Методическая разработка: чтение аккомпанемента с листа
методическая разработка на тему

Ларина Маргарита Геннадьевна-педагог дополнительного образования (фортепиано)

Целью данной работы является изучение и анализ научных исследований, посвященных особенностям чтения аккомпанемента с листа.

Систематизированные методы и приемы, направляенные на совершенствование навыка чтения аккомпанемента, предназначены для применения их в профессиональной деятельности пдагогов-концертмейстеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_akkompanementa_s_lista.docx52.33 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание

Введение……………………………………………………..………….             с.3

1.Основные особенности чтения аккомпанемента слиста...................................................................................................                   с.5

2. Педагоги-пианисты о методах и приёмах обучения чтению аккомпанемента  с листа     ………………………………………………………………………с.9                                                                                                                  

Заключение...........................................................................................................с.14

Список литературы………………………………………………..…………….с.15

 

Введение

В практической музыкально-педагогической деятельности не только концертмейстера, но и любого музыканта, умение читать нотный текст с листа и аккомпанировать с листа неоценимо, т.к. сокращает время подготовки к занятиям, обогащает вокальный и фортепианный репертуар, дает возможность свободно и художественно полноценно прочитать незнакомый текст без предварительной подготовки на уроке или неожиданных ситуациях на концертах.

Но способность к беглому чтению и аккомпанированию с листа дана не каждому, поэтому так важно развивать ее любому инструменталисту. «Лучший способ научиться читать с листа - это как можно больше читать», - говорил И. Гофман [1, с. 224].

«Прочесть произведение с листа - значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки. При некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи», - так определяет чтение музыки с листа К.А. Цатурян [2,с.138].  

Задачи концертмейстера при чтении с листа аккомпанемента имеют свои специфические особенности, учитывая наличие СОЛИСТА. Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать единую с ним исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, быть незаменимым и всегда чутким его помощником. 

Целью данной работы является изучение и анализ научных исследований, посвящённых особенностям чтения аккомпанемента с листа.

В работе выделяются следующие задачи:

- раскрыть основные особенности чтения аккомпанемента с листа;

- на основе анализа взглядов педагогов-пианистов систематизировать методы и приёмы, направленные на совершенствование навыка чтения аккомпанемента с листа.

Практическое значение состоит в полезной информации и рекомендациях для применения в профессиональной деятельности педагогов-концертмейстеров.


1. Основные особенности чтения аккомпанемента с листа.

Основными навыками аккомпаниатора являются: быстрое вникание в замысел произведения, предвидение линии развития музыкального образа, чувства характера музыки, внимательность к смене темпа, тональности, фактуры и ритмическим изменениям.

Но основная роль в деятельности концертмейстера принадлежит выработке навыкам ЧТЕНИЯ НОТНОГО ТЕКСТА С ЛИСТА, умению безостановочного исполнения, т.е. способности видеть музыкальный материал в целом, а не отдельными нотными знаками. Чтение с листа означает вполне художественное исполнение сразу, без подготовки. Важно быстро понять художественный смысл произведения. "Прочтение нотного текста должно быть одновременно и прочтением музыкального содержания, заключенного в этом тексте", - подчеркивает Н. Крючков [3, с.15].    

     Итак, читка с листа - это усвоение максимума информации в минимум времени.

 Выделим основные особенности чтения аккомпанемента с листа:                            

-присутствие ещё одного исполнителя;

-умение видеть (играть) 3-х строчечную фактуру (как по горизонтали, так и по вертикали);

-точность прочитывания нотного текста;

-безостановочность исполнения;

-владение навыками упрощения фактуры;

-умение гибко переключаться с одной звучности на другую (сопровождение и инструментальные фрагменты);

-многоплоскостное   внимание;

-эмоционально-волевая мобильность;

-устойчивость к ошибкам на эстраде

В паре, составленной из солиста и аккомпаниатора, целью является убедительное исполнение произведения. Аккомпаниатор равнозначно с солистом  отвечает за всю ткань произведения и,  воссоздавая её в реальном звучании, стремится к максимальному художественному результату.  Для успешного чтения аккомпанемента он усваивает законы ансамблевых соотношений, развивает в себе чуткость к партнёру, ощущает неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.

Для чтения аккомпанемента с листа  необходимо  прежде всего овладеть навыком целостного охвата всей трёхстрочной партитуры – делать переложение трёхстрочной партитуры для 2-х рук. При этом фактура исполняется не так, как написана, так как часто это невозможно. Расположение аккордов необходимо приспосабливать к возможностям  рук, иногда меняя последовательность звуков, снимая удвоения, но при этом сохраняется  звуковой состав аккордов и гармоническое развитие в целом.  Пианист при этом постигает особенности соотношения горизонтальных линий мелодии и баса, гармоническое развитие,  а также зрением и  слухом следит за солистом и координирует  своё исполнение.  Поэтому  для чтения с листа  аккомпанемента  необходимо владеть навыками целостного зрительного и слухового охвата всей 3-х строчной партитуры, включая СЛОВО.                                                                                                                                     Чтение с листа – сложный процесс: восприятие нотного текста и его двигательную реализацию. Умение точно прочитывать аккомпанемент -представляет сложную динамическую систему: система зрения, слуха и моторики осуществляется посредством памяти, воли, интуиции и внимания. 

Важнейшей предпосылкой точного  грамотного чтения с листа является грамотный анализ. Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слух-двигательных представлений, поскольку помогает пианисту вникнуть в музыкальный материал, услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения ее на инструменте.

Уже подготовленный и образованный музыкант, исполняющий произведение с листа, должен видеть перед собой конечную цель — художественное исполнение.

        Чтение нот с листа ‬это разновидность музыкальной исполнительской деятельности, особенностью которой является непрерывность процесса игры, а целью – ‬раскрытие при первом же озвучивании в общих чертах художественного содержания не игранного ранее произведения. «Игра с листа – исполнение незнакомого произведения в темпе и характере, близком к  требуемому,  без предварительного, даже фрагментарного  проигрывания на инструменте.  Такое исполнение должно быть непрерывным, оно предполагает осмысленную фразировку и выполнение тех из авторских указаний,  которые в наибольшей степени определяют характер исполняемой музыки » - Брянская Ф.Д  [ 4 ].  

       Важным  моментом, способствующим повышению быстрого охвата текста, для осуществления ансамблевого единства и концентрации внимания на особенностях интерпретации солиста будет упрощение сложной фортепианной фактуры, так как в процессе исполнения используются только главные элементы, а второстепенные сокращаются или значительно облегчаются. Грамотное упрощение фактуры заключается в сохранении главных элементов мелодии и баса, гармонической основы сопровождения и сокращении подголосков, украшений дублирующих звуков в четыре – пяти звучных аккордах, упрощений терцовых, октавных, аккордовых последовательностей, различных способов исполнения тремоло как метрически размеренное чередование звуков с произвольной быстротой и упрощение репетиций, включающее в себя чередование рук. «Максимум музыки и минимум нот» - так говорят опытные пианисты.

        Одним из главных условий художественного исполнения является логика соотношения музыкальных звучностей, нарушение которой может исказить содержание музыки. Следует отметить, что динамика, будучи неразрывно связанная с агогикой, фразировкой и артикуляцией, во много определяет индивидуальный исполнительский стиль концертмейстера, его эстетическую направленность, характер интерпретации.

В исполнение аккомпанемента должно быть верное распределение звучности и соотношение голосов, а именно: выразительное исполнение мелодической линии, ощущение гармонической основы баса, дифференцированное звучание гармонических фигураций;

 Читая с листа  важно гибко переключать  динамику и тембры звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;  правильно соотносить динамику, темп, нюансы исполнения партии аккомпанемента с характером звучания солирующей партии.

      Концертмейстеру необходимо обладать  вниманием особого рода. Оно многоплоскостное: его нужно распределить не только между двумя собственными руками, но и относить к исполнителю, т.е. главному лицу. Требуется огромная затрата физических и душевных сил, чтобы следить за тем, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом, которое представляет основу основ ансамблевого музицирования.

Мобильность, и быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте  забыл  музыкальный текст, не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую,  за ней и мышечную свободу.    

     Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру и аккомпаниатору. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

2. Педагоги-пианисты о методах и приёмах обучения чтению аккомпанемента с листа.

«Хорошее чтение с листа – дело наживное, требующее не только таланта, но и упражнения и опыта. Решает здесь, конечно, интерес и любовь к музыке».

Г.Г. Нейгауз

Владение навыками чтения с листа и аккомпанирования - это наработанный в процессе кропотливого изучения разнохарактерных произведений опыт. 

1.Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком.

Прежде чем начать аккомпанировать с листа, музыкант должен мысленно охватить весь нотный и литературный текст. Он  должен  представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения темпа, размера, тональности, на динамические градации, указанные автором как в партии фортепиано, так и в партии солиста  (надо учитывать, что некоторые указания, например tenuto, даются иной раз только в вокальной партии и не отражаются в аккомпанементе). Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Впрочем, момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанирования, так как прочтение нот всегда предшествует их исполнению.

Важно хорошо ориентироваться на клавиатуре, исполняя произведение практически не глядя на неё. Также важно тренироваться в чтении с листа для того, чтобы довести этот навык до автоматизации. Успешное прочтение нот обеспечивается рядом приёмов [2, с.138]

- предварительное прочтение глазами - зрительный обзор нотного текста, содержащий общий анализ и внутри слуховую игру.

- обобщённое чтение - опора на типовые формулы фортепианной фактуры: гаммы, арпеджио, фигурации, виды аккомпанементов.

- смысловая группировка нот - умение воспринимать запись целостно: группировка нот на уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений.

- структурное чтение - удержание целостных структур текста: фраз, предложений, повторяющихся построений.

- упрощение фактуры - облегчение фактуры фортепианного изложения, не затрагивающее функционального баса и мелодической линии.  

-игра «вслепую» не глядя на руки.                                                      

-мысленное опережение – «забегание глазами вперёд» исполняемого фрагмента и его заполнение.

 В книге  Крючкова Н. «Искусство как предмет обучения» [3] автор предлагает использовать путь комплексного восприятия звуков при читке нот, превращая гармонические фигурации в аккорды, упрощать сложные фактуры, находить гармонические основы. Большое внимание уделяет образованию в слуховом представлении связи движения басовых звуков, знанию вокальной партии изолированно от  фортепианной и т. д.

2.Для  успешного  чтения аккомпанемента с листа необходимо  развитие комплекса слуховых, зрительных, двигательных навыков у пианиста. Исполнение музыкального текста с листа выявляет степень слышания произведения внутренним слухом, так как интонационная выразительность, темп, динамика, логичность построения музыкальных фраз делают скрытый процесс « оживления » нотных знаков явным.

Основные задачи зрительного восприятия текста - расшифровка ритмической и звуковысотной записи текста, фактурных элементов произведения. Реальное воспроизведение текста связано с исполнительскими навыками читающего, его координационно двигательными способностями, знаниями различных фактурных формул, мышечными представлениями об интервалах, аккордах, скачках, опытом игры различных полиритмических сочетаний.

С точки зрения методики начальный этап процесса чтения с листа должен выглядеть следующим образом  [5]:

-расшифровать указания характера и темпа, помещённые в начале произведения, бегло просмотреть весь текст, включая партию солиста, найти другие указания на перемены темпа и характера звучания. Если в произведении определён жанр, нужно припомнить знакомое произведение подобного жанра и соответствующим образом эмоционально настроиться;

-обратить внимание на тональность и её эмоциональное наклонение. В большинстве случаев основная тональность подтверждается заключительным аккордом;

-приступая к чтению с листа вокального произведения, ознакомиться с его поэтическим текстом. Он является ключом к пониманию характера и темпа сочинения. В партии солиста аккомпаниатор найдёт все динамические и темповые обозначения изменений характера музыки (ферматы, цезуры и т. п.). Полезно мысленно пропеть про себя  вокальную строчку. Память зафиксирует характерные мелодические изгибы сольной партии, и аккомпанемент зазвучит «по проложенному руслу».

3. Исходя из многолетнего опыта работы в концертмейстерском классе   Шендерович E. предлагает поэтапную методику овладения навыком чтения аккомпанемента с листа, который формируется из нескольких стадий постепенного охвата полной фактуры вокального произведения -трёхстрочной партитуры [6]:

  • играются только сольная и басовая партии. Пианист приучается следить за партией солиста, отвыкает от привычки охватывать только фортепианную двухстрочную партитуру;
  • исполняется вся трёхстрочная фактура, но не буквально, а путем приспособления расположений аккордов к возможностям своих рук, иногда меняя последовательность звуков,  снимая удвоения. При этом сохраняется звуковой состав и гармоническое развитие в целом.
  • пианист читает поэтический текст, затем играет лишь вокальную строчку, подпевая ритмично слова. При этом запоминает, где располагаются цезуры (чтобы певец взял дыхание), где возникнет замедления, ускорения, кульминация.
  • пианист полностью сосредотачивается на фортепианной партии (вокальную партию поёт солист или сам аккомпаниатор).

4.Читая с листа музыкальные произведения высокой степени трудности, важно исполнять всю фактуру. Однако если есть необходимость упрощения, надо учитывать самое существенное при отборе главного.

Приёмы упрощения текста:

  - преобразование или опускание подголосков и украшений;

  - облегчение или перемещение аккордов;

 - преобразование разложенных гармонических фигураций в основные    гармонические функции;

 - преобразование ритмических усложнённых последовательностей на элементарную пульсацию.

Можно достичь существенного упрощения посредством более удобного распределения какого-либо пассажа, аккордов, мелодического голоса между обеими руками. Но любое облегчение допустимо лишь при условии сохранения идейно-образного смысла и содержания произведения, интонационной и ритмической структуры солирующего голоса, гармонической основы произведения.

      5. Ещё одно необходимое условие умелого чтения с листа -  аппликатурная техника, т.е. доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатуру, наилучшую в данной игровой ситуации.  Как отмечает Баренбойм Л.А. в своей книге «Фортепианная педагогика» «….плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что учащийся не представляет себе, как расставить пальцы в нотном тексте и играет первыми «подвернувшимися» пальцами [7].                                                                      

      Хорошо известно, что аппликатура опирается на некие общие закономерности, типовые формулы. Свободное владение этими формулами играет особую роль при игре с листа.  Чтобы научиться играть, не глядя на руки полезно читать произведения с позиционным типом изложения. Позиционная игра формирует «слышание» клавиатуры, помогает освоить первичные аппликатурные закономерности, технические сложности. Развитие основ аппликатурной техники находится в тесной взаимосвязи  и с формированием  ориентировки рук на клавиатуре основных технических форм – гамм, арпеджио, двойных нот и аккордов. Важно научить читать интервал или аккорд по графическому рисунку.

       «Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с ее смыслом» - Г.Н.Нейгауз.

         Итак, в  данной главе  рассмотрены основные методы и приёмы чтения аккомпанемента с листа, а именно:

  • приемы ускоренного восприятия нотного текста
  • метод зрительно-слухового опережения
  • метод аппликатурных вариантов
  • приемы упрощения фактуры
  • метод целостного охвата полной фактуры вокальных   произведений.

Заключение

Игра с листа нотного текста представляет собой одну из самых сложных  форм чтения вообще. Задействуются слуховые, зрительные, двигательные, мыслительные и психологические процессы. Формирование навыка зависит от многих обстоятельств: от систематической и сознательной работы, от целенаправленности приемов. Разнообразность методических приёмов позволяет остановиться на соответствующем выборе, учитывая индивидуальность каждой личности.

Как видно, исполнительская подготовка концертмейстера должна быть на высоком профессиональном уровне. В свою очередь, она невозможна без музыкально-исторических и теоретических знаний, без умения раскрыть художественный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий исполнительский уровень концертмейстера идет в тесной связи с его познавательным, мыслительным, творческим, интеллектуальным и духовным ростом музыканта.


Список литературы

1. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Музгиз, 1961. – 224 с.  

2. Цатурян К.А. - Чтение с листа. Теория и методика обучения игре на фортепиано под ред. Каузовой А.Т., Николаевой А.И. -М.: Владос, 2001. 

3.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка, 1961.

 4. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Издательский дом «Классика-21 век», 2008.– 68с                                                              

5.РомашкинаТ.В. Искусство аккомпанемента. Методические основы обучения чтению с листа в классе концертмейстерского мастера. Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение».- 2010.

6. Шендерович, Е.М.  В  концертмейстерском классе: Размышления педагога. М. ,1996.

7.Баренбойм Л. Фортепианная педагогика  М.,1937.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Чтение. 9 кл.

 В настоящее время самым эффективным способом контроля является тест. Он позволяет за короткое время проверить усвоенные знания всех учащихся одновременно. Учащиеся, готовясь к сдаче...

Методическая разработка "Ёжик из сухих листьев"

Занятие по флористике для  воспитанников студии раннего развития 4-6 летнего возраста...

Методическая разработка "Искусство аккомпанемента"

Обобщение опыта работы и расширение знаний и представлений об аккомпанементе, привитие детям любви к музыке, понимание её языка, развитие не только исполнительских, но и...

Методическая разработка урока "Внутреннее строение листа"

Открытый урок "Внутреннее строение листа"...

Методическя разработка "Розы из кленовых листьев"

В данной разработке представлена презентация, которая содержит материал, дающий возможность научится изготовлять разы из листьев клена. В разработке подробно описан и пошагово показан т...

Методическая разработка "Чтение нот с листа в классе фортепиано"

Методическая разработка "Чтение нот с листа в классе фортепиано"...

Методическая разработка «Чтение с листа на уроках фортепиано».

Методическая разработка «Чтение с листа на уроках фортепиано». Чтение с листа является одним из важнейших разделов работы в специальных классах фортепиано. Развитие у ученика нав...