Работа социального педагога с детьми ОВЗ
статья на тему

Асташенко Татьяна Владимировна

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности социального педагога является работа с детьми с ОВЗ. Ухудшающаяся экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы - все это ведет к увеличению рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_sotsialnogo_pedagoga_s_detmi_ovz.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений деятельности социального педагога является работа с детьми с ОВЗ. Ухудшающаяся экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), многочисленные социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы - все это ведет к увеличению рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие отклонения от нормы, которые характеризуются ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

  К детям с ОВЗ, кроме детей с физическими нарушениями, относятся дети с умственной отсталостью, с нарушениями слуха, зрения, недоразвитием речи, с ранним детским аутизмом, с комбинированными нарушениями в развитии.

  Большинство родителей, имеющих детей cограниченными возможностями здоровья, хотят, чтобы их ребенок воспитывался и обучался в среде здоровых сверстников, чтобы он по возможности максимально интегрировался в общество здоровых людей. Поэтому в настоящее время возникает необходимость внедрения такого образования, которое позволило бы детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование наравне с ними, т. е. инклюзивного образования.

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из возможностей его обучения.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений. 

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно -сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д.

  Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям с ОВЗ возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей-инвалидов.

Во-первых, оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду. Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития. Проведение такой диагностики дает возможность устранить негативные влияния в классе, а также оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог совместно с классным руководителем должен привлекать ребенка с ограниченными возможностями здоровья  к участию в школьных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволит детям самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

  Во-вторых, работа с классным коллективом. Осуществлять деятельность в данном направлении социальный педагог может совместно с психологом и классным руководителем. Необходимо объяснять здоровым детям, что ученик с ограниченными возможностями является равным участником образовательного процесса. С детьми, которые не решаются на работу и взаимодействие с такими учениками нужно вести систематическую работу, выяснить причину такой позиции и постараться изменить ее в сторону признания равных прав у каждого ребенка.

  В-третьих, работа социального педагога с семьей ребенка с ОВЗ. Технология работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида включает оказание психологической помощи, правовое консультирование родителей, содействие в оказании материальной и бытовой помощи, оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями. Социальный педагог должен стремиться привлекать родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.

  В-четвертых, взаимодействие самого социального педагога с различными субъектами оказания помощи детям-инвалидам и различными представителями общественных организаций. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог может оказывать помощь в составлении планов социально-педагогической реабилитации, взаимодействовать с различными специалистами, в решении проблем данной категории детей.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья обязывает предоставить ребенку технические средства реабилитации, услуги по медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не является обязательным условием приема ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для этого. В школе, помимо индивидуального подхода, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность общаться с одноклассниками и педагогами. Дети, у которых повышенная утомляемость, слабость предложено посещать 1 раз в неделю комнату психологической разгрузки. Каждому ребенку-инвалиду приходиться адаптироваться в школьном коллективе. Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям-инвалидам настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том, что всё у него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если рядом с ним понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.

В школе накоплен определенный опыт в работе с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и диагностика, и регулярная профилактическая работа, обращение в различные учреждения, занимающиеся с детьми и семьями данной категории. Но, к сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья  пополняются.

Дети  с ограниченными возможностями здоровья обучаются  по адаптированным основным общеобразовательным программам, а дети - инвалиды  в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В школе создаются специальные условия для обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.  

 Индивидуальное сопровождение ребенка провожу по плану.

        Диагностика: изучение сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики).   Заключается соглашение с родителями.

        Совместно с классным руководителем  наблюдаем, проводим беседы с детьми и их родителями, проводим анкетирование родителей, изучаем возможности продуктивной деятельности. Проверка условий жизни ребенка, составление актов ЖБУ.

        Углубленное обследование совместно с классными руководителями, воспитателями ГПД, педагогом-психологом. Полученная информация обсуждается на медико-педагогическом консилиуме.  Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-педагогическому сопровождению ребенка.

         Организация каникулярного отдыха.

        Консультации по вопросам воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации, внешкольной занятости        Выявление интересов и склонностей, запись в кружки и секции, контроль  посещения

        Знакомство родителей с особенностями воспитания ребенка-инвалида, с нормативными и правовыми документами, разъяснение отдельных статей законов.           При работе с родителями учащихся педагогу пригодится памятка "Советы родителям".

        Все сведения фиксируются в "Дневнике сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья" .

        Общая оценка эффективности дневника сопровождения проводится директором школы каждую четверть (на специальных совещаниях).

Цель:

Формирование благоприятных условий для социализации  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в  МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ»

Задачи:

- Обеспечение максимально полного охвата детей  - инвалидов, детей с ограниченными возможностями  здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.

- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической   помощи родителям и детям  из данной категории семей в реальных условиях их проживания;

- Формирование активной педагогической  позиции родителей;

- Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;

- Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам,  детям с ограниченными возможностями здоровья;

- Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;

- Повышение правовой, психолого – педагогической  грамотности родителей  детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;

- Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Работа социального педагога с детьми из  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...

Работа социального педагога с детьми группы риска

В презентации указаны все направления в работе с деть группы риска....

Работа социального педагога с детьми девиантного поведения

Только полноценная семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...