Предупреждение отставания учащихся по русскому языку
статья (5, 6, 7 класс) на тему

Перова Мария Викторовна

выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preduprezhdenie_otstavaniya_uchashchihsya_perova_mariya.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение отставания учащихся по русскому языку

(выступление на региональной научно-практической конференции)

Проблема школьной неуспеваемости занимает одно из главных мест в образовательном процессе. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость учащегося – проблема комплексная, имеющая дидактический, методический, медицинский и социально-педагогический аспекты, поэтому и к ее решению нужно подходить комплексно.

Причины отставания или неуспеваемости могут быть различными:

  • социально-экономические (недостатки влияния семьи, сверстников, культурного окружения учащегося),
  • биопсихические (дефекты органов чувств, особенности высшей нервной системы, психопатологические отклонения, слабое развитие воли, эмоциональной сферы личности),
  • педагогические (недостатки учебно-воспитательного процесса обучения).

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, слабо владеет умениями анализа и обобщения. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы и общества. Школьник не осознает учение как свою обязанность, не осознает практической значимости конкретного предмета, не испытывает познавательного интереса к знаниям, его не увлекает процесс изучения предмета. Это проявляется в том, что ученика эпизодически интересуют лишь эффектные внешние стороны предъявляемого для изучения материала, он не в состоянии без помощи учителя выполнить задание, сосредоточиться на решении задачи. Для формирования постоянного интереса учителю приходится создавать временные внешние мотивы обучения и через них подойти к внутренним. Как правило, неуспевающие ученики откликаются на материал, оригинально поданный, вызывающий удивление, испытывают потребность в эмоциональном удовлетворении. Эти средства и может использовать учитель для предупреждения неуспеваемости и отставания учащихся по русскому языку.

Исследователями отечественной и зарубежной психологической школы накоплен опыт в диагностике и лечении интеллектуальных нарушений. Хотя отклонения в речевом развитии ребенка и не являются специальными для методики русского языка, тем не менее учитель-словесник должен быть осведомлен о возможных проблемах в развитии речи и мыслительной деятельности.

Расстройства развития учебных навыков, речевые нарушения могут свидетельствовать о расстройствах интеллекта ребенка. Педагогу полезно знать о высших мозговых функциях человека и их нарушениях. Ведь нередко причиной отставания и неуспеваемости ученика являются проблемы, связанные с речевыми нарушениями, обусловленными дефектами строения артикуляционного аппарата или органическим положением нервной системы. Поэтому учитель русского языка не может быть равнодушен к особенностям ребенка воспринимать и воспроизводить речевое высказывание. Учитель прислушивается к тому, как ребенок произносит отдельные звуки, звукосочетания, слова, насколько быстро и правильно в соответствии с возрастом определяет значение понятия и явление, умеет оперировать логико-грамматическими категориями.

Так, нарушения грамматического строя речи в виде пропусков предлогов, неправильное согласование и управление, неверное формообразование могут свидетельствовать о таком заболевании, как аграмматизм. К специфическим расстройствам учебных навыков относятся: дислексия и дисграфия. Дислексия – специфическое нарушение навыков чтения. Дети с таким заболеванием с трудом распознают отдельные буквы и не могут их назвать, не соотносят буквы и соответствующие звуки, не различают отдельны слова, не понимают написанное предложение, не могут определить его начало и конец. Дисграфия – специфическое нарушение навыков письменной речи и правописных навыков. В отличии от своих сверстников эти дети не способны выразить мысль письменно, потому что у них снижена аналитико-синтетическая деятельность мозга. Они допускают чрезвычайно большое количество логических, стилистических и грамматических ошибок. Постоянные зачеркивания, исправления, отсутствие точки, заглавной буквы в начале предложения. [1, с.122-128]

В связи с переходом на новые образовательные стандарты при изучении русского языка акцент делается прежде всего на его коммуникативные функции. Изучение в школе предмета «русский язык» должно развивать коммуникативную компетенцию у ученика. Она предполагает понимание следующих основополагающих моментов: овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она оказывает огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. Именно при помощи устной и письменной речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

На уроках русского языка для предупреждения отставания учащихся можно использовать такие формы работы:

  1. Словарная работа

На уроках русского языка проводится большая работа по обогащению словарного запаса учащихся: усвоение словарных слов и работа над лексическими значениями.

Чаще всего ограниченность словаря связана с элементарным незнанием детьми предметов, реалий действительности, поэтому на уроке должна проходить работа по усвоению лексического значения слова.

Например, при изучении темы «Гласные после шипящих и Ц» у учащихся возникает проблема с непониманием значений некоторых слов. На первом этапе проводится словарно-орфографическая работа по закреплению правописания слов (жокей, шинель, брошюра, бечева, жернова, шорник, шомпол), на втором этапе учащиеся знакомятся с лексическими значениями слов и выполняют следующее задание.

Задание: поместите слова (жокей, шинель, брошюра, бечева, жернова, шорник, шомпол) в подходящие по смыслу предложения:

  1. ……………….. уверенно держался на лошади.
  2. Он гордо одевает ………… и отправляется на службу.
  3. В типографии были напечатаны каталоги, журналы, …………
  4. Прочной ……….. бурлаки тянули судно.
  5. Он перемалывал пшеницу в муку с помощью……….......
  6. Дед был отличным ……………. у хозяина на дворе.
  7. Он прочистил совё оружие……………

Усвоение новых слов лучше совмещать с изучением грамматики и орфографии, так обогащение словаря школьников будет проходить естественнее, органичнее.

В работе над словарным словом учителям предлагают применять так называемую «зарядку» для школьников, которая одновременно развивает все виды памяти и помогает учащимся лучше запомнить новые слова.

Зарядка для школьников:

1.Прочитайте слово вслух, отчётливо и ясно проговаривая его по слогам.

2.Затем прочитайте слово по слогам про себя.

3. Посмотрите на него внимательно, чтобы глаза запомнили, как пишется слово.

4.Закройте глаза и мысленно напишите слово крупно и разборчиво, яркими буквами; при этом проговаривайте его по слогам. (если вы не уверены в каком-то слове, откройте глаза, рассмотрите его еще раз и снова попытайтесь мысленно написать).

5.Теперь можно писать слово в тетрадь! Соблюдайте такую последовательность: проговорите слово, запишите его и проверьте. [2, с.44]

  1. Лингвистические сказки

При изучении нового материала учащиеся с удовольствием слушают авторские лингвистические сказки (задачи). Волшебные сюжеты, живые картинки помогают им в овладении абстрактным непростым языковым материалом. Лингвистическая сказка помогает освоить абстрактное грамматическое явление, увидеть новое, неизвестное. Учитель обязательно сформулирует проблемный вопрос для организации обсуждения, для создания условий развития речи и активного включения учащихся в осмысление грамматического факта. В 7 классе при изучении темы «Понятие о причастии» можно использовать такую лингвистическую сказку.

Задание: Какие части речи соединяет в себе Причастие?

Какие признаки Глагола и Прилагательного соединило в себе Причастие?

«Вот – Король по имени Глагол, он имеет настоящее, прошедшее и будущее время, любит отвечать на вопросы что делать? что сделать?, но может и вскричать во гневе: «Что мы делаем?!». Еще бы – он глава королевской семьи.

А вот Королева по имени Прилагательное, вечно глядит в зеркало с вопросом «какая я?». В вот их дети – их сыновья и дочери, Принцы и Принцессы, в которых проступают черты родителей: то уши отца и глаза матери, то губы отца и нос матери…. Так же и в Причастиях – проступают свойства Глагола и прилагательного, то ярче, то слабее, да и сами Причастия, как дети одной семьи, не всегда меж собой схожи по поведению и характеру…»

 

                                                                Причастие

Прилагательное

Род

Число

Падеж

Синтаксическая роль

Признак по действию

Время

Вид

Возвратность

Глагол

Проведи стрелочки от родителей Причастия к тем признакам, которые они по наследству передали своему чаду.

Укажите эти признаки у причастия  летящий. [4, с.38]

  1. Дидактические игры

Дидактическая игра - способ активизации речемыслительных умений школьников. На уроке русского языка можно использовать различные задания с целью воспитания интереса к предмету, развития познавательных способностей, умения анализировать и выбирать. Игра служит средством повторения и обобщения сведений о конкретном языковом явлении. Можно использовать такие формы, как кроссворд, загадки с объяснением орфограмм, ребусы.

Например, ребусы с дальнейшим фонетическим разбором отгаданного слова. В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. Фонетический разбор проводится с целью развития речевых навыков.

      перемена                                             запятая                               вода 

  1. Межпредметные связи

Для учителей словесников главная из межпредметных связей – связь русского языка и литературы, та глубинная связь, когда знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка.

При изучении темы «Обращение», а также для ее закрепления можно использовать отрывки из художественных произведений.

Задание: прочитайте и найдите обращения. Подчеркните их и начертите схемы. Назовите автора и произведения, из которых взяты отрывки.

      Мороз и солнце!

День чудесный.

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись.

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

На этапе дачи домашнего задания можно использовать такое задание: найти и выписать предложения с обращениями из других сказок А.С. Пушкина.

  1. Скороговорки 

Скороговорки способствуют формированию и развитию правильной чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость. Работа со скороговорками носит характер усвоения содержания и правильного произнесения отдельных звуков или их сочетаний. Скороговорки можно использовать как на начальных этапах урока (речевая разминка с целью повторения материала), так и на закреплении (развитие речи).

Задание:

Саша шустро сушит сушку, Саша высушил штук шесть. И спешат к нему старушки сушек Сашкиных поесть.

Алгоритм работы со скороговоркой:

  1. Медленно прочитай вслух и четко проговори скороговорку.
  2. Произнеси скороговорку про себя.
  3. Проговори в разном темпе с разной интонацией.
  4. Найди и выпиши однокоренные слова в скороговорке.

6. Конструирование

Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений и словосочетаний, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Для конструирования словосочетаний и предложений на уроках русского языка можно использовать такие творческие задания.

Задание: составьте словосочетания, соединив слова, подходящие по смыслу.

туман

белизна

дуновение

тишина

одеяние

нетронутый

жемчужный

пышный

легкий

                     волшебный    [3, с.59]

Задание: запишите предложения, используя подходящие по смыслу слова в скобках.

Лес словно терем (деревянный, расписной, сказочный). Он полон (тайн, загадок, чудес). Каждое его дерево (шумит, шепчет) листвой. Тихо шепчутся между собой (огромные, величественные) дубы и (нарядные, стройные, белоствольные) березки. Будь не только приветливым гостем в лесу, но и (заботливым, добрым) другом. И тогда лес протянет тебе свои (густые, большие, зеленые) ветки, как сотни рук и тысячи ладошек. И ты увидишь в нем много чудес.

Таким образом, работа по предупреждению неуспеваемости школьников на уроках русского языка должна идти по двум направлениям: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников, с другой – умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к предмету, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению трудностей.

Список литературы:

  1. Гац И.Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях: учеб. Пособие для студентов педагогических вузов/ И.Ю. Гац. – М.: Дрофа, 2007. – с.122-128.

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Память и грамотность// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1991. - №3. – с.40-44.

  1. Метликина Л.С. Методическое пособие по практике по русскому языку. – Коломна: Колом.гос.пед.инст., 2007. – с.59.

  1. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 7 классе, 1-е полугодие: Универс. Рабочая тетрадь с богатым и теорет., а также практ. Материалом, подгот. Для детей и их родителей, для преподавателей-словесников…: В 2 тетр. Тетр.1. – Калининград: редкая книга, 1996. – с.38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Научно - исследовательская деятельность учащихся по русскому языку"

Пояснительная записка, цели, задачи, основное содержание курса...

Реферат по теме "Мониторинг обученности учащихся по русскому языку"

В реферате рассмотрены виды проверки знаний учащихся по русскому языку, ее функции, способы фиксации результатов опроса....

Работа с отстающими учащимися по русскому языку и предупреждение неуспеваемости

В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся....

Контроль знаний учащихся по русскому языку

Контроль устной и письменной речи  по русскому языку в 5 - 11 классах...

Совершенствование коммуникативных способностей учащихся по русскому языку с целью предупреждения и устранения языковых ошибок.

Хочу поделиться опытом по данной теме. Может быть, другим учителям мой опыт пригодится в работе. http://yadi.sk/d/9KvYlr2nG2bBW...

Предупреждение неуспешности на уроках русского языка и литературы.

В статье рассматриваются вопросы предупреждения неуспешности обучающихся на уроках русского языка и литературы....

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...