Содержание обучения в дошкольном отделении.
консультация на тему

Коршунова Татьяна Михайловна

Данная система построения, проведения и анализа ООД помогает нашим педагогам работать, а нашим малышам — получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_obucheniya_v_doshkolnom_otdelenii.docx391.93 КБ

Предварительный просмотр:

шапкаНОВАЯ-2017

Содержание обучения

в дошкольном отделении

Шпаргалка для воспитателяC:\Users\Учитель\Pictures\воспитатель.jpg

Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе.

В детском отделении проводятся 2 – 3 организованной образовательной деятельности (ООД) в день длительностью от 10 до 30 мин в зависимости от возрастных особенностей ребенка, как правило, в первой половине дня.

Содержание ООД

  • организационный момент;
  • начало ООД (установки к ходу ООД);
  • ход ООД;
  • оценка деятельности детей, подведение итогов (конец ООД).

В ДО преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

При организации обучения детей в ДО и проведении ООД педагогам необходимо учитывать следующие требования:

  • ООД должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания.
  • Широко использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные) и игровые приемы, дидактический материал.
  • ООД в ДО не должны проводиться по школьным технологиям.
  • ООД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности).
  • В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные ООД.

Структура организованной образовательной деятельности (ООД)

Начало ООД предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс) ООД. Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части ООД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание ООД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

В зависимости от раздела обучения, от целей ООД методика проведения каждой части ООД может быть различной. После проведения ООД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Триединая цель организованной образовательной деятельности (ООД)

  1. Образовательная: повышать уровень развития ребенка
  2. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
  3. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ООД пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Как подготовить и провести

организованную образовательную деятельность (ООД)

  1. Определение темы и ведущих понятий
  1. Четко определить и сформулировать тему.
  2. Определить место темы в учебном плане.
  3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное ООД.
  4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других ООД

  1. Определение целей и задач

Определить целевую установку ООД— для себя и для детей, понять, зачем данное ООД вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию ООД.

  1. Планирование учебного материала
  1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала,
  • воспроизведение,
  • творческий подход к заданию.
  1. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».Составить три набора заданий:
  • подводящие детей к воспроизведению материала,
  • способствующие осмыслению материала,
  • способствующие закреплению материала.

  1. Продумывание «изюминки» ООД

Каждое ООД должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для раннего или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

  1. Группировка отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

  1. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

  • что контролировать,
  • как контролировать,
  • как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

  1. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает. После того как воспитатель провел ООД необходимо провести самоанализ так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим ООД.

Проведение самоанализа ООД

  1. Определить место ООД в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после ООД.
  2. Охарактеризовать триединую дидактическую задачу ООД, как заранее спланированный результат и соотнести поставленные цели для детей и педагога с достигнутыми на ООД, определить причины успеха или неудачи.
  3. Определить уровень формирования ООД (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
  4. Ответить на вопрос, что нового дало ООД для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интересов к данному ООД.
  5. Подумать, насколько оптимально было выстроено ООД: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?
  6. Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к ООД? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.
  7. Каким был темп ООД? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых ООД, а до чего додумались сами дети?
  8. Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал?»
  9. Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
  10. Охарактеризовать психологическую атмосферу ООД, степень доброжелательности, взаимозаинтересованность всех участников процесса.
  11. Эмоциональное состояние педагога до ООД и после него: изменилось ли оно? В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в ООД? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?

При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику ООД в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения ООД? (Комбинированное, ООД отчет, КВН и т.д.) Обоснуйте выбор формы ООД.

При анализе деятельности детей и педагога пп. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма работы детей на ООД (коллективная, групповая, индивидуальная).

На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из ООД, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу ООД, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп ООД, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения.

Критерии оценки ООД

Обучение должно быть:

  1. научным,
  2. проблемным,
  3. наглядным,
  4. познавательным,
  5. доступным,
  6. систематическим и последовательным,
  7. прочным,
  8. развивающим,
  9. воспитывающим: внимание, память, мышление, эмоции, воображение.

В ходе ООД применяются методы:

  1. Объяснительно-иллюстративные.
  2. Репродуктивные.
  3. Частично-поисковые.
  4. Исследовательские. Организаторская деятельность воспитателя.
  5. Готовность педагога к ООД.
  6. Целевая установка ООД.
  7. Санитарно-гигиенические нормы.
  8. Индивидуальная работа.
  9. Нормы оценки знаний.
  10. Наличие обратной связи.
  11. Рациональность использования времени.
  12. Организация рабочего места.
  13. Практические навыки и умения.
  14. Самостоятельная работа.
  15. Самоконтроль и самооценка.
  16. Коллективная, индивидуальная, групповая работа.
  17. Развитие речи, качество ответов детей.

Данная система построения, проведения и анализа ООД помогает нашим педагогам работать, а нашим малышам — получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

C:\Users\Учитель\Pictures\воспитатель2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа для Дошкольного отделения ДМШ "Сольфеджио для малышей"

Программа «Сольфеджио для малышей» - это целостный мир музыки, фокусирующий в себе все элементы музыкальных дисциплин и видов музыкальной деятельности. Поэтому в программе предложен широки...

Конспект досуга для детей старшей группы с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265 , дошкольное отделение №3.

В конспекте досуга подобраны игры и задания, предназначенные для итогового занятия в конце учебного года по грамматике, лексике, развитию фонематического слуха и звукового анализа.  Досуг построе...

Конспект досуга для детей подготовительной группы с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265 , дошкольное отделение №3.

В конспекте представлены игры и задания, предназначенные для детей подготовительной группы в первом полугодии. Занятие построено в форме игры, задействованы сказочные персонажи. В занятии использованы...

Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265, дошкольное отделение №3.

В статье обоснована необходимость использования игр и развлечений в коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОНР, представлены разнообразные игры по разным разделам программы , дан образец досуга...

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...

Реализация инновационного проекта: "Стажировочная площадка воспитанников дошкольного отделения "Школа будущего первоклассника"

Данная статья рассказывает о новом способе подготовки дошкольников к обучению в школе в условиях образовательного комплекса....

Презентация к педсовету "Формы взаимодействия педагогов дошкольного отделения с семьёй по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды".

Наиболее эффективные формы, которые мы  используем в своей работе по взаимодействию с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей с нарушением слуха....