не стреляйте в медведя дважды», «Глухарь для брата»;
Ю. Шесталов «Голубика, которая была выше меня», «Сначала была сказка», «Когда качало меня солнце»;
Т.А. Молданова «В гнездышке одиноком…»;
Г.Юшков «Коно Семо»;
с произведениями А.Тарханова, Ю.Васютова, С.Попова, А.Размыслова, М.Шульгина, В.Тимина, Г.Лазарева, А.Мишарина, И.А. Куратова, М.Н. Лебедева.
На уроках русской и мансийской литературы используются сказки, рассказанные бабушками и дедушками наших учеников и собранных в книгу «Сказки Сыгвинских манси» (составитель и переводчик с мансийского на русский Качанова Елена Ефимовна, издана книга при участии депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Татьяны Гоголевой).
На муниципальном уровне свои творческие способности учащиеся нашей школы проявили в конкурсе «Юные поэты», в конкурсе сочинений «История родного края в период Великой Отечественной войны», в конкурсе творческого рассказа на тему «Моя семья», Всероссийском конкурсе сочинений в Югре (3 ученицы стали победителями муниципального этапа и приняли участие в региональном).
Участие во всероссийских конкурсах, стремление добиться высоких результатов, безусловно, также повышает читательский интерес детей. Хороших результатов добились обучающихся 6-10 классов во всероссийских конкурсах в 2014 – 2015 учебном году:
- детско-юношеский конкурс сочинений на родном языке «О себе, но с юмором»:
Кириченко Д., 7-б класс – победитель по уральскому федеральному округу в возрастной категории 13-14 лет (Кириченко Т.А.учитель коми языка первой категории).
Сорока В., 7-б класс - победитель по уральскому федеральному округу в возрастной категории до 12 лет (Сорока Н.А., учитель коми языка первой категории).
Семёнов А., 7-а класс - победитель по Ханты-Мансийскому округу (Мерова С.С. учитель мансийского языка первой категории).
- Всероссийский детско-юношеский литературный конкурс «Приключения героев сказок Г.Х.Андерсена»:
Квашнина Ю., 6-б класс - 1 место по ХМАО;
Хозяинова А., 6-б класс – 2 место по ХМАО;
Рокина П., 6-б класс - 3 место по ХМАО (Агешина Л.Н. учитель русского языка и литературы второй категории).
- Детско-юношеский литературный конкурс «Если, ну вдруг, стану Мини-и-истром!» Сорока Ольга, 8-а класс – первое место по Уральскому Федеральному округу (Сорока Н.А. учитель русского языка и литературы первой категории).
Педагоги школы совершенствуют своё мастерство, используя такую форму как педагогические чтения. Секреты народной педагоги постигали с помощью Е. Айпина «У гаснущего очага», Ю.Шесталова «Огонь исцеления», Е.Ромбандеевой «Душа и звезды», «История народа манси (вогулов) и его духовная культура»; А.Тарханова «Рождённый громом». Большой интерес педагогов вызвал опыт Е.Ямбурга «Педагогический декамерон». На педчтениях «Исследования в области современных педагогических и психологических технологий» изучали статьи А.Г. Асмолова, Ш.А. Амонашвили, В.П.Беспалько, М.М. Поташника, Е.В. Бондаревской , И.С. Якиманской и др.
Развитие творческих способностей обучающихся невозможно без развития интереса к чтению, изучения творчества поэтов и писателей, без живого слова учителя, поэтому работа по привлечению обучающихся к активной деятельности на уроках, участию в конкурсах различного уровня и, конечно же, чтению продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.
Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой степенью умственной отсталости....
Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."
В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...
Приложения к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе на селе"
Материалы созданы на протяжении многих лет работы в школе и общественной работе на селе. Данный фотоотчёт служит доказательной базой к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе ...
Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках"
Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках" . Возможное использование на разных уроках в коррекционной школе....
Статья из опыта работы по теме "Работа с историческими документами"
В данной статье представлены виды исторических документов с примерами и возможные вопросы в ходе работы над ними....
Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).
Статья написана в результате изучения материалов по аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...
Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».
Статья из опыта работы:«Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ»....