Доклад на методическое объединение воспитателей "Работа по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
материал на тему

Сафиуллина Эльвира Фагимовна

        Одним из приоритетных  направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образовательного учреждения реальной возможностью получения трудовой подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sodoklad_opyt_raboy.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида

        Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Трудовое обучение данного контингента учащихся определяется на основе выбора профиля труда, включающего в себя их подготовку к индивидуальной трудовой деятельности.

        Одним из приоритетных  направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образовательного учреждения реальной возможностью получения трудовой подготовки.

        Особенностью современного рынка труда является то, что он повлек за собой не только конкуренцию работников, но и специальностей. Ограниченное число специальностей начальной профессиональной подготовки для учащихся коррекционных школ  VIII вида создают определенные сложности выпускникам. Поэтому становлению личности ученика в процессе профподготовки и профориентации в школе-интернате отводится особая роль.

        Профориентационная работа включает в себя систему психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому ученику выбрать себе специальность с учетом потребности общества в соответствии со своими возможностями, трудовыми умениями и навыками.

        Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

        Главным направлением профориентационной работы в специальной  (коррекционной) общеобразовательной  школе VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

Задачами профориентационной  работы с учащимися  являются:

  • воспитание мотивированного жизненно заинтересованного отношения к труду, понимания значения трудовой деятельности в жизни человека;
  • формирование таких качеств личности как умение работать в коллективе, чувство самостоятельности, ответственности, самоутверждения;
  • профессиональная подготовка к производительному труду посредством трудового обучения;
  • формирование интеллектуальных умений в труде;
  • выработка системы сотрудничества с учреждениями профобразования.

Примерные профориентационные  мероприятия:

  • организация экскурсий в профессиональные учебные заведения, на предприятия села;
  •  организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества,  спортивных секций, художественных кружков;
  • организация встреч с представителями предприятий;
  • участие в Олимпиадах по технологии, мастер-классах, конкурсах по профессии, выставках;
  • оформление классов  уголками по профориентации («В мире профессий», «Куда пойти учиться» и т.п.);
  • общественно полезный труд

Основные виды труда, изучаемые в специальном

(коррекционном) образовательном учреждении :

  • Швейное дело
  • Обувное дело
  • Сельскохозяйственный труд
  • Столярное дело
  • СБО

Профориентация школьников проводится в три этапа:

  1. Диагностика интересов и способностей.

Этот этап включает в себя диагностику интересов и способностей ребенка. В результате определяется сфера оптимального потенциала подростка.

На основании полученных результатов формируется перечень профессий, в которых школьник может быть потенциально успешен.

  1. Экскурсия  в профессию.

        На этом этапе происходит ознакомление ребенка с профессиями из его индивидуального списка (который сформировался в результате его диагностики).

По каждой профессии школьник получает информацию о:

  • содержании профессии;
  • возможностях профессионального и карьерного развития в рамках одной профессии;
  • задачах и ответственности специалистов разного уровня;
  • уровни заработной платы;
  • возможности открыть собственный бизнес;
  •  плюсах и минусах профессии;
  • перспективах профессии.

Кроме того, школьникам предлагается посещение экскурсий на предприятия рассматриваемых сфер.

  1. Консультация с родителями.

Консультация включает в себя подробный анализ результатов диагностики и рекомендации по освоению выбранной деятельности.

В ходе анализа  мы видим, что:

  • увеличилось количество выпускников, поступающих в профессиональные училища по окончании обучения в школе;
  • сократились сроки адаптации и повысился уровень успеваемости выпускников школы при обучении в учреждениях начального профессионального образования;
  • увеличилось количество выпускников школы, успешно завершивших обучение в лицеях;
  • увеличилось количество выпускников, способных самостоятельно трудоустроиться после обучения в лицеях, умеющих ориентироваться на рынке труда

Наши выпускники школы обучаются в в профессиональных училищах г.Тольятти, Тальятинскии техникум технического и художественного   г.Самара,  г.Похвистнево, с.Камышла.

        Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

        Для педагогов нашей школы очень важно дать понять учащимся, что мир вокруг них такой же, как у всех, а не какой-то особенный, с ограниченными возможностями. И, если сегодня у них появилась возможность узнать что-то новое, то завтра, они уже будут другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Обыкновенные дроби"

Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....

Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...

Доклад "Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида".

Он учит речевой коммуникации,  Грамматика и лексика - его предмет. Дыханию, фонации, артикуляции Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД....

Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIII ВИДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ

В докладе представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий учителями специальных (коррекционных) классов VIII вида в условиях общеобразовательной школы по адаптированной програ...