Возможности электронных учебников.
статья на тему

Коробова Татьяна Сергеевна

Что нам дает введение и использование в учебном процессе электронных учебников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_elektronnyh_uchebnikov.docx22.61 КБ
Файл elektronnye_uchebniki.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Щученская средняя общеобразовательная школа»

Районная научно-практическая конференция

Доклад на тему:

«Введение электронных учебников в образовательный процесс»

                                           Автор:

учитель физики и математики

   МКОУ «Щученская СОШ»

Коробова Татьяна Сергеевна

Ноябрь 2015г.

Влияние новых технологий на образование неизбежно и мало зависит от желаний и усилий педагогов. Например, с распространением калькуляторов ухудшились навыки школьников в устном счете. Однако история должна чему-нибудь учить, поэтому использование компьютеров следует признать неизбежным. Остается определить наиболее эффективный способ применения компьютерных технологий.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» библиотечный фонд образовательного учреждения должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам.

С 1 января 2015 года обязательным условием при издании  учебников и для включения их в Федеральный перечень учебников станет наличие у учебников  электронной версии. При этом электронная копия должна соответствовать бумажной версии издания и дополнять учебник мультимедийными и интерактивными элементами. Таким образом, у учеников и учителей появится  выбор.

Основной целью подобных изменений является создание новой информационной модели школы, которая могла бы обеспечить успешную коммуникацию между школьником и учителем, в том числе посредством электронных учебников. Переход на электронные учебники – общемировая тенденция.

По мнению замминистра образования и науки РФ Натальи Третьяк  бумажные учебники предназначены для «более вдумчивого понимания текста», а электронные версии – «для быстрого восприятия и анализа информации».

«Никаких дополнительных расходов введение электронных учебников не принесет. Учебники будут стоить столько же, сколько они стоят. Каждый ребенок будет получать полный комплект всех необходимых учебников и учебных материалов, а начиная со следующего года это будет еще и доступ к электронным учебникам», — цитирует слова министра образования и науки РФ  Дмитрия Ливанова  РИА «Новости».

При этом родителям школьников также не придется покупать и  дополнительные устройства для использования электронных учебников, ибо электронный учебник — это программа, а не гаджет типа планшета или ноутбука, и для ее использования подойдут школьные или домашние компьютеры, планшеты и т.д.

Как заявил журналистам замдиректора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Павел Сергоманов, решать, вводить ли электронные учебники в учебный процесс, будут сами школы.

Немного истории.

Эксперимент по использованию электронных учебников в школах России проводится с 2011года. А вот первые электронные учебные пособия появились у нас лет двадцать назад. Они дополняли традиционные учебники, позволяя повысить эффективность обучения за счет возможностей информационных технологий.

Первый электронный учебник, который мог  заменить бумажный, появился в 1998 г. Это был учебник  «История России: XX век», выпущенный издательством «Клио Софт».

Рынок  электронных учебников стал активно развиваться с реализацией программы компьютеризации школ. В настоящее время электронные учебники предлагают издательства «Просвещение», «Дрофа», компания «Азбука», ИД «Федоров», компании «Кирилл и Мефодий», «Рукарта» и др. С 2015 года начнет продавать школам электронные учебники компания «Ростелеком».  Федеральная система приобретения, распределения и использования электронных учебников на сайте www.комплектование.рф.

В настоящее время  при Минобрнауки России создана специальная рабочая группа, которая занимается выработкой требований к электронным учебникам, их содержанию, структуре и рабочим характеристикам.

С древних времен в школах учителя и ученики обменивались информацией путем монологов и диалогов. Единственным значимым усовершенствованием системы образования стали печатные учебники, предоставившие возможность самостоятельного обучения. Использование радио, телевидения не привело к изменению системы образования, хотя, возможно повысило ее эффективность.

Живучесть классических форм обучения определяются следующими факторами:

  • передача информации как в визуальной, так и в звуковой форме;
  • наличие обратной связи с учащимися, в том числе контроля самостоятельной работы;
  • эмоциональное воздействие преподавателя, способствующее усвоению.

Перечисленные факторы делают почти незаменимыми устоявшиеся формы обучения, но эти формы связаны с обязательным наличием преподавателя, что приводит к естественному ограничению количества учащихся. К тому же учебный процесс подвержен значительному влиянию субъективных причин, т.е. профессиональных и личностных качеств, преподавателя, обеспечения условий преподавания и т.д.

Внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.

Например, выпуск учебников существенно расширил аудиторию обучающихся, но не смог обеспечить вербальную подачу информации и обратную связь, не говоря уже об эмоциональном воздействии. Именно эти причины делают самообразование второсортным.

Использование компьютерных технологий будет значительным шагом в образовании, но только при условии обеспечения того, что не смог дать печатный учебник.

Электронные учебники и электронные пособия относятся к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса.

Электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. В учебниках обучаемому предлагаются и видеофрагменты, иллюстрирующие те или иные процессы, и традиционное изложение текста со статичными рисунками и схемами.

Электронное пособие представляет собой интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса, включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленный в виде текста, графика, либо в мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума. Пособие является дополнительным средством к электронному учебнику.

Электронное пособие отличается от учебника:

  • нет печатного источника;
  • ориентировано на изучение небольшого раздела учебной дисциплины.

К электронным учебникам прилагаются тренажеры и контрольные пакеты, которые относятся к тренировочным и контролирующим программным средствам.

Тренажеры предназначены для отработки и закрепления умений и навыков, обеспечивают получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Контролирующие пакеты предназначены для оценки результатов обучения, программы для контроля и проведения тестирования.

В электронных изданиях представляют информацию так, что сам обучаемый, следуя графическим и текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактическиепреимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным:

  • в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;
  • осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
  • предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
  • позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь;
  • текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.

Но, наряду с преимуществом, электронные носители информации и работа с ними имеют ряд проблем:

  • не обеспечивают активное участие ученика в ходе всего урока;
  • контроль со стороны компьютера в максимальной степени не всегда объективен (возможные формы ответов довольно разнообразные, создают сложность ввода);
  • тестовая проверка не способствует глубокому усвоению материала;
  • не обладает самодостаточностью и полнотой, т.е. учебный материал не содержится полностью в том объеме, который необходим пользователю;
  • не сопровождается печатным изданием;
  • не обеспечивает индивидуальность программы обучения учащегося в зависимости от его запросов, чтобы он мог заявить о своем уровне подготовки и работать с заданиями, подобранными соответственно ему.

Необходимо отметить, что в современных условиях меняется роль школы в обществе, а, следовательно, и отношение ученика к школьному образованию. У многих учащихся проявляется стремление к сокращению времени обучения, усиливается тенденция к профессионализации образования, поэтому электронный учебник, в подобных случаях, лучший вариант для самостоятельного изучения предмета и готовности для будущей профессии.

И все же лейтмотивом применения компьютерных технологий в образовании представляется обеспечение возможности индивидуального обучения в отсутствии преподавателя. Можно надеяться на повышение заинтересованности к учебе, поскольку компьютер уже сам по себе привлекателен для детей.

Использованные источники.

1.http://минобрнауки.рф/новости/4322 

2.РИА «Новости»,

http://ria.ru/society/20140729/1018006725.html#ixzz3BSBMqCL6.

3.«Эксперт» №24 (807), http://dni.ru/society/2013/12/10/265664.html,

4.Gudok.ru

5. педсовет.ORG

      6. http://www.prosv.ru/ebook/demo.asp

      7. http://demo.cm.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Щученская средняя общеобразовательная школа» Выступление на районной научно-практической конференции на тему: Введение электронных учебников в Образовательный процесс Подготовила: Коробова Татьяна Сергеевна, учитель физики и математики, I КК Ноябрь 2015 год

Слайд 2

Живучесть классических форм обучения определяется: передачей информации как в визуальной, так и в звуковой форме; наличием обратной связи с учащимися, в том числе контроля самостоятельной работы; эмоциональным воздействием преподавателя, способствующее усвоению.

Слайд 4

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Слайд 6

к омплектование.рф

Слайд 8

Электронное пособие представляет собой интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса, включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленный в виде текста, графика, либо в мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума. Пособие является дополнительным средством к электронному учебнику. Электронное пособие отличается от учебника : нет печатного источника; ориентировано на изучение небольшого раздела учебной дисциплины.

Слайд 10

Электронные приложения к учебникам

Слайд 11

Преимущества электронного учебника по сравнению с традиционным: в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников; осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе; предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь; текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.

Слайд 12

Проблемы электронных носителей: не обеспечивают активное участие ученика в ходе всего урока; контроль со стороны компьютера в максимальной степени не всегда объективен (возможные формы ответов довольно разнообразные, создают сложность ввода); тестовая проверка не способствует глубокому усвоению материала; не обладает самодостаточностью и полнотой, т.е. учебный материал не содержится полностью в том объеме, который необходим пользователю; не сопровождается печатным изданием; не обеспечивает индивидуальность программы обучения учащегося в зависимости от его запросов, чтобы он мог заявить о своем уровне подготовки и работать с заданиями, подобранными соответственно ему.

Слайд 13

Спасибо за Внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

электронный учебник, как дополнение к основному учебнику математики

доклад на научно-практической коференции, в котором рассматривается применение готовых электронных пособий и авторских презентаций к урокам алгебры и геометрии. повышение мотивации обучения - одна из ...

Электронные учебники - анализ внедрения электронных учебников в зарубежных странах (на примере США и Южной Кореи).

День, когда ученики смогут выбирать носить ли им много килограммовые портфели или легкие сумки в школу на учебу уже не за горами. С 1 сентября 2015 года учебники, входящие в федеральный перечень, в об...

Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

Дидактические возможности планшета на уроках литературы в 5 классе как образовательный ресурс электронного учебника автора-составителя Г. С. Меркина (издательство "Русское слово")

Данная статья содержит рекомендации для работы учителя с планшетом, направлена на использование электронного учебника литературы в 5 классе....

2019 г. Выступление на ГМО. "Возможности использования электронных учебников"

Достоинства электронных учебников для уроков иностранного языка: способность  адаптироваться  под  индивидуальные  запросы  учащегося; использование  дополнительных...

Возможности электронного учебника 01.математика

Информация по электронному учебнику 01.математика...