Формирование метапредметных компетенций через игровые технологии на уроках истории
статья (5, 6, 7 класс) на тему

Нурекенова Алия Берековна

Как и почему необходимо использовать игры на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных компетенций через игровые технологии на уроках истории

Ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжёлый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всём мире такая картина просуществовала до конца XIX в.

На сегодняшний день в рамках школьного обучения необходимо учитывать, что обучающиеся должны получить не только знания по определенному предмету, но и уметь их использовать в различных областях обучения и жизненных ситуаций. Исходя из этого выбран такой метод работы, как игра.

Цели игры на уроках истории – воспроизведение в памяти, углубление и усовершенствование знаний, осуществление поиска, развитие логического мышления, использование знаний в нестандартных ситуациях.

Задачи, на которые направленны игры:

- формировать метапредметные связи

- раскрывать психолого-возрастные особенности подростка

- способствовать умению коллективной работы

- способствовать дополнительной мотивации (победитель)

- способствовать развитию интереса к решению проблемных вопросов.

        Так как существует огромное количество игр, важно учитывать необходимость использования той, которая максимально будет подходить к изучаемой теме. Существует немало исследований в данной области, к тому же выделяются и разные классификации игр. Опираясь на все эти деления можно выделить следующие направления игр:

- настольные

- квесты (маршрутные игры)

- интерактивные

- викторины

- ролевые игры.

В свою очередь настольные могут быть направлены на разбор терминов и формирование определений, повторение.

Например, для того, чтобы процесс усвоения новых терминов и формирование определений шёл наиболее комфортно и относительно быстро можно использовать игру «Объясни», которая своей сутью напоминает крокодила. Ученики получают лист-игровое поле, где указан старт, финиш и возможны дополнительные задания. (см. прил. 1). Для игры так же необходим таймер на 1 минуту или песочные часы. Первый игрок называет любое число от 1 до 5, после таймер начинает отсчитывать  время, а игрок беря карточку объясняет те слова, которые пронумерованы названным им числом.

Квесты - на логическое мышление, поиск нестандартных путей решения задач. Иначе, квесты еще иногда называют маршрутные игры. В такую игру могут входить различного рода задания, находящиеся на различных этапах.

Например, можно включить:

  1. Мозаику
  2. Ребусы
  3. Задания с лентой времени
  4. Кроссворд

Интерактивные помогут в дистанционной проверке домашнего задания, повторении уже пройденного материала, проверки домашнего задания на уроке.

Викторины - прежде всего преимущественно использовать в качестве обобщения и систематизации знаний.

  1. Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
  2. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
  3. Игра  эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
  4. В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
  5. Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре ребёнок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.
  6. В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. В игре же "именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В.М.Букатов)

.

Таким образом, игра служит ни сколько развлечением, а плодородной средой для формирования социальных качеств, нравственного самосознания и установлении свободы в общении между учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действ...

"Формирование положительной мотивации к учебно-воспитательному процессу через игровую деятельность на уроках истории"

Игры своего рода - это вспомогательный материал к уроку, и невозможно не заметить, что именно благодаря им можно не только мотивировать детей, но и удерживать их познавательный интерес долгое время. М...

Формирование лингвистической компетенции через Интернет – технологии на уроках иностранного языка

Данная работа посвящена обзору различных интернет - технологий, применяемых на уроках иностранного языка...

Формирование мотивации обучающихся через игровые технологии на уроках музыки

Мастер-класс на районном конкурсе «Учитель года»Тема: «Формирование мотивации обучающихся через игровые технологии на уроках музыки»Цель: Применение игровых технологий на...

Статья «Формирование метапредметных компетенций через исследовательскую деятельность»

В статье автор делится своим опытом по формированию метапредметных компетенций через исследовательскую деятельность....

Статья "Формирование здоровьесберегающих компетенции через культуру питания на уроках технологии"

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должн...

Современные образовательные технологии. Формирование УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе

Формирования УУД через игровые технологиина уроках английского языка в начальной школе...