Метапредмет «Задача»
презентация к уроку на тему

Шавалиева Эльвира Гамильевна

решение школьниками разных задач и освоение способов их решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metapredmet_zadacha._shavalieva_e.g.ppt2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наша технология не отбрасывает предметное содержание, позволяя учащемуся одновременно понимать, как устроено знание в разных областях. То есть возникает интеграция особого типа, которую мы называем рефлексивной. Ю. В. Громыко

Слайд 2

Метапредмет «Задача». (решение школьниками разных задач и освоение способов их решения) Выполнила: учитель химии Шавалиева Э. Г. МБОУ «СШ № 25 » г. Нижневартовск .

Слайд 3

Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность . Метапредмет «Задача» Цель - обучение школьников решению различных задач в разных предметных областях. Задачи присутствуют во многих учебных предметах. С точки зрения предметов, они полностью различны. С точки же зрения анализа средств мышления, между ними множество интересных связей и соотношений.

Слайд 4

Обучающиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. У обучающихся формируются такие способности как: перенос способа решения с одного типа материала на другой; понимание условий и анализа заданной ситуации; моделирование структур взаимосвязей различных параметров; рефлексивная способность анализа собственного действия; способность изменять подход к пониманию и к способу решения задачи. Решение задачи - есть вид творческой деятельности, а поиск решения - есть процесс изобретательства.

Слайд 5

Этапы работы в метапредмете «Задача»

Слайд 6

Методы метапредметного уровня : (Журавлев В.И.).

Слайд 7

Изучая метапредмет «Задача», учащиеся осваивают обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах. Здесь под способом мы понимаем устойчивую структуру деятельности, закономерную для задач определенного типа. Способ – то, что должно быть освоено и переведено в персонифицированную форму, в способность. Способ – устойчивая структура деятельности, закономерная для задач определенного типа. (Алексеев Н.Г. «Рефлексия и формирование способа решения задач»).

Слайд 8

Изобретательские задачи – требуется что-нибудь придумать (изобрести) или найти выход из нестандартной (проблемной) ситуации. Изобретательская задача возникает, когда не существует стандартных, традиционных способов решения или использование таких способов в поставленных условиях невозможно. Примеры изобретательских задач: Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот – ходит, облизывается. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику. Как же? 1987 году на теплоход «Художник Сарьян», находившийся в малайзийском порту, внезапно спикировал гигантский рой пчел. Атака агрессивных насекомых испугала местных докеров, которые поспешили сойти с теплохода. Разгрузка могла задержаться на неопределенный срок. Дело в том, что дикие пчелы Малайзии очень коварны: стоит одной пчеле ужалить человека, как на него набрасывается весь рой. Как быть?

Слайд 9

Исследовательские задачи – необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В этом случае ключевыми являются вопросы: как происходит? почему? Обычно условие исследовательской задачи предполагает целый набор ответов-гипотез. Примеры исследовательских задач: Если ядовитая змея укусит другую ядовитую змею, то укушенная змея погибнет. Если змее ввести подкожно 100 мг ее же собственного яда, то она тоже погибнет. Почему же змея не погибает, когда глотает отравленную своим же ядом добычу? «Заблудившийся голубь»: Почтовый голубь по кличке Билли сбился с курса и по ошибке совершил… трансатлантический перелёт. Голубь стартовал в северной Франции и должен был приземлиться в Англии. Но где-то над Ла-Маншем Билли сбился с курса и полетел совсем не в ту сторону. В результате он пролетел 5,5 тысячи километров и приземлился в Нью-Йорке. В Англию голубя вернули самолётом. Как птицы ориентируются при дальних перелетах? По каким причинам голубь мог сбиться с курса?

Слайд 10

Шаг алгоритма Способ 1 Способ 2 1.Подготовка к работе. Прочитайте условие задачи. Сформулируйте условие задачи своими словами и запишите его. Дано: при перелетах птицы хорошо ориентируются. Найти (Объяснить): Каким образом птицы ориентируются при дальних перелетах? Комментарий: сначала отвечаем на первый вопрос задачи. Дано: заблудившийся при перелете почтовый голубь. Найти (Объяснить): по каким причинам голубь мог сбиться с курса? Пример решения исследовательской задачи «Заблудившийся голубь»

Слайд 11

Шаг алгоритма Способ 1 Способ 2 2.Анализ условия. Проведите анализ условия задачи: 1. Какой объект в данной задаче основной? Из каких частей или элементов он состоит? 2. Какие объекты находятся вокруг основного объекта? С какими объектами и как он взаимодействует? 3. Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием и вокруг него? 1. Голубь, система навигации голубя. 2. Поверхность суши, воздух, океан, облака, Солнце, звезды. В воздухе находятся другие птицы, самолеты. 3. Голубь машет крыльями, устает и отдыхает, ест. Происходят различные атмосферные явления. Голубь мог взаимодействовать с другими летающими объектами, живыми или техническими. 1 . Голубь, его система навигации по магнитному полю Земли. 2. Поверхность суши, воздух, океан, облака, Солнце, звезды. В воздухе находятся другие птицы, самолеты. 3. Голубь машет крыльями, устает и отдыхает, ест. Происходят различные атмосферные явления. Голубь мог взаимодействовать с другими летающими объектами, живыми или техническими.

Слайд 12

Шаг алгоритма Способ 1 Способ 2 3.Выдвижение гипотез. Подумайте, как перечисленные ниже явления могли бы способствовать получению необходимого результата. Сформулируйте гипотезы. Список явлений: механические, акустические, тепловые, химические, электрические, магнитные, оптические, ядерные, биологические. 1. голубь устал и сел на палубу корабля, который доставил его в США; 2. сильный ветер сдул голубя с курса; 3. гул самолета или какой-то другой громкий звук сбил голубя с курса; 4. голубь перегрелся на солнце, и тепловой удар повлиял на его поведение; 5. голубь перед полётом отравился и поэтому сбился с пути; 6. небо во время всего полета было затянуто плотными облаками, и голубь не смог найти правильный путь; 7. голубь испугался движущихся грозовых туч и, «убегая» от них, перелетел через океан; 8. голубя сбила с пути геомагнитная буря; 9. голубя сбило с пути электромагнитное излучение телевизионной станции или радара; 10. голубя сбила с правильного пути магнитная аномалия (залежи магнитной руды); 11. сильная вспышка в атмосфере ослепила голубя

Слайд 13

Шаг алгоритма Способ 1 Способ 2 4.Отбор гипотез. Выберите наиболее правдоподобные гипотезы и расставьте их в порядке убывания правдоподобности. Гипотеза 1 неправдоподобна - ветры меняются. Гипотеза 2 не правдоподобна - так можно определить направление, но голубь обычно точно определяет точку прилёта. Температура – также «капризное» явление. Несмотря на хорошее обоняние птиц, гипотеза мало правдоподобна. Слишком большие расстояния при наличии меняющих направление ветров… Гипотезы 4–6 наиболее правдоподобны. Гипотеза 5 вызывает некоторое сомнение, потому что птицы обычно не теряют ориентации по время плотной облачности, когда Солнце и звезды не видны. Правда, можно предположить, что гипотезы 5 и 6 верны, то есть действуют оба механизма: ориентирование по Солнцу и по земной поверхности. Тогда во время облачности птицы ориентируются по земной поверхности.

Слайд 14

Шаг алгоритма Выполнение 1 Выполнение 2 5. Проверка гипотез. Предложите эксперименты (в том числе мысленные) по проверке каждой правдоподобной гипотезы или выполните соответствующие расчеты. Известны эксперименты, в которых почтовые голуби возвращались домой, даже если их увозили в закрытом транспорте. Это делает наиболее вероятной гипотезу 4: ориентацию по магнитному полю Земли. Гипотезы 5 и 6 можно принять как дополнительные. Например, возможно, что на малых расстояниях птицы ориентируются по ориентирам, расположенным на земной поверхности. Многие исследователи отмечают, что электромагнитные излучения нарушают способности птиц к ориентации, во время геомагнитных бурь не только отдельные птицы, но и целые стаи иногда сбиваются с маршрута. Практическую каждую из гипотез нетрудно проверить экспериментально. Вероятно, в данном случае наиболее правдоподобна гипотеза 8, так как магнитная буря может продолжаться несколько дней, то есть на протяжении всего полета голубя.

Слайд 15

Подведем итог: наиболее вероятно, что при длинных перелетах птицы ориентируются по магнитному полю Земли. При этом вполне возможно, что они используют дополнительные ориентиры: Солнце, звезды, особенности земного рельефа. Электромагнитные излучения, нарушающие способности птиц к ориентации, могли являться причинами того, что голубь мог сбиться с курса.

Слайд 16

Примеры заданий метапредмета «Задача». Изучив метапредметность как новый подход к современному образованию, имеющий место в грядущем Федеральном образовательном стандарте для средней школы, можно утверждать, что на практике давно применяются элементы метапредметности. Помогающие ученикам осмыслить механизм решения разных классов задач.

Слайд 17

Тема урока: Количество вещества. Молярная масса. Цель урока: познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль», сформировать представление о молярной массе вещества и научить учащихся переходить от понятия «относительная молекулярная масса» к понятию «молярная масса вещества». Основные понятия: «закон Авогадро», «количество вещества», «молярная масса», «моль». Алгоритм решения задач по химии в 8 классе

Слайд 18

- Здравствуйте, ребята! - Скажите, какое время года у нас сейчас? (Зима) - У нас в классе тоже зима и мы будем лепить снеговиков.. - Саша, Витя и Серёжа слепили снеговика. Саша слепила так, Витя слепил по-другому, а Серёжа вот так. (СЛАЙД) - Скажите, ребята, Саша, Витя и Серёжа слепили одинаковых снеговиков? - Что похожего было в их работе? (все трое начинали лепить снеговика с комков) - Чем отличалась работа каждого? (каждый лепил в разной последовательности) - Итак, у ребят была одна задача, какая? (слепить снеговика) - Но выполнили они её разными способами. - Вот и в математике можно одно задание выполнить по разному. - Давайте посмотрим. (СЛАЙД) - Какое задание у ребят? (Решить пример) - Задание у всех одинаковое? (да, у всех один и тот же пример). - Посмотрим, как этот пример решила Саша. - Вот так этот же самый пример решил Витя. - А посмотрите, как решил Серёжа. (СЛАЙД) - Ребята, скажите какая задача стояла перед учениками? (решить пример) - А все ли одинаково решали этот пример? (нет, решали не все одинаково, дети использовали разные способы) -Да, действительно все трое использовали разные способы решения. - Как вы думаете зачем решать один и тот же пример по разному? (ответы детей могут быть самыми разнообразными) - Каждый решал пример так, как ему удобно. Тема: Вычитание суммы из числа разными способами. 2 1 3 1 2 3 3 2 1 (6 -2)+3 =7. (6+3) -2 =7.

Слайд 19

Алексеев Н.Г. «Рефлексия и формирование способа решения задач» Задача: Доказать, что треугольник прямоугольный, если его медиана равна половине стороны, к которой она проведена. Цель урока: 1. Повторение изученного материала через поиск различных способов доказательства. 2. Развитие творческого подхода к решению задачи. 3. Учить мыслить самостоятельно и быть оппонентом одноклассникам. Подготовительные мероприятия. Класс разбит на 5 групп. В группах учащиеся с разным уровнем математической подготовки; За 2 дня до проведения урока были выбраны все различные способы решения, за каждой группой закрепляется защита того или иного способа решения (по 2-3 на группу). Завершающий этап (урок). Один из способов, например, векторный учитель готовит для коллективной работы на уроке. Для презентации (защиты) решений на уроке способы решения выбираются в последовательности, представленной в материалах школьного курса геометрии. Урок начать с выяснения предмета доказательства, например, необходимо доказать, что именно C является прямым, а не A или B. C А B D Рис. Затем начинается защита учениками способов решения, на доске закрепляется соответствующий чертёж (рис.1). I способ а C 5 2 А B D Проведём прямую a || АВ … II способ y x y x А B D Обозначим CAD=x, CBD=y, тогда x+(x+y)+y=180 (теорема о сумме углов) … III способ (способ от противного) … IV способ C А D B 180 3 180 Из АDC вытекает из BCD… После того, как выслушаны все способы решения задачи, выбираются рациональные пути доказательства и записываются в тетради. Повторено на уроке: Понятие смежных углов и их свойства 1) Метод прямого доказательства и метод от противного 2) Признаки равенства треугольников 3) Определение равнобедренного треугольника, свойства 4) его углов при основании и свойства высоты, проведённой к основанию Признаки параллельности прямых 5) Теорема о сумме углов треугольника 6) Внешний угол треугольника и его свойства 7) Вписанный угол, измерение вписанных углов 8) Параллелограмм и его свойства 9) 10) Прямоугольник и его свойства 11) Средняя линия треугольника и её свойства 12) Ромб и его свойства 13) Теорема Пифагора 14) Преобразование подобия и его свойства 15) Правила сложения и вычитания векторов 16) Скалярное произведение векторов 17) Теорема косинусов 18) Сумма внутренних углов треугольника Консультанты вместе с преподавателем выставляют окончательные оценки.

Слайд 20

Вывод: При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели; деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием; ориентируется на развитие у школьников базовых способностей; помогает ученикам осмыслить механизм решения разных классов задач. Дерзайте, уважаемые коллеги !

Слайд 21

Используемая литература Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000. Громыко Н.В. Способы обновления знаний. Эпистемотека: Руководство для управленцев и педагогов. – М.: Пушкинский институт, 2007. – 184 с. Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. — М., 2005. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/. Алексеев Н.Г. «Рефлексия и формирование способа решения задач»// Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.- М., 2002 (переиздание). Устиловская А.А. учебное пособие для педагогов по метапредмету "Задача" Пособие дополняет серию изданий по метапредметам, опубликованную НИИ ИСРОО. 2011 г. Интернет – ресурсы: http://tehnologiya.ucoz.ru/publ/metapredmetnyj_podkhod_kak_jadro_rossijskogo_obrazovanija/14-1-0-349 - http://www.eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm - http://imc.tomsk.ru/metod - http://www.apkpro.ru/content/view/804/ - http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/