Участие в работе методических объединений
статья на тему

Мупкина Саяна Владимировна

Работа  метод.объединений проводится с целью:

- повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС.

- знакомство и внедрение  в практику музыкальных руководителей различные передовые методики и инновационные технологии, направленные на развитие музыкальных способностей детей

- поиск новых форм взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ,

- создание условия, необходимые для полноценного музыкального развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, развитию мотивации личности ребенка к познанию, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности»

        

           Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».

             Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а, значит, становится активным человек. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.

             Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Каковы же методы и приёмы, используемые для формирования основ музыкальной культуры дошкольников?  Это наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, словесный и практический методы, такие как  моторно-двигательное и  вокальное уподобление, темброво-инструментальное  уподобление характеру звучания музыки – оркестровка музыкальных произведений.

Для развития музыкального восприятия и интереса к классической музыке дошкольников используются разные виды музыкальных игр:

  1. Игры на развитие художественного словаря: «Копилка», «Волшебный сундучок», «Поющие руки», «Танцующие звуки», «Говорящий коврик», «Хитрая шляпа» и другие. В этих играх закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.
  2.  Игры, основанные на вокализации:  «Конкурс певцов», «Придумай песенку», «Кто как поёт» и другие. Эти игры способствуют осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения.
  3. Игры, основанные на двигательном моделировании характера музыки, музыкальные подвижные игры:  «Конкурс танцоров», «Придумай свой танец» и многие другие. Эти игры побуждают к осознанию музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, особенностей динамики, темпа, регистров.
  4. Музыкально-дидактические игры:  Музыкально-дидактические  игры имеют большое значение для формирования творческой личности ребёнка. Они организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка: «Три цветка» - дидактическая игра на определение характера музыки, «Три медведя» - дидактическая игра для развития чувства ритма, «Музыкальное окошко» - дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента т.д.
  5. Речевые и голосовые  игры:  Основаны на взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, а жест, как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь. Игры с голосом, звукоподражания, фонематические  загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребёнка.
  6. Игры звуками: Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры звуками – деревянными, стеклянными, бумажными и т.д. Эти игры почти не разработаны в отечественных музыкальных методиках, но они ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством. 
  7. Ритмические игры с  именами, палочками, ложками:  Эти игры помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации. В таких играх ритм организуется звучащей музыкой, ритмическим сопровождением самих детей или педагога.
  8. Музицирование на шумовых инструментах:  В процесс музыкального воспитания дошкольников оправдано включение большого спектра различных шумовых инструментов. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет развить ребёнку первоначальный опыт слухового восприятия.

Искусство и музыкальную игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей действительности, получение удовольствия.



Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей.

Мастер-класс практикум « Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей.»

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
         
Правильно подобранная музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, способствующим развитию чувства ритма.
         В детском саду возможно и необходимо внедрять современные  технологии, которые решают различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей детей.

  Я предполагаю рассмотреть следующие технологии, в которых развиваются чувство ритма, это:

  1.   Песенки – распевки,

-Доброе утро, улыбнись скорее,              (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день                                
( Хлопают в ладоши)
Будет веселее.                                           
Мы погладим лобик,                               
( по тексту)
Носик и щёчки,
 Будем мы красивыми,                                      ("фонарики")
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём                          (
по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова                            
( кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.


         2.      Логоритмика - метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Сюда входят пальчиковые игры.

Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук. Всем известна замечательная серия пальчиковых игр Железновых, когда под весёлую музыку дети выполняют небольшой сюжет с помощью пальцев рук.

                                          НА ГОРЕ Я ВИЖУ ДОМ.

На горе я вижу дом                         (Соединяют кончики пальцев рук.)

Много зелени кругом                      (Повернуть ладони к лицу и перебирать                                                                     пальцами.)

Есть деревья                                     (Поднять руки вверх)

Есть кусты                                        (Опустить руки, согнув в локтях)

И душистые цветы                    (Соединить руки от локтей до запястье, кисти раскрыть)

Окружает всё забор                         (Повернуть ладони к лицу и соединить руки)

За забором чистый двор            (Правой рукой от левого плеча провести горизонт. линию)

Мы к забору подбегаем                  (Топают ногами имитируя бег.)

В дверь стучимся тук, тук, тук.     (Кулачком правой руки стучат по ладони левой руки)

Кто-то к нам спешит на стук     (Подставлять правую руку к правому уху, также левую.)

К другу в гости мы пришли           (Пожатие правой и левой руки)

И подарки принесли.                      (Протягивают руки вперёд)


           Музыкальность – это комплекс способностей. Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность «жить в ней», двигаться. Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими способностями, в их тесной взаимосвязи.

Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. Развивая чувство ритма в движениях мы помогаем ребёнку в развитии и речевых навыков. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

          Что бы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Особенностью являются, что все эти доступные игры воспитатель может проводить самостоятельно, без музыкального сопровождения, под мелодеффиринцированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

Взрослый, например воспитатель, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное , как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

А теперь давайте ритмизируем: Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти - ти, та – та.

              Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:
Например:
« Серых зайчиков отряд».
В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нят, це-лых три ча- са под-ряд.

                                                       2 ПЕТУХА  (Прослеживается метрический пульс)

Два петуха распетушились              ( шагают соединяют пальцы над головой)

Но подраться не решились   (наклон вперёд повороты головой влево, вправо.)

Если очень петушиться                              (грозят пальцем.)

Можно пёрышек лишиться                    (как бы стряхивают с себя пылинки.)

Если пёрышек лишиться

Нечем будет петушиться                           (разводят руки в стороны.)

Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.

В результате использовании «Звучащих жестов» (т.е изображать кого – то)  у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый»  (Использование бубенчиков на ногах.)

                                                     «ДОЖДИК» 

                                     (Прослеживается метрический пульс)

Капля первая упала - кап     (Палец правой руки на ладонь левой руки и ногой с            

                                                                                  бубенцом топают один раз)

И вторая прибежала – кап    

Мы на небо посмотрели                                      (Смотрят на небо)

Капельки кап – кап запели                                  

Намочились лица                                                 (Вытирают лица)

Мы их вытирали

Туфли, посмотрите,                                             (Показывают на обувь)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём.                                   (Движения плечами)

От дождя убежим

Под кусточком посидим.                                   (Приседают)

     Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.       

  1. Музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма

          Данный вид деятельности взят мною из методики Аэробика Е.С.Железновой. Сильной стороной этого пособия является помощь детям в выполнении движений по тексту. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в данном ритме. Дети легко воспринимают ритм потому, что он сопровождается движениями со слов этой песни. Если дети от предлагаемых в методике музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Как показала практика на всех возрастах, дети проявляют большой интерес к этой методике. Сейчас мы с вами продемонстрируем несколько таких песен.

Выполнение движений песен:

  1. Чтоб вы (педагоги) чуть -чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.

Песня с движениями: « Лень стряхнуть»

  1. Какое время года у нас на улице? ( Ответ: Зима.) Правильно… Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся Песня с движениями: «Мороз».
  2. Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло. Песня с движениями: «Автобус».
  3. Приехали и вдруг навстречу на охотник. Песня с движениями: «Охотник».
  4. Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? (Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.

        Песня с движениями: «Червяки».

  1. Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? (Ответ: «Зайчик») Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков. Песня с движениями: «Зайчик».
  2. Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? (Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? …..                      Песня с движениями: «Лягушата».
  3. Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? (Ответ: Пальмы) А на пальмах  прыгают кто? ( Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем. Песня с движениями: «Обезьянки».
  4. А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в жарких странах? (Ответ: Жираф, слон, зебра, дикие кошки различные.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем. Песня с движениями: «Жираф».
  5. Ну хорошего по немножку в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них (Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой.  

        Песня с движениями: «Автобус».

 

Как говорится в пословице « В гостях хорошо, а дома лучше.» 




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хараасгай»

Программа самообразования

учителя музыки Мупкиной Саяны Владимировны

 

                                                                                                                   «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь»

В. О. Ключевский                                                                              

Пояснительная записка

        В нашей стране образ Учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.

 Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, - это профессионализм, продуктивность, социально-направленные личностные качества, компетентность. Компетентность похожа на призрак: все о ней говорят, но никто ее не видел.

       Компетентностный подход в образовательной сфере, как новая школьная парадигма (образец, эталон), неуклонно идет на смену репродуктивному усвоению знаний, выработке умений и навыков, и в свете этих изменений диктует иные требования не столько к структуре учебного процесса, сколько к личности учителя: психолого-педагогическую грамотность, методическую оснащенность, гибкость, самостоятельность в выборе верного решения, креативность и компетентность как некий интегративный признак.  

Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации. Компетентность учителя музыки — это личное качество, которое проявляется только в профессиональной деятельности. Учитель тоже (и даже в первую очередь) должен знать не только «что» делать, но и «как» это сделать. Иногда компетентность отождествляют с мастерством и профессионализмом. Профессиональное мастерство следует отнести к ведущим структурам педагогической системы, в которой оно понимается как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов».

Основой мастерства становится практический опыт. Но не любой опыт является источником профессионального мастерства, а только такой, который осмыслен с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.

 Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

«Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог…, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора и целеустремленности».

 Индивидуальная тема: «Новые образовательные стандарты: деятельностный подход на уроках музыки » 

ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство учителя в области освоения современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, повышение профессиональной культуры на основе новых информационных технологий как одного из главных условий эффективности  и качества его деятельности.

Задачи:

  • сформировать общие представления в области информационных технологий;
  • организовать планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;
  • научиться использовать информационные технологии для повышения уровня профессиональной компетенции;
  • сформировать понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.

Период работы над темой: 2013 -2016 гг.

I. Повышение педагогического мастерства.

1.1. Создание соответствующей материальной базы.

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Формы деятельности

Применение

Литература

1

Изучение новых учебных пособий по   музыке и искусству

По мере появления в книжных магазинах, библиотеках

1.Обзор «Новые учебные пособия по музыке и искусству»

2.Написание рекомендаций по использованию методического материала для коллег

На семинарах районного и школьного методических объединений

2

Применять онлайновые проекты с использованием Интернет-ресурсов

Включение материалов сети Интернет в содержание уроков

3

Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании  с применением Интернет-технологий и мультимедийных ресурсов на CD.

 В течение трёх лет

4

 Работа над развитием музыкальной речи  обучающихся, правильным употреблением и произношением  средств музыкальной выразительности  

В течение  трёх лет

Интеллектуальные игры

На уроках и внеклассных мероприятиях, на занятиях кружков

Материалы предметных журналов, тестовых заданий, учебных пособий по музыке

5

С целью развития творческих способностей  обучающихся продумать систему  домашних работ    

В соответствии с тематическим планом

 

На уроках и внеклассных мероприятиях

Журнал «Исследовательская работа школьников»

6

Совершенствовать кружковую работу: разработать программы и  апробировать их

2013-2018 г.

Занятия в кружке.

Участие в конкурсах, Обобщение опыта работы на семинаре РМО

1.Все новинки методической литературы

2. Музыкальные сборники

3. Материалы предметных газет и журналов

7

Систематизировать работу с одарёнными детьми, готовить к урокам создание презентаций, анализировать вопросы и задания по прослушиванию музыкальных произведений

В течение  трёх лет

- Индивидуальные занятия;

- Кружок

- Реализация программы «Одарённые дети»

Районные конкурсы

8

Вести работу по обновлению материальной базы по предмету

 - Приобрести, новые диски с учебными программами;

- создание базы данных: «Мультимедийные презентации»

 

Самообразование

На уроках и внеурочных занятиях

9

Пополнять новым материалом папку- портфолио

В течение трёх лет

На уроках и внеурочных занятиях

10

Создание сайта учителя.

В течение трёх лет

Самообразование

Обобщение опыта работы на сайте

1.2. Обучение на курсах в системе повышения квалификации.

п/п

  1. Тема

Сроки

Применение

1

При составлении тематического и поурочного  планирования, на уроках

2

 Применение нового стандарта на уроках музыки

1.3. Обучение на семинарах, конференциях

п/п

  1. Тема

Сроки

Применение

Ресурсы

1

1.Посещение открытых уроков учителей музыки и искусства города и района

 По плану работы ШМО и РМО

При составлении тематического планирования и проведении уроков

1.4.Открытые уроки, мастер - классы, внеклассные мероприятия, публичные выступления педагога

п/п

Наименования мероприятий

Уровень

Примерные сроки выполнения

1.

Размещение материала из опыта работы на сайтах.

Всероссийский

В течение одного года

2.

Открытый урок по музыке в 6 «А» классе «Баховское искусство полифонии»

                           Школьный

Март

3.

Внеклассное мероприятие для 6-х классов «Музыкальный марафон»

Школьный

Март

4.

   5.

Доклад «Применение арт-терапевтических методов на уроках музыки»

Доклад «Самообразование учителя и компетентностный подход на уроках музыки»

                           Школьный

                           

Школьный

Ноябрь

Январь

                                                                           Участие в конкурсах учащихся

п/п

Наименования мероприятий

Уровень, источники

Примерные сроки выполнения

1

Конкурс «Наранай Туяа»

 Районный, республиканский

ноябрь

2

Конкурс «Золотой голос»

Школьный

январь

3

Конкурс «Сагаалган»

Школьный, районный

февраль

4

Конкурс «Эта Великая Победа»

Школьный, районный

апрель-май

Ожидаемый результат самообразования

  • Развитие естественной потребности окружающего мира;
  • Формирования навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;
  • Формирование собственного культурного самосознания, отношение к миру, другим культурам;
  • Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Участие в работе методических объединений. Участие в работе семинаров:

Участие в работе методических объединений*:Подготовка команды школы. Региональный этап всероссийского регионального турнира «Лига знаний: школа и колледжи» — команда заняла 4 место, ...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", выступления на методич...