Участие в работе методических объединений
статья на тему
Работа метод.объединений проводится с целью:
- повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС.
- знакомство и внедрение в практику музыкальных руководителей различные передовые методики и инновационные технологии, направленные на развитие музыкальных способностей детей
- поиск новых форм взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ,
- создание условия, необходимые для полноценного музыкального развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, развитию мотивации личности ребенка к познанию, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые методы | 15.81 КБ |
консультации для воспитателей | 27.23 КБ |
программа по самообразованию | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности»
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а, значит, становится активным человек. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.
Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Каковы же методы и приёмы, используемые для формирования основ музыкальной культуры дошкольников? Это наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, словесный и практический методы, такие как моторно-двигательное и вокальное уподобление, темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки – оркестровка музыкальных произведений.
Для развития музыкального восприятия и интереса к классической музыке дошкольников используются разные виды музыкальных игр:
- Игры на развитие художественного словаря: «Копилка», «Волшебный сундучок», «Поющие руки», «Танцующие звуки», «Говорящий коврик», «Хитрая шляпа» и другие. В этих играх закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.
- Игры, основанные на вокализации: «Конкурс певцов», «Придумай песенку», «Кто как поёт» и другие. Эти игры способствуют осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения.
- Игры, основанные на двигательном моделировании характера музыки, музыкальные подвижные игры: «Конкурс танцоров», «Придумай свой танец» и многие другие. Эти игры побуждают к осознанию музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, особенностей динамики, темпа, регистров.
- Музыкально-дидактические игры: Музыкально-дидактические игры имеют большое значение для формирования творческой личности ребёнка. Они организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка: «Три цветка» - дидактическая игра на определение характера музыки, «Три медведя» - дидактическая игра для развития чувства ритма, «Музыкальное окошко» - дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента т.д.
- Речевые и голосовые игры: Основаны на взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, а жест, как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь. Игры с голосом, звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребёнка.
- Игры звуками: Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры звуками – деревянными, стеклянными, бумажными и т.д. Эти игры почти не разработаны в отечественных музыкальных методиках, но они ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством.
- Ритмические игры с именами, палочками, ложками: Эти игры помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации. В таких играх ритм организуется звучащей музыкой, ритмическим сопровождением самих детей или педагога.
- Музицирование на шумовых инструментах: В процесс музыкального воспитания дошкольников оправдано включение большого спектра различных шумовых инструментов. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет развить ребёнку первоначальный опыт слухового восприятия.
Искусство и музыкальную игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей действительности, получение удовольствия.
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей.
Мастер-класс практикум « Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей.»
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
Правильно подобранная музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, способствующим развитию чувства ритма.
В детском саду возможно и необходимо внедрять современные технологии, которые решают различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей детей.
Я предполагаю рассмотреть следующие технологии, в которых развиваются чувство ритма, это:
- Песенки – распевки,
-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день ( Хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, ( по тексту)
Носик и щёчки,
Будем мы красивыми, ("фонарики")
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём (по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова ( кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.
2. Логоритмика - метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Сюда входят пальчиковые игры.
Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук. Всем известна замечательная серия пальчиковых игр Железновых, когда под весёлую музыку дети выполняют небольшой сюжет с помощью пальцев рук.
НА ГОРЕ Я ВИЖУ ДОМ.
На горе я вижу дом (Соединяют кончики пальцев рук.)
Много зелени кругом (Повернуть ладони к лицу и перебирать пальцами.)
Есть деревья (Поднять руки вверх)
Есть кусты (Опустить руки, согнув в локтях)
И душистые цветы (Соединить руки от локтей до запястье, кисти раскрыть)
Окружает всё забор (Повернуть ладони к лицу и соединить руки)
За забором чистый двор (Правой рукой от левого плеча провести горизонт. линию)
Мы к забору подбегаем (Топают ногами имитируя бег.)
В дверь стучимся тук, тук, тук. (Кулачком правой руки стучат по ладони левой руки)
Кто-то к нам спешит на стук (Подставлять правую руку к правому уху, также левую.)
К другу в гости мы пришли (Пожатие правой и левой руки)
И подарки принесли. (Протягивают руки вперёд)
Музыкальность – это комплекс способностей. Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность «жить в ней», двигаться. Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими способностями, в их тесной взаимосвязи.
Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. Развивая чувство ритма в движениях мы помогаем ребёнку в развитии и речевых навыков. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Что бы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Особенностью являются, что все эти доступные игры воспитатель может проводить самостоятельно, без музыкального сопровождения, под мелодеффиринцированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
Взрослый, например воспитатель, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное , как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
А теперь давайте ритмизируем: Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти - ти, та – та.
Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:
Например: « Серых зайчиков отряд».
В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нят, це-лых три ча- са под-ряд.
2 ПЕТУХА (Прослеживается метрический пульс)
Два петуха распетушились ( шагают соединяют пальцы над головой)
Но подраться не решились (наклон вперёд повороты головой влево, вправо.)
Если очень петушиться (грозят пальцем.)
Можно пёрышек лишиться (как бы стряхивают с себя пылинки.)
Если пёрышек лишиться
Нечем будет петушиться (разводят руки в стороны.)
Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.
В результате использовании «Звучащих жестов» (т.е изображать кого – то) у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый» (Использование бубенчиков на ногах.)
«ДОЖДИК»
(Прослеживается метрический пульс)
Капля первая упала - кап (Палец правой руки на ладонь левой руки и ногой с
бубенцом топают один раз)
И вторая прибежала – кап
Мы на небо посмотрели (Смотрят на небо)
Капельки кап – кап запели
Намочились лица (Вытирают лица)
Мы их вытирали
Туфли, посмотрите, (Показывают на обувь)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём. (Движения плечами)
От дождя убежим
Под кусточком посидим. (Приседают)
Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.
- Музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма
Данный вид деятельности взят мною из методики Аэробика Е.С.Железновой. Сильной стороной этого пособия является помощь детям в выполнении движений по тексту. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в данном ритме. Дети легко воспринимают ритм потому, что он сопровождается движениями со слов этой песни. Если дети от предлагаемых в методике музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Как показала практика на всех возрастах, дети проявляют большой интерес к этой методике. Сейчас мы с вами продемонстрируем несколько таких песен.
Выполнение движений песен:
- Чтоб вы (педагоги) чуть -чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.
Песня с движениями: « Лень стряхнуть»
- Какое время года у нас на улице? ( Ответ: Зима.) Правильно… Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся Песня с движениями: «Мороз».
- Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло. Песня с движениями: «Автобус».
- Приехали и вдруг навстречу на охотник. Песня с движениями: «Охотник».
- Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? (Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.
Песня с движениями: «Червяки».
- Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? (Ответ: «Зайчик») Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков. Песня с движениями: «Зайчик».
- Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? (Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? ….. Песня с движениями: «Лягушата».
- Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? (Ответ: Пальмы) А на пальмах прыгают кто? ( Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем. Песня с движениями: «Обезьянки».
- А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в жарких странах? (Ответ: Жираф, слон, зебра, дикие кошки различные.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем. Песня с движениями: «Жираф».
- Ну хорошего по немножку в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них (Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой.
Песня с движениями: «Автобус».
Как говорится в пословице « В гостях хорошо, а дома лучше.»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Хараасгай»
Программа самообразования
учителя музыки Мупкиной Саяны Владимировны
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь»
В. О. Ключевский
Пояснительная записка
В нашей стране образ Учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.
Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.
С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, - это профессионализм, продуктивность, социально-направленные личностные качества, компетентность. Компетентность похожа на призрак: все о ней говорят, но никто ее не видел.
Компетентностный подход в образовательной сфере, как новая школьная парадигма (образец, эталон), неуклонно идет на смену репродуктивному усвоению знаний, выработке умений и навыков, и в свете этих изменений диктует иные требования не столько к структуре учебного процесса, сколько к личности учителя: психолого-педагогическую грамотность, методическую оснащенность, гибкость, самостоятельность в выборе верного решения, креативность и компетентность как некий интегративный признак.
Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации. Компетентность учителя музыки — это личное качество, которое проявляется только в профессиональной деятельности. Учитель тоже (и даже в первую очередь) должен знать не только «что» делать, но и «как» это сделать. Иногда компетентность отождествляют с мастерством и профессионализмом. Профессиональное мастерство следует отнести к ведущим структурам педагогической системы, в которой оно понимается как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов».
Основой мастерства становится практический опыт. Но не любой опыт является источником профессионального мастерства, а только такой, который осмыслен с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.
Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.
«Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог…, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора и целеустремленности».
Индивидуальная тема: «Новые образовательные стандарты: деятельностный подход на уроках музыки »
ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство учителя в области освоения современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, повышение профессиональной культуры на основе новых информационных технологий как одного из главных условий эффективности и качества его деятельности.
Задачи:
- сформировать общие представления в области информационных технологий;
- организовать планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;
- научиться использовать информационные технологии для повышения уровня профессиональной компетенции;
- сформировать понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.
Период работы над темой: 2013 -2016 гг.
I. Повышение педагогического мастерства.
1.1. Создание соответствующей материальной базы.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Формы деятельности | Применение | Литература |
1 | Изучение новых учебных пособий по музыке и искусству | По мере появления в книжных магазинах, библиотеках | 1.Обзор «Новые учебные пособия по музыке и искусству» 2.Написание рекомендаций по использованию методического материала для коллег | На семинарах районного и школьного методических объединений | |
2 | Применять онлайновые проекты с использованием Интернет-ресурсов | Включение материалов сети Интернет в содержание уроков | |||
3 | Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании с применением Интернет-технологий и мультимедийных ресурсов на CD. | В течение трёх лет | |||
4 | Работа над развитием музыкальной речи обучающихся, правильным употреблением и произношением средств музыкальной выразительности | В течение трёх лет | Интеллектуальные игры | На уроках и внеклассных мероприятиях, на занятиях кружков | Материалы предметных журналов, тестовых заданий, учебных пособий по музыке |
5 | С целью развития творческих способностей обучающихся продумать систему домашних работ | В соответствии с тематическим планом |
| На уроках и внеклассных мероприятиях | Журнал «Исследовательская работа школьников» |
6 | Совершенствовать кружковую работу: разработать программы и апробировать их | 2013-2018 г. | Занятия в кружке. | Участие в конкурсах, Обобщение опыта работы на семинаре РМО | 1.Все новинки методической литературы 2. Музыкальные сборники 3. Материалы предметных газет и журналов |
7 | Систематизировать работу с одарёнными детьми, готовить к урокам создание презентаций, анализировать вопросы и задания по прослушиванию музыкальных произведений | В течение трёх лет | - Индивидуальные занятия; - Кружок - Реализация программы «Одарённые дети» | Районные конкурсы | |
8 | Вести работу по обновлению материальной базы по предмету - Приобрести, новые диски с учебными программами; - создание базы данных: «Мультимедийные презентации» |
| Самообразование | На уроках и внеурочных занятиях | |
9 | Пополнять новым материалом папку- портфолио | В течение трёх лет | На уроках и внеурочных занятиях | ||
10 | Создание сайта учителя. | В течение трёх лет | Самообразование | Обобщение опыта работы на сайте |
1.2. Обучение на курсах в системе повышения квалификации.
№ п/п |
| Сроки | Применение | |
1 | При составлении тематического и поурочного планирования, на уроках | |||
2 | Применение нового стандарта на уроках музыки |
1.3. Обучение на семинарах, конференциях
№ п/п |
| Сроки | Применение | Ресурсы |
1 | 1.Посещение открытых уроков учителей музыки и искусства города и района | По плану работы ШМО и РМО | При составлении тематического планирования и проведении уроков |
1.4.Открытые уроки, мастер - классы, внеклассные мероприятия, публичные выступления педагога
№ п/п | Наименования мероприятий | Уровень | Примерные сроки выполнения | ||
1. | Размещение материала из опыта работы на сайтах. | Всероссийский | В течение одного года | ||
2. | Открытый урок по музыке в 6 «А» классе «Баховское искусство полифонии» | Школьный | Март | ||
3. | Внеклассное мероприятие для 6-х классов «Музыкальный марафон» | Школьный | Март | ||
4. 5. | Доклад «Применение арт-терапевтических методов на уроках музыки» Доклад «Самообразование учителя и компетентностный подход на уроках музыки» | Школьный
Школьный | Ноябрь Январь |
Участие в конкурсах учащихся
№ п/п | Наименования мероприятий | Уровень, источники | Примерные сроки выполнения |
1 | Конкурс «Наранай Туяа» | Районный, республиканский | ноябрь |
2 | Конкурс «Золотой голос» | Школьный | январь |
3 | Конкурс «Сагаалган» | Школьный, районный | февраль |
4 | Конкурс «Эта Великая Победа» | Школьный, районный | апрель-май |
Ожидаемый результат самообразования
- Развитие естественной потребности окружающего мира;
- Формирования навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;
- Формирование собственного культурного самосознания, отношение к миру, другим культурам;
- Создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5. Аттестация. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах (для высшей категории)
Справка о работе в методической комиссииСправка о реализации программы внеурочной деятельности (волонтерский отряд "Импульс")...
5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....
6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...
Участие в работе методических объединений. Участие в работе семинаров:
Участие в работе методических объединений*:Подготовка команды школы. Региональный этап всероссийского регионального турнира «Лига знаний: школа и колледжи» — команда заняла 4 место, ...
Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", выступления на методич...