Рабочая программа по физической культуре в специальной медицинской группе
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Организация работы с детьми, отнесенными по состоянию здоровья,
к специальной медицинской группе
Нужно, чтобы к физическим упражнениям
приобщался каждый человек.
Без этого немыслимы никакие разговоры
о здоровом образе жизни.
Н.М. Амосов (хирург-кардиолог,
русский писатель)
В целях укрепления здоровья детей и подростков, улучшения физического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, формирования интереса к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой, пропаганды здорового образа жизни в нашей школе организованы занятия специальной медицинской группы.
В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Программный материал подбирается не по биологическому возрасту, а исключительно на основании уровня физического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_smg_gotovyy.docx | 80.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация работы с детьми, отнесенными по состоянию здоровья,
к специальной медицинской группе
Нужно, чтобы к физическим упражнениям
приобщался каждый человек.
Без этого немыслимы никакие разговоры
о здоровом образе жизни.
Н.М. Амосов (хирург-кардиолог,
русский писатель)
В целях укрепления здоровья детей и подростков, улучшения физического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, формирования интереса к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой, пропаганды здорового образа жизни в нашей школе организованы занятия специальной медицинской группы.
В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Программный материал подбирается не по биологическому возрасту, а исключительно на основании уровня физического здоровья.
В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом» учащиеся, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года у врачей, обслуживающих учебные заведения.
На основании полученных данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности учащиеся распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной медицинской группе относятся школьники без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при хорошем физическом развитии. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в полном объёме учебной программы. В зависимости от состояния здоровья, морфологических и функциональных особенностей учащихся им рекомендуются занятия определённым видом спорта.
К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Временно пополняют эту группу дети, перенесшие заболевания. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в соответствии с учебной программой, но при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований. При улучшении состояния здоровья, физического развития и повышения функциональных возможностей представители этой группы после медицинского осмотра переводятся в основную медицинскую группу.
К специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся по специальным учебным программам. Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного медицинского обследования.
При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующего годов обучения – в сентябре, декабре и апреле.
Имеется расписание занятий СМГ. Инструктаж по ТБ проводится со всеми обучающимися, где присутствует класс в полном составе, после чего все обучающиеся расписываются в журнале инструктажа по ТБ. В соответствии с письмом Министерства образования 31.10.2003г. № 13-51-263/13 об оценивании обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, эти дети также оцениваются, и оценка выставляется в основной журнал.
Учебные занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания. Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке..
В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесённых к СМГ, рекомендуется разделять на подгруппы – «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.
Подгруппа «А» - школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.
Подгруппа «Б» - школьники, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень миопии с изменением глазного дна и др.).
В подгруппе «А» физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объему, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120-130 уд/мин. в начале четверти, постепенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и ЧСС до 140-150 уд/мин. к концу четверти.
В условиях аэробного дыхания двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд/мин. являются оптимальными для кардиореспираторной системы и дают хороший тренировочный эффект.
В подгруппе «Б» двигательные режимы выполняются при ЧСС не более 120 уд/мин. в течение всего учебного года, т.к., по данным физиологов, при такой ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объёма), улучшается внешнее и тканевое дыхание.
В школе, наряду с такими заболеваниями, как заболевания пищеварительной системы, нарушение осанки, миопия и др. обучаются дети с бронхиальной астмой, которые занимаются в специальной медицинской группе и требуют особого внимания при составлении учебного материала и дозировании физической нагрузки. Для них дополнительно составлены методические рекомендации по овладению физкультурно-оздоровительной программы.
Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся школы по физической культуре.
Рабочая программа составлена на основе учебной программы:
Физическая культура 1 – 11 классы: Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2004.
-На основании Приказа МОиНРБ от 26.08.2013 №1646/1 "О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Республики Бурятии на 2014/2015 учебный год"
Программа рассчитана на 2 часа в недел, на 50 часов.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Целью физического воспитания обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А» (СМГ «А»), является оздоровление, содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- формирование правильной осанки и её коррекция;
- обучение рациональному дыханию;
- освоение основных двигательных умений и навыков, необходимых для преодоления скованности движений при определенных заболеваниях;
- воспитание морально-волевых качеств.
- совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;
- повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры;
- создание условий для вовлечения учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой жизни школы.
Основные принципы реализации программы:
•направленности на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
• вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион);
•дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
•достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
- Предметные результаты – уровень освоения воспитанниками базовых понятий о физической культуре, спорте, здоровом образе жизни.
-Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
тестирования.
- Метапредметные результаты – овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования спортивно-оздоровительной деятельности, укрепление здоровья.
-Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
-занятия-конкурсы на повторение практических умений,
-занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
-самопрезентация (игровые упражнения, гимнастика),
-участие в спортивном празднике.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
-результативность деятельности ребенка,
-активность,
-аккуратность,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
- Личностные результаты – готовность и способность воспитанников к саморазвитию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность российской, гражданской идентичности.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
-простое наблюдение,
-проведение игр,
-анкетирование,
-психолого-диагностические методики.
- Национально – региональный компонент на уроках физкультуры
-Национальные республики и округа Российской Федерации в своих концепциях образования предусматривают обучение и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа. Сегодня, очевидно, что формирование школы ХХI века невозможно без глубокого изучения и использования национально-регионального компонента в системе образования и воспитания. Включение национально-регионального компонента в программы учебных предметов для средних и старших классов применительно к нашему округу предполагает использование на уроках физической культуры традиционного двигательного материала бурят и эвенков , что играет существенную роль в нравственном, интеллектуальном, патриотическом, эстетическом становлении подрастающего поколения. Можно смело сказать, что физкультурное образование школьников в новой ситуации получает возможность возрождения и развития подлинно народных традиций на основе их внедрения в систему физического воспитания.
-Изучение национальных видов спорта направлено на достижение следующих целей:
знакомство с историей возникновения национальных видов спорта в России;
изучение традиций и обычаев бурят и эвенков;
освоение способов развития основных физических качеств, необходимых многоборцу (силы, выносливости, быстроты, координации);
повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей своего организма;
применение правил соревнований по НВС ;
овладение умениями изготавливать, ремонтировать спортивный инвентарь (плести тынзей,).
Задачи
1.Дать базовые знания по разделу национальные виды спорта.
2.Способствовать формированию интереса к культуре народов (бурят и эвенков).
3.Закрепление потребности к регулярным занятиям в избранном виде спорта.
Структура и содержание
Рабочая программа включает в себя четыре раздела:
1. «Основы знаний о физической культуре» - включает в себя знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); технику выполнения определенных двигательных действий, значение физических упражнений на функциональные возможности организма, вопросы судейства.
2. «Способы деятельности» в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности.
3. «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает: комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики; изучение двигательных действий при прохождении отдельных разделов учебной программы (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, подвижные и спортивные игры); упражнения на развитие основных физических качеств, освоение комплексов упражнений по лечебной физической культуре, направленных на конкретное заболевание; изучение комплексов утренней гимнастики.
4. «Требования к качеству освоения программного материала» включает в себя проверку подготовленности учащихся по основным позициям программы. Комплексы упражнений из ЛФК разрабатываются в соответствии с рекомендациями врача и методиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Содержание программы
Основы знаний о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека.
Возникновение физической культуры у древних людей, связь физической подготовки с трудовой деятельностью.
Жизненно важные способы передвижения человека: сходство и различия.
Режим дня и личная гигиена.
Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры.
Правила контроля за физическим состоянием во время выполнения физических нагрузок (измерение пульса, наблюдение за состоянием цвета кожи, за частотой дыхания).
Правила проведения и судейства игр.
Способы деятельности:
Оздоровительные занятия в режиме дня: проведение утренней зарядки, физкультминуток, дыхательной гимнастики, подвижных игр на динамических переменах, комплексов упражнений для формирования правильной осанки, профилактики нарушения зрения, профилактика плоскостопия. Физическое совершенствование Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с различным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые сидя, стоя на месте и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц. Упражнения с мелким спортивным инвентарем (малые мячи, гимнастические палки, скакалки, гантели
Ходьба: с изменением скорости и направлением передвижения; левым и правым боком; спиной вперед; на носках и пятках; парах и тройках, используя разные исходные положения (полуприседе; «гусиным шагом»), без препятствий и через препятствия.
Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой и упражнениями на дыхание, с изменением направления передвижения, змейкой.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; выполнение команд «Смирно!», «Вольно!», «Равняйся!», «Налево!», «Направо!», «Шагом марш!», «На месте!», «Стой!»; повороты налево и направо, стоя на месте; построение в шеренгу, колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Акробатические упражнения: упоры (присев; согнувшись; лежа на возвышенности; сзади; на локтях); седы (ноги вместе и врозь; на пятках; углом); группировка в положении лежа на спине; раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад в группировке (с помощью); перекаты из упора присев нанад и боком. Прикладно-гимнастические упражнения: передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, одноименным и разноименным способом; передвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-пластунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по напольному бревну и наклонной гимнастической скамейке; лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); имитационные упражнения (подражание передвижению животных). Упражнения с гимнастическими снарядами.
Легкая атлетика: бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускорением. Прыжки на месте с поворотами вправо и влево, с продвижением вперед и назад, в длину и высоту с места; спрыгивание с горки матов, с мягким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди, малого мяча в вертикальную цель с расстояния 6 м. Бег с равномерной скоростью по дистанции; метание малого мяча на точность и дальность стоя на месте.
Лыжные гонки: организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; связка лыж и их переноска на плече и под рукой; подготовка к передвижению на лыжах (расчехление лыж и их закрепление на ноге). Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременным двухшажным ходом; повороты при спуске способом «полуелочка»; торможение способом «полуплуг».
Подвижные игры: на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись-разойдись», «Смена мест»); игры («У медведя во бору », « Раки », « Тройка », « Бой петухов », « Совушка », «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»); на материале легкой атлетики — эстафеты; игры («Не оступись», «Горелки», «Рыбки», «Пингвины с мячом», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»); на материале лыжной подготовки («Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире»); на материале спортивных игр: футбол — удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу (с места, с одного-двух шагов), по мячу, катящемуся навстречу и после ведения; подвижные игры типа «Точная передача»; баскетбол — ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы); подвижные игры («Брось-поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки»). Элементы спортивных игр. Спортивные игры волейбол, баскетбол, футбол.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специальных медицинских групп должны иметь представления:
- о технике безопасности при выполнении упражнений;
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
- о способах изменения направления и скорости передвижения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
- о правилах поведения на занятиях физической культурой;
- о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий;
- о технике выполнения физических упражнений;
- о значении упражнения на развитие двигательных качеств;
- о правилах судейства спортивных и подвижных игр;
- о правилах самоконтроля за состоянием организма при выполнении физической нагрузки.
Уметь:
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражнений;
• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств
• гибкость — наклон вперед из положения сидя (касание руками носков ног);
• быстрота —пробегание небольших отрезков из различных исходных положений;
• выносливость — ходьба в течение одной минуты (м) или бег в медленном темпе (м);
• сила — прыжок в длину с места (техника выполнения);
• координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны (м).
Учебный план
№ п/п | Раздел учебной программы | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Основы знаний | В процессе уроков | Тестирование |
2. | Легкая атлетика | 8 | Техника выполнения |
3. | Подвижные игры и спортивные игры | 18 | Правила игры, судейство |
4. | Гимнастика | 14 | Техника выполнения |
5. | Лыжная подготовка | 10 | Техника выполнения |
6. | Развитие двигательных способностей | В процессе уроков | |
Итого | 50 |
Учебно-тематический план занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
№№ п.п. | Содержание | Кол-во часов по теме |
1-2 | Гимнастика. Техника безопасности на занятиях, теоретические сведения. Коррекционная гимнастика на осанку. Упоры, перекаты вперед, назад, группировка. Подсчет ЧСС. | 2 |
3-4 | Коррекционная гимнастика на плоскостопие. Строевые упражнения, построение из одной шеренги в две, из колоны по одному в колону по два. Упражнения, лёжа на спине на развитие физических качеств. Ходьба на носках. Подсчет ЧСС | 2 |
5-6 | Коррекционная гимнастика на осанку. Совершенствование изученных строевых упражнений. Упражнения с гимнастическими палками. Висы, упоры, перекаты и кувырки. Подвижные игры. Подсчет ЧСС | 2 |
7-8 | Коррекционная гимнастика на осанку. Упражнения с набивными мячами, весом 1 кг, лазания и перелезания у гимнастической стенки. Подвижные игры. Подсчет ЧСС | 2 |
9-10 | Коррекционная гимнастика на укрепление мышц спины и брюшного пресса. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке. Подвижные игры. Подсчет ЧСС | 2 |
11-12 | Коррекционная гимнастика с обручами. Упражнения с мячами, с гимнастическими предметами. Подвижные игры. | 2 |
13-14 | Коррекционная гимнастика на плоскостопие. Упражнения на гимнастической скамейке (лазание по наклонной скамейке), на шведской стенке, шведской стенке. Комплекс упражнений на дыхание. Подвижные игры. Контроль пульса. Подсчет ЧСС | 2 |
15-16 | Подвижные и спортивные игры. Техника безопасности. Коррекционная гимнастика. С малыми мячами. Ведение мяча(резинового и баскетбольного. Броски мяча в кольцо. Игры «Перестрелка» и «Попади в цель». Подсчет ЧСС | 2 |
17-18 | Коррекционная гимнастика с резиновыми мячами. Бег в сочетании с ходьбой. Упражнения с набивными мячами. Передача мяча в парах. Подвижные игры. Подсчет ЧСС | 2 |
19-20 | Коррекционная гимнастика на осанку. Игра «Попади в цель». Подвижные игры. Развитие ловкости и координации Подсчет ЧСС. | 2 |
21-22 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с баскетбольными мячами ( прокат, передача, броски, ведение). Подвижные игры. Подсчет ЧСС | 2 |
23-24 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с волейбольными мячами (ведение над собой, передача в парах, перекаты, броски в стену). Подвижные игры «Перестрелка», «Попади в цель», «Салки». Подсчет ЧСС | 2 |
25-26 | Лыжная подготовкаТехника безопасности по лыжной подготовке. Строевая подготовка с лыжами на месте и в движении. Передвижения на лыжах ступающим шагом. Подсчет ЧСС | 2 |
27-28 | Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Ходьба на лыжах по дистанции в умеренном темпе. Подсчет ЧСС | 2 |
29-30 | Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью попеременным двухшажным ходом. Подсчет ЧСС. | 2 |
31-32 | Повороты на месте. Ходьба на лыжах в умеренном темпе. Подвижные игры. Подсчет ЧСС | 2 |
33-34 | Прохождение дистанции с остановками и контролем пульса. Подвижные игры. Подсчет ЧСС | 2 |
35-36 | Подвижные игры. Техника безопасности по спортивным и подвижным играм. Коррекционная гимнастика без предметов на осанку. Упражнения с волейбольными мячами. Подвижные игры. Контроль пульса. Подсчет ЧСС | 2 |
37-38 | Комплекс утренней гимнастики со скакалкой. Ходьба с изменением темпа и направления. Упражнения с баскетбольными мячами. Подвижные игры с применением элементов баскетбола. Подсчет ЧСС | 2 |
39-40 | Комплекс утренней гимнастики. Ходьба с преодолением препятствий и изменением темпа движений. Броски волейбольного и баскетбольного мяча. Подвижные игры «Перестрелка» и «Вышибалы». Контроль пульса. Подсчет ЧСС | 2 |
41-42 | Коррекционная гимнастика для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Подвижные игры. Броски баскетбольного мяча в кольцо. Ведение баскетбольного мяча. Подсчет ЧСС | 2 |
43 | Лёгкая атлетика. Техника безопасности на занятиях. Коррекционная гимнастика. «Весёлые старты». Метание малого мяча в цель и на дальность. Подвижные игры. Подсчет ЧСС | 1 |
44 | Коррекционная гимнастика. Упражнения для развития быстроты движений, гибкости. Прыжки в длину с места. Подвижные игры. Подсчет ЧСС | 1 |
45-47 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой. Подвижные игры. Прыжки в длину, бег в медленном темпе в сочетании с ходьбой. Выбегание из различных положений. Техника низкого старта. Подсчет ЧСС | 2 |
48 | Коррекционная гимнастика. Эстафетный бег. Подвижные игры. Упражнения на гибкость. Подсчет ЧСС | 1 |
49 | Коррекционная гимнастика. Техника высокого старта в сочетании с бегом . Игры. Развитие силовых качеств. Подсчет ЧСС | 1 |
50 | Коррекционная гимнастика. Развитие ловкости и координации. Прыжки через скамейки. Бег в равномерном темпе.. Подведение итогов года. Индивидуальное задание каждому ученику на лето. Подсчет ЧСС | 1 |
Организация учебного процесса
Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся СМГ делится на два периода – подготовительный и основной.
Основная цель подготовительного периода (приблизительно сентябрь-декабрь): овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам за счёт умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы.
Задачи подготовительного периода:
- постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, весь организм школьников к выполнению физической нагрузки;
- воспитать у учащихся потребность систематических занятий физическими упражнениями;
- научить быстро находить и правильно считать пульс;
- обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкультуры).
В основной период – приблизительно декабрь–май – осуществляются более интенсивные тренировки организма, имеющие целью восстановление нарушенных функций, повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, обучение новым двигательным навыкам и их совершенствование.
В процессе занятий физической культурой ставятся задачи образовательного характера: ознакомление с определёнными двигательными действиями, обучение технике движений, её совершенствование.
Длительность основного периода зависит от приспособленности организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния его здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.
Основной период предшествует переводу школьника в более сильную по состоянию здоровья группу.
Задачи основного периода:
- освоение основных движений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ;
повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.
Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для ее регуляции используют многообразие приёмов. Так, нагрузку можно регулировать:
- темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени;
- подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения, включая упражнения с отягощением;
- амплитудой движений;
- исходными положениями при выполнении упражнений;
- временем, затрачиваемым на выполнение упражнений и отдыхом между ними;
- степенью мышечного напряжения;
- эмоциональным фактором.
Для контроля широко используется хронометраж и пульсометрия. Хронометраж позволяет определить общую и моторную плотность занятия, пульсометрия – правильность распределения нагрузки на уроке и адекватность её функциональным возможностям занимающихся.
Переносимость нагрузки определяется по реакции сердечно-сосудистой системы. Для детей с ослабленным здоровьем не допускается резкое учащение пульса (свыше 150 уд/мин.).
Занятия в специальной медицинской группе строятся на основе общепринятых принципов: всесторонности, сознательности, постепенности, повторения. Важен индивидуальный подход к занимающимся и систематичность воздействий. Учащиеся СМГ, как правило, малоподвижны, стеснительны, не координированы, легко ранимы, боятся насмешек. Занятие состоит из четырёх частей и длится 30-35 мин.
Вводная часть (2-3 минуты). Дыхательные упражнения, наблюдение за частотой пульса.
Подготовительная часть (10-12 минут). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основного задания. При выполнении общеразвивающих упражнений особое внимание следует обратить на глубину и равномерность дыхания. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки. Чтобы сохранить достаточную мышечную нагрузку и не допустить утомления учащихся, следует использовать принцип «рассеивания» нагрузки. Специальные дыхательные упражнения, позволяют уменьшить степень функционального напряжения организма.
Основная часть (12-15 минут). Предусматривает изучение нового, повторение и закрепление пройденного материала. Решается главная задача: воспитание основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных» движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и расслабление. Игры, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока.
Заключительная часть (5 минут). Включает дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Основная задача привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и ЧСС.
В заключительной части урока рекомендуется включать упражнения на те группы мышц, которые не были задействованы на уроке, а также упражнения на внимание и формирование правильной осанки. Необходимо подвести итоги сделанного на уроке, заострить внимание учащихся на их успехах и обязательно задать на дом упражнения соответственно медицинским рекомендациям по профилю заболевания.
Литература
1. Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1235).
2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).
3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).
4. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы, выпускников основной и средней (полной) школы по физической культуре.
5. Примерные программы по дисциплине «Физическая культура» для начальной, основной и средней школы (А. П. Матвеев и др.).
6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
7. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина «Программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений» – М.: Дрофа, 2004.
8. М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова «Занятия физической культурой со школьниками отнесёнными к специальной медицинской группе». – М.; Просвещение, 1988
9. Н.Н.Ефименко, Б.В Сермеев «Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом» – М.: Советский спорт, 1991.– 56 с.
10 Э.И, Ахудеев, С.С. Галеев "Уроки физической культуры в специальной медицинской группе". М.: Высшая школа, 1986
Приложение 1
Положение о специальной медицинской группе по физической культуре
I. Общие положения.
1.1 Специальная медицинская группа (далее «СМГ») создана в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 36 птг. Новый-Уоян в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.
1.2 Цель организации СМГ:
содействие физическому развитию учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующих существенного ограничения физических нагрузок.
Занятия физической культуры воспитывают у детей и подростков устойчивый интерес к спорту, желание укреплять здоровье, формируют навыки здорового образа жизни.
1.3 СМГ организуется для учащихся 1-11 классов. Принимаются дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья (в соответствии с перечнем показаний для назначения медицинской группы) и допущенные к выполнению учебно-воспитательной работы.
1.4 Работа в СМГ направлена на:
— укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
— расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
— повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
— освоение основных двигательных навыков и качеств;
— воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
— разъяснения значения здорового образа жизни принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;
— предупреждение дезадаптации учащихся в условиях общеобразовательного учреждения.
П. Организация и функционирование СМГ.
2.1 Комплектование СМГ к предстоящему учебному году проводится на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования по заключению врача, оформляется приказом директора общеобразовательного учреждения
2.2 Минимальная наполняемость групп составляет 12 человек.
2.3 Группы комплектуются либо по классам, т.е. из учащихся 1-2, 3-4, 5-8, 9-11 классов, либо по заболеваемости. Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то комплектуются разновозрастная группа из учащихся 1-11 классов.
2.4 Медицинское обследование обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к медицинской группе производится три раза в год(по четверти).
2.5 На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений дети переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляется медицинским работником лицея совместно с учителем физической культуры и оформляется приказом директора
Приложение 2
Методические рекомендации по противопоказаниям к выполнению упражнений.
Специальная медицинская группа (СМГ).
В СМГ исключено из программы:
-лазанье по канату;
-акробатика;
-подтягивание, отжимание;
-упражнения статические с длительной задержкой дыхания;
-ограничена дистанция ходьбы и бега;
-упражнения на силу, скорость, выносливость;
-прыжки (в зависимости от заболеваний).
1 группа для всех - коррегирующие упражнения.
2 группа - дыхательная гимнастика.
Программа не зависит от возраста. Оценка производится по следующим критериям: индивидуальный подход, посещаемость, прирост показателей. теоретические знания.
Сердечно - сосудистая и дыхательная системы.
Противопоказания:
-упражнения связанные с задержкой дыхания и натуживанием;
-упражнения связанные с резким ускорением темпа, со статическим напряжением.
Показано:
-весь раздел ОРУ, ходьба, дозированный бег;
-все основные упражнения динамические, в основном ОРУ для верхних конечностей;
-в дыхательных упражнениях акцент на выдох (удлинение выдоха).
Опорно - двигательный аппарат.
Показания: коррегирующие упражнения, обязательно статические (счёт до 10), дыхательные упражнения.
Противопоказания: бег, прыжки, скручивающиеся упражнения.
Заболевания почек.
Показания: всё, что есть в программе, но снизить физическую нагрузку.
Противопоказания: прыжки, переохлаждения, при нефроптозе -акцент на мышцы брюшного пресса.
Заболевания желудочно-кишечного тракта.
Показано: ОРУ для всех групп мышц, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, дозированный бег, ходьба.
Противопоказания: ограничение прыжков (особенно при язве), при пониженной кислотности-упражнения для мышц брюшного пресса, статические упражнения для ног; при повышенной кислотности нельзя выполнять упражнения для брюшного пресса и нижних конечностей.
Нервная система.
Показано: всё по программе.
Противопоказания: упражнения в равновессии, упражнения на снарядах, вызывающие нервные напряжения.
Зрение.
Показано: прыжки, упражнения с натуживанием, силовые и со статическим напряжением.
Эндокринные заболевания.
Показано: дозированная ходьба, бег, ОРУ. При ожирении - упражнения с отягощением, велотренажер и т.д.
Противопоказания: ограничение в прыжках, при ожирении - большое число повторений.
Приложение 3
Методические рекомендации по организации специальных медицинских групп
Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений при различных заболеваниях
№ п/п | Виды упражнений | Заболевания |
1. | С максимальным усилием | Сердечно – сосудистая система Бронхиальная астма |
2. | С максимальной задержкой дыхания | Сердечно – сосудистая система Бронхиальная астма |
3. | С резким ускорением темпа | Органы дыхания Бронхиальная астма |
4. | С максимальным статическим напряжением | Сердечно – сосудистая система ДЦП |
5. | Толчковые прыжки, прыжки в глубину | Заболевания почек Органы зрения Искривление позвоночника Органы пищеварения |
6. | Упражнения в равновесии на повышенной опоре | Нарушения нервной системы ДЦП |
7. | Упражнения на мышцы брюшного пресса | Органы пищеварения |
8. | Акробатические упражнения с повышенной сложностью | Органы зрения Искривление позвоночника ДЦП Бронхиальная астма |
9. | Ограниченное время игр | Нарушения нервной Бронхиальная астма |
Приложение 4
Примерный комплекс упражнений
для учащихся СМГ с нарушением осанки
Осанкой называется непринуждённая привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке человек без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развёрнуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей.
К дефектам осанки относятся сутулость, круглая спина, плоская спина и кругло-выгнутая спина. При дефектах осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.
При сутулой спине слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза.
При круглой спине плечи свисают вперёд, грудь сужена, живот слегка выпячен.
При кругло-выгнутой спине равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.
Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:
1. Упражнения в вертикальной плоскости:
а) дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;
б) приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;
в) принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.
2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.
Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.
Приложение 5
Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания
При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.
Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов туловища, ходьбы.
Комплекс № 1
Дыхательные упражнения для учащихся
1. На счёт 1-4 медленный глубокий вдох;
5-8 медленный полный выдох.
2. На счёт 1-3 медленный глубокий вдох;
4 быстрый выдох ртом.
3. На счёт 1 быстрый вдох ртом;
2-6 медленный полный выдох
Повторить 4 раза
4. На счёт 1 вдох небольшой порцией;
2 пауза на выдохе;
3 вдох небольшой порцией;
4 пауза;
5 вдох небольшой порцией;
6 пауза;
7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Начинать следует с 1-2 пауз, постепенно довести до 5-6 раз. Повторить 2 раза.
5. На счёт 1-2 полный глубокий вдох;
3 пауза;
4 выдох небольшой порцией;
5 пауза на выдохе;
6 выдох небольшой порцией;
7 пауза на выдохе;
8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
6. На счёт 1-2 полный вдох;
3-6 задержка дыхания;
7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
Комплекс № 2
Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.
1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
2. И. п. –стойка ноги врозь
1-2 - руки вверх – вдох носом
3-4 - руки вниз – продолжительный выдох.
Повторить 8-10 раз.
3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью
1-3 - руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе
1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом
3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.
5. И. п. – о.с., руки на поясе.
1- подняться на носки – вдох.
2 – присед – выдох.
3 – встать – вдох.
4 - и. п. – выдох.
6. И. п. – о. с.
1 – мах левой, руки в стороны – вдох
2 – и. п. – выдох
3 – мах правой, руки в стороны – вдох
4 – и. п. – выдох.
7. И. п. – о. с., руки вверх
1 – наклон, руки назад
2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.
8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
9. И. п. –стойка ноги врозь.
1-2 - руки вверх – вдох носом
3-4 - руки вниз – продолжительный выдох.
Повторить 8-10 раз. Дыхание не задерживать.
Приложение 6
Примерные комплексы упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени
При заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.
Комплекс упражнений
- И. п. – о. с., руки перед грудью:
1 – руки в стороны – вдох
2 – и.п. – выдох
3-4 – то же.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны.
3. И. п. – то же. Повороты в стороны с отведением руки в сторону поворота.
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения тазом.
5. И. п. – то же. Пружинистые приседания.
6. И. п.–стойка ноги врозь:
1-3–наклон вперёд, руками достать пола.
4-и.п.
7. И. п. – сед ноги врозь:
1-3 – наклон вперёд, руками достать носков ног
4 – и. п.
8. И. п. – лёжа на спине. Перекаты туловища вправо, влево.
9. И. п. – лёжа на спине:
1–левая к груди
2 – и. п.
3-4 – то же правой.
10. И. п. – лёжа на спине. Приподнимание таза.
11. И. п. – лёжа на боку:
1 – левая к груди
2 – и. п.
3-4 – то же правой. Помогать руками.
12. И. п. – упор стоя на коленях:
1 – мах левой назад
2 – и. п.
3-4 – то же правой.
13. И. п. – упор стоя на коленях. Прогибание в грудном отделе. Повторить 5-6 р.
14. И. п. – о. с., руки перед грудью:
1 – руки в стороны – вдох
2 – и.п. – выдох
3-4 – то же.
Упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения чередуются с дыхательными и упражнениями на расслабление.
Приложение 7
Методические рекомендации по проведению физических упражнений с детьми, больными бронхиальной астмой.
Что такое бронхиальная астма?
Бронхиальная астма - это хроническое заболевание бронхиального дерева на фоне нарушения иммунитета, аллергии и невроза. Бронхиальная астма сопровождается хроническим воспалением бронхов с инфекцией или без нее. Провоцировать развитие бронхиальной астмы может общая зашлакованность организма (печени, кишечника), наличие паразитов (токсоплазма, хламидия, аскариды) или хронических инфекций верхних дыхательных путей. Обострение бронхиальной астмы может случаться от физической нагрузки, от холода, на фоне простуды, при перенасыщении организма аллергенами (с пищей, водой, воздухом).
Астма - заболевание, при котором периодически возникают приступы удушья из-за сужения бронхов. К сужению бронхов ведут три процесса: спазм мускулатуры бронхов, отек слизистой оболочки бронхов, избыточное образование слизи. Такие явления затрудняют дыхание, возникают одышка и удушья - основные симптомы приступа астмы. Характерные для приступа астмы хрипы - результат выдоха через суженные бронхи. Их можно сравнить со звуком, издаваемым воздухом, выходящим из воздушного шарика.
Как проявляется бронхиальная астма знают все. Это приступообразный кашель, с удушьем которое завершается отхождением скудной, вязкой мокроты. Астматический обструктивный бронхит - это предастма. Астматический бронхит наиболее хорошо поддается воздействию натуральных средств, поскольку главное в нем – активность инфекций, а ее можно убрать, через нормализации иммунитета.
В наше время предложено много различных методов лечения бронхиальной астмы: от бронхорасширяющих лекарств до специфической десенсибилизации (снижения чувствительности организма к определённым аллергенам). К сожалению, до сих пор нет единой высокоэффективной схемы лечения, и поэтому подавляющее большинство больных требуют систематической медикаментозной терапии и периодической госпитализации в стационар.
Влияние физических упражнений.
Недавно в научной медицинской литературе появились сообщения о целесообразности применения физических нагрузок при аллергических болезнях, в том числе при бронхиальной астме. Однако практически одновременно появились сообщения о том, что в некоторых случаях физическая нагрузка способствует ухудшению состояния больных разного возраста. Особенно это касалось тяжёлых и длительных физических упражнений, после которых у многих пациентов часто наблюдалось ухудшение состояния слизистой оболочки дыхательных путей и появление воспалительных процессов: ларингита,бронхита,трахеитаит.п. Кроме этого у некоторых больных физические нагрузки провоцируют развитие приступов бронхиальной астмы.
Таким образом, установлено, что к выбору физических упражнений для детей, страдающих бронхиальной астмой, следует подходить с осторожностью и подбирать их тщательно, чтобы не спровоцировать развития приступов астмы и воспалительных процессов в дыхательной системе.
Физические упражнения.
Все физические упражнения и нагрузки так или иначе могут вызывать одышку, но она очень скоро проходит. Когда речь идет об астме, то все выглядит несколько иначе. Почти все астматики знают, что если приступ начался, то любые физические упражнения только усугубят его. Этот эффект особенно сильно проявляется, когда холодно и сухо. Обычно принимается во внимание, однако, что в некоторых случаях именно физические упражнения и нагрузки могут спровоцировать появление приступа. Каждый больной астмой должен проконсультироваться со своим лечащим врачом прежде, чем начать заниматься физическими упражнениями.
Астматики обычно знают, что приступ также может быть спровоцирован атмосферными перепадами температуры. Это именно то, что происходит внутри бронхиальных труб при выполнении физических упражнений.
Некоторые виды спорта могут действительно спровоцировать астматический приступ. Совершенно очевидно, что зимние виды спорта, такие как, например, активные занятия фигурным катанием, не являются «хорошими» для астматиков.
Однако плавание в теплой воде бассейна, напротив, является одним из лучших видов спорта для астматиков, и регулярные занятия таким видом спорта рекомендуются астматикам для поддержания физической формы. Такая физическая нагрузка включает вдыхание воздуха, который уже согрет и увлажнен до такой степени, что никакого охлаждения бронхиальных труб не происходит. Однако здесь нужно принять во внимание еще одно условие. Некоторые люди слишком чувствительны к хлорке, которая используется для стерилизации воды в бассейне, и поэтому при наличии такой чувствительности можно ожидать появление приступа бронхиальной астмы.
Таким образом, все виды спорта, которыми следует заниматься на свежем воздухе, обычно требуют активного дыхания. К ним относятся футбол, бег на длинные и короткие дистанции, прыжки и даже игра в крикет. Все они требуют активного выдоха отработанного воздуха. Многие люди могут успешно пробегать расстояние в 100 метров, несмотря на то, что являются астматиками. Это происходит потому, что в данном случае нет необходимости дышать чаще, чем один раз в 10 секунд во время забега.
Физические упражнения также имеют большое значение для здоровья детей, и поэтому их нельзя полностью отстранять от физических упражнений только потому, что они больны астмой. Правильное пользование ингаляторами должно дать почти каждому ребенку возможность получать удовольствие от занятий спортом и таким образом улучшать свою физическую форму. Они могут выполнять почти все виды физических упражнений.
В комплексном лечении средства физической культуры специальной направленности являются мощным фактором оздоровительного воздействия на организм человека. Регулярные занятия физическими упражнениями, снижают количество и тяжесть астматических приступов, уменьшая степень отдышки, способствуют развитию дыхательных мышц, улучшают подвижность грудной клетки, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов. Средства физической культуры наиболее экологически чисты и при правильном их применении не бывает осложнений.
Во время приступа бронхиальной астмы проводится лечение положением - человек принимает положение с приподнятой верхней частью туловища. Более приемлемым может быть положение, лежа на боку. Голова лежит на согнутой в локтевом суставе руке. Одна нога при этом вытянута в коленном суставе. Человек находится в положении максимального расслабления. Состояние расслабления способствует уменьшению бронхоспазма. После окончания приступа для облегчения состояния показаны специальные дыхательные упражнения с медленным полным выдохом.
В межприступном периоде применяют упражнения для дистальных отделов конечностей с акцентом на выдохе, диафрагмальное дыхание в чередовании с расслаблением мышц рук, плечевого пояса, шеи, лица, мышц шеи, трапециевидной, лестничных мышц, динамические дыхательные упражнения с акцентом на выдох, упражнения для всех мышечных групп с углублением вдоха и выдоха. Занятия следует начинать и заканчивать легким массажем лица, предплечий, грудной клетки.
Наиболее эффективным является применение упражнений, связанных с произношением гласных и согласных звуков (с 5-7 до 30-40с), выполнение упражнений связано с вибрацией верхних дыхательных путей, способствующей понижению спазма бронхов при выдохе; упражнений на урежение дыхания, которые уменьшают избыточную вентиляцию легких; упражнений в надувании воздушных шаров и камер, резиновых грушевых предметов.
Дополнительно могут использоваться дозированная ходьба, легкий бег, велотренировки, плавание, лыжные прогулки.
На занятиях физическими упражнениями необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- человек, страдающий бронхиальной астмой, должен всегда иметь при себе ингалятор;
- воздух в помещении, где проходят занятия, не должен быть сухим и холодным, так как вдыхание холодного сухого воздуха может вызвать рефлекторное сужение бронхов, что в свою очередь затрудняет выдох;
- необходимо обратить внимание на ровное правильное дыхание, акцентировать выдох;
- противопоказаны упражнения связанные с натуживанием и задержкой дыхания.
Профилактика обострения заболевания включает в себя мероприятия, направленные на устранение причин, вызывающих ухудшение состояния больного. Это - здоровый образ жизни (исключение курения, содержание в чистоте рабочих и жилых помещений, регулярное пребывание на свежем воздухе). Это позволит избежать тяжелых приступов, сохранять трудоспособность и оптимальное качество жизни.
Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме.
1. Противопоказаны любые перегрузки.
2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.
3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.
4. Так как выявлена аллергия на пыль, в помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.
5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.
Гимнастические упражнения при бронхиальной астме
Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.
Основными задачами лечебной физической культуры являются:
- восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
- уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
- активизация трофических процессов в тканях;
- обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
- обучение удлиненному выдоху.
В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:
- дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
- дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов;
- упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;
- диафрагменное дыхание;
- упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
- массаж грудной клетки и мышц предплечья.
В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений - 4-12, темп медленный и средний.
Рекомендованные комплексы гимнастических упражнений при бронхиальной астме.
Первый комплекс упражнений:
- Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.
- Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.
- Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати проводить дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный.
- Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке. Проводить наклоны туловища в стороны 4-6 раз. При наклоне- выдох, темп средний.
- Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.Отводить рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз. Темп медленный, выдох удлиненный. *Стоя, в руках мяч Поднять руки вверх с мячом - вдох, опустить вниз - выдох 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный.
- Стоя, правая рука на груди, левая - на животе. Диафрагменное дыхание 4-6 раз. На вдохе - брюшная стенка поднимается, на выдохе - опускается.
- Стоя, в руках набивной мяч. Передача мяча партнеру от груди 6-8 раз. Выполняется на выдохе.
- Стоя отвести руки в стороны под углом 45 градусов - вдох, опустить вниз - выдох, 4-6 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки.
- Стоя. Ходьба обычная 1 мин. Дыхание свободное.
- Сидя на стуле, кисти к плечам. Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз. Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей.
- Сидя на стуле проводить сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Дыхание свободное.
Второй комплекс упражнений:
- Сидя на стуле, проводить сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз. Темп средний.
- Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 6-8 раз. Темп средний.
- Стоя,1- -руки в стороны - вдох, 2-3 - расслабить пояс верхних конечностей, опустить руки и голову - выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
- Стоя у гимнастической стенки, руки на рейке на уровне груди. Руку в сторону - назад с поворотом туловища - вдох, исходное положение, выдох .Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Темп средний.
- То же. Полное дыхание 4-5 раз. В акте дыхания принимают участие диафрагма и грудная клетка.
- Стоя боком к гимнастической стенке: 1-рука дугой через сторону вверх - вдох, 2-3- наклон в сторону - выдох. Повторить 6-8 раз в каждую сторону Темп медленный.
- Стоя спиной к гимнастической стенке, руки на рейке на уровне пояса 1-2-прогнуться, голову назад - вдох, 3-4- выдох. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
- Стоя, в руках волейбольный мяч. Броски мяча от груди 8-10 раз. Бросать мяч на выдохе.
- То же. Броски мяча одной рукой от плеча 6-8 раз каждой рукой. Броски делать на выдохе поочередно каждой рукой.
- То же. Броски мяча из-за головы 8-10 раз. Броски делать на выдохе. Основная стойка: руки в стороны - вниз, локти назад - вдох, опустить руки и голову, потрясти руками - выдох 4-6 раз. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.
- Стоя, ноги врозь, руки перед грудью 1-руки в стороны с поворотом туловища - вдох, 2 -и.п. - выдох 6-8 раз Движения выполнять поочередно в каждую сторону.
- Стоя, руки к плечам. 1-2-правую руку и левую ногу в стороны - вдох, 3-4 - выдох, по 6-8 раз в каждую сторону. Темп средний.
- Стоя. Ходьба на медленном темпе 1-2 мин. Дыхание свободное.
- Стоя, ноги врозь, руки на поясе 1-2 - локти назад, прогнуться - вдох, 3-4-5-6- локти вперед, голову опустить - выдох. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. На выдохе расслаблять пояс верхних конечностей.
Стоя, правую руку на грудь, левую на живот. Полное дыхание 4-6 раз. На выдохе брюшную стенку втягивать.
Физические тренировки в период ремиссии.
В период ремиссии проводят гипосенсибилизирующую терапию, санацию очагов инфекции, лечебную физкультуру, физические тренировки (прогулки, плавание), физиотерапию, санаторно-курортное лечение.
Наибольшее значение имеет лечение на местных курортах, так как стало очевидным, что процессы адаптации к новым климатическим условиям и через короткое время реадаптация не оказывают тренирующего действия. Значительно улучшает эффект комплексной терапии квалифицированная психотерапия.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ
Содержание курса | Дозировка в минутах | Задачи разделов |
Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном темпе. | 5-10 | Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации движений. |
Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с дыхательными упражнениями | 10-15 | Обще физиологическая нагрузка. Создание условий для развития положительных эмоций. Развитие функций полного дыхания. |
Упражнения на развитие равновесия в чередовании с упражнениями на гимнастической стенке типа смешанных висов. | 10-15 | Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости |
Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в сочетании с глубоким дыханием | 5-7 | Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания |
Список использованной литературы
1. http://www.lordoctor.ru/c23.htm
2. http://www.sunhome.ru/journal/115084
3. www.buteykomoscow.ru/pages_19.html
4. http://www.alldeti.com/bol/astma.htm
5. Немцов В.И. «Бронхиальная астма» - 160 с. {Здоровое дыхание} ISBN 5-8174-0250-5 ~91.09.27/004 // С-Пб.: Диля: 2001г.
6. «Медицина и Жизнь»-205-208сс.// М. Прогресс:1994г.
7. «Здоровье»-27-30стр.// Петербург. Луч:2006г
Обобщенные медицинские, психологические рекомендации для практической работы учителя.
Бронхиальная астма.
- Щадящий охранительный режим для нервной системы.
- Индивидуальный подход.
- Создание и соблюдение гигиенических условий к обучению, к жизнедеятельности.
- Формирование и закрепление учебных мотиваций.
- Стимулирующая и организующая помощь со стороны взрослого.
- Активизация мыслительных процессов. Осуществление работы по развитию речи учащихся. Беседы учителя с учащимися об уверенности в себе.
- Спокойное эмоциональное состояние.
- Игровые минутки в работе.
- Релаксация 3-5 минут в конце урока.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425-426.
2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Советский спорт, 1991.– 56 с.
3. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.
4. Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. – К.: Здоровья, 1996. – 384 с.
5. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К.: Здоровья, 1989. – 187 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа физической культуры в специальной медицинской группе. Автор А.П. Матвеев.
Программа Физическая культура в специальной медицинской группе...
Программа физической культуры в специальной медицинской группе 1-4 кл. Автор Л.Н. Каданёва
Программа физической культуры в специальной медицинской группе...
Рабочая программа по физической культуре для специальной медицинской группы для обучающихся 1-11классов.
Рабочая программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями из-за состояния здоровья (как правило обратимого временного характера) Охватывает все разделы программы по физической к...
Рабочая программа для учащихся 1-11 классов. Физическая культура в специальной медицинской группе
Проблема сохранения и укрепления здоровья становится в нашей стране все более острой и ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит физической культуре - важнейшему элементу здорового образа жизни...
Рабочая программа по физической культуре для специальной медицинской группы
Данная рабочая программа предназначена для учителей физической культуры,ведущих занятия со школьниками специальной медицинской группы.Создана на основе программ М.Ю.Ушаковой и Матвеева....
Рабочая программа: Физическая культура в специальной медицинской группе
Физическая культура в специальной медицинской группе...
Программа по физической культуре для специальной медицинской группы "А" 5 класс
Анализируя состояние здоровья обучающихся, можно сделать вывод о том что основными заболеваниями являются болезни органов дыхания, сердечно – сосудистой системы, нарушения осанки, органов зрения...