Применение информационно коммуникативных технологий на уроках и внеклассных занятиях по физике
методическая разработка на тему

Попова Раиса Геннадьевна

Использование ИКТ обогащает содержание образования, позволяет сделать урок наглядным, содержательным, интересным для молодого поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt.docx26.45 КБ
Файл primenenie_ikt.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Луза

Применение

 информационно коммуникативных технологий

на уроках и внеклассных занятиях по физике

                                                        Подготовила:

учитель физики

                                                        МОКУ СОШ № 2 г. Лузы

                                                            Попова Раиса Геннадьевна,

                                                        высшая категория

г. Луза, 2017г.

1 сл Основной целью работы школы является: успешность и здоровьесбережение подрастающего поколения. Человек XXI века - это творческая личность. Человек должен быть любознательным, активным, уверенным в себе, компетентным и конкурентоспособным. И роль современного учителя состоит в создании условий для его развития и становления социально-активной личностью. При этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты, и все же основной формой работы учителя по-прежнему остаётся урок.

         2 сл Использование информационно – коммуникативных технологий обогащает содержание образования, позволяют сделать урок наглядным, содержательным, интересным для молодого поколения.

         3 сл Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

4 сл В настоящее время в школах есть современное оборудование.  Например, компьютер. Он универсален. При работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор, кинопроектор, таблицы, плакаты и многое другое. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, лабораторного практикума.

Физика - наука экспериментальная, и для ее изучения необходимо использовать опыты. Поэтому современная физика стала еще и наукой компьютерной: физик - экспериментатор использует компьютер как неотъемлемую часть исследовательской установки, физик - теоретик работает с ним для моделирования изучаемых явлений - оба они обращаются к компьютерным базам данных. Поэтому полноценное изучение физики предполагает включение компьютера в учебный процесс.

  5 сл Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютерный урок обогащает обратную связь между всеми участниками педагогического процесса и взаимодействие всех его компонентов, способствует дифференциации и индивидуализации обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, способствует развитию самообразования, делает учебный материал более доступным, облегчает решение многих дидактических задач на уроке.

При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

6 сл Использование компьютера на уроках должно привести к следующим

положительным результатам:

  • увеличение объёма зрительной информации повышает качество и эффективность преподавания физики;
  • возможности компьютера привлекают обучающихся, активизируют их творческий потенциал;
  • красочность компьютерной графики развивает наглядно-образное мышление;
  • урок соответствует характеру современного труда (работа с компьютером);
  • реализуется возможность учащихся перерабатывать большой поток информации, который они получают;
  • обучающимся предоставляется возможность исследовательской работы с компьютерной моделью, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности;
  • ученики приобретают навыки использования компьютера как обучающего средства;
  • результативность процесса обучения;
  • у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с учащимися.

Компьютер на уроках может быть использован для сопровождения лекционного материала красочным изображением, качественными графиками, текстами с разнообразными стилями, звуком.

Использование компьютера на уроках оправдано, особенно, в тех случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий. Компьютерные модели - компьютерные программы, которые позволяют имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах.  Компьютерное моделирование позволяет иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить детали, которые могут быть не замечены при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей дает возможность визуализации упрощённой модели реального явления.

7 сл Использовать компьютер в учебном процессе можно следующим образом:

  • Самостоятельная подготовка учащихся (подготовка сообщений, изучение дополнительных материалов по теме, просмотр видеозаписей).
  • Демонстрации учителем в классе (показ видеозаписей, интерактивных моделей и анимации), в т. ч. с помощью мультимедиа-проектора на экране.
  • Самостоятельные практические работы учеников (решение примеров из базы данных вопросов и задач).
  • Проведение электронной аттестации учащихся (контрольная или самостоятельная работа по программе «Мой тест»).
  • Подготовка материалов для проведения контрольной работы в традиционном («бумажном») варианте в классе.

   8 сл Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения.

           9 сл Формы организации учебных занятий с использованием ИКТ

          10 сл Объяснение нового материала. 

          11 сл Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям.

         12 сл Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др.

         13 сл   Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете.

        Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации, например, в электронном учебнике позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому являются важнейшими средствами иллюстрации объяснения учителя. Именно с их помощью можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, р-n переход, ядерные превращения, испарение ( эл. Учебник 10 кл анимация «испарение») 

Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе возможна без показа реальных экспериментов. ( эл. Учебник 10 кл анимация «изопроцессы») На своих уроках я применяю и созданные компьютерные презентации. Скачивание предлагаемых на различных сайтах готовых презентаций, работа с ними и использование на уроках позволяют познакомиться с работами талантливых педагогов-новаторов, а также значительно экономить время при подготовке к уроку. Есть прекрасные презентации, созданные высококлассными специалистами, которые без всяких изменений используются на уроках. На чужих работах учимся создавать качественные собственные презентации. К их разработке привлекаю учащихся, владеющих компьютерной грамотой. Презентация «Магнитное поле Земли»

      14 сл Демонстрационный эксперимент.

      15 сл  Компьютер позволяет демонстрировать всему классу такие явления, которые обычно удается наблюдать только в микроскоп (например, броуновское движение). Кроме того, компьютер позволяет ускорить обработку результатов эксперимента в тех случаях, когда демонстрационный опыт нуждается в обработке. ( эл. Учебник 10 кл анимация «Броуновское движение»)

      16 сл Решение задач.

      17 сл Компьютер применяется для предъявления текстов задач, 18 сл , 19 сл проверки ответов, для рассмотрения различных способов решения задач, для иллюстрации методики решения разноуровневых задач. 20 сл

      21 сл Применение компьютера для контроля знаний.

      22 сл В связи с ведением ЕГЭ и ОГЭ могут быть использованы программы, обеспечивающие тренировку учеников в ходе подготовки к нему, например, «Решу ЕГЭ» или «Решу ОГЭ», а также для контроля знаний применяю программу «Мой тест» (Мой тест, студент, задание – тест 7 кл, в 1), тестирование (папка Проверка знаний тестирование), интерактивная проверка знаний (интеракт през проверка знаний), интерактивные модели (интерактивные творческие задания 7-9 кл Магнит), кроссворды (папка кроссворд), тренажер ( папка тренажер).

Для творческих, исследовательских заданий, для проектной деятельности. 

Процесс компьютерного моделирования для учащихся увлекателен и поучителен, так как результат моделирования всегда интересен, а, в ряде случаев, может быть весьма неожиданным. Создавая модели и наблюдая их в действии, учащиеся могут познакомиться с рядом физических явлений, изучить их на качественном уровне, а также провести небольшие исследования. (папка Интерактивные лаб. Работы «линза», «Равновесие рычага»

Применение ИКТ на уроках физики выполняет задачи.

Образовательные задачи:

  • усвоение основ физики как фундаментальной науки;
  • формирование физического образа окружающего мира (физической картины мира);
  • формирование интеллектуальных, исследовательских, познавательных умений (анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, систематизировать).

        Развивающие задачи:

  • развитие у ребят интереса к физике;
  • развитие интеллекта школьников;
  • навыков самостоятельного учебного труда;
  • творческих способностей школьников.

        Воспитательные задачи:

  • воспитание чувства уважения к себе, уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения;
  • воспитание тактичности и вежливости в общении с людьми;
  • ответственного отношения к своим обязанностям.

Педагогические программные средства по физике

Изучив содержание дисков, можно выделить общее, имеющееся на этих дисках.

Типы мультимедийных объектов:

Видеофрагменты. Анимации. Компьютерные интерактивные модели. Лаборатории. Конспекты.

Фотографии. Рисунки. Текстовые фрагменты. Обобщающие таблицы.

Формы и методы при применении ИКТ.

Формы: коллективная (учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом); парная; индивидуальная; фронтальная; групповая.

Методы:

  • словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
  • наглядные (наблюдение, иллюстрации, демонстрация наглядных пособий (видеофрагментов), показ анимации, презентации);
  • практические (устные и письменные задачи, практические компьютерные работы, исследовательский);
  • метод проектов (Презентации — вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.);
  • постановка проблемы.

Проблемное обучение - обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. По утверждению психологов интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскивать новый способ решения учебной задачи. Проблемные задания, предъявляемые учителем, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще в школе может определить выбор и успешность будущей профессиональной подготовки учащихся.

Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационные и коммуникационные технологии на уроках и внеклассных занятиях по физике Выполнила: учитель физики МОКУ СОШ №2 г. Лузы Попова Р.Г.

Слайд 2

Использование информационно – коммуникативных технологий обогащает содержание образования, позволяют сделать урок наглядным, содержательным, интересным для молодого поколения.

Слайд 3

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Слайд 6

Результаты использования компьютера на уроках: увеличение объёма зрительной информации повышает качество и эффективность преподавания физики; возможности компьютера привлекают обучающихся, активизируют их творческий потенциал; красочность компьютерной графики развивает наглядно-образное мышление; урок соответствует характеру современного труда (работа с компьютером); реализуется возможность перерабатывать большой поток информации, который учащиеся получают; обучающимся предоставляется возможность исследовательской работы с компьютерной моделью, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности; ученики приобретают навыки использования компьютера как обучающего средства; результативность процесса обучения; у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с учащимися.

Слайд 7

Использование компьютера в учебном процессе следующим образом: Самостоятельная подготовка учащихся (подготовка сообщений, изучение дополнительных материалов по теме, просмотр видеозаписей). Демонстрации учителем в классе (показ видеозаписей, интерактивных моделей и анимации), в т. ч. с помощью мультимедиа-проектора на экране. Самостоятельные практические работы учеников (решение примеров из базы данных вопросов и задач). Проведение электронной аттестации учащихся (контрольная или самостоятельная работа по программе «Мой тест»). Подготовка материалов для проведения контрольной работы в традиционном («бумажном») варианте в классе.

Слайд 8

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения.

Слайд 9

Формы организации учебных занятий с использованием информационных технологий.

Слайд 10

Объяснение нового материала.

Слайд 11

Применение компьютера для показа видеороликов и видеофильмов

Слайд 12

Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др.

Слайд 13

Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете.

Слайд 14

Демонстрационный эксперимент.

Слайд 15

Компьютер позволяет демонстрировать всему классу такие явления, которые обычно удается наблюдать только в микроскоп (например, броуновское движение).

Слайд 16

Решение задач.

Слайд 17

Компьютер применяется для предъявления текстов задач, проверки ответов, для иллюстрации методики решения разноуровневых задач.

Слайд 18

Масса серебра 10 г. Сколько энергии выделится при его кристаллизации и охлаждении до 60 °С, если серебро взято при температуре плавления?

Слайд 19

решение: выделившаяся энергия равна сумме энергий, выделившихся при кристаллизации и последующем остывании до температуры т. е. решение : выделившаяся энергия равна сумме энергий, выделившихся при кристаллизации и последующем остывании до температуры т. е. Дано :

Слайд 20

U=24 В R=3 Ом I= U=110 В R=5 Ом I= U=24 В I=2 А R= U=360 В I=5 А R= I=4 А R=3 Ом U= I= 12 В R=3 00 Ом U= пуск 8 А пуск 22 А пуск 12 Ом пуск 72 Ом пуск 12 В пуск 3600 В Закон Ома

Слайд 21

Применение компьютера для контроля знаний.

Слайд 22

В связи с ведением ЕГЭ и ОГЭ могут быть использованы программы, обеспечивающие тренировку учеников в ходе подготовки к нему, например, «Решу ЕГЭ» или «Решу ОГЭ», а также для контроля знаний применяю программу «Мой тест», интерактивные модели.

Слайд 23

Для творческих, исследовательских заданий, для проектной деятельности.

Слайд 24

Процесс компьютерного моделирования для учащихся увлекателен и поучителен, так как результат моделирования всегда интересен, а, в ряде случаев, может быть весьма неожиданным. Создавая модели и наблюдая их в действии, учащиеся могут познакомиться с рядом физических явлений, изучить их на качественном уровне, а также провести небольшие исследования.

Слайд 25

Применение ИКТ на уроках физики выполняет задачи:

Слайд 26

Образовательные задачи : усвоение основ физики как фундаментальной науки; формирование физического образа окружающего мира (физической картины мира); формирование интеллектуальных, исследовательских, познавательных умений (анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, систематизировать).

Слайд 27

Развивающие задачи: развитие у ребят интереса к физике; развитие интеллекта школьников; навыков самостоятельного учебного труда; творческих способностей школьников.

Слайд 28

Воспитательные задачи: воспитание чувства уважения к себе, уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения; воспитание тактичности и вежливости в общении с людьми; ответственного отношения к своим обязанностям.

Слайд 30

Педагогические программные средства по физике Физика. 7-11 класс - библиотека наглядных пособий. (Кирилл и Мефодий). Физика. 7-11 класс - библиотека наглядных пособий. (1С: Школа). Открытая физика. Живая физика. Открытая астрономия. Электронное издание «Физика. 7–11 классы» практикум. ( Физикон ). Интерактивные творческие задания. Физика. 7-9 класс. Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей. Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория. Конструктор виртуальных экспериментов. Физика. Физика. Большая энциклопедия. (ИДДК). Сборник видеофрагментов опытов по курсу физики. Физика. 10-11 класс. Подготовка к ЕГЭ (1С: Школа). Открытые образовательные модульные системы (ОМС)

Слайд 31

Формы и методы при применении ИКТ. Формы: коллективная ( учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом); парная; индивидуальная; фронтальная; групповая. Методы: словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником); наглядные (наблюдение, иллюстрации, демонстрация наглядных пособий (видеофрагментов), показ анимации, презентации); практические (устные и письменные задачи, практические компьютерные работы, исследовательский); метод проектов ( Презентации — вид представления демонстрационных материалов . Для презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint . Презентации активно используются и для представления ученических проектов.); постановка проблемы.

Слайд 32

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще в школе может определить выбор и успешность будущей профессиональной подготовки учащихся.

Слайд 33

Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями.

Слайд 34

Литература и ссылки на теоретический материал: Г.Я. Мякишев , Б.Б. Буховцев , Н.Н. Сотский «Физика. 10 класс», «Просвещение», М., 2010г. 2. Информационные технологии на уроках физики http://nastavnik-fiz.ru/informatsionnyie-tehnologii-na-urokah-fiziki/ 3. Гомулина Н.Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании http://gomuli-na.newhost.ru/doc/diss_gomulina.doc/ 4. Информационные технологии на уроках физики http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/informatsionnye-tekhnologii-na-urokakh-fiziki 5. Байдикова Н.В. Использование ИКТ учителями-предметниками на уроках http://planeta.edu.tomsk.ru/workroom/files/katalog/IKT%20predmet.doc 6. Новые информационные технологии в преподавании физики http://cnit.ssau.ru/graph/samlit/files/zhirkova/ 7. Применение новых информационных технологий на уроках физики http://s_taskaev.bar.edu54.ru/dobr/p6aa1.html 8. Апросинкина Н.В. Современные образовательные технологии на уроках физики http://estival.1september.ru/articles/609257/ fizikchap2013.ucoz.ru › … interaktivnyj_uchebnik_po …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях по биологии

Об использовании современных информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях по биологии...

Соревновательные формы на уроках и внеклассных занятиях по английскому языку

quot;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме ур...

ДОТ для проведения уроков и внеклассных занятий

интернет задания для учащихся , интернет адреса для проведения уроков истории и обществознания с использованием ЦОРов...

ДОТ для проведения уроков и внеклассных занятий

интернет задания для учащихся , интернет адреса для проведения уроков истории и обществознания с использованием ЦОРов...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...

Внеклассное занятие по физике (7 класс)

Материалы к неделе "Естественно-математических наук"...