Выступление на заседании ГМО психолого-педагогического сопровождения в системе образования на тему: «Роль семьи в жизни ребенка»
статья по теме
Предварительный просмотр:
Выступление
социального педагога Юдиной Л.В.
на заседании ГМО психолого-педагогического
сопровождения в системе образования г. Ивантеевки
на тему:
«Роль семьи в жизни ребенка»
«Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». Семья – важная часть жизни каждого человека. Радостные события, происходящие в семье, как правило, делают нас счастливыми. И, напротив, трудности и проблемы, возникающие в отношениях с близкими людьми, доставляют максимальное огорчение. Значимость семьи в жизни каждого человека сложно переоценить. Трудно не согласиться с выражением Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства». Что же такое детство? Детство – это, в первую очередь, окружающие нас люди. Это наши родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все те, кто нам дорог, а общение с ними составляло содержательную наполненность понятия «детство». Именно в семье мы приобретаем первые знания о мире, о других людях и самих себе. В семье учимся общаться и взаимодействовать с другими, осваиваем правила и традиции, которых впоследствии придерживаемся всю свою жизнь. В семье мы учимся быть счастливыми или несчастными. Но что такое семья? Какие существуют законы и правила жизни семьи? Эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения
Что такое семья?
Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Большинство современных психологов рассматривают семью как социальную систему, представляющую собой комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом2. Такое понимание семьи позволяет рассматривать семью не просто как определенное количество ее членов, а как некую целостность, основанную на связях и отношениях между ними. Все происходящее в семье является результатом тех отношений, которые в ней сформировались, а не следствием намерений или действий кого-то из ее членов. Так, сетования женщины на невнимание со стороны супруга, скорее всего, связаны не с особенностями его характера, а с тем стилем взаимоотношений, который сложился в данной семье. Если в семье не принято говорить друг другу комплименты или дарить подарки, то причиной этого являются не столько особенности самих супругов, сколько тот семейный микроклимат, который они создали за время своего совместного проживания. Системный характер семейных отношений лучше всего проявляется в поведении детей, которые, как правило, являются «зеркалом», в котором находит отражение все происходящее в семье. Часто за нарушениями поведения ученика или его школьной неуспеваемостью лежат именно нарушения отношений в семье.
Особенности семьи как системы
Семейная система — это открытая система, которая находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Из этого положения следуют два вывода:
1.Все происходящее вне семьи может оказывать на нее влияние.
Семья восприимчива к различным социальным и экономическим изменениям, которые происходят в обществе. Например, потеря работы одним из супругов может привести к существенным изменениям внутри семейной системы: второй супруг вынужден брать на себя ответственность за материальное обеспечение; членам семьи приходится менять привычный образ жизни; другим становится эмоциональный микроклимат и др. Успехи или неуспехи ребенка в школе также влияют на внутренний микроклимат семьи. Если ребенок успешен, то родители получают подтверждение своей педагогической компетентности. Неуспехи ребенка заставляют родителей пересмотреть свои воспитательные цели и средства.
2. Все происходящее внутри семьи оказывает влияние на ее внешнее окружение.
Семейная система – это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Всё происходящее в семье неслучайно: «если в семье что-то происходит, значит, семье это для чего-то нужно».
Мы можем вспомнить много примеров, когда разлады в семье мешали нам быть эффективными на работе или, напротив, семейное благополучие становилось фундаментом для профессиональных свершений. Часто ученики, лишенные в семье любви и внимания, свои обиды и огорчения приносят в ученический коллектив, демонстрируют агрессию в отношении тех, кто слабее. Многое из того, что происходит в семье является следствием сложившихся в ней отношений. Иллюстрацией этого положения может служить следующий пример. Классный руководитель 7 класса жалуется на поведение одного из учащихся, которого отличает несдержанность, агрессивность в отношении сверстников. При хороших интеллектуальных показателях он демонстрирует средний уровень успеваемости, учится неровно, «от случая к случаю». Анализ семейной ситуации показал, что мальчик после развода живет с отцом. Воспитанием ребенка занимается «гражданская» жена отца и женщина, выполняющая роль педагога. Отец мальчика большую часть времени проводит на работе, общение с сыном сводится к проверке его оценок и наказанию в случае, если полученные оценки не соответствуют ожиданиям отца (вместо «пятерки» по предмету оценка «четыре»). Педагог и «гражданская» супруга делают, по их словам, «всё возможное, чтобы сделать из ребенка человека». Но все их усилия не приводят к успеху. Мальчик упорно демонстрирует непослушание и безразличие в учебе. Связаны ли эти особенности поведения ребенка с его характером? Думаю, что нет. В большей степени поведение мальчика – результат системного взаимодействия. И оно, как это не странно звучит, выгодно семье. Плохое поведение мальчика – повод для «гражданской» жены, статус которой окончательно не определен, поднять свою значимость в глазах мужа: «Я так много делаю для твоего сына, ты должен меня ценить!». В происходящем «заинтересован» и педагог, который в случае отсутствия проблем лишился бы своей работы, так как по возрасту мальчик вполне может быть самостоятельным. Поведение сына на бессознательном уровне выгодно и отцу, который объясняет всё происходящее «дурной наследственностью» и оправдывает тем самым свой развод с матерью ребенка. Этот пример демонстрирует «заинтересованность» в плохом поведении всех членов семьи, и у мальчика нет серьезных поводов для изменений. Он отвечает запросам своей семьи.
Таким образом, семейная система – это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Всё происходящее в семье неслучайно: «если в семье что-то происходит, значит, семье это для чего-то нужно». Изменения семьи или ее отдельных членов возможны только путем изменения той системы отношений, которая сложилась в семье. В рассматриваемом выше примере изменения возможны только в том случае, если родители изменят свои отношения как друг к другу, так и к вопросам, связанным с воспитанием сына.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Роль музыки в жизни ребенка"
Доклад для педагогов о музыкальной деятельности....
Родительское собрание на тему «Роль семьи в жизни пятиклассника» .
Родительское собрание на тему«Роль семьи в жизни пятиклассника» ....
Выступление на районном методическом объединении по духовному краеведению Подмосковья по теме: "Роль семьи в православном восприятии мира школьника"
Духовно-нравственное развитие детей невозможно без участия семьи, т.к. именно в семье может осуществляться постоянная духовная жизнь. Православные родители стараются воспитывать своих детей чере...
Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка
Традиционно главным институтом воспитания является семья.Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (УСТАНОВОЧНОЕ) ТЕМА: «Роль семьи в воспитании ребенка»
Родительское собрание-установочное позволяет сблизиться педагогам и родителям, которые работают над одной проблемой - "Воспитание детей"...
Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...