Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса «Учимся рассуждать»
рабочая программа (7 класс) на тему

Козачанская Алевтина Андреевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса «Учимся рассуждать» поможет при подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_rassuzhdat.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП ООО (ФГОС)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г.Сальска

     УТВЕРЖДАЮ

     Директор МБОУ СОШ №4

приказ №       от               2016

____________   Э.Г.Клец

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Учимся рассуждать»

7 «А», 7 «В» классы

 

Составитель:

учитель русского языка

и литературы

Козачанская Алевтина Андреевна

   

- 2016 –

Сальск

Раздел «Пояснительная записка»

Актуальность программы

Курс дополнительных занятий «Учимся рассуждать» предназначен для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку.

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний учащихся, овладении ими культурой устной и письменной речи, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии логики мышления. На дополнительных занятиях по данной теме учащиеся разовьют навыки самостоятельной работы с авторским текстом (определение темы, основной мысли и авторского замысла высказывания, осознание роли использования средств и приёмов выразительной речи) и получат возможность отработать умение выражать в словесной форме различные мысли, соблюдая нормы литературного языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, точность, чистоту и др.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели и задачи курса:

Теоретические:

- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи.

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

- совершенствование коммуникативных умений;

- овладение умением проводить анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное аргументированное мнение по указанной проблеме, логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, в том числе по заданной модели, совершенствовать и редактировать текст.

Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание интереса и любви к русскому языку;

- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

- воспитание требовательности к себе, объективности самооценки.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: позволяет воспитывать внимательного читателя, учить подростков размышлять над прочитанным, извлекать нравственные уроки.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки тренировки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;

- наглядность;

- систематичность и последовательность;

- прочность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

- здоровьесбережение.

Общее количество часов в год

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов  из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с расписанием МБОУ СОШ № 4 г. Сальска на 2016 -2017 учебный год - на 34 часа.

Раздел «Прогнозируемый результат»

Программа курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание на основе анализа фрагмента текста или на лингвистическую тему, выстраивать композицию рассуждения, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и аргументированно доказывать свою точку зрения;

- уметь грамотно, последовательно и связно излагать свои мысли.

Формы контроля усвоения знаний.

Контроль уровня сформированности навыков по освоению материала курса осуществляется на следующих уровнях:

  • текущий (успешность выполнения заданий на каждом уроке);
  • промежуточный (проводится в форме творческих и практических работ);
  • итоговый (в конце курса) проводится в форме творческой работы в соответствии с требованиями к сочинению-рассуждению как жанру.

Критерий эффективности реализации программы - получение в результате занятий максимального количества баллов за содержание сочинения в соответствии с требованиями ГИА.

Основные формы организации учебной деятельности учащихся:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Раздел «Содержание»

  • Типы речи и их особенности. Лекция с элементами практической деятельности.
  • Сопоставительный анализ текстов различных типов речи. Практикум.
  • Рассуждение как жанр сочинения и один из видов итоговой проверки знаний. Разновидности сочинений-рассуждений (объяснение, доказательство, размышление). Лекция с элементами практической деятельности.
  • Композиционные особенности текста – рассуждения. Лекция.
  • Способы написания вступления. Практикум.
  • Особенности написания основной части и основные языковые средства его оформления. Практикум.
  • Что такое аргумент. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Комплексное применение знаний.
  • Комментированное чтение текста, определение темы и проблемы. Как выразить собственное мнение по проблеме? Практикум. Работа в группах.
  • Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. Практикум.
  • Стили текста. Как писать сочинение-рассуждение по текстам художественного, публицистического и научно-популярного стилей. Лекция с элементами практической деятельности.
  • Требования к сочинению-анализу фрагмента текста и к лингвистическому сочинению. Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
  • Комплексный анализ текста-рассуждения по заданной теме (анализ фрагмента текста). Семинар.
  • Обучение приёмам редактирования и рецензирования текста. Практикум.
  • Составление алгоритма написания рассуждения (анализ фрагмента текста). Практикум.
  • Практикум по написанию сочинения-рассуждения по анализу фрагмента текста.
  • Анализ работы. Внесение корректив в текст сочинения. Рецензирование. Практикум.
  • Комплексный анализ текста-рассуждения на лингвистическую тему. Семинар.
  • Составление алгоритма написания лингвистического сочинения-рассуждения. Практикум.
  • Практикум по написанию лингвистического сочинения-рассуждения.
  • Анализ работы. Внесение корректив в текст лингвистического сочинения. Рецензирование. Практикум.
  • Точность и выразительность речи. Лекция.
  • Изобразительно-выразительные средства языка. Практикум.
  • Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения в рассуждении. Анализ языкового материала. Практикум.
  • Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Анализ языкового материала. Семинар.
  • Анализ текстов. Тренировочные упражнения. Комплексное применение знаний
  • Написание сочинения-рассуждения по тексту. Контрольное занятие.
  • Анализ работы. Практикум.
  • Сочинение-рассуждение. Подведение итогов. Аналитическая деятельность.

Раздел «Календарно-тематическое планирование»

№ п\п

Кол-во часов

Тема

Дата

1

1

Типы речи и их особенности. Лекция с элементами практической деятельности.

5.09

2.09

2

1

Сопоставительный анализ текстов различных типов речи. Практикум.

12.09

9.09

3

1

Рассуждение как жанр сочинения и один из видов итоговой проверки знаний. Разновидности сочинений-рассуждений.

19.09

16.09

4

1

Композиционные особенности текста – рассуждения.

26.09

23.09

5

1

Способы написания вступления. Практикум.

3.10

30.09

6

1

Особенности написания основной части и основные языковые средства его оформления. Практикум.

10.10

7.10

7

1

Что такое аргумент. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Комплексное применение знаний.

17.10

14.10

8

1

Комментированное чтение текста, определение темы и проблемы. Как выразить собственное мнение по проблеме?

24.10

21.10

9

1

Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения. Практикум.

7.11

28.10

10

1

Стили текста. Как писать сочинение-рассуждение по текстам художественного, публицистического и научно-популярного стилей.

14.11

11.11

11

1

Требования к сочинению-анализу фрагмента текста и к лингвистическому сочинению.

21.11

18.11

12-13

2

Комплексный анализ текста-рассуждения по заданной теме.

28.11

5.12

25.11

2.12

14

1

Обучение приёмам редактирования и рецензирования текста. Практикум.

12.12

9.12

15

1

Составление алгоритма написания рассуждения (анализ фрагмента текста). Практикум.

19.12

16.12

16-17

2

Практикум по написанию сочинения-рассуждения по анализу фрагмента текста.

26.12

16.01

23.12

13.01

18

1

Анализ работы. Внесение корректив в текст сочинения. Рецензирование. Практикум.

23.01

20.01

19-20

2

Комплексный анализ текста-рассуждения на лингвистическую тему. Семинар.

30.01

6.02

27.01

3.02

21

1

Составление алгоритма написания лингвистического сочинения-рассуждения. Практикум.

13.02

10.02

22-23

2

Практикум по написанию лингвистического сочинения-рассуждения.

20.02

27.02

17.02

24.02

24

1

Анализ работы. Рецензирование. Практикум.

6.03

3.03

25

1

Точность и выразительность речи. Лекция.

13.03

10.03

26

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Практикум.

20.03

24.03

27

1

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения в рассуждении.

3.04

7.04

28

1

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Анализ языкового материала. Семинар.

10.04

14.04

29

1

Анализ текстов. Тренировочные упражнения. Комплексное применение знаний.

17.04

21.04

30-31

2

Написание сочинения-рассуждения по тексту. Контрольное занятие.

24.04

8.05

28.04

5.05

32

1

Анализ работы. Практикум.

15.05

12.05

33

1

Сопоставительный анализ текстов различных типов речи. Практикум.

22.05

19.05

34

1

Сочинение-рассуждение. Подведение итогов. Аналитическая деятельность.

29.05

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...