Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела
материал на тему
Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Краснодарского края ГКОУ школа № 10 г. Белореченск Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».
Подготовила: Куликова С.В. г. Белореченск 2018г. |
В связи с гуманистическими тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIII-вида является коррекция недостатков развития детей данной категории. Для решения этой задачи разрабатываются вопросы повышения коррекционно – развивающей роли обучения в подготовке учащихся к жизни.
Особое внимание специальная (коррекционная) школа VIII-вида обращает на подготовку учащихся к самостоятельному труду, который является для выпускников одним из источников социальной адаптации.
Важную роль в коррекции недостатков развития занимает проблема формирования двигательной сферы и пространственной ориентировки. Поэтому работа по развитию двигательно-моторной сферы и пространственной ориентировки занимает значительное место в процессе обучения школьников. Известно, что успешность трудовой деятельности во многом зависит от состояния координации рук и глаз, развитие произвольных движений, своевременного переключения мышечного тонуса от одного состояния к другому.
Несовершенство, недоразвитие моторики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII-вида является одной из причин, затрудняющих их продуктивную деятельность. Низкий уровень общего развития двигательной сферы и особенно недостаточная способность рационально организовать сложные целенаправленные акты в значительной степени затрудняют решение главной задачи, которая стоит перед специальной школой – подготовка детей к производительному труду. Кроме того, от состояния развития моторики в значительной мере зависит дальнейшее психическое развитие ребенка. Психолог А.Н.Леонтьев подчеркивает, что психика не просто «проявляется в движениях: в определенном понимании движения формируют психику». Уроки швейного дела дают возможность решать данную коррекционную задачу.
В процессе трудовой деятельности активно участвует двигательная сфера. Поэтому нельзя недооценивать руку и двигательный анализатор, роль которого чрезвычайно важна. Большое значение развитию руки придавал русский физиолог И.П.Павлов. Он указывал, «что рука является тонким анализатором. Мыслительная деятельность во многом зависит от деятельности руки, от того, насколько богаты их кинестетические представления».
Коррекционное развитие мелкой моторики рук на уроках проводится в нескольких направлениях:
- повышение тактильной чувствительности пальцев рук (узнавание предметов на ощупь, не является врожденным свойством, а приобретается в процессе предметно-практической деятельности ребенка);
- тактильно – двигательное запоминание;
- подвижность и скоординированность работы пальцев;
- эластичность связочного аппарата, подвижность суставов;
- развитие силы и объема движения кисти и пальцев;
- привлечение к работе пораженных конечностей.
Коррекционной работе на уроках способствует комплекс мероприятий:
- пальчиковая и кистевая гимнастика;
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- использование в работе различных по качеству материалов ( бумага разной плотности, бисер, ткани и т.д.).
Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями руки. Следует особо подчеркнуть, что развитие движения руки во многом зависит от способа владения ручными орудиями и инструментами. В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, двигательных трудовых навыков (развитие точности, ловкости, координации тонких движений рук).
Для этого на уроках швейного дела учащиеся осваивают следующие двигательные трудовые навыки:
- навыки разметки (разметка путем сгибания бумаги или ткани по разным направлениям, нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу линейки);
- навыки обработки материала ( резание);
- навыки соединения деталей (соединительные швы);
- навыки контроля (наложением, измерение «на глаз», измерение с помощью линейки).
Эти навыки подразделяются на:
- безорудийные (складывание материала и т.д.)
- орудийные (вырезание ножницами, работа с иглой и т.д.)
Программой предусмотрено постепенное знакомство учащихся вначале с простыми безорудийными и несложными орудийными навыками, затем со сравнительно более сложными орудийными. Практические работы, указанные в программе, позволяют закреплять и периодически повторять двигательные навыки. Так, резать ножницами по линиям различной формы школьники упражняются в течение всех лет, применяя их при работе то с бумагой и картоном, то с тканью. Следует подчеркнуть, что большинство навыков, которыми овладевают учащиеся, являются профессиональными, применяемые в дальнейшем на производстве. Поэтому учитель должен знать и уметь выполнять задания не на бытовом, а на профессиональном уровне, т.е. соблюдая все необходимые требования к орудию труда, его двигательной программе.
Основную трудность вызывает у учащихся овладение двигательной программой приема (рабочая поза, умение держать инструмент, движение правой руки с инструментом и положение левой руки с материалом). При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмом труда тщательно, поэтапно отрабатывать с учащимися отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда.
Для достижения удовлетворительного результата трудовых усилий учащийся должен научиться следить за выполнением любого приема, главным образом за пространственным передвижением инструмента. Если в начале овладения приемом зрительный контроль имеет решающее значение, то затем к нему присоединяется и контроль мышечный.
При формировании двигательных трудовых приемов необходимо выделить для наблюдений несколько параметров:
- правильность выполнения двигательного приема (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий);
- понимание фронтального объяснения приема;
- реакцию на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместно с учителем выполнения приема);
- темп овладения приемом;
- прочность сформированного умения (изолированное выполнение приема, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки);
- качественный результат выполнения.
В ходе обучения следует наблюдать, как изменяется деятельность учеников при той или иной организации урока, отмечать, что помогает им выполнить задание, что остается непонятным. Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируя задания, намечая путь и приемы работы с учениками.
В процессе обучения следует наблюдать, способствуют ли намеченные виды помощи формированию у школьников умственной деятельности и двигательных умений, вырабатывают ли самостоятельность, повышают ли работоспособность. Необходимо проследить, как дети применяют приобретенные знания и умения при изготовлении нового простого или сложного изделия, насколько адекватно заданию используют приобретенный опыт.
Занятия швейным делом способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, что, несомненно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Различные виды восприятия: развивают глазомер, внимание, зрительную память, чувство формы и ритма, восприятие пространства и цвета. Воспитывают волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца. Развивают художественные способности и эстетический вкус: творческое мышление и фантазию, знакомят с разными видами рукоделий и их историей. В процессе художественно – трудовой деятельности дети получают практические навыки, такие как умения работать на швейной машине, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, получают опыт черчения, закрепляют знания о геометрических фигурах. Различные виды деятельности: шитьё из разных по текстуре материалов, вышивание крестиком, вязание крючком и спицами, бисероплетение способствуют развитию мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».
В связи с гуманистическими тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIIIвида является ко...
Развитие самостоятельности учащихся на уроках швейного дела.
В докладе представлена система работы по формированию у учащихся самосоятельности и практических навыков на уроках швейного дела...
Развитие мелкой моторики на уроках технологии в условиях ФГОС
В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, вык...
развитие мелкой моторики на уроках технологии
развитие мелкой моторики на уроках технологии...
Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.
Данный материал представляет подборку упражнений, применяемых на уроках швейного дела, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся....
Статья на тему "Развитие мелкой моторики на уроках художественного труда"
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов а...