Распространение педагогического опыта
учебно-методический материал по теме

Крупа Наталья Викторовна

Распространение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

« Анализ воспитательной  работы в   8 «Б» классе

( классный руководитель Крупа Н.В.)

2016-2017 уч. год.

          «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае
  удачи последняя приобретена ценою большого   труда
  и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим»

                                                                                                                    Демокрит

             «Воспитание – великое дело: им решается судьба человека»

                                                                                                            В. Белинский

Я – классный руководитель ребят 8 «Б» класса. Взяла их с 6-го класса, таким образом, классным руководителем детей являюсь третий год.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях, основанных на коллективной, партнёрской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Я, как классный руководитель, решая свои задачи, обращаюсь за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и  к администрации

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. Ребятам моего класса нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Им интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение

      Исследования  внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Я стараюсь свою работу направить на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.   

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому я, как классный руководитель, стараюсь быть внимательной к внутреннему миру ребенка, уделяю внимание индивидуальной работе, проблемам ребёнка.

Мою тревожность вызывает снижение успеваемости и качества класса. На окончание 7-го года обучения в классе было 10 хорошистов, сейчас – 3. Этому есть причины: дети перешли в более старший подростковый возраст,  несколько человек приобрели пагубные привычки, ценности и приоритеты у детей изменились, Стараюсь данную ситуацию исправить и убеждением, и разъяснением, и подключением к проблеме родителей.

При выполнении воспитательных задач я, как классный руководитель, использую различные формы воспитательной работы: проведение классных  тематических часов, собраний, экскурсий, коллективно – творческих дел.

Методы воспитательной работы применяю разнообразные. Это: убеждение, требование, стимулирование, поручение, беседа, разъяснение, соревнование, постановка перспективы,  личный пример.

Средствами воспитания при работе служат следующие:

 - Детский воспитательный коллектив. Микроклимат в коллективе хороший, отношения между ребятами спокойные, дружественные, дети в общении друг с другом вежливы. В коллективе сложились добрые традиции: чествование именинников,  празднование окончание четверти, года, участие в коллективных творческих делах. Сложившиеся традиции сплачивают коллектив, делают ребят более ответственными и дружными

 - Система общественных отношений в школе.   Большинство ребят класса понимают необходимость посещать школу, быть дисциплинированными на уроке и переменах, быть внимательными к ходу урока, добросовестно относиться к дежурству по классу и школе,  понимают необходимость организации своего труда и отдыха. Наряду с этим есть учащиеся абсолютно равнодушные к делам класса и школы.

 - Личность учителя. В классе преподаётся 14 предметов. Преподают их 12 педагогов. К большинству учителей дети относятся с уважением.

        Как классный руководитель, я предъявляю к своим ученикам требования, утверждённые Уставом школы. Эти требования состоят в соблюдении аккуратности в одежде, в причёске, в уходе за обувью и внешним видом в целом, в соблюдении правил поведения, правил безопасности в школе, в качественной подготовке к учебным занятиям.

Для меня в воспитательной работе очень важна связь с родителями. 

Родители никогда не отказывают мне в помощи. Совместно с родителями мы оформили классный кабинет, сделала его красивым и уютным, провели косметический ремонт кабинета, также родители оказывают помощь при проведении мероприятий.

Уровень посещаемости родительских собраний составляет 50%. По моим наблюдениям, дети, чьи родители регулярно посещают родительские собрания, более ответственны, дисциплинированны, мотивированы на учёбу.

В противовес данному факту, в классе есть родители, не посетившие родительские собрания ни разу за весь учебный год, ни разу не набравшие мой номер телефона  с целью поинтересоваться школьной жизнью ребёнка.

В этом учебном году мною было посещено 2 проблемные семьи. Цель данных посещений: наблюдение за жилищно – бытовыми условиями детей, за подготовкой детей к учебным занятиям. общение с родителями.  

Я считаю, что моя тревожность, мои посещения также имеют воспитательный эффект.

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.

На каждой ступеньке своего развития ребенок растёт не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

В реализации программы воспитания я стараюсь предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах  школы и класса. И это мне удаётся: мой класс – активный участник и победитель школьных мероприятий. В апреле – месяце 8 «Б» класс проведёт мероприятия  « Твори добро!» и «Мы – за ЗОЖ!»

Дети активны, они предпочитают действовать, участвовать в активных формах деятельности.

Цель программы: обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Одной из воспитательных задач, стоящих перед собой, считаю оказание помощи детям в организации учебной деятельности в школе и дома, развитие сознательной дисциплины, обучение навыкам самоорганизации.

Не всё всегда гладко в классе: бывают и конфликтные ситуации бывают ситуации, когда мне приходится прибегать к помощи социального педагога. Очень важным для меня, как классного руководителя, является осознание ребёнком неблаговидности своего поступка и принятием решения никогда больше его не совершать.

Заканчивается учебный год. За год дети полнее показали свои творческие наклонности, проявили черты характера, волевые качества.

Воспитательные задачи на текущий учебный год  сформулированы так:

  1. Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для  обучающихся в средней школе.
  2. Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
  3. Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
  4. Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.

В общем я руководствуюсь принципами гуманности и демократичности.

Самое главное правило, которому я следую  - люби детей, стремись передать им свои умения, будь сама для них примером: сказала – выполни, наметила – сделай!  Без этого – нельзя:  не примут они тебя, не поймут, не пойдут за тобой! А горишь сама – зажжёшь и их! И это я знаю точно!

Я очень люблю то, что делаю!  Потому что еще Конфуций сказал: «Найди себе любимое дело, и тебе не придётся трудиться ни дня!». 

Люблю  школу, моих учеников,  скучаю без их шалостей и причуд, радостей и тревог, восторгов и обид! Они – моя гордость, мои переживания, моя надежда!

«То, что идёт от сердца, до сердца и доходит»

Пайэтт

Учили. Учим. Будем – бесконечно
Учителями – с головы до пят.
Искусство наше вечно, человечно:
Глаза детей об этом говорят!

В качестве Р.S.: притча  «Выбор за тобой»:

«Это невозможно!», - сказала Причина.

«Это безрассудно!», - заметил Опыт.

«Это бесполезно!», - отрезала Гордость.

«Попробуй...», - шепнула Мечта.

Так здравствуй, новый день!

Здравствуй, дорога, ведущая меня к детям! Размеренно, с наслаждением пройду каждый твой метр, вдыхая свежий утренний воздух! Здравствуйте, небо, солнце, деревья!  Хорошо и радостно проходить этот путь – он ведёт меня в мир, полный шумных детских голосов, как бурлящий поток, накатывающий на тебя с порога! С трепетом жду этой встречи!

Впереди ещё 3 года  учёбы.  Для себя,   как классного руководителя, я ставлю цель - создавать тёплую, задушевную атмосферу, позволяющую детям постигать всё новые ценности культуры общения и формирования личности.

        

Направления воспитательной работы с 8 «Б»  классом следующие:

1.Традиции

2. Наследие – духовно – нравственное воспитание

3. Патриот (гражданско – патриотическое воспитание)

4. Безопасность   ( ПДД, пожарная безопасность, терроризм, ТБ)

5. Здоровье (ЗОЖ, профилактика вредных привычек, трудовое воспитание

6. Право ( профилактика правонарушений, правовые знания)

7. Семья (родительский университет)

8. Я – ученик (ца) ( учебно – познавательная деятельность)

9. Разное.        

10. Индивидуальная работа с обучающимися.

По каждому направлению в течение года проведены мероприятия. Это:

1.Традиции: Праздник День Знаний,  праздник «День учителя», праздник «День Матери», в праздничных концертах и др.

2. Наследие – духовно – нравственное воспитание:  праздник «День пожилого человека», кл. час  «Проявляй милосердие»,   беседа «Без друзей на свете трудно жить!», «Что такое этикет?» — беседа и др.

3. Патриот (гражданско – патриотическое воспитание): «Символы России» - кл. час с элементами викторины, час «День Единения» и др.

4. Безопасность   ( ПДД, пожарная безопасность, терроризм, ТБ):  кл. час «Азбука дорожной безопасности», кл. час  «Современный терроризм, его характерные черты и особенности», проведение инструктажей и др.

Помимо этого, на классном уголке расположена информация по безопасности, к которой мы периодически возвращаемся.

5. Здоровье (ЗОЖ, профилактика вредных привычек):  В 8 «Б классе есть несколько человек, которые курят. На это я обращаю внимание и своё, и внимание родителей.    «Здоров будешь – все добудешь!» - викторина, беседа «Вредные привычки. Их влияние на здоровье», кл.час «Мы и ЗОЖ – неразделимы!» и др.

 Помимо этого, в апреле-месяце мой класс проведёт мероприятие «Мы – за ЗОЖ!» согласно Плану воспитательной работы школы.

6. Право ( профилактика правонарушений, правовые знания): кл. час     «Культура речи»  и   час  «Нелегко жить дружно!»,  кл.час «Наши права»   и др.

7. Семья (родительский университет): организация и проведение родительских собраний,  индивидуальная работа с родителями.

8. Я – ученик (ца) ( учебно – познавательная деятельность):  беседа «Единые требования к оформлению тетрадей, дневников, сохранность учебников», час-размышление «Как развивать свои способности»,  устный журнал «Учиться – всегда пригодится!» и др.

9. Разное:  организация горячего питания, организация дежурства в классе и по школе, контроль за успеваемостью учащихся, контроль за внешним видом учащихся.

10. Индивидуальная работа с обучающимися.: устранение неудовлетворительных оценок, оказание психологической помощи детям, индивидуальные беседы с учащимися.

 



Предварительный просмотр:

г. Зея

Предоставление на межмуниципальном уровне педагогического опыта

Фестиваль «Калейдоскоп творческих идей»

Площадка «Вокальное творчество»

Мастер-класс для педагогов
« Методы и приёмы развития музыкальных способностей школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

22.09.2016 г.

Цель мастер-класса: отработка творческих методов и приёмов  развития музыкальных способностей  у школьников с помощью здоровьесберегающих технологий.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Практическая значимость: ознакомление с методами и приёмами работы на уроках и внеурочной деятельности, способствующими развитию музыкальных и творческих способностей у детей с помощью здоровьесберегающих технологий.

  

Задачи:

 - познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития музыкальных и творческих способностей у детей,

 - раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых упражнений,

 - показать практическую значимость использования данного комплекса упражнений, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на занятиях.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест,  записи музыкальных произведений, шумовые инструменты.

Продолжительность проведения: 20 минут.

Целевая аудитория: преподаватели.

План проведения мастер- класса:

  1. Проведение занятия с демонстрацией эффективных приёмов работы.
  2. Рефлексия (дискуссия по результатам проведённого мастер-класса).

 Предполагаемый результат: 

 - участники получат знания об эффективных приёмах развития музыкальных и творческих способностей детей,

  - педагоги смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Пояснительная записка.

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией ( педагоги) по теме «Методы и приёмы развития музыкальных способностей школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности», посвящённое знакомству с комплексом упражнений, способствующих развитию музыкальных и творческих способностей  детей.

Ход мероприятия:

  1. Теоретическая часть.

I.1.    Выделение проблемы.

.

Сухомлинский считал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Каждый ребёнок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нём навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Не у всех детей музыкальные и творческие способности выражены очень ярко. Но и Москва не сразу строилась. Если мы будем помогать раскрывать способности ребёнка методично, систематически, то результат будет. 

  1. 2. Актуализация знаний.

Чем раньше ребёнок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таких видах деятельности, как ритмические упражнения, ритмические игры,  упражнения на выработку дыхания, дикции, вокально – хоровая работа, движения под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка, и, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления,  с формированием красивой осанки.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни для развития музыкальных и творческих способностей  детей.

  

II. Практическая часть.

II.1. Объединение участников  группы.

( всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, оранжевые, желтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые.

Прошу участников мероприятия разбиться  в зависимости от цвета нотки)

II.2. Работа с материалом.

II.3. Представление результатов по каждому пункту работы.

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания!

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу!

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения!

  1. Прошу выйти ко мне участников с нотками белого цвета.

Игра «УГАДАЙ-КА!»

Сейчас мы остановимся на таком упражнении на  развитие творческих способностей   детей, как упражнение на выработку музыкального ритма. А что такое ритм?  (Музыкальный ритм - закономерное чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов.

Музыкальный ритм служит одним из основных выразительных и формообразующих средств музыки)

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Учитель простукивает  ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» и предлагается зрителям назвать песню.

После того, как песня названа, я предлагаю всем участникам простучать её в том же ритме.

Ритмическое упражнение - поднимаемся на пяточки, в кругу кладём руку на плечо впереди стоящего человека и на сильную долю делаем толчок  плечо.    ( на песню « Когда мои друзья со мной»)

Итог: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух школьника, что благодатно сказывается на здоровье детей.

2.  Прошу выйти ко мне участников с  нотками красного цвета.

Ритмическая игра.  

Зазвучали жесты наши,

Вот ведь так бывает!

Координацию движений, ритм

Дружно развиваем!

Звучит полька «Добрый жук».  По показу учителя участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:

а) хлопок,

б) шлепок по коленям,

в) щелчок,

г) притоп, грозит пальцем.

(далее предлагаю участникам проделать всё то же самостоятельно)

Итог:  В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений, что снимает риск возникновения школьного невроза.

3.Прошу выйти ко мне участников с нотками оранжевого цвета.

 Следующим видом упражнений по развитию творческих способностей у детей является  Поэтическое музицирование  (оркестр шумовых инструментов)

Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова!

Вы научитесь читать их с чувством, выражением!

Впереди у вас, друзья, море достижений!

(Участникам раздаю шумовые инструменты: трещотку, кастаньеты, колокольчик,  свистульку)

         Дорогие коллеги, предлагаю Вам озвучить стихотворение «Ночь». После каждой моей фразы Вы должны будете воспроизвести звук вашего инструмента.

 

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели. (трещотка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».  (кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.      (колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.  (свистулька)

( далее ещё раз проходит  озвучивание стих-я с помощью инструментов с добавлением динамики, показом эмоциональности)

Итог: Совершенствуют навыки в выражении средств музыкальной выразительности (чувство ритма, владение темпом, динамикой).

Развивается чувство ансамбля.

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

У детей  прослеживается  наличие элементов творчества, а это также даёт определенный психотерапевтический эффект: возникает желание заниматься музыкой, познавать её.

 

4.Прошу выйти ко мне участников с нотками жёлтого цвета.

К.Д.Ушинский говорил: «Запоют дети – запоёт народ»

Хотите вы красиво петь?

Тогда предлагаю всем вперёд смотреть!

Встаньте красиво, подтянитесь,

Широко всем  улыбнитесь!

- Распевание

  1. Держим один звук  (М__М_М_М_)
  2. Исполняем три соседних звука сверху вниз (ТР_ТР_ТР,  Ю_Ю_Ю_)
  3. Исполняем 5 соседних звуков (ТР_ТР_ТР, ЛЁ_ЛЁ_ЛЁ, ЛЮ_ЛЮ_ЛЮ, РО-ДИ-НА_МО_Я)
  4. Исполняем звуки мажорного трезвучия  в нижнем движении. (Ю_Ю_Ю_, Я_И_ДУ, РО_ДИ_НА)

Следующим видом упражнений по развитию творческих способностей у детей является приём «Поём молча»

Упражнение «Испорченная пластинка»

(Учитель просит  участников исполнить фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Первая, нечётная строка, поется вслух, вторая, чётная, про себя.

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                         про себя

Совсем как огуречик                              вслух

Зелененький он был.                              про себя

Представьте себе, представьте себе       вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе       вслух

Зелененький он был.                               про себя

( Предлагаю самостоятельно таким же образом исполнить песню «Чунга – Чанга»)

Итог: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей, что придаёт ребёнку уверенность в себе.

5. Прошу выйти ко мне участников с нотками зелёного цвета. 

Следующим видом упражнений по развитию творческих способностей у детей является Театр пантомимы    ( на песню» В каждом маленьком ребёнке»)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)   человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Итог: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, являются увлекательным и полезным занятием. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребёнку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Дети освобождаются от ощущения скованности, зажатости, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

6. Прошу выйти ко мне участников с нотками синего цвета ( прошу вынести 2-3 стула) 

Следующим видом упражнений по развитию творческих способностей у детей является Танцтерапия .

Звуки мы изображаем с помощью движений!

Исполняем и творим с большим воодушевлением!

Музыкальная игра «Мы повесим шарики!»  ( играю сама)

Итог: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику.

В музыкально-двигательных упражнениях ребёнок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребёнок начинает осознавать музыку через движение, учится владеть своим телом,  у него появляется так называемая мышечная свобода. 

Кратковременные физические упражнения под музыку усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для повышения внимания детей и улучшения восприятия учебного материала.

7. Прошу выйти ко мне участников с нотками фиолетового цвета.

Хочу представить Вам такое упражнение, как  «Релакс» 

Представьте, что каждая из вас – кукла – марионетка.

 К каждому вашему суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: «куклы» стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити.

Но вот я начинаю поочередно развязываю нити, идущие от пальцев.  Пальцы  свободно опускаются.

Развязываю нити от локтей. Свободно опускаются руки.

Дальше развязываю нити от головы, спины, коленей. Наша «марионетка» совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на стул).

( Далее – повтор упражнения  «Куклы-марионетки»)

Итог: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для некоторых детей.

II.4. Обсуждение и корректировка результатов работы. Рефлексия. 

Я познакомила Вас с методами и приёмами развития музыкальных и творческих способностей у детей с помощью здоровьесберегающих технологий.

 Психотерапевтическое воздействие данных методов основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, симпатии, доверия в процессе работы.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим,

50% из того, что мы видим,

90% из того, что мы делаем,

поэтому просто необходимо в процесс освоения музыкального языка вводить разнообразные методы и приёмы.

Закончить мастер-класс хочу словами В.Г. Белинского: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык музыки не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему; но она наполнит гармониею  их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». 

В учителе есть что-то от поэта,

Ведь каждый день и каждый свой урок

Он ищет истин мудрые заветы

Средь мыслей, формул, графиков и строк.

 

В учителе есть что-то от артиста,

Ведь он один в софитах детских глаз,

Герой спектакля – честен и неистов,

Без права на ошибку всякий раз…

 

В учителе есть что-то от пророка,

Ведь ежедневно кропотно творит

Он будущего свет, по воле Бога

Он с БУДУЩИМ сегодня говорит!

Е.А. Николаева



Предварительный просмотр:

Выступление на методическом семинаре

«Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»

Добрый день, уважаемые члены жюри конкурса «Педагог года Магдагачинского района-2016»!

Меня зовут Наталья  Викторовна Крупа, я – учитель музыки в муниципальном образовательном бюджетном учреждении Магдагачинская средняя общеобразовательная школа № 3.

         Тема моего выступления звучит так «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»

Содержание  выступления выглядит следующим образом:

1.Введение, причины выбора темы самообразования

2. Понятие «Здоровьесберегающие технологии»,  цель, формы.

3. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки:

4. Самоанализ.                                         

«Музыка - не только фактор облагораживающий,

                                  воспитательный.

                                  Музыка - целитель здоровья»

Владимир Бехтерев 

                                                                

1.Введение

           Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

Нас, учителей, всегда волнует, какими вырастут наши ученики. В школе много говорят о будущей жизни, к которой они должны себя готовить уже сегодня. И хочется верить, что наше будущее - грамотные, физически и нравственно здоровые люди.

Так что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Вопросы сохранения здоровья очень актуальны теперь, когда школу называют, к великому сожалению, не только «школой знаний», но и «школой болезней».

Причиной         выбора мною темы самообразования     «Здоровьесберегающие технологии» стала заинтересованность, насколько здоровы ученики нашей школы.      Проконсультировавшись с медсестрой школы, я выяснила, что перечень заболеваний учеников большой: болезни костно – мышечной системы, органов дыхания,  органов зрения, пищеварения, нервные болезни. 

Зная положение дел, я задалась вопросом: как я, как учитель музыки, с помощью здоровьесберегающих технологий могу  сохранять и укреплять здоровье обучающихся?

Я внимательно изучила данную тему. Она уже давно служит предметом исследований. Познакомившись с трудами  Николая Константиновича Смирнова, профессора, заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Минобразования России, с рассуждениями и высказываниями учителей, апробировавших данную тему,  я твёрдо решила применить данные технологии в своей педагогической деятельности и сейчас хочу поделиться своими наработками.

2. Что же такое здоровье? По словам профессора Н. К. Смирнова: «Здоровье сберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся.

3. Перехожу к следующему этапу выступления:

«Формы здоровьесберегающих технологий на уроке музыки»

Ими являются:

1. Настрой на урок.         

2.Музыкотерапия                                                                                      3.Вокалотерапия                                                                                    

4.Ритмотерапия                                                                        

5.Фольклорная терапия                                                                    

6.Улыбкотерапия                                                                                       7. Логоритмическая гимнастика                                                          

4. А сейчас я подробно хочу остановиться на каждой из указанных форм и рассказать о применении их в своей деятельности.

Итак, реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.

  1. Первой формой здоровьесберегающих технологий является      Настрой на урок.

Прозвенел звонок. Первые минуты - особое время: настрой на урок, вхождение в урок - главное. Здесь огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно.

Например: 
- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть!

 - Доброе утро, ребята! Очень приятно встретиться с вами!

Далее по очереди я и дети пропеваем слова приветствия с улыбкой, позитивом, настроением.

( показываю: «Здравствуйте, ребята!» - вверх по мажорной гамме,

Дети отвечают: «Здравствуйте!»), после чего усаживаю детей за парты.

 Такой психологический настрой на урок очень важен, т.к. он успешно трансформирует отрицательные эмоции в положительные.

  1. Следующей формой здоровьесберегающих технологий является      Музыкотерапия

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Слушание музыки, создание различных двигательных образов. (русская народная плясовая «Калинка» - притопы, прихлопы, полуприсяд и т.п.), дириживование детским хором увеличивают заинтересованность и вовлечённость в процесс восприятия, что приносит нужный психотерапевтический эффект.

Говоря о слушании игры на музыкальных инструментах, доказано, что:


- скрипка лечит душу,

- орган приводит в порядок ум,

- пианино очищает щитовидную железу,
- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.

Музыкальная терапия может стать одним из эффективных методов лечения школьных неврозов. Она становится признанной наукой.

3. Следующей формой здоровьесберегающих технологий является   Вокалотерапия

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение.

Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Пение - отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

О лечебных свойствах отдельных звуков известно давно:

так, звук «А»- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

«Э»- улучшает работу головного мозга;

 «Ы»- лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетание «УХ», «ОХ», «АХ» – стимулируют выброс из организма негативной энергии.

На уроках и мероприятиях дети поют сольно и хором. Хоровое пение не только укрепляет здоровье, но и оказывает эстетическое и нравственное воздействие на коллектив исполнителей, помогaет (как сказал К.Д.Ушинский) «…слить много сердец в одно сильное чувственное сердце». 

4. Следующей формой здоровьесберегающих технологий является Ритмотерапия

Всевозможные ритмы составляют основу нашей жизни. Это ритм биения сердца, ритм дыхания, смена дня и ночи, ритм Вселенной.

Ритмотерапия – выражение чувств и переживаний с помощью танца, мимики и жеста.  Музыкально – ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

Ритмотерапию очень любят дети. С её помощью можно активизировать деятельность учеников на уроке. Начинаем ритмические упражнения – и дети оживились.

Упражнения могут быть следующими:

1. Игра «Ритмическое эхо» - я даю ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши (играя на инструменте) должны повторить.

2. Ритмизация собственных имён и фамилий.

На уроках музыки я часто использую инструментальное музицирование. При игре на музыкальных инструментах (бубенцах, треугольниках, трещётках ) у  школьников развивается координация простейших движений, в основе которой - опора на ритм, ритмическую композицию.

Движение в ритме, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также даёт определенный психотерапевтический эффект.

5. Далее хочу остановиться на такой форме здоровьесберегающих технологий, как  Фольклорная терапия 

Русский песенный фольклор – это кладезь народного творчества, очень любимый детьми!  Я использую следующие упражнения данной технологии: попевки в народном плане, проговаривание скороговорок, исполнение  народных песен, инсценирование  сказок и песен, когда можно свободно пустить звук, крикнуть, прихлопнуть, притопнуть, подыграть на народных инструментах, что дети очень любят!

Все – кисти рук, ног, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда ребёнок  говорит, кричит, поёт.      Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, музыкально - творческие способности детей, их художественно – образное мышление, фантазию.

 6. Также формой здоровьесберегающих технологий является Логоритмическая гимнастика.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения, о которой нельзя забывать, особенно в начальной школе.

 «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела. 

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.

Например: Песня - игра «Две подружки»

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)

Метод массажа является эффективным средством восстановления организма, снятия напряжения и нагрузки.

Кратковременные физические упражнения под музыку усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для повышения внимания детей и улучшения восприятия учебного материала.

7. И, конечно же, все данные формы венчает Улыбкотерапия!

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребёнка. В улыбающемся учителе дети видят друга. Если ребенок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. И это уже наблюдается у детей детского сада.  Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей!

Далее я хочу провести самоанализ и рассказать о результатах своей педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников  без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся.

Не все дети обладают ярко выраженными музыкальными способностями. Но даже если  у ребёнка нет ни слуха, ни голоса, я с ним работаю, ребёнок поёт, что является отличным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Технологии здоровьсбережения я использую в системе, применяю данные технологии при работе с учащимися с 1-ого по 11 класс.

Над данной темой самообразования я работаю второй год, но уже сегодня ясно вижу результат работы:  

выявлены дети, обладающие хорошими музыкальными способностями,  

увеличилось количество детей, принимающих участие  в мероприятиях различного уровня, у учащихся наблюдается  интерес к занятиям музыкой, изменилось психологическое восприятие музыки и песни,

ученики становятся более активными, раскованными на сцене, не испытывая дискомфорта и смущения,

во время мероприятий в зале собирается большое количество болельщиков, что говорит о заинтересованности,

дети охотно предлагают свою помощь при украшении зала.

 

Второй год я веду занятия кружка «Музыкальный калейдоскоп» среди учащихся начальных классов.

Результатом работы служит участие ребят в школьных, районных мероприятиях.

В 2014-2015 учебном году трое детей стали участниками Международного конкурса «Весенняя капель».

В наступившем учебном году  учу ребят осваивать игру на ложках. Хорошие отзывы о работе получаю от родителей учеников, чем горжусь!

Достижением для себя считаю участие в мероприятиях мальчиков и парней, их желание и проявление способностей, поскольку они, в отличие от девушек, более сдержанны и замкнуты.  

Всё это даёт право говорить о  положительной динамике развития творческого потенциала учащихся, о психологической перестройке в сознании ребят.

И это при том, что в нашей школе учится большое количество детей со слабыми учебными возможностями, детей из ассоциальных семей, а также детей 7-8 вида.

Работаю со всеми, учу всех и научить жить в ладу с музыкой хочу всех!

На следующий год я продолжу работу по данному направлению.


        Каждому  педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего поколения.
 

В этой связи уроки музыки, как средство реализации здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях, имеют уникальные возможности.

Создавая условия, побуждающие человека к занятиям музыкой, искусством, можно разбудить  дремлющие до поры до времени творческие наклонности!

Я детям дарю прекраснейший мир –
Мир музыки и добрых песен!
От строгих органов до сказочных лир
Тот мир бесконечно чудесен!

Тот мир помогает беречь и ценить,

Любить, проникаться участьем,

Ещё помогает здоровыми быть –

А в этом и кроется счастье!                       Спасибо вам за внимание!



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогической конференции

25 августа 2016 года по теме

«Обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования»

Добрый день, дорогие друзья!  

Тема моего выступления звучит следующим образом:  1.  «Обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования».  Я сейчас хочу поделиться с вами, каким образом в нашей школе реализуется   озвученная задача.

Проблемы воспитания детей волновали людей во все времена. И на данный момент вопрос воспитания – очень актуальный.

    2.   Целью воспитания школьников в МОБУ СОШ № 3 в прошедшем учебном году  являлось воспитание и развитие личности, способной к самореализации, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению, ориентированной на творчество, самопознание и самовоспитание.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому - вот ведущие ценности, которыми  руководствуется педагогический коллектив школы.

Проблемы в сфере воспитанности учащихся имеются:

 

 - Дети часто руководствуются прагматическими соображениями, а не нормами морали, хотя и прекрасно знают, что такое добро и зло.

 - Сейчас  крайне сложно воспитывать учеников при бездействии семьи: слишком непрост моральный климат в обществе и невысок статус профессии учителя.

 - Многие учащиеся « преображаются» в положительного человека, когда им выгодно.

- «Школа мало занимается воспитанием детей», - сетуют родители и ждут от школы серьезной воспитательной работы. Запрос со стороны родителей на воспитательную работу школы очевиден. Но школа, выполняя её, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды, которая часто агрессивна к ребёнку. В итоге эффект воспитательных усилий школы может не оправдывать ожиданий.

- У подростков нет высоких идеалов.  И учителя, и родители указывают на то, что дети стали «другими». Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие. Речь идёт о повышенной нетерпимости, агрессивности и эгоизме. Неумение сочувствовать, дружить и уважать старших, излишняя рациональность и зацикленность на деньгах  связаны с недостатком воспитания, с тем, что современные дети «в своей жизни не ориентируются на духовно-нравственные идеалы». Альтруизм и коллективизм как ценности уходят, их место все чаще занимают прагматизм и индивидуализм.

 - Также в поведении детей проявляются хамство, равнодушие, лень, а доброта и способность к сопереживанию проявляются очень редко. При этом большинство детей прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но такое знание нередко остается сугубо теоретическим.

         Сами педагоги заинтересованы в успешности воспитания в школе. «Дело в том, что школы переориентировались почти исключительно на образование», -  поясняют эксперты.  Воспитательные же достижения в рейтингах учебных заведений не учитываются. Вместе с тем, и учитель так загружен преподаванием и отчётами, что у него нередко просто нет сил на общение с учениками. Школа сегодня – это учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Это определяет работу педагогов, которые, прежде всего, обучают и лишь во вторую очередь – воспитывают.

Школа – второй по значимости воспитатель

Как совершенствовать воспитательную работу, каким образом выстроить её обновление?

1. Первым шагом на этом пути школа видит в активизации сотрудничества с семьёй, чтобы родители больше включались в воспитание и образование детей. С этой целью  в школе проводятся общешкольные родительские  собрания с приглашением специалистов разных ведомств, родительский всеобуч,   организовывается индивидуальная работа с родителями,  конкурсы, выставки, игры с привлечением родителей.

В учреждении хорошо организована работа Управляющего совета, Совета профилактики.

2. Вторым шагом на пути устранения пробелов воспитания является Ученическое самоуправление.

            В школе функционирует детская общественная организация  «ЮНИТА», деятельность  которой регулируется положением о детской организации.     Через самоуправление решаются следующие задачи: развитие, сплочение и координация ученического коллектива,  формирование культуры деловых отношений, умение решать проблемы. Анализируя  работу школьного ученического самоуправления, надо отметить, что ребята стали самостоятельнее, активнее, стали чаще проявлять инициативу. Обучающиеся осуществляют дежурство по школе и классу, принимают участие в  коллективных трудовых делах, таких, как уборка школы, субботники, озеленение территории школы, развлекательные и познавательные мероприятия.  В школе выбран Совет старшеклассников. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

 

3. Очень важным аспектом является работа классных руководителей. Анализ изучения работы классных руководителей с классным коллективом показал: работа большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально – значимых задач. Основной составляющей воспитательной работы является участие классов в общешкольных и районных мероприятиях. Это позволяет чётко  определить место классного коллектива в общей системе учебно–воспитательного процесса школы

Заинтересовать и включить ребят в жизнедеятельность коллектива можно только под руководством творчески работающих классных руководителей, а таких руководителей в школе немало.

4. В школе  хорошо организована работа методических объединений.     Цель работы МО классных руководителей была направлена на создание условий для педагогического мастерства, совершенствования работы каждого классного руководителя через  повышение качества образования и уровня воспитанности учащихся, активного включения классных руководителей в методическую, инновационную деятельность.

5. Дополнительное образование и внеурочная деятельность детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. 

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Воспитывающая функция  при осуществлении дополнительного образования и внеурочной деятельности  имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.

Воспитательные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом школы в 2016-2017 учебном году, сформулированы так:

  1. Активизация деятельности МО школы, активизация работы по усилению роли семьи в воспитании детей, укреплению взаимосвязи школы и семьи в интересах развития ребёнка.

  1. Повышение эффективности работы по воспитанию нравственной, правовой культуры учащихся, по формированию у детей гражданско-патриотического сознания.
  2. Создание условий для самореализации личности каждого ученика.

В общем, обновлением системы воспитания также являются экспериментальные подходы в области воспитания, обновление форм и технологий, моделирование и проектирование воспитательных систем, социализация особого контингента детей с ОВЗ,  создание эффективных форм их полноценного включения в жизнь нашего общества, включение научных разработок в воспитательную практику, развитие практического опыта, совершенствование подготовки и переподготовки кадров, т.к., как сказала  заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Марина Умрихина: «Сегодня воспитание становится приоритетной задачей развития образования» 

 

В заключение своего выступления я хочу произнести высказывания  великих и достойных людей о воспитании:

«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

Антон Семёнович Макаренко

«Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»      

                                                      Максим Горький 

«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы»      

Клод Гельвеций, французский просветитель 18 века.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение    

«Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №  3»

Методическая работа МО учителей музыки, физической культуры, ИЗО, технологии за 2015-2016 учебный год.  

Тема работы МО: «Повышение качества образования и методической компетенции учителей   музыки, физической культуры, ИЗО  и технологии  с целью эффективности организации образовательного процесса

                                  

Крупа Наталья Викторовна – педагог первой категории. В 2015-2016 уч.году приняла участие в районной игре «КВН» ( команда – в  Фестивале хоровых коллективов, посвящённом празднованию Дня славянской письменности и культуры Фестивале хоровых коллективов, посвящённом празднованию Дня славянской письменности и культуры призёр), в районном конкурсе профессионального мастерства « Педагог года Магдагачинского района – 2016» в направлении ««Учитель года» ( II место) , во Всероссийском песенном флэшмобе «День Победы», в районном праздничном мероприятии «С Днём Победы!», в Фестивале хоровых коллективов, посвящённом празднованию  Дня славянской письменности и культуры, в слёте лучших учителей Амура « Целевые ориентиры современного педагога»

   

           Рассказова Анна Николаевна - педагог второй категории.  Приняла участие в конкурсе «Рукоделие».      

                     

Матвеев Иван Андреевич – молодой специалист: принял участие  в районной легкоатлетической  олимпиаде «ГТО», в районном кроссе «Золотая осень»,  в районном мероприятии «России славные сыны», в районных соревнованиях по баскетболу,  по шахматам и шашкам, в президентских состязаниях ( III место), в районном праздничном мероприятии «С Днём Победы!»

                     

Клепикова Екатерина Сергеевна – молодой специалист: приняла участие в районной выставке рисунка «Дом тигра на Амуре» ( победитель – Рассказов Никита),  в предметной неделе начальных классов, в районном праздничном мероприятии «С Днём Победы!»

На 2016-2017 учебный год МО ставит перед собой следующие задачи:

-   продолжение  работы по изучению культурных ценностей родного края, пополнению банка идей, проектов, программ, технологий,   

 - повышение   методической   компетентности   педагогов,   необходимой   для   эффективной   организации образовательного процесса,  

- формирование мотивации учебных достижений обучающихся  в  условиях инновационного развития образования.

Руководитель МО учителей эстетического цикла                                                                                                         Крупа Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САЙТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ МОУ ГИМНАЗИЯ №10 КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В данной статье рассматривается возможность использования информационно – коммуникационных технологий для распространения накопленного педагогического опыта учителей математики и информатики...

Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта

В данной публикации представлены основные проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта

Распространение педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта.

Информация об участии в семинарах, конкурсах, и др....

Распространение педагогического опыта

Выступления на районных МО, открытые уроки...

«Личностно-ориентированное обучение» на уроках биологии. Обобщение и распространение педагогического опыта.

Ключевыми проблемами своей педагогической деятельности я считаю следующие:Как обеспечить успешность каждого школьника в обучении?Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации учебной деяте...