Профориентационная программа для воспитанников 6-9 классов ГБУ "Елабужский детский дом" на 2017-2018 уч.год
рабочая программа (8 класс) на тему
Перспективное планирование на 2017-2018 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnaya_programma_na_2017g.-2018g.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Традиционно, профессиональное самоопределение воспитанников в детском доме сводится к профориентационной работе, которая, в свою очередь, знакомит детей с направлениями подготовки и специальностями начального и среднего профессионального образования в Республике Татарстан. Опыт работы показывает, что дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, значительно отличаются от сверстников, воспитывающихся в семьях. Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или иной роли. Главная цель работы по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома заключается в постепенном формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Профессиональное самоопределение – важная часть социализации воспитанников детского дома. В то же время, для успешной жизнедеятельности в обществе и душевной гармонии воспитанникам необходимо помочь определиться с системой жизненных ценностей, найти смысл жизни и любимое дело, которое затем станет профессией. Когда ежедневная работа является не только средством зарабатывания денег, но и любимым делом, хобби, а не скучной обязанностью, которую заставляешь себя выполнять, то результаты трудовой деятельности гораздо интенсивней и качественней. Человек практически не испытывает стрессов, удовлетворен жизнью, и в конечном счете приносит гораздо больше пользы своей семье и обществу.
Поэтому главная задача детского дома – осуществление помощи воспитанникам в профессиональном самоопределении, осознанном выборе желаемой профессии. Профориентационная работа в детском доме рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению выпускников исходя из их личных особенностей, которая направлена на воспитание и обучение выпускника, способного освоить специальность в учреждении начального или среднего профессионального образования.
Цель программы – осуществление помощи воспитанникам детского дома в определении осознанного выбора желаемой профессии.
Задачи программы:
- научить воспитанников выделению своих целей;
- помочь воспитанникам самоопределиться в выборе желаемой профессии;
- помочь воспитанникам сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
- помочь осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
- помочь определить пути саморазвития.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27.09.1996г. №1;
- Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ.
Участники программы:
- воспитанники;
- воспитатели;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- администрация ГБУ “Елабужский детский дом”,
- учреждения и сотрудники, содействующие профессиональному воспитанию.
Срок реализации программы :
01.09.2017г. - 15.08.2018г.
Формы работы по реализации программы:
- индивидуальные беседы по профессиональной ориентации;
- тестирования и анкетирование;
- ознакомление с той или иной профессией путём проведения индивидуальных и коллективных бесед, консультаций, посещение специализированных музеев и производственных объектов;
- экскурсии в ПУ;
- беседы с сотрудниками детского дома, работающими по близким для воспитанников специальностям: водитель, повар и другие;
- проведение профессиональных проб;
- общественно – полезный труд;
- труд по самообслуживанию;
- занятия в кружках;
- декоративно – прикладное искусство;
- участие в конкурсах, мероприятиях;
- просмотр презентаций, видеоматериала о профессиональных учебных заведениях;
- участие в выставках-продажах.
Информационно-просветительская работа по профориентации в беседах осуществляется воспитателями, социальным педагогом, директором, завучем, педагогом-психологом. Занятия проходят в различных формах (информационные беседы, дискуссии, семинары, коллективные творческие дела, профориентационные игры, анкетирование, тестирование, встречи с работниками различных профессий) по усмотрению педагога. Педагог-психолог реализует работу по профессиональной ориентации выпускников в рамках сопровождения психолого-педагогического процесса, направленного на коррекцию школьной дезадаптации и социализации подростков.
Этапы реализации программы:
I этап: подготовительный – 01.09.2017г. – 01.01.2018г.
Цель: актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей воспитанников в профессиональном самоопределении.
Задачи:
- расширение кругозора воспитанников в профориентационной сфере;
- выходы на ознакомительные экскурсии в учреждения города;
- знакомство с профессиональными учебными заведениями Республики Татарстан;
- вовлечение воспитанников в групповую творческую деятельность;
- формирование потребности воспитанников в профессиональном самоопределении.
2 этап: основной – 01.01.2018г. – 25.05.2018г.
Цель: профессиональное самоопределение выпускников 9 классов.
Задачи:
- выезжать на предприятия города для участия в профессиональных пробах;
- принимать участие в экскурсиях в ПУ, на промышленные предприятия;
- обогащать содержание профпросвещения;
- ознакомить с льготами, правами и обязанностями, предусмотренными для детей-сирот в учебных заведениях;
- проводить встречи с представителями различных профессий на базе детского дома;
- оказывать помощь в осуществлении профессионального самоопределения выпускников.
3 этап: аналитический – 25.05.2018г. – 15.08.2018г.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- обобщить результаты работы коллектива детского дома;
- провести коррекционную работу по сложностям, возникавшим в период реализации программы;
- планирование перспективного плана работы на 2018-2019 учебный год.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
- создание условий для успешной самореализации детей-сирот;
- создание благоприятной среды для детей-сирот в достижении профессионального успеха;
- повышение мотивации детей-сирот к учебной деятельности;
- расширение кругозора детей-сирот в профориентационной сфере;
- создание условий для успешной социальной адаптации детей-сирот в новых социальных условиях;
- увеличение числа детей-сирот, зачисленных в профессиональные учебные заведения.
Программа проектных мероприятий:
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
Организационная работа в детском доме | |||
1 | Оформление стенда по профориентации | Сентябрь 2017г. | Социальный педагог |
2 | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения, выпускников 9 класса) | Сентябрь 2017г. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог |
3 | Обеспечение детского дома документацией и методическими материалами по профориентации | октябрь | Директор |
4 | Организация работы предметных кружков на базе детского дома
| Октябрь-ноябрь | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
5 | Вовлечение воспитанников в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами | В течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, воспитатели, социальный педагог |
6 | Осуществление взаимодействия с Центром занятости города | В течение года | Директор, социальный педагог |
7 | Обновление стенда по профориентации | В течение года | Социальный педагог |
8 | Разработка рекомендации по планированию профориентацнонной работы с разновозрастными воспитанниками | По мере поступления детей | Педагог-психолог |
9 | Организация для педагогов профконсультации по изучению личности воспитанника | В течение года | Педагог-психолог |
10 | Организация совместной работы с социальным педагогом и педагогом-психологом СОШ №2 г.Елабуги | Ноябрь | Социальный педагог |
11 | Осуществление взаимодействия с психологическим центром «Шанс» г.Елабуги | Декабрь, май | Педагог-психолог |
Работа с воспитанниками | |||
1 | Беседа на тему: «Моя будущая профессия» | 1 неделя сентября | Воспитатели, социальный педагог |
2 | Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности | 2 неделя сентября | Педагог-психолог |
3 | Просмотр видеоматериала по профориентации | 3 неделя сентября | Воспитатели, социальный педагог |
4 | Осуществление индивидуальных консультаций воспитанников 9 класса | 4 неделя сентября | Социальный педагог |
5 | Проведение конкурса рисунков профориентационной направленности | 1 неделя октября | Воспитатели |
6 | Организация и проведение профессиональных проб по теме «Я - повар» | 2 неделя октября | Воспитатели, повар |
7 | Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) | 2 неделя октября | Воспитатели |
8 | Организация и проведение диспута «Моя будущая профессия. Запросы общества» | 3 неделя октября | Воспитатели, социальный педагог |
9 | Посещение кружка кройки и шитья «Умелые ручки» | 4неделя октября | Швея |
10 | Организация и проведение встречи с представителем профессии «Водитель» | 1неделя ноября | Социальный педагог |
11 | Организация и проведение встречи с представителем профессии «Повар» | 2неделя ноября | Социальный педагог |
12 | Организация и проведение встречи с представителем профессии «Врач» | 3неделя ноября | Социальный педагог |
13 | Организация и проведение встречи с представителем профессии «Ветеринар» | 4неделя ноября | Социальный педагог |
14 | Организация встречи со специалистами городского Центра занятости | 1неделя декабря | Директор, социальный педагог |
15 | Беседа на тему: «Современные профессии на рынке труда» | 2неделя декабря | Директор |
16 | Организация и проведение индивидуальных консультативных бесед выпускников с зам. директора по УВР | 3неделя декабря | Социальный педагог, зам.директора по УВР |
17 | Изучение читательских интересов воспитанников, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение | 4неделя декабря | Воспитатели, социальный педагог |
18 | Обеспечение участия воспитанников в работе по уборке территории детского дома от снега | 1неделя января | Воспитатели, зам.директора по АХЧ |
19 | Организация общественно-полезного труда воспитанников, как проба сил для выбора будущей профессии | 2неделя января | Воспитатели, зам.директора по АХЧ |
20 | Участие воспитанников в театрализованном представлении (тема по выбору воспитателей) | 3 неделя января | Воспитатели |
21 | Презентация на тему: «Мензелинский сельскохозяйственный техникум» | 4 неделя января | Социальный педагог |
22 | Просмотр видеоматериала на тему: «Набережночелнинский политехнический колледж» | 1неделя февраля | Социальный педагог |
23 | Просмотр видеофильма на тему: «Лубянский лесохозяйственный колледж» | 2неделя февраля | Социальный педагог |
24 | Презентация на тему: «Казанский строительный колледж» | 3неделя февраля | Социальный педагог |
25 | Презентация на тему: «Казанский политехнический колледж» | 4неделя февраля | Социальный педагог |
26 | Организация выезда воспитанников в ОАО «Форд Соллерс» г.Елабуга на экскурсию | 1 неделя марта | Директор, социальный педагог, воспитатели |
27 | Беседа - презентация на тему «Технические профессии» | 2 неделя марта | Социальный педагог, воспитатели |
28 | Организация и проведение проф.часа с плотником детского дома; изготовление скворечников | 3 неделя марта | Плотник, социальный педагог |
29 | Организация посещения дня открытых дверей в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» | 4 неделя марта | Директор, социальный педагог |
30 | Организация и проведение встречи воспитанников с сотрудником отдела опеки и попечительства г.Елабуги | 1 неделя апреля | Директор, социальный педагог |
31 | Организация выезда воспитанников в ОАО «КАСТАМОНУ» г.Елабуга на экскурсию | 2 неделя апреля | Директор, социальный педагог |
32 | Организация профориентационного тестирования выпускников в психологическом центре «Шанс» г.Елабуги | 3 неделя апреля | Педагог-психолог |
33 | Организация и проведение индивидуальных консультативных бесед выпускников с педагогом-психологом | 4 неделя апреля | Педагог-психолог |
34 | Организация выставки-продажи изделий, изготовленных воспитанниками в учреждениях города Елабуги | 1 неделя мая | Директор, социальный педагог |
35 | Организация посещений исторических музеев г.Елабуги | 2 неделя мая | Зам.директора по УВР, воспитатели |
36 | Организация выезда воспитанников в ОАО «Прикамнефть» г.Елабуга на экскурсию | 3 неделя мая | Директор, социальный педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 7-11 классы, УМК Босова, Поляков, 2017-2018 уч.год
Рабочая программа по информатике 7-11 классы, УМК Босова, Поляков, 2017-2018 уч.год...
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 7 класс, базовый уровень на 2017 – 2018 учебный год Макарычев Ю. Н. Атанасян K. C.
Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12...
Рабочая программа по немецкому языку 7 класс (6 год обучения) 2017 - 2018
Рабочая программа по немецкому языку 7 класс составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....
Профориентационное занятие с воспитанниками 8-9 классов
Профориентация, расширение кругозора воспитанников, самоопределение в выборе учебного заведения....
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение). 9 класс (105 часов) на 2017-2018 уч. год
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других....
Рабочая программа по литературе (расширенное изучение). 9 класс (105 часов) на 2017-2018 уч. год
Раточая программа по литературе разработана на основе программы под редакцией В.Я.Коровиной....
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение). 6 класс (210 часов) на 2017-2018 уч. год
Рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова,Л.А.Тростенцовой и других...