АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья на тему

Горбанева Татьяна Александровна

Целью данной работы являются приемы и методы, которые позволяют, активизируют познавательную деятельность на уроках математики и повышают интерес к предмету у учащихся. Задачи очень разнообразны: развитие логического мышления, расширение математического кругозора, практическое применение математических знаний в жизненных ситуациях. Работа актуальна, так как ее цели и задачи отвечают современным требованиям математического образования и позволяют удовлетворять требования учащихся к математическим знаниям в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Горбанева Татьяна Александровна, учитель математики, первой квалификационной категории, 8-905-652-28-55

МКОУ СОШ № 9 г. Россоши Россошанского района Воронежской области

Целью данной работы являются приемы и методы, которые позволяют, активизируют познавательную деятельность на уроках математики и повышают интерес к предмету у учащихся.

Задачи очень разнообразны: развитие логического мышления, расширение математического кругозора, практическое применение математических знаний в жизненных ситуациях.

Работа актуальна, так как ее цели и задачи отвечают современным требованиям математического образования и позволяют удовлетворять требования учащихся к математическим знаниям в современной школе.

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Этапы урока

Начало урока.

«Начало урока - половина целого». Пифагор

Адаптация учащихся к новому познавательному процессу:

• предложение небольшой задачи с юмором или с преднамеренной ошибкой;

• загадка, соответствующая теме, отгадать которую можно только после изучения нового материала;

• прочтение высказывания известного математика

Конец урока

Подведение итогов – сравнение постепенных задач и полученных результатов:

Комментарии к выставленным отметкам;

Рефлексия.

Домашнее задание.

Интересные задания, задания на сбор живого материала, на применение теории в практике:

• сочинить сказку, стихотворение;

• измерить площадь собственной квартиры;

• подсчитать подоходный налог;

• подготовить задание для своего соседа по парте и т. д.

Дети с интересом воспринимают данные формы работы, с удовольствием решают и самостоятельно составляют разного вида задания. Например задачи-расчеты:

1) Петя взял куриный суп, котлету с картофельным пюре и компот. За весь обед он заплатил _________________________________________________ р.

2) Что из данного меню ты выберешь себе на обед? Перечисли блюда твоего обеда. _____________________________________________________________

Стоимость твоего обеда составит ___________________________________ р.

3) Если бы у Пети было всего 50 р., смог бы он пообедать в этой столовой?

Его обед состоял бы из следующих блюд: __________________________________________________________________

Стоимость данного обеда составит __________________________________ р.

У Пети останется еще _____________________________________________ р.

Или творческие задания, такие как рассказ по графику, задачи-загадки, написание математической сказки и математических задач, дидактических игр.

На уроках я применяю различные дидактические игры, которые активизируют познавательную деятельность учащихся на уроке.

Дидактическая игра «Лучший счетчик»

Тема: Натуральные числа и шкалы (5 класс).

Цель: создать условия для проверки умений выполнять арифметические операции над натуральными числами.

ХОД ИГРЫ

По просьбе учителя каждый ученик дома придумывает 3—4 примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «счетчик», защищающий честь своего коллектива. Члены других команд предлагают ему свои примеры до тех пор, пока он не собьется. Тогда его сменяет следующий «счетчик» из той же команды. Число «счетчиков» для одного тура определяется по договоренности. Побеждает команда, в которой было наименьшее число «счетчиков», решивших наибольшее количество примеров.

Такую игру удобно проводить в начале урока, в качестве своеобразной разминки.

Дидактическая игра «Зажги салют»

Тема: Проценты. Решение задач на проценты (6 класс).

Цель: создать условия для формирования умений решать задачи на проценты.

ХОД ИГРЫ

Каждый ряд - это команда. Команде вручается конверт с карточками; на первой парте раскладываются "звезды" произвольной формы (из цветной бумаги), на обратной стороне которых написаны ответы. На доске нарисованы 3 "куста" с "ветками" по количеству карточек. Команда, решив задачу, ищет "звезду" с ответом и прикрепляет её на "ветки" с помощью магнита.

Выигрывает та команда, которая первая "зажжет салют".

Карточки с заданиями.

  • Выразите в процентах число ноль целых четыре десятых.
  • Представьте в виде десятичной дроби ноль целых восемь десятых процента.
  • Найдите три процента от трехсот.
  • Найдите число, тридцать процентов которого равны девяноста.
  • Найдите восемь процентов от единицы.
  • Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60% имели высшую категорию качества, сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие?

                          Дидактическая игра «Молчанка»

Тема: Окружность и круг (5 класс).

Цель: создать условия для проверки знаний учащимися определенных понятий по теме «Окружность и круг».

ХОД ИГРЫ

Сигнальные карточки (красная, зеленая) очень помогают учителю дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе: если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зеленую карточку, а если нет красную. Таким образом, каждый ученик имеет возможность высказаться.

Если условиться, что зеленая карточка соответствует утверждениям: "да", "истинно", "вверх", "вправо", "+"; красная: "нет", "ложно", "вниз", "влево", "-", то можно провести очень много устных упражнений. Занятие будет проходить в форме игры.

Учащимся предлагается выразить свое отношение (да, нет) к предложениям, определив верно ли высказывание:

  • 1.У окружности могут быть два радиуса различной длины.
  • 2.Если диаметр круга равен 1 метру, то можно отметить две точки внутри круга, расстояние между которыми равно 80 сантиметрам.
  • 3.Прямая и окружность могут иметь 3 общие точки.
  • 4.Расстояние от центра круга до любой его точки равно радиусу круга.
  • 5.Если на окружности отметить 3 точки, то получится 4 дуги с концами в этих точках.
  • 6.У окружности могут быть 2 диаметра различной длины.
  • 7.Прямая и окружность могут иметь две общие точки.

Дидактическая игра «Математическая зарядка»

Тема: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (6 класс).

Цель: создать условия для формирования умений складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.

  • ХОД ИГРЫ

Класс делится на две команды. Учащиеся при ответе каждой из команд либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают.

I команда - отвечает за отрицательные числа.

II команда - за положительные.

Задания:

  • 89 - (- 76);
  • 678 - (-879);
  • 789 - 1045;
  • 247 + 897;
  • 981 + (-465);
  • 1098 - (- 792);
  • 895 + (-835);
  • 444 + 275;
  • 768 + (-189);
  • 600 - (-953);
  • 473 - 560;
  • 845 + (-583) и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Эффективный урок. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики...