Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса «Учимся рассуждать»
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса «Учимся рассуждать» поможет при подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_rassuzhdat.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО (ФГОС)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г.Сальска
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №4 приказ № от 2016 ____________ Э.Г.Клец |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности 7 «А», 7 «В» классы
Составитель: учитель русского языка и литературы Козачанская Алевтина Андреевна
|
- 2016 –
Сальск
Раздел «Пояснительная записка»
Актуальность программы
Курс дополнительных занятий «Учимся рассуждать» предназначен для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку.
Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний учащихся, овладении ими культурой устной и письменной речи, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии логики мышления. На дополнительных занятиях по данной теме учащиеся разовьют навыки самостоятельной работы с авторским текстом (определение темы, основной мысли и авторского замысла высказывания, осознание роли использования средств и приёмов выразительной речи) и получат возможность отработать умение выражать в словесной форме различные мысли, соблюдая нормы литературного языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, точность, чистоту и др.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели и задачи курса:
Теоретические:
- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
Практические:
- совершенствование коммуникативных умений;
- овладение умением проводить анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное аргументированное мнение по указанной проблеме, логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, в том числе по заданной модели, совершенствовать и редактировать текст.
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
- воспитание требовательности к себе, объективности самооценки.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: позволяет воспитывать внимательного читателя, учить подростков размышлять над прочитанным, извлекать нравственные уроки.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки тренировки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
- здоровьесбережение.
Общее количество часов в год
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с расписанием МБОУ СОШ № 4 г. Сальска на 2016 -2017 учебный год - на 34 часа.
Раздел «Прогнозируемый результат»
Программа курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание на основе анализа фрагмента текста или на лингвистическую тему, выстраивать композицию рассуждения, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и аргументированно доказывать свою точку зрения;
- уметь грамотно, последовательно и связно излагать свои мысли.
Формы контроля усвоения знаний.
Контроль уровня сформированности навыков по освоению материала курса осуществляется на следующих уровнях:
- текущий (успешность выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме творческих и практических работ);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме творческой работы в соответствии с требованиями к сочинению-рассуждению как жанру.
Критерий эффективности реализации программы - получение в результате занятий максимального количества баллов за содержание сочинения в соответствии с требованиями ГИА.
Основные формы организации учебной деятельности учащихся:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Раздел «Содержание»
- Типы речи и их особенности. Лекция с элементами практической деятельности.
- Сопоставительный анализ текстов различных типов речи. Практикум.
- Рассуждение как жанр сочинения и один из видов итоговой проверки знаний. Разновидности сочинений-рассуждений (объяснение, доказательство, размышление). Лекция с элементами практической деятельности.
- Композиционные особенности текста – рассуждения. Лекция.
- Способы написания вступления. Практикум.
- Особенности написания основной части и основные языковые средства его оформления. Практикум.
- Что такое аргумент. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Комплексное применение знаний.
- Комментированное чтение текста, определение темы и проблемы. Как выразить собственное мнение по проблеме? Практикум. Работа в группах.
- Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. Практикум.
- Стили текста. Как писать сочинение-рассуждение по текстам художественного, публицистического и научно-популярного стилей. Лекция с элементами практической деятельности.
- Требования к сочинению-анализу фрагмента текста и к лингвистическому сочинению. Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
- Комплексный анализ текста-рассуждения по заданной теме (анализ фрагмента текста). Семинар.
- Обучение приёмам редактирования и рецензирования текста. Практикум.
- Составление алгоритма написания рассуждения (анализ фрагмента текста). Практикум.
- Практикум по написанию сочинения-рассуждения по анализу фрагмента текста.
- Анализ работы. Внесение корректив в текст сочинения. Рецензирование. Практикум.
- Комплексный анализ текста-рассуждения на лингвистическую тему. Семинар.
- Составление алгоритма написания лингвистического сочинения-рассуждения. Практикум.
- Практикум по написанию лингвистического сочинения-рассуждения.
- Анализ работы. Внесение корректив в текст лингвистического сочинения. Рецензирование. Практикум.
- Точность и выразительность речи. Лекция.
- Изобразительно-выразительные средства языка. Практикум.
- Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения в рассуждении. Анализ языкового материала. Практикум.
- Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Анализ языкового материала. Семинар.
- Анализ текстов. Тренировочные упражнения. Комплексное применение знаний
- Написание сочинения-рассуждения по тексту. Контрольное занятие.
- Анализ работы. Практикум.
- Сочинение-рассуждение. Подведение итогов. Аналитическая деятельность.
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
№ п\п | Кол-во часов | Тема | Дата | |
7А | 7В | |||
1 | 1 | Типы речи и их особенности. Лекция с элементами практической деятельности. | 5.09 | 2.09 |
2 | 1 | Сопоставительный анализ текстов различных типов речи. Практикум. | 12.09 | 9.09 |
3 | 1 | Рассуждение как жанр сочинения и один из видов итоговой проверки знаний. Разновидности сочинений-рассуждений. | 19.09 | 16.09 |
4 | 1 | Композиционные особенности текста – рассуждения. | 26.09 | 23.09 |
5 | 1 | Способы написания вступления. Практикум. | 3.10 | 30.09 |
6 | 1 | Особенности написания основной части и основные языковые средства его оформления. Практикум. | 10.10 | 7.10 |
7 | 1 | Что такое аргумент. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Комплексное применение знаний. | 17.10 | 14.10 |
8 | 1 | Комментированное чтение текста, определение темы и проблемы. Как выразить собственное мнение по проблеме? | 24.10 | 21.10 |
9 | 1 | Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. Практикум. | 7.11 | 28.10 |
10 | 1 | Стили текста. Как писать сочинение-рассуждение по текстам художественного, публицистического и научно-популярного стилей. | 14.11 | 11.11 |
11 | 1 | Требования к сочинению-анализу фрагмента текста и к лингвистическому сочинению. | 21.11 | 18.11 |
12-13 | 2 | Комплексный анализ текста-рассуждения по заданной теме. | 28.11 5.12 | 25.11 2.12 |
14 | 1 | Обучение приёмам редактирования и рецензирования текста. Практикум. | 12.12 | 9.12 |
15 | 1 | Составление алгоритма написания рассуждения (анализ фрагмента текста). Практикум. | 19.12 | 16.12 |
16-17 | 2 | Практикум по написанию сочинения-рассуждения по анализу фрагмента текста. | 26.12 16.01 | 23.12 13.01 |
18 | 1 | Анализ работы. Внесение корректив в текст сочинения. Рецензирование. Практикум. | 23.01 | 20.01 |
19-20 | 2 | Комплексный анализ текста-рассуждения на лингвистическую тему. Семинар. | 30.01 6.02 | 27.01 3.02 |
21 | 1 | Составление алгоритма написания лингвистического сочинения-рассуждения. Практикум. | 13.02 | 10.02 |
22-23 | 2 | Практикум по написанию лингвистического сочинения-рассуждения. | 20.02 27.02 | 17.02 24.02 |
24 | 1 | Анализ работы. Рецензирование. Практикум. | 6.03 | 3.03 |
25 | 1 | Точность и выразительность речи. Лекция. | 13.03 | 10.03 |
26 | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка. Практикум. | 20.03 | 24.03 |
27 | 1 | Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения в рассуждении. | 3.04 | 7.04 |
28 | 1 | Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Анализ языкового материала. Семинар. | 10.04 | 14.04 |
29 | 1 | Анализ текстов. Тренировочные упражнения. Комплексное применение знаний. | 17.04 | 21.04 |
30-31 | 2 | Написание сочинения-рассуждения по тексту. Контрольное занятие. | 24.04 8.05 | 28.04 5.05 |
32 | 1 | Анализ работы. Практикум. | 15.05 | 12.05 |
33 | 1 | Сопоставительный анализ текстов различных типов речи. Практикум. | 22.05 | 19.05 |
34 | 1 | Сочинение-рассуждение. Подведение итогов. Аналитическая деятельность. | 29.05 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...