Стиховедение
статья (6, 7, 8 класс) на тему

Комлева Татьяна Ивановна

Статья , содержащая подробный материал для подготовки учащихся основной школы к олимпиадам по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihovedenie.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

     

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

 КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Воздвиженская основная  общеобразовательная школа

141651, Московская область, Клинский район, село Воздвиженское, д.16, тел. 8 (49624) 56-183

ВОПРОСЫ   СТИХОВЕДЕНИЯ

Учитель  русского языка и литературы

                                              Комлева Татьяна Ивановна

с.Воздвиженское, 2012г.

Оглавление

  1. Две формы художественной речи. Отличие стихов от прозы.
  2. Силлабо – тоническая система стихосложения.
  3. Стопа. Виды стоп. Определения стихотворного размера.
  4. Практическая часть.
  5. Список литературы.

Две формы художественной речи. Отличие стихов от прозы

 

Литературно - художественная речь имеет две формы: прозаическую и  

стихотворную. Между стихами и прозой много общего. В их основе лежит современный литературно – художественный язык, словарь и синтаксис. И там и тут используются одни и те же изобразительно- выразительные средства. И в стихах,  и в прозе мы встречаемся с аналогичными приёмами звуковой  организации поэтической речи. Вместе с тем  между стихами и прозою есть существенные различия.

    В чём состоит различие между стихами и прозою? Прозаическая речь – это речь более свободная, она по своему строю близка к разговорной  речи, а стихи – более нормированная речь, они подчиняются множеству правил, норм. Стихи обладают большой эмоциональной силой. Стихотворная речь имеет свою особую звуковую организацию, здесь большую роль играет рифма и различного рода звуковые повторы (звукоподражание, ассонансы, аллитерации). Стихотворная речь делится на сопоставимые между собой отрезки – стихи, это речь ритмическая. Ритм является определяющим, главным признаком стихотворного произведения. Явление ритма мы наблюдаем в природе, в жизни человека, в производственной деятельности людей, в технике. Стихотворная речь в далёком прошлом была связана с напевом, с мелодией. Отделившись впоследствии от напева, стихотворная речь сохранила ритмичность. Для того, чтобы стихотворная речь была ритмичной, необходимо её деление на отрезки, на части.  Эти отрезки, единицы должны быть соизмеримыми, похожими друг на друга. Они должны быть отделены друг от друга (в стихах большую роль играет пауза) и должны закономерно повторяться. Основной, первичной ритмической единицей стихотворного произведения является стих (строчка).

      В русской поэзии известны следующие  системы стихосложения: силлабическая, силлабо –тоническая, тоническая, свободные стихи.

   Силлабическая система стихосложения – это слоговая система, которая в русской поэзии создавалась в конце 17- начале 18 вв. расцвет русской силлабики связан с именем Симеона Полоцкого. Это был первый русский поэт-профессионал, первый литератор. Силлабические стихи писали Феофан Прокопович, Сильвестр Медведев, Кантемир, молодой Тредиаковский. Силлабические стихи не соответствовали строю русского языка, ритм в них ослаблен, недостаточно отчётлив и гибок, и поэтому долго в русской поэзии они не просуществовали.

     Им на смену в 30-х годах 18 века пришли силлабо -тонические стихи (слогоударные: греч. – слог и ударение).

   Основоположниками этой системы стихосложения являются крупнейшие поэты В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов. Силлабо-тоническое стихосложение стало ведущим в русской поэзии. Оно соответствовало строю русского языка. Силлабо-тонические стихи писали И.А.Крылов, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев и др.

Силлабо-тоническая система стихосложения

Особенности силлабо-тонических стихов:

  1. Основную роль в таких стихах играют ударные слоги. Соизмеримость этих стихов, их сходство определяется одинаковым или примерно одинаковым количеством ударных слогов в каждом стихе.
  2. Общее количество слогов в стихах обычно одинаковое(этим достигается соизмеримость стихов и тем самым усиливается их ритмическая структура).
  3. Ударения в стихах стоят на определённых местах, и между ударными слогами находится определённое число безударных( в зависимости от длины стиха).
  4. Силлабо-тонические стихи имеют стопы. Стопа - это группа слогов с одним ударным, но такая группа, которая закономерно повторяется в стихе. Этим создаётся внутренний ритм стиха.
  5. Силлабо-тонические стихи бывают рифмованными и нерифмованными (белыми), могут иметь рифму, а могут её и не иметь. Рифма усиливает ритм стиха. Белые стихи имеют более ослабленный ритмический рисунок.

 Полагаю, что работа по анализу содержательной стороны стихотворения ведётся регулярно, поэтому в  предлагаемом материале я не рассматриваю средства художественной выразительности, а только – формальную сторону стихотворения. Особенности рифмы, способы рифмовки, строфики не представляют для учащихся трудности. А вот почувствовать стихотворный ритм, определить метрический размер стиха им гораздо труднее.

Виды работ по усвоению темы:

1.Лингвистический эксперимент

-Сравните два исполнения строфы из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

Первое чтение:

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий.

Одежду их сорвали малые дети,

Изгублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнём.

-Какие слова звучат непривычно, так мы их обычно не произносим.

Второе чтение:

Ученик читает эту строфу, соблюдая нормативное ударение: «по корням», «сорвали», «до утра».

-Что изменилось? Стихотворение расползается, теряется его энергетика, ритм. Значит, ритм – важнейший атрибут стихотворения.

2.Сопоставление ритмов окружающей жизни и стихотворного ритма.

-Окружающая жизнь, жизнь природы, людей построена на ритмах. День чередуется с ночью, тикают часы, стучит сердце. Ритм есть в музыке, в танцах.

-Стихи тоже построены на ритме. Ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение.

 Знакомство с особенностями силлабо – тонических стихов следует начинать с трёхсложных размеров (трёхсложных стоп). Рассмотрим  стихи из поэмы Н.Тихонова «Киров с нами».

             

               Стихотворение

Схема ударных (/) и безударных слогов (-)

Расположение ударных слогов

Домов затемнённых громады

В зловещем подобии сна…

В железных ночах Ленинграда

Осадной поры тишина

-/--/--/-

-/--/--/-

-/--/--/-

-/--/--/-

2,5,8

2,5,8

2,5,8

2,5,8

Анализ стихов следует начинать с расстановки ударений и определения схемы расположения ударений в стихах, написанных амфибрахием. 

Н.А.Некрасов «Железная дорога»

Ударные и безударные слоги (-/)

Расположение ударных слогов

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит.

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно, как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор.

Листья поблёкнуть ещё не успели, Желты и свежи лежат, как ковёр.

/--/--/--/-

/--/--/--/

/--/--/--/-

/--/--/--/

/--/--/--/

/--/--/--/

/--/--/--/-

/--/--/--/

1,4,7,10

1,4,7,10

1,4,7,10

1,4,7,10

1,4,7,10

1,4,7,10

1,4,7,10

1,4,7,10

Это дактилические стихи. Размер – 4-х стопный дактиль. Стихотворный размер  анапест прослеживается в стихотворениях Н.А.Некрасова, И.А.Бунина(3,6,9,12).

Стопа. Виды стоп. Определение стихотворного размера

Характерным признаком силлабо – тонических стихов является наличие в них стоп. Стопы имеют своё название и обозначение. Основных видов стоп пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. 

    В работе над любым сочинением , связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный  размер. В поэтическом произведении важно не только содержание, но и  форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно,  само стихотворение и образует. Самое главное – это не просто определить размер, а сказать в своём сочинении о том, что этот размер вносит в стихотворение. Чтобы легко определить размер, нужно прежде всего помнить, что такое стопа. Стопа –это группа слогов, в которой один ударный слог сочетается с безударным.

                                      Двухсложные размеры:

Хорей – двухсложная стопа с ударением на первом слоге. Графически можно обозначить так:( / -) , где (/)-ударный слог, а( – )-безударный. Хорей напевен и нежен, им написаны все колыбельные и стихотворения, где есть ночной пейзаж. Ритм мягкий, завораживающий. Хорей соответствует картине спокойной, умиротворённой, как бы усталой от зноя русской природы. Ударения в хореических стихах стоят на 1,3,5,7слоге. Хорей – размер с основной тенденцией к расположению ударений в нечётном порядке.

Ямб –двухсложная стопа с ударением на втором слоге. Обозначается так: (-/). Ритм сильный, энергичный, можно сравнить с равномерно падающими ударами меча. Очень живой и распространённый. Ударение в ямбических стихах стоят на 2,4,6,8 слоге. Соизмеримость ямба – в чётности расположения ударений, ударение только на чётных слогах.

                                   Трёхсложные размеры:

Дактиль – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге. Слово произошло от греческого « палец». Сравните: в строке три слога, как три фаланги в пальце, на первом слоге стопы – ударение, как на пальце – ноготь. Ритм тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя. Схема ударения 1,4,7,10.

Амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на втором слоге. В переводе с греческого «с двух сторон краткий, окружённый». Ритм гибкий, пластичный, с разнообразными интонациями, близкими к разговорной речи. Анапест – трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге. «Обратный дактилю, отражённый, как бы перевёрнутый дактиль, палочка(пестик) наоборот».Появляется ощущение взволнованности, откровенной речи, сбивчивое дыхание. Расположение ударений в стихах, написанных анапестом:3,6,9,12. Трёхсложные размеры вмещают в себя дополнительные ударения.

                       Алгоритм определения стихотворного размера.

1 вариант:

1.Прочитать выразительно стихотворную строфу.

2.Над гласными поставить номер по порядку цифрой(1,2,3…).

3.Определяем схему расположения ударений в стихах.  Определяя размер, мы должны установить , на какие по счёту слоги  падает ударение. Помогает определению ритма и так называемая  скандовка: произнесение стиха с подчёркиванием его ритмического строя, благодаря чему выделяются слоги, которые фактически ударения не несут, но могли бы нести по характеру данного размера. Этот приём  позволяет быстрее ориентироваться в определении  размера стиха. Ритмический узор стихотворения образует не только размер, но и пропуски ударений в стопе (пиррихий), а также «лишнее» ударение – спондей. Выявляем ударные слоги, характерные для каждого размера. Пиррихий –двухсложная стопа, состоящая из двух безударных слогов( - - ). Спондей – это стопа, состоящая из двух ударных слогов(//). Самостоятельно эти стопы в русской поэзии не употребляются, они встречаются только в ямбических и хореических стихах. Наличие этих стоп нарушает схему расположения ударений в стихах.

2 вариант:

1.Прочитать выразительно стихотворную строфу.

2.Скандирование строф.

3.Ритмический рисунок строфы.

4.Заполните строфу ключевыми словами.

5.Укажите размер стиха.

                                           

Опорная схема

Ключевые слова для каждого стихотворного размера:

Холод- (хорей)      

Январь -(ямб)    

Дашенька -(дактиль)

В аптеке-(амфибрахий)

Ананас- (анапест)

Для учеников эта опорная схема удобна тем, что ключевые слова уже подсказывают название стихотворного размера.

 

Ситуация: Мальчик Саня принёс в школу ужа, чтобы попугать девочек. Девочки испугались, а потом, объединившись надрали шутнику уши.

Рифмы: Саня – в кармане

Раздался – остался

                                             Возможные варианты:

Хорей: Умудрился    в школу Саня

Принести ужа в кармане.

Страшный вопль вдруг раздался –

Чуть живой герой остался.

Ямб:    (пропеть)

Решил сегодня Саня

Таскать ужа в кармане,

Ужонка настоящего,

Красивого, блестящего,

Такой тут вопль раздался-

Едва живой остался!

Дактиль: Странный такой человек этот Саня:

Он умудрился ужонка в кармане

В класс принести. Крик истошный раздался.

Чуть наш герой без ушей не остался.

Амфибрахий: Вчера рассмешил нас до слёз этот Саня:

Ужа притащил он тихонько в кармане.

Неистовый вопль по всей школе раздался,

Чуть Санечка наш без волос не остался.

Анапест:         Приходил как-то раз в школу Саня,

Приносил он ужонка в кармане.

Тут такой вопль истошный раздался-

Чуть заикой Санёк не остался.

Вывод: Одно и то же содержание можно передать в разных стихотворных размерах.

По данному выше алгоритму (вариант 2) легко определяется размер строк, написанных в силлабо-тонической системе стихосложения.

Интересно проследить за ритмическим рисунком в стихах, написанных дольником (другое название дольника – паузник). А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»

Девушка /пела/ в церковном/ хоре        Дашенька/ холод/аптека/ холод

О всех/ усталых/ в чужом/ краю            январь/аптека/ январь/ январь

О всех/ кораблях/ ушедших/ в море      январь/ананас/аптека/холод

О всех/ забывших/ радость/ свою          январь/аптека/холод/январь

А вот ритмический рисунок  другого блоковского стихотворения. Узнаете его первую строку?

Та/та-та-та/та-та/та-та-та                     Хо/Дашенька/январь/аптека

Это известное стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Здесь мы  тоже имеем дело с дольником.

Маленькие дети, выучив свои первые в жизни стишки, читают их нараспев, скандируют(т.е. читают неправильно, «выпячивая» ударные слоги), но при этом доносят до слушателя чёткий ритм стиха:

Наша/ Таня/ громко/ плачет/                холод/ холод/ холод/холод

Уро/ нила/ в речку/ мячик/

Тише/ Тане/ чка не/ плачь                     холод/холод/холод/хо/

Не у/ тонет/ в речке/ мяч.

Двусложный размер -  стихотворный размер с ударением на первом слоге – хорей. Запомнить легко. Если в строчку несколько раз укладывается ключевое слово – любое двухсложное слово с ударением на первом слоге например – ХОЛОД – это хорей.

 Вы, конечно, поняли суть процесса, попробуем закрепить материал. Итак, нужно проскандировать (прочитать по слогам) первую и вторую строки стихотворения – если рисунок ритма неясен, каждый слог отметить одинаковым знаком (чёрточкой или перевёрнутой дугой ( __ ). Все гласные при этом учитываются как слоги.

                                 Схемы стихотворных размеров:

 

        1.                                     Хорей

                                        /

                               (  ______    ______ )       Холод

                                          1,3,5,7

                                           Ямб

         2.                                          /

                               ( ______  _______ )      Январь

        

                                          2,4,6,8

  1.          Дактиль

                                       /

                                (______ _______ ______ )     Дашенька

                                               1,4,7,10

                               

       

                                        Амфибрахий

                                                 

                                            /

  2.                    ( _____ ______ ______ )       В аптеке

                                                2,5,8

                             

                                                               Анапест

                                                                                         /

            3.                        (_______ _______ _______ )     Ананас

   

                                                   

                                                     3,6,9,12

                                   Практическая работа

               Попробуем определить стихотворный размер

    /             /        /           /                    

Буря /мгло/ю не/бо кро/ет     1,3,5,7 – хорей – ключевое слово – холод

       1       2    3   4 5  6  7   8

Сквозь волнистые туманы    1,3,5,7 – хорей - холод

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

                                                         (А.Пушкин)

1     2 3      4  5     6  7

Я знаю -  город будет,                   2, 4,6 – ямб - январь        

Я знаю -  саду цвесть,

Когда такие люди

В стране советской есть.                   (В.Маяковский)

   1     2   3   4      5   6  7  8  9

Солнце за день нагулялося,              1,3,5,7 – хорей - холод

За кудрявый лес спускается;

Лес стоит под шапкой тёмною,

В золотом огне купается.                     (И.С.Никитин)

 1  2     3   4     5    6  7  8  9  10 11

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!                 2,4,6,8 - ямб

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула,сжимаяся, кора.                    (А.А.Фет)  

   1  2  3   4   5      6    7  8   9    10

Дума за думой, волна за волной –      1,4,7,10 – дактиль - Дашенька

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли в тесном, в безбрежном ли море,          

Здесь – в заключении, там – на просторе,

тот же всё вечный прибой и отбой,

тот же всё призрак тревожно – пустой.               (Ф.И.Тютчев)

 1    2   3         4   5  6 7  8     9 10  11 12

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз,      2,5,8,11 – амфибрахий – в аптеке

Гляжу поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

                     

    1   2   3 4  5  6 7   8  9 10 11  12                  2,5,8,11 – амфибрахий.

Всё синие, серые, карие глазки

Смешались, как в поле цветы…

                                                                                (Н.Некрасов)

1      2  3  4       5  6   7   8   9   10 11 12 13

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…                    3,6,9,12 – анапест - ананас

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»                     (И.А.Бунин)

Определите стихотворный размер строф

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я помню время золотое –

И сердцу стало так тепло…                              (Ф.И.Тютчев)

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной…                              (М.Ю.Лермонтов)

Не жалею, не зову,не плачу,

Всё пройдёт,как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.                           (С.А.Есенин)

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует…                             (А.А.Ахматова)

Я тебе ничего не скажу,

я тебя не встревожу ничуть,

и о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.                          (А.Фет)

                                            Библиография

1.Сухарев А.А. Вопросы стиховедения. Тамбов, 2008.

2.Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение.  М.: Просвещение, 2008.

3.Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: просвещение, 2010.

4.Коваленко А.А. Практика современного стихосложения. М.: МГУ, 2009.

5.Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. М.: МГУ, 2009.

6. Словарь литературоведческих терминов. Знание, 2009.

7.Алексеева Т.В. Анализ поэтического текста. 2009.