Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
статья на тему

Некрасова Юлия Юрьевна

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Здоровье и здоровый образ жизни, к сожалению, пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма.

Вопрос здоровья детей в школе остается актуальным и первостепенным уже не один год.

Почему дети так часто болеют в школе? Каковы основные причины их болезней? Как сохранить здоровье ребенка в школе? Как оградить его от наиболее частых школьных заболеваний?

Ни закаливанием, ни зарядкой, ни здоровым образом жизни нельзя предотвратить детские болезни на все сто процентов. Каждый ребенок встречается в своей жизни (особенно в школе) с огромным количеством микробов. И до тех пор, пока к большинству из них в организме ученика не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни, увы, — неизбежность.

Но и тогда всегда остается большая вероятность того, что найдется тот микроб, защиты к которому у ребенка нет. Поэтому дети так часто болеют.

Наиболее частые инфекции, поражающие школьников

  • ОРЗ,
  • грипп,
  • стрептококковая ангина,
  • ветрянка,
  • краснуха,
  • педикулез (особенно в начальной школе),
  • конъюнктивит.

Общий жизненный тонус ребенка, а также общий уровень его здоровья во многом определяются уровнем энергозатрат организма и нагрузкой на все его основные системы. А ведь обычный ребенок в школе большую часть времени находится в состоянии стресса (невропатологи утверждают, что двойка,  поставленная ручкой красного цвета, эквивалентна  сердечному  приступу!). Он испытывает колоссальную нагрузку на нервную систему и на организм в целом.

Ежедневные стрессы, связанные с плохими отметками, заданиями на дом, контрольными, опросами и зачастую с неподготовленностью к школе (у первоклашек) вызывают неврозы, переутомления, проблемы с позвоночником, близорукость, гастрит, хронические респираторные заболевания.

Так почему многие родители и учителя делают основной упор на учебу, забывая о здоровье ребенка? И разве ребенок, замученный постоянными болезнями (насморк, головная боль, головокружение и т.д.) и не умеющий бороться с недугами, может учиться на «отлично»?

А ведь здоровье – это не просто отсутствие болезней, это — состояние полного душевного, физического и социального  благополучия.

Основные причины школьных болезней

  • несоответствие школьных программ возрастным и функциональным особенностям детей;
  • несоблюдение элементарных гигиенических  требований;
  • чрезмерная интенсификация (ускоренный темп и увеличенный объем нагрузки) учебного  процесса;
  • неоправданно ранний старт дошкольного образования (систематического);
  • недостаточная  осведомленность учителей в  вопросах охраны здоровья детей;
  • недостаточная  грамотность родителей  в  таких важных вопросах, как формирование, сохранение и укрепление здоровья детей.

 

Причинами частых заболеваний различных отклонений в состоянии организма являются:

  • малоподвижный образ жизни (гиподинамия),
  • накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.
  • тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым учителем возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, с учетом его способностей? С одной стороны – педагогу в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – попытаться при этом оптимизировать нагрузку.

Как же эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Конечно же, обратиться к здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, анализировать, рассуждать,   поэтому необходимо уделять  особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • игровая,
  • исследовательская,
  • проектная,
  • ИКТ,
  • блочно-модульная,
  • личностно ориентированная.

 Критерии здоровьесберегающего урока:                       

  1. обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа);

2. число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,
 рассказ, ответы на вопросы (норма - 4-7 за урок);  

  1. средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма - 7-10 минут).
  2.  виды деятельности:
  • словесный,
  • наглядный,
  • аудиовизуальный,
  • самостоятельная работа.

(норма - не менее 3-х).

  1. Динамические паузы рекомендуются для всех детей  как профилактика утомления. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, дидактические подвижные игры, точечный самомассаж (особенно в периоды эпидемии гриппа).
  2. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризм. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Важно не допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, минимизировать объём домашних заданий, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров.

1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.

2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.

3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.

    Помещение, в котором проводится занятие, должно соответствовать гигиеническим требованиям (свежий воздух, оптимальный температурный режим, чистота, хорошая освещённость). 

В сохранности здоровья ребенка должны быть заинтересованы родители, поэтому целесообразно проводить родительские собрания на тему: «Как сохранить здоровье ребенка в школе». Напоминать и объяснять родителям необходимость соблюдения следующих правил:

  1. Полноценный 9-ти часовой сон может сотворить чудеса и сделать иммунитет ребенка крепким и стойким. Дети с постоянным дефицитом сна чаще болеют, хуже развиваются физически и умственно, чаще имеют неблагоприятные реакции на прививки. А все из-за телевизора и компьютера, поставленных в их спальнях! Подумайте над этим.
  2. Здоровое питание. Кормите свое чадо полноценным здоровым завтраком, если хотите, чтобы он хорошо учился, был активным на уроках, более внимательным в выполнении различных заданий и даже более послушным! Не нужно недооценивать завтраки! Ведь витамины, усвоенные вместе с ними, стимулируют иммунитет ребенка и значительно повышают его сопротивляемость простудным заболеваниям.
  3. Гигиена. Банальное мытье рук, полоскание ротовой и носовой полости помогут избавиться от вредоносных бактерий. Но делать все это нужно правильно: чтобы тщательно вымыть руки, следует намыливать их мылом не меньше 20-30 секунд. Научите своего ребенка мыть руки с мылом после улицы, перед едой, после каждого пользования туалетом. Обеспечьте его влажными антибактериальными салфетками, чтобы он мог протереть ими руки в школе при необходимости.
  4. Занятия физкультурой. Все без исключения понимают, как важно заниматься спортом, делать зарядку, вести активный образ жизни и закаливать свой организм, но ведь делать это так лень. Как итог — малоподвижный образ жизни постепенно становится нормой существования для детей и взрослых. И даже если ребенок в силу своей активности двигается достаточно много, его движения однообразны и вовлекают не все группы мышц. В результате: проблемы со здоровьем, стойкие трудности в учебе (проблема концентрации внимания и памяти, проблема запоминания материала и усидчивости на уроках, боязнь ответа у доски и т.д.). А ведь ребенку достаточно всего 10 минут активно подвигаться (зарядка, танцы, бег), чтобы результат не заставил себя ждать. Сделайте упражнения вместе с ним, помогайте ему и одобряйте – для него это важно.
  5. Ранец. Забитый до отказа учебниками и тетрадями портфель заставляет страдать в первую очередь позвоночник школьника. Запомните, вес ранца должен быть не больше 15-20% веса ребенка. Т.е. если школьник весит 30 кг, то его портфель должен быть не тяжелее 5-6 кг.
  6. Воспитывайте своего ребенка в духе любви и уважения к своему здоровью, подавайте ему достойный пример.

 

  И в заключение хочется отметить, что здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой  посильный вклад  в сохранение здоровья молодого поколения  может внести каждый учитель. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются мотивы, потребности и ценности ЗОЖ, а возможно, даже нравственные чувства, качества, поступки, создаётся благоприятная здоровая социокультурная среда, в которой растёт и развивается ребёнок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Безух  К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011
  2. Брагина С.А. Энциклопедия здоровья. - Волгоград: «Учитель», 2009
  3. Тареева Л.И. Активные формы обучения. – Волгоград: «Учитель», 2008
  4. Верескун  Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011
  5. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации  //Под редакцией В. Д. Сонькина, М. М. Безруких. - М.: Триада - фарм, 2004.
  6. Личностно-ориентированное  образование:  феномен,  концепция,  технология. Волгоград. 2000г.
  7. Методические     рекомендации:     Здоровьесберегающие     технологии     в общеобразовательной   школе:    методология   анализа,    формы,    методы,    опыт применения. Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. Москва, 2002г.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998.
  9. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. – Волгоград: «Перемена», 1998.
  10. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». - М: АРКТИ, 2003;
  11. Смирнов Н К. «Как обучать школьников без ущерба для их здоровья», М., Чистые пруды, 2005

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

в ыполнил: учитель ГБОУ школы № 477 Пушкинского района Санкт-Петербурга Некрасова Юлия Юрьевна Использование здоровьсберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Школьные факторы риска: 1.Стрессовая педагогическая методика (крик) 2. Интенсификация образования (большие нагрузки) 3. Несоответствие методик обучения возрастным особенностям 4. Преждевременное начало систематического обучения 5. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований в учебном процессе 6. Неграмотность педагогов в вопросах здоровьесбережения школьников

Слайд 3

7. Массовая безграмотность родителей в вопросах здоровьесбережения детей 8. Недостаточная развитость системы физического воспитания детей 9. Отсутствие системы работы по формированию ценностей здоровья Перегрузки…..

Слайд 4

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно вызывать у них позитивную самооценку

Слайд 5

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий отсутствие назидательности и авторитарности элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников интерес к учебе, желание идти на занятия наличие физкультминуток наличие гигиенического контроля

Слайд 6

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий отсутствие назидательности и авторитарности элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников интерес к учебе, желание идти на занятия наличие физкультминуток наличие гигиенического контроля

Слайд 7

Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов: учет возрастно-половых особенностей учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся использование здоровьесберегающих действий

Слайд 8

Здоровьесберегающие действия: о птимальная плотность урока Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени ч ередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.) оздоровительные моменты на уроке

Слайд 9

Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы минутки релаксации дыхательная гимнастика гимнастика для глаз массаж активных точек

Слайд 10

Физкультминутки Пример упражнений на растягивание отделов позвоночника : Наклоны вперед, назад, в сторону. Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад , потом к правому плечу, к левому. Тянемся максимально вперед ( спина прямая), назад, в сторону , каждый раз возвращаясь в исходное положение , - голова прямо.

Слайд 11

Важно! Правильная поза ученика во время занятий за столом Правильная рабочая поза при письме

Слайд 12

Тренажер для глаз

Слайд 13

Цветотерапия Желтый – стимулирует умственную деятельность З еленый – умиротворяет, успокаивает Голубой – снижает кровяное давление, успокаивает Синий – располагает к серьезности, строгости в поведении Фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям Черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание

Слайд 14

Наличие эмоциональных разрядок поговорка, высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка “Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест” “По яблоку в день – и доктор не нужен”

Слайд 15

На уроках русского языка На уроках русского языка можно использовать в качестве контрольных и самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт , разные его виды, туризм . Изучение числительных даёт возможность использовать тексты , рассказывающие детям об истории Олимпийских игр , о завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды .

Слайд 16

На уроках литературы На уроках литературы читаем произведения о животных и говорим об их сохранении, о защите окружающей среды

Слайд 17

Анализ урока с позиции здоровьесбережения : Количество видов учебной деятельности(4-7); Продолжительность 1 вида деятельность- 10 минут; Количество видов преподавания- не менее 3; Чередование видов преподавания-через 10-15 мин.; Наличие метода свободного выбора действий ; Активные методы обучения (игра, исследование, обсуждение и т.д.); Применение ТСО; Чередование поз учащихся (следить за осанкой); Наличие оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки, динамические паузы,релаксация , гимнастика для глаз и т.д.);

Слайд 18

Наличие в содержательной части урока вопросов о здоровье; Наличие мотивации деятельности учащихся (похвала, поддержка, соревновательный момент); Позитивный психологический климат на уроке (сотрудничество, дружелюбие, взаимопонимание ); Наличие эмоциональных разрядок на уроке (шутка, отвлеченная короткая беседа и т.д.) Плотность урока- 60%; В момент наступления утомляемости (падение внимания)- пауза; Спокойное завершение урока, без суеты, комментарии домашнего задания; НЕЛЬЗЯ задерживать учеников после звонка на перемену! Перемена- ЭТО ВРЕМЯ ИХ ЗАКОННОГО ОТДЫХА!

Слайд 19

Результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии: снижение показателей заболеваемости детей улучшение психологического климата в коллективе повышение мотивации к учебной деятельности прирост учебных достижений у чителям , освоившим эту технологию , становится легче и интереснее работать , поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для его педагогического творчества

Слайд 20

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

как я использую на своих уроках здоровьесберегающие технологии...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на з...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Представлен отчёт учителя и классного руководителя по использованию здоровьесберегающих технологий....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

В статье представлена система работы учителя по здоровьесбережению на уроках русского языка и литературы. В приложении к статье представлены тексты, которые можно использовать как физкультминутки на у...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Русский язык- серьезный и сложный предмет.Учащимся приходится много писать, а потому учитель - словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям....