Техника постановки вопросов.
презентация к уроку на тему

Родионова Оксана Михайловна

Презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnika_postanovki_voprosov_ispravl.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов

Слайд 2

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето. И.Кант

Слайд 3

- инструмент познавательной деятельности - взаимодействие субъектов образовательного процесса

Слайд 4

Вопрос есть психическое отображение нераскрытости , непредставленности тех предметных отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный процесс. Л.М . Веккер

Слайд 5

Вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и те, кто умеют их задавать, получают гораздо больше полезной информации, чем те, кто не умеет этого делать. Для чего нужны вопросы? ПОЧЕМУ ЗАЧЕМ КОГДА

Слайд 6

Для чего нужны вопросы? Решают дидактические задачи Побудить к деятельности. Актуализировать потребности и сформировать мотивы . Выяснить отношение к событиям, фактам, изучаемому материалу. Выяснить уровень знаний изучаемого материала.

Слайд 7

Для чего нужны вопросы? Решают дидактические задачи Определить уровень понимания. Помочь в принятии решения и самоопределении в деятельности. П одвести к нужному выводу. Побудить детей к постановке своих вопросов.

Слайд 8

Классификация вопросов ? закрытые открытые творческие с альтернативой ответа наводящие основные второстепенные ключевые риторические

Слайд 9

Классификация вопросов Даётся однозначный ответ. Используются для проверки знания фактического материала. Используют при проведении тестов, зачётов. Закрытые вопросы

Слайд 10

Классификация вопросов Требуют развернутого ответа в свободной форме. Позволяют выяснить, как мыслит ребёнок. Обучающийся находится в активном состоянии: должен обдумывать высказывания, аргументированно обосновывать позицию. Открытые вопросы

Слайд 11

Классификация вопросов Разновидность открытых вопросов. Присутствуют элементы условности , прогноза или предположения. Вопросы с частицей БЫ: что изменилось БЫ…, если БЫ… Творческие вопросы

Слайд 12

Классификация вопросов Закрытые и открытые вопросы. Необходимо выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых . Используются в тестовых и олимпиадных заданиях. Вопросы с альтернативой ответа

Слайд 13

Классификация вопросов П одводят ученика к ожидаемому ответу. Наводящие вопросы

Слайд 14

Классификация вопросов Основные заранее планируются учителем. Второстепенные дополняют основные. Основные и второстепенные вопросы

Слайд 15

Классификация вопросов Затрагивают более широкий контекст изучаемой темы. Касаются предвидения или практического применения знаний. Активизируют познавательную деятельность. Ключевые вопросы

Слайд 16

Классификация вопросов Не требуют прямого ответа. З адаются с целью акцентировать внимание учащихся или получить их поддержку. Риторические вопросы

Слайд 17

Классификация вопросов по характеру постановки вопроса ( Н . И. Запрудский ) ? на понимание на уточнение на развитие

Слайд 18

Правильно ли я вас понял…? Цель: лучше понять то, о чём говорит выступающий. Вопросы на понимание Классификация вопросов по характеру постановки вопроса ( Н.И.Запрудский )

Слайд 19

То есть, вы хотите сказать, что …? Затем следует просьба уточнить тот или иной фрагмент выступления. Цель : предоставление возможностей для обратной связи. Вопросы на уточнение Классификация вопросов по характеру постановки вопроса ( Н.И.Запрудский ) Цель: получение информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Слайд 20

Можно ли вашу мысль или ваш рассказ развить следующим образом…? Слушатель даёт свою интерпретацию развития событий, логики рассказа и т.п. Вопросы на развитие Классификация вопросов по характеру постановки вопроса ( Н.И.Запрудский )

Слайд 21

Правила постановки вопросов Правило 1 Педагогу следует занимать позицию партнера. Успех его деятельности зависит от того, насколько хорошо он умеет общаться с детьми. Готов ли обращаться к ним не только с вопросами по учебному материалу, но и с вопросами о том, как этот материал ими изучается.

Слайд 22

Правила постановки вопросов Правило 2 Чётко определяйте цель формулируемых вопросов. Именно целевая установка поможет при выборе вопросов, которые будут ставиться перед детьми. Задача Правило 2

Слайд 23

Правила постановки вопросов ? Правило 3 Используйте открытые вопросы. Используйте « вопросы Коломбо » (« Да, кстати, интересно …»). Преподаватель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей. Задача

Слайд 24

Правила постановки вопросов ? Правило 4 Уходите от постановки вопросов типа: «Что называется электрическим током ?» Лучше спросить: «Как ты понимаешь это явление – электрический ток?». У чащемуся становится понятно, что для учителя главным является не электрический ток, а он сам, его понимание этого явления. Задача

Слайд 25

Правила постановки вопросов ? Правило 5 Ф ормулируйте вопросы не только к учебному материалу, но и к другим составляющим урока: целям, формам, методам и средствам обучения, деятельности учащихся и учителя, результату и способам его контроля и оценки. Задача

Слайд 26

Правила постановки вопросов ? Правило 6 Предлагайте детям отвечать на вопросы в парах, что позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, развивать их коммуникативные способности. Задача

Слайд 27

Правила постановки вопросов ? Правило 7 У ребят должно быть время на обдумывание вопроса, что позволит прийти к верному ответу либо к интересной версии ответа. Задача

Слайд 28

Правила постановки вопросов ? Правило 8 Вызывайте для ответа не только самых успешных учащихся. Задача

Слайд 29

Правила постановки вопросов ? Правило 9 Корректно реагируйте на ответы детей, даже если они ошибочны. Ситуацию , когда учащийся не может ответить на вопрос, педагогу следует считать нормальной. Факт затруднения следует воспринимать как обычный: мы все постоянно сталкиваемся с затруднениями, но для того и учимся, чтобы их преодолевать. Задача

Слайд 30

Правила постановки вопросов ? Правило 10 Проводите целенаправленную работу по обучению правильно задавать вопросы . Задача

Слайд 31

Правила постановки вопросов ? Правило 11 Формулировка вопроса — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти. Задача

Слайд 32

Методы развития умений формулировать вопросы вопросительные слова «толстый» и « тонкий» вопросы 6 W ромашка вопросов

Слайд 33

Стратегия «Вопросительные слова» С тратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. « Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса». Вопросительные слова Основные понятия темы Как? Где? Почему? Куда? Откуда? Ветер Атмосфера Шкала Бофорта Скорость ветра Флюгер

Слайд 34

Приём «толстый» и «тонкий» вопросы «Тонкие» вопросы - короткий ответ. « Толстые» вопросы – обстоятельные ответы. Использование: организация взаимоопроса ; начало беседы по изучаемой теме; определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто? Где? Когда? Объясните, почему…? В чём различие…? Как вы считаете?

Слайд 35

Приём «6 W » Почему? Зачем? По какой причине? Приём позволяет научиться так сформулировать вопрос, чтобы определить неизвестную область в рамках уже изученной темы. У чащиеся « заземляют» «сухую» информацию на жизненный, практический уровень . В результате «чувствуют почву под ногами», приобретают уверенность в себе .

Слайд 36

Приём «Ромашка вопросов » Учащиеся всех возрастов понимают значение всех типов вопросов, т.е. могут привести свои примеры. Благодаря такому комплексу вопросов дети приобретают способность разбираться в ситуации и смотреть на неё под разными углами зрения .

Слайд 37

Приём «Ромашка вопросов » Простые вопросы. При ответе нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д. простые

Слайд 38

Приём «Ромашка вопросов » Уточняющие вопросы. Цель: предоставление возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. простые уточняющие

Слайд 39

Приём «Ромашка вопросов » Интерпретационные (объясняющие ) вопросы. Д анный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. простые уточняющие объясняющие

Слайд 40

Приём «Ромашка вопросов » Творческие вопросы. Есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза. простые уточняющие объясняющие творческие

Слайд 41

Приём «Ромашка вопросов » Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. простые уточняющие объясняющие творческие оценочные

Слайд 42

Приём «Ромашка вопросов » Практические вопросы. Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. простые уточняющие объясняющие творческие оценочные практические

Слайд 43

Для чего учитель задаёт вопрос? правильный ответ пересмотр точки зрения обратить внимание на то, что упустил

Слайд 44

Что делает плохой вопрос? сбивает с толку «замораживает» процесс мышления заставляет топтаться на месте

Слайд 45

Что отличает плохой вопрос? ученик должен догадаться, что думает учитель

Слайд 46

Хороший вопрос имеет огромный обучающий эффект, потому что позволяет остро обозначить проблему; я вляться мостиком к другим вопросам, которые могут возникнуть у детей .

Слайд 47

Задавайте хорошие вопросы моделируйте развитие от одного вопроса к другому; экспериментируйте с формулировками; работайте с интонацией; упрощайте синтаксис.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Английские грамматические алгоритмы постановки вопросов

Алгоритмы с успехом могут быть использованы при обучении английскому языку.Постановка вопросов вызывает у учащихся трудности, поэтому важна чёткая последовательность действий....

Методическое пособие "Подготовка к устной части ЕГЭ по английскому языку: постановка вопросов".

Это методическое пособие поможет успешно подготовиться к устной части ЕГЭ по англйскому языку. Вы научитесь задавать вопросы с опорой на картинку и на фразы-стимулы. Здесь рассказывается о том, как во...

«Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов»

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он и...

Техника постановки вопросов

данная статья посвящена технике постановки вопросов, т.к. всем известно, что хорошо поставленный вопрос — тот, на который участник деловой беседы захочет ответить, сможет ответить или над которы...

Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он и...

Техники управления учебной деятельностью. Техника постановки вопросов.

Техника постановки вопросов - одна из важнейших педагогических технологий обучения.Вопрос служит отправной точкой познавательной деятельности. Правильно задавать вопрос- важнейшее умение педагога, одн...