Традиционные и инновационные подходы к анализу современного урока
методическая разработка по теме
Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. А поэтому для понимания и осознания происходящего на уроке существует такой вид деятельности, как анализ урока. Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Традиционные и инновационные подходы к анализу современного урока
выполнил учитель истории и обществознания «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Бережная Наталья Алексеевна
2013
Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. А поэтому для понимания и осознания происходящего на уроке существует такой вид деятельности, как анализ урока. Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Традиционно выделяют следующие виды анализа уроков:
Полный анализ урока - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
Структурный анализ урока - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.
Аспектный анализ урока - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Краткий анализ урока (оценочный) - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
Дидактический анализ урока - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.).
Психологический анализ урока - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Этапы урока | Традиционный урок | Урок современного типа | |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют («открывают») сами учащиеся | |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Обучающиеся должны участвовать в целеполагании, формулировать личностный смысл урока. | |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий | |
Изучение нового учебного материала | «Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета | Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося». Основной единицей содержания становится проблемная ситуация . | |
Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат») Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося | Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения | ||
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач | Учитель создает условия для продуктивного применения знаний. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество) | |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учитель должен осмысленно разработать содержательные критерии для измерения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и заранее предложить их учащимся Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (наивысший уровень сформированности) | |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию (наивысший уровень сформированности) | |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учитель ставит перед учащимися задачу оценивания свой деятельности. | |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
| Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи | |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Новые критерии эффективности урока требуют изменений в его анализе.
Анализ современного урока
№ | Параметры анализа | Урок: содержание и выводы |
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1 | ФИО учителя | |
2 | Дата посещения урока | |
3 | Предмет | |
4 | Класс | |
5 | Учащихся по списку | |
6 | Учащихся по факту | |
7 | Цель посещения урока | |
8 | Своевременность явки учителя на урок. | |
9 | Готовность учителя к началу урока. | |
10 | Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. | |
11 | Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика | |
12 | Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение | |
13 | Наличие технологической карты урока. | |
14 | Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию | |
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) | ||
1 | Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. | |
2 | Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. | |
3 | Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса. | |
4 | Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД. | |
5 | Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы. | |
6 | Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок. | |
7 | Организация проверки домашнего задания: – полнота и глубина проверки; – методика повторения, дифференциация заданий; – охват учащихся проверкой, занятость класса; – объективность оценки, аргументация отметки. | |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ | ||
1 | Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. | |
2 | Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. | |
3 | Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска | |
4 | Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. | |
5 | Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся | |
6 | Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. | |
7 | Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе. | |
8 | Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся | |
9 | Выполнение санитарных норм: - Предупреждение утомления и переутомления. - Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). - Своевременное и качественное проведение физминуток. - Соблюдение правильнойрабочей позы. | |
10 | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. | |
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ | ||
1 | Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов | |
2 | Групповые формы деятельности учащихся | |
3 | Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности | |
4 | Использование установок в форме убеждения, внушения | |
5 | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых | |
6 | Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся | |
7 | Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы | |
8 | Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) | |
9 | Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д | |
10 | Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения | |
11 | Включение в содержание урока упражнений творческого характера | |
12 | Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная | |
13 | Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; – дифференцированность задания. - своевременность окончания урока. | |
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА | ||
1 | Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. | |
2 | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | |
3 | Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) | |
4 | Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда | |
5 | Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения | |
6 | Соблюдение единого орфографического режима | |
7 | Обеспечение активного учения каждого школьника | |
8 | Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. | |
9 | Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины | |
10 | Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства | |
11 | Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) | |
12 | Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). |
Памятка самоанализа урока.
- Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся. Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Какова его форма?
- Какие задачи решались на уроке?
- Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
- Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам знаний.
- Воспитание интереса к предмету.
- Как осуществлялся контроль за усвоением ЗУН?
- Характер, объем и дифференцированность домашнего задания.
9. Владение учащимися общеучебными умениями навыками.
10.Удовлетворенность учащихся.
11. Соблюдение здоровьесберегающих требований к уроку.
Совершенствование педагогического мастерства невозможно без грамотно построенного педагогического анализа урока. Анализ урока позволяет оценить сильные и слабые стороны учителя, определить нереализуемые им резервы учащихся и свои собственные, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды анализа уроков: Полный анализ урока Структурный анализ урока Аспектный анализ урока Краткий анализ урока Дидактический анализ урока Психологический анализ Комплексный анализ уроков
Объявление темы урока Традиционный урок Учитель сообщает учащимся Урок современного типа Формулируют («открывают») сами учащиеся
Сообщение целей и задач Традиционный урок Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Урок современного типа Обучающиеся должны участвовать в целеполагании, формулировать личностный смысл урока
Планирование Традиционный урок Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Урок современного типа Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий
Изучение нового учебного материала Традиционный урок «Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат») Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося Урок современного типа Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося». Основной единицей содержания становится проблемная ситуация . Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения
Практическая деятельность учащихся Традиционный урок Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач. Урок современного типа Учитель создает условия для продуктивного применения знаний. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество) Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения
Осуществление контроля Традиционный урок Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы . Урок современного типа Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль
Осуществление коррекции Традиционный урок Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Урок современного типа Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию
Оценивание учащихся Традиционный урок Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Урок современного типа Учитель ставит перед учащимися задачу оценивания свой деятельности.
Итог урока Традиционный урок Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Урок современного типа Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи
Домашнее задание Традиционный урок Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Урок современного типа Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Анализ современного урока ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные и инновационные подходы в преподавании физики.
Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только «основная форма организации учебного процесса». Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ...
Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению
Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика....
«Наше Школьное телевидение» (НШТ). Традиционные и инновационные подходы (из опыта работы) МАОУ «Лицей № 2» г. Балаково Саратовская обл.
Данный матерал вошел в сборник тезисов Второй всероссийской конференции "Методика организации теле-, видео-, медиацентров в образовательных учреждениях"....
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Представленные технологии построения уроков находятся в постоянном совершенствовании. Творчески переосмысливая уже имеющиеся образовательные технологии, педагогическое сообщество выстраивает новые тип...
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ...
Анализ современного урока с позиции системно-деятельностного подхода
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа уроков, построенные на разных основаниях. По определению С. Кульневич «анализ – логический прием познания, представляющи...