ПК 4.4
статья на тему
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по курсовому исследованию | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(по материалам курсового исследования)
Лубенченко Ирина Владимировна
Научный руководитель: Мухина И.Г., преподаватель МДК 01.09. Обществознание с методикой преподавания высшей квалификационной категории.
В современных условиях важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Школьники младших классов на уроках по предмету «Окружающий мир» осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения познавательными универсальными учебными действиями.
В фундаментальных исследованиях В.В. Давыдова, Н.Г Дайри, М.А. Данилова, Б. П. Есипова, Н. А. Менчинской, И. Т. Огородникова и многих других отечественных педагогов и психологов самостоятельная работа школьников рассматривается как одна из основных концепций дидактики.
При помощи формирования системы универсальных учебных действий (УУД), учащийся сможет ставить цели и учиться их достигать. Все УУД обычно делят на 4 группы:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные действия;
4) познавательные.
Для того, чтобы сформировать познавательные УУД нужно подобрать такие задания, где правильный ответ нельзя найти в пособии. Существует множество подсказок, которые помогут ребенку выполнить задания, они находятся на иллюстрациях учебника и в справочной литературе.
Что такое познавательные УУД? Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя несколько компонентов:
- общеучебные действия;
- действия постановки и решения проблем;
- логические действия.
Все это помогает лучше познать окружающий мир: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Хотелось бы отметить, что достаточно благоприятные условия для формирования познавательных УУД можно воссоздать на уроке «Окружающего мира», где главной целью является формирование знаний о природе, обществе, человеке. Уровень сформированности УУД в основном зависит от способов организации самой деятельности. Обязательными структурными элементами урока окружающего мира являются: игры, логические и творческие задачи. Все эти элементы позволяют учителю сорганизовать познавательную деятельность на должном уровне самостоятельности.
Каждый урок нужно планировать, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах.
Задача учителя на уроке, при объявлении темы, состоит в подведении учащихся к самостоятельной постановке задач. На этом этапе можно применить загадку, которая подходит к данной теме.
Самостоятельная работа по учебнику и в тетради обучает самостоятельно находить решение данного задания, вопроса, проблемы и определять успешность его выполнения.
При организации работы в парах и группах каждый ученик предлагает своё мнение, разные варианты решения.
При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме в разных источниках, описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
Учащиеся приобретают различные навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение.
2. Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся. // Начальная школа. - 1992. – №1. – С. 2–3
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь – «АСАDЕМА», 2000. -–173 стр.
4. Котова И. Б. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии - «АСАDЕМА», 2000. – 505 стр.
5. Подласый И. П. Учебник педагогики – МОСКВА «Высшее образование» 2009. – 540.