Организация учебно-исследовательской деятельности по биологии
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Организация учебно-исследовательской деятельности в процессе изучения биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_uir_po_biologii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ.

Учебно--исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Это позволяет развивать у школьников познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определенной области учебного предмета; применять их на практике.

Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия библиотеки со специализированной литературой, и вообще, желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися.

Очень важно правильно организовать руководство учебно-исследовательской работой (далее - УИР). В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленный проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Это дает возможность учителю более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, т.к. невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Творческие муки, которые испытывают и ученик-исследователь, и его руководитель, передача навыков практической деятельности задают тон общения на уровне «коллега-коллега» и «наставник-младший товарищ».

Работа по исследовательской деятельности может проводиться    индивидуально (с успешными, одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.

Ещё недавно она была преимущественно внеклассной и осуществлялась на факультативных занятиях в школе, а также в учреждениях дополнительного образования (кружки). Однако в современной школе возможности организации учебно-исследовательской работы значительно шире, чем раньше; это связано с программой профильного образования в старшей школе, а также в связи с введением ФГОС ОО. Использование современных технологий (проектного метода, проблемного обучения) дают широкие возможности применять исследование на уроке.

Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов.

Этапы работы

Цели и задачи УИР

Содержание занятий

1. Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений;

Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и

2.Выбор проблемы исследования

ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования

3.Изучение научной литературы

Приобретение практических навыков работы с литературой.

Составление библиографии по теме;

4. Формулирование объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, определение целей, задач, методов

Формирование исследовательских навыков

Консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования

5. Сбор материала

Обучение сбору материала

Планирование и проведение эксперимента

6.Обработка полученного материала

Обучение статистической обработке полученного материала

Обработка полученного материала

7.Формулирование выводов

Выработка умения формулировать выводы

Систематизация и обобщение результатов работы

8. Создание текста УИР

Практическое овладение научным стилем

Написание текста исследовательской работы

9.Представление результатов работы

Овладение навыками устного публичного выступления

Представление работы на научно-практической конференции школьников.

10. Оценка работы

Рефлексии на продукт и результат УИР

Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов

Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

  • Видеть проблему;
  • Задавать вопросы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Планировать и реализовать проверку гипотезы;
  • Анализировать результаты исследования;
  • Давать определения понятиям;
  • Знание основных методов измерений и способов представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков;
  • Вести журнал лабораторных исследований, сопоставлять и описывать результаты экспериментов, выполненных в разных условиях;
  • Классифицировать;
  • Наблюдать явления и факты;
  • Разрабатывать и проводить эксперимент;
  • Делать выводы и умозаключения;
  • Структурировать материал;
  • Доказывать и защищать свои идеи;
  • Работать с первоисточниками и дополнительной литературой.

Таким образом, в результате исследовательской работы любого уровня формируются исследовательские умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии

Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.

В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеклассной работе по биологии

в статье расскрывается опыт по  организации учебно-исследовательской и проектной деятельности  на уроках и внеклассной работе по биологии...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»

В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...