Методическая система учителя
статья на тему
Время требует от нас, преподавателей, постоянного обновления содержания образования, пересмотра рабочих программ, а также повышения профессионального уровня самого учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstvennaya_metodicheskaya_sistema.odt | 77.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рогожкинская средняя общеобразовательная школа Азовского района
Методическая система учителя
Дьякова Тамара Петровна - учитель биологии и химии
24 года я работаю в школе учителем биологии и химии, не перестаю ставить перед собой задачу – заинтересовать, увлечь детей естествознанием. Научить находить новое самостоятельно. Выработать свою методическую систему работы не просто, пришлось изучить работу многих учителей – новаторов и применяя современные технологии, понять необходимость своего собственного метода. Основной образовательной целью в современных учебных заведениях России является создание условий для развития личности, ориентирующейся в динамично изменяющемся мире, обладающей высоким уровнем интеллекта, стремящейся к расширению своего кругозора. В наш век прогрессивного развития информационных технологий во всех областях науки, без исключения, нельзя стоять на месте, придерживаясь традиционных подходов к формированию научного мировоззрения обучающихся. Время требует от нас, преподавателей, постоянного обновления содержания образования, пересмотра рабочих программ, а также повышения профессионального уровня самого учителя.
Мною разработана собственная методическая система учителя. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности учащихся. В основе методической системы лежат идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова; идеи организации проблемного обучения М.И. Махмутова.
Система моей работы опирается на основные методические принципы:
-внедрение лучших находок современных образовательных технологий, основ компетентного и деятельного подхода;
-развитие личностных качеств на уроке, в рамках индивидуальной деятельности;
-повышение заинтересованности учеников только при условии собственной заинтересованности;
-создание условий для приобретения позитивного социального опыта. Вышеизложенные принципы должны находить свое отражение в процессе организации УУД.
Для реализации методической системы я использую современные формы и методы активизации познавательной, учебно-исследовательской, проектной, творческой деятельности обучающихся.
Цель моей работы - воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, способности к самоорганизации, самопознанию и самоопределению, формирование здорового образа жизни, активной жизненной позиции, элементов экологической культуры, готовность осознанного выбора будущей профессии.
Чтобы достичь цели я ставлю перед собой педагогические задачи:
-посредством использования для исследований материала регионального содержания способствовать повышению мотивации и познавательного интереса учащихся к выполнению учебно-исследовательских работ; -совершенствовать навыки учебно-исследовательской деятельности;
-формировать ценностное отношение к окружающей среде;
-вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, в активную познавательную деятельность;
-раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность каждому проявить себя;
-привить навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, рефлексии – объективного оценивания полученных результатов;
-формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через уроки и внеурочную деятельность;
-использовать в своей работе новые педагогические технологии.
Предметом изучения биологии является живая природа, живые организмы планеты. Поэтому моя работа направлена на:
-формирование биологического мышления;
-здоровьесбережение обучающихся;
-формирование ЗОЖ;
-на профилактику асоциальных явлений (применяя метод социального проектирования).
Социальное проектирование – это приобретение знаний, умений, навыков для эффективного включения в жизнь общества. Участвуя в социальном проектировании, обучающиеся приобретают умение принимать решения, решать проблемы, творчески мыслить, мыслить практически, общаться, устанавливать межличностные отношения, сопереживать, владеть эмоциями, бороться со стрессом.
Использование информационных технологий при преподавании биологии и химии дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно.
В своей практике метод учебно - исследовательских проектов я применяю много лет. К выбору данной методики я пришла, работая не один год с использованием индивидуальной и групповой работы на уроках , а также с применением компьютерных технологий. Сначала это были проекты, оформленные в тетрадях, на доске с применением таблиц, схем, графиков, диаграмм, затем все постепенно переросло в мультимедийные проекты в виде презентаций в редакторе Power Point. В настоящее время ученики, уже достаточно обладающие информационной компетентностью, разрабатывают такого рода проекты, затрачивая 3-4 урока для подготовки и защиты, а в 7-8-х классах это мини-проекты ( на них отводится 1-2 урока).
В результате повышается интерес учащихся к учебному предмету, а следовательно, и качество знаний (последний показатель качества- 70%, а до применения метода иногда падал вплоть до 38%),успеваемость – 100%.
Уроки-проекты я провожу согласно следующей схемы:
Учебная тема: «Название темы» Проект: «тема исследования».
I этап. Постановка задачи проектно-исследовательской деятельности:
-предложить идею или эксперимент, отвечающего потребностям современного общества;
-провести мини-исследование в выбранном направлении;
- представить результаты в виде презентации.
Мини-исследование оформить, придерживаясь следующей схемы:
- тема исследования;
- актуальность
- исторические сведения;
- идея или эксперимент;
- вывод формул и необходимые расчеты, схемы;
- построение графиков и диаграмм;
- выводы;
Отчет по проекту оформить в виде мультимедийной презентации.
2 этап. Организация деятельности:
Учитель: Формирует разноуровневые группы из учеников класса. Каждой группе выдает список функциональных обязанностей, на основании которых каждый ученик в соответствии со своими желаниями и возможностями определяет свою роль в подготовке проекта.
Ученики: по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.
Этот этап ребята проводят во внеурочное время, консультируясь с учителем.
3 этап. Осуществление деятельности:
Ученики ищут соответствующий материал в учебнике, справочной литературе, энциклопедиях, Интернете; определяют тему исследования; проводят эксперимент или придумывают идею; оформляют презентацию; готовятся к защите проекта.
4 этап. Защита проекта
Оборудование: 1)доска; 2) плакат с надписью: Конференция юных исследователей на тему: «»; 3) компьютер, 4) экран, 5)проектор, 6) таблицы. Группы по очереди выходят к экрану, демонстрируют свои презентации, защищая проект. Участники других групп задают вопросы, вносят свои предложения. Обстановка в классе приобретает живой рабочий характер, идет бурное обсуждение предложенных схем и приборов.
Учитель оценивает вклад каждого ученика в проделанную работу. На этом этапе самое важное «заметить каждого ученика», его реальный вклад в представленный проект.
Ученики 8 класса подготовили презентацию «Береги здоровье смолоду».
Ученики 7 класса защитили проект «Членистоногие моего края».
Для 5 класса подготовили презентацию ученики 6 класса «О вкусной и здоровой пище».
Старшеклассники создали видеоролики о здоровом образе жизни и др.
Поиск новых форм и методов оценивания образовательных достижений учащихся связан с переходом от стандартных принципов оценивания к принципу оценивания школьника по результатам его личностных достижений, проявления индивидуальности, его продвижения от успеха к успеху, от награды к награде, развитием объективного самоанализа и самооценки. Проектная деятельность развивает ребенка в этом направлении и, несомненно, приводит к объективной оценке с учетом требований современной жизни.
Проектное обучение – это область научного знания, позволяющего перейти от всеобщей грамотности к всеобщей образованности, отражающей в себе процессы интеллектуализации, информатизации и гуманизации образования.
Анализ организации исследовательской работы учащихся с региональным содержанием, позволяет сделать следующие выводы:
-исследования носят комплексный интегрированный характер (химия – биология, биология – география, биология – химия и т.д.);
-работа над многими темами ведется несколько лет;
-работы носят региональный характер;
-работы являются социально-значимыми для своей местности.
Результаты педагогической деятельности
Положительным результатом моей методической системы:
-Стабильно высокое качество знаний учащихся по предметам при стопроцентной успеваемости.
-Выбор учащимися предметов для сдачи ГИА.
-Наличие призеров и победителей муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников.
-Высокий уровень учебной мотивации к изучению биологии и химии.
-Повышение мотивации учащихся к выполнению исследовательских работ.
-Совершенствование навыков исследовательской деятельности.
-Формирование ценностного отношения к окружающей среде.
И в заключении - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун
Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...
Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны
Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....
Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активиза...
Методическая система учителя
Методическая система Учителя русского языка и литературыМКОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа №2 Омского муниципального района, Омской области»Погребняк Натальи Борисовны«Формирован...