Организация учебно-исследовательской деятельности по биологии
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Организация учебно-исследовательской деятельности в процессе изучения биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uir_po_biologii.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ.
Учебно--исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Это позволяет развивать у школьников познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определенной области учебного предмета; применять их на практике.
Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия библиотеки со специализированной литературой, и вообще, желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися.
Очень важно правильно организовать руководство учебно-исследовательской работой (далее - УИР). В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленный проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Это дает возможность учителю более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, т.к. невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Творческие муки, которые испытывают и ученик-исследователь, и его руководитель, передача навыков практической деятельности задают тон общения на уровне «коллега-коллега» и «наставник-младший товарищ».
Работа по исследовательской деятельности может проводиться индивидуально (с успешными, одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.
Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществлялась на факультативных занятиях в школе, а также в учреждениях дополнительного образования (кружки). Однако в современной школе возможности организации учебно-исследовательской работы значительно шире, чем раньше; это связано с программой профильного образования в старшей школе, а также в связи с введением ФГОС ОО. Использование современных технологий (проектного метода, проблемного обучения) дают широкие возможности применять исследование на уроке.
Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов.
Этапы работы | Цели и задачи УИР | Содержание занятий |
1. Предварительный | Диагностика знаний, навыков и умений; | Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и |
2.Выбор проблемы исследования | ориентация в выборе проблемы исследования | Обсуждение возможных тем исследования |
3.Изучение научной литературы | Приобретение практических навыков работы с литературой. | Составление библиографии по теме; |
4. Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов | Формирование исследовательских навыков | Консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования |
5. Сбор материала | Обучение сбору материала | Планирование и проведение эксперимента |
6.Обработка полученного материала | Обучение статистической обработке полученного материала | Обработка полученного материала |
7.Формулирование выводов | Выработка умения формулировать выводы | Систематизация и обобщение результатов работы |
8. Создание текста УИР | Практическое овладение научным стилем | Написание текста исследовательской работы |
9.Представление результатов работы | Овладение навыками устного публичного выступления | Представление работы на научно-практической конференции школьников. |
10. Оценка работы | Рефлексии на продукт и результат УИР | Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов |
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
- Видеть проблему;
- Задавать вопросы;
- Выдвигать гипотезы;
- Планировать и реализовать проверку гипотезы;
- Анализировать результаты исследования;
- Давать определения понятиям;
- Знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
- Вести журнал лабораторных исследований, сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;
- Классифицировать;
- Наблюдать явления и факты;
- Разрабатывать и проводить эксперимент;
- Делать выводы и умозаключения;
- Структурировать материал;
- Доказывать и защищать свои идеи;
- Работать с первоисточниками и дополнительной литературой.
Таким образом, в результате исследовательской работы любого уровня формируются исследовательские умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии
Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеклассной работе по биологии
в статье расскрывается опыт по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеклассной работе по биологии...
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...
Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»
В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...