Сообщение "Рефлексия"
методическая разработка на тему
Сообщение "Рефлексия" предназначено для использования в публичном выступлении на заседании ШМО И РМО, на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya._soobshchenie.docx | 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС. Рефлексия в проектно-исследовательской деятельности».
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
- познакомить коллег с понятием рефлексия
- дать представление о классификации рефлексии
- показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках и во время реализации проектно-исследовательских технологий
Вступление
Добрый день, уважаемые коллеги! Расскажу вам одну притчу:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один из его учеников захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, спросил мудреца: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец? (высказываются все) “Всё в твоих руках”.
В наших руках – судьбы детей, поэтому очень важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – развивать личность каждого ребёнка, заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни человека связано, прежде всего, с рефлексией.
Раскрытие темы сообщения
Тема моего сообщения “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС. Рефлексия в проектно-исследовательской деятельности педагога и учащихся”.
Сначала разберёмся, что такое рефлексия?
I часть. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС. Теоретическая часть
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова: Рефлексия, - и, ж. (книжн.). Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Склонность к рефлексии.// прил. Рефлексивный, -ая, - ое. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове рефлексия ставится на слог ЛЕ.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению.
Таким образом, рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, «взгляд в себя», потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Какую роль играет рефлексия в современном уроке?
1. Современный урок - это развивающий и личностно ориентированный урок.
Обязательным условием для создания развивающей среды на уроке является именно этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
2. Рефлексия не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и помогает формировать и развивать УУД (универсальные учебные действия), которые обеспечивают способность к организации самостоятельной учебной деятельности и достижение метапредметных результатов в обучении:
умения самостоятельно добывать знания, планировать, собирать необходимую информацию, выделять главное, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
3. На этапе рефлексии реализуются основные принципы развивающего обучения - принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Если ребенок понимает:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке. Какие задачи будут решаться;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
4. Позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию, самоуправлению и формированию привычки к осознанному отношению к своей деятельности, критическому осмыслению жизни, событий, выявлению причин проблем и путей их решения.
5. Рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, что не освоено, над чем поработать, то есть, "держать руку на пульсе".
6. Рефлексия - это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.
7. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои способы, методы, успехи с успехами других учеников, осознавать не только процесс и результаты деятельности, а главное – выявлять те изменения, которые происходят в развитии ученика как личности.
8. Рефлексия помогает ученикам формулировать не только цели своей учебной деятельности, гибко корректировать их в процессе дальнейшей работы, но и правильно скорректировать свой образовательный путь.
9. Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует позитивному и открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и собственной значимости.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1. Физическую (успел – не успел);
2. Сенсорную – относящуюся к чувственному восприятию, ощущениям (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
3. Интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4. Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить индивидуально, лишь письменно и без огласки результатов.
Когда проводить?
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе, а также по итогам изучения темы, раздела, в конце четверти, учебного года.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Виды рефлексии Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. I. По содержанию: символическая, устная и письменная. 1. Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). 2. Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. 3. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы. II. По форме деятельности: 1.Коллективная, 2.Групповая. Ценность групповой рефлексии заключается в том, что переживания участников, связанные с приобретением нового опыта, складываются в единую многоцветную картину. И тогда уже всем становится понятен смысл высказывания: «Мир богаче наших представлений о нем». Так закладываются основы толерантности. 3. Фронтальная, 4. Индивидуальная. Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала - всем классом, потом - в отдельных группах, затем - выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой, к индивидуальной рефлексии. III. По цели и функциям: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно". Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса и каждого ученика, настроить на восприятие новой темы, на позитивную работу в течение всего урока. Дети учатся оценивать своё состояние, свои эмоции, аргументировать свою точку зрения. Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом и каждым учеником, по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы, в конце урока и т. д. Рефлексия как психологическая настройка на урок способствует формированию благоприятного микроклимата. Неразрешенные проблемы, невысказанные участниками мысли и чувства препятствуют полноценному восприятию происходящего на уроке. Поэтому важно настроить ребенка на урок. А для этого порою необходимо дать ему возможность высказаться о том, что его беспокоит, тревожит в данный момент. «Изобрази телом свое настроение» - этого рефлексивно упражнения порою достаточно, чтобы снять у ребенка мышечное напряжение перед уроком (здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии), дать ему возможность избавиться от проблем, перейти в состояние «здесь и сейчас». Потратив 1-2 минуты в начале урока, вы дадите возможность не только проявить себя, свои способности (для пластичных, творческих детей), но и ощутить свою значимость, потому что дети остро переживают ощущение своей разобщенности с этим миром, свойственную сегодня и многим взрослым. Отметим, что рефлексия здесь является еще и способом самовыражения учащихся. Приемы: цветопись, букет настроения, дерево чувств, художественные изображения, картина, музыкальный фрагмент, эмоциональное состояние, настроение телом. 2. Рефлексия деятельности. Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные, осмыслить выбранные виды, формы и способы работы, их увлекательность и полезность. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, при закреплении материала, во время защиты проектных и исследовательских работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, алгоритм, контроль и оценка. Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: что учащийся умеет? Что может? Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность и отвечать на смысловые вопросы: «Где? Когда? Куда? Откуда? Почему: Зачем? И как?»… 3. Рефлексия содержания учебного материала. Организация обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание изученного материала. Происходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали, – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы всего класса, выявляются пробелы в знаниях. Рефлексивно-оценочная часть – это не только оценка собственной деятельности учениками, но и анализируются методы, приемы, теоретические положения, с помощью которых получены соответствующие целям результаты. На данном этапе учителем оценивается успешность познавательной деятельности учащихся, производится контроль и в случае необходимости коррекция как текущих, так и итоговых результатов. Это внешняя оценка. Внутренняя оценка - субъектная, личностная - осуществляется учеником на основе его собственных представлений об эталонном результате (какой он хотел получить) и о полученном, т. е. осуществляется самоконтроль, ведущий к самооценке. (Внешняя обратная связь - от субъекта учебного процесса к другому субъекту - мониторинг процесса обучения и его внешнюю оценку. Внутренняя обратная связь - информация от субъекта обучения возвращается к нему самому - рефлексии учащихся). Наряду с оценкой, рефлексия может выступать в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели. Приемы: незаконченное предложение, выбор афоризма, точка зрения, достижение цели, отношение к проблеме, умозаключение, кластер, синквейн, работа с текстом (фрагментом фильма), тесты, сочинения, стихотворения, эссе, размышления над вопросами, составление таблицы, многоточие, открытый финал. Отсутствие у учителя практического инструментария по организации рефлексии на уроке препятствует формированию рефлексивных умений учащихся. Данная работа – попытка систематизировать материал, который представлен в различных публикациях, а также обобщить собственные приемы проведения рефлексии на уроке. |
Для организации рефлексии на уроке необходимы следующие условия, которые и должен обеспечить любой учитель-предметник:
- Важно настроить участников на рефлексию.
- Прекрасно, если рефлексия связана с общей канвой урока, а не является «инородным» телом.
- При проведении рефлексии учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
- Важно, чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, и учитель. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
- Следите за тем, чтобы обратная связь оставалась краткой и индивидуальной и не перерастала в серьезный личностный анализ.
- Рефлексия – это всегда творчество. Нет ничего скучнее однообразной рефлексии. Выбор видов рефлексии очень широк. Много идей можно почерпнуть в психологической литературе, адаптируя предлагаемые методики к своему уроку.
Работа в группах по изучению основных приёмов рефлексии
(выступление каждого участника: рассказ об 1 - 3 приёмах рефлексии)
II часть. Рефлексия в проектно-исследовательской деятельности.
I. Оцениваем исследовательскую (проектную) работу
Основные позиции в оценивании:
1. Какую роль играет в образовательном процессе учебного учреждения?
2. Как она повышает эффективность обучения?
3. Как развивает личность учащихся?
Основные (базовые) критерии оценки УИР учащихся:
1. Наличие авторской позиции:
- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам;
- структура работы (введение, цели и задачи, методика исследования, выводы);
- соответствие выводов полученным результатам.
2. Литературный обзор и его качество, осведомлённость автора в общей проблематике выбранного направления исследований;
3. Самостоятельность в сборе материала и проведении исследования, корректность применяемой методики;
4. Культура оформления работы (текст), соответствие представленной работы требованиям конкурса или конференции.
Критерии оценивания проектных работ:
1. Социальная значимость (актуальность) проблемы, решаемой в ходе проектной работы;
2. Адекватность созданного продукта исследовательского проекта решению поставленной проблемы;
3. Глубина и оригинальность решения проблемы (учитывается изученная литература, корректность методов исследования, разработка конечного продукта);
4. Соответствие продукта поставленным целям проектной работы;
5. Оформление, исполнение продукта;
6. Апробация продукта;
7. Презентация продукта (учитываются умения сделать доклад, продемонстрировать продукт, аргументированно отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии);
8. Работа в группе (учитывается личный вклад в проект каждого участника, умение продуктивно взаимодействовать с другими участниками проекта).
Кто оценивает работу?
1. На научной конференции сообщество заинтересованных в исследовательской и проектной работе компетентных людей – научное сообщество (члены жюри, сами школьники-исследователи, научные руководители исследований, педагоги школ, другие слушатели) – очная форма.
2. Результаты экспертной оценки всегда доступны исследователям и их руководителям. На заочном конкурсе – это рецензии экспертов или письма-отзывы с приглашением принять участие в конкурсе или мотивированным отказом. При завершении работы конкурса или конференции (как правило, в небольшой тематической секции) – устное подведение итогов экспертами. Выделение и награждение авторов наиболее выдающихся работ организаторами - при закрытии мероприятий. Очень важна в воспитательном и в собственно исследовательском плане оценка работы и советы от учёных, занимающихся профессионально научными исследованиями!!!
3. Публикация работы в научных газетах и журналах (журнал «Исследовательская работа школьников», газета «Русский язык» издательства «Первое сентября», где после опубликованной работы один из лингвистов даёт краткую рецензию на исследование).
Основные недостатки исследовательских работ старшеклассников.
- Отсутствие описания или некорректность методики выполнения исследования;
- Невысокая культура оформления работы (композиция, ссылки на научные источники, стиль);
- Слишком широкая, не содержащая проблемы или неудачная постановка темы исследования;
- Отсутствие статистической обработки полученных результатов;
- Неверная интерпретация полученных результатов и несоответствие выводов и результатов исследования.
II. Проводим рефлексию.
Педагогическая рефлексия
Поскольку школьники только делают первые шаги в овладении методологией исследовательской деятельности, то неуспехи в проведении исследований связаны прежде всего с просчётами научных руководителей.
Что получилось, что не получилось в руководстве работой? В чём причина успеха или неудачи? Эти вопросы обязательно встают перед каждым руководителем проекта или исследования по завершении работы. Дать ответы на них, разобраться в причинах, т. е. провести педагогическую рефлексию, - единственный путь к совершенствованию себя как руководителя. Можно предложить использовать для этого вопросы анкеты, которая очень хорошо зарекомендовала себя при проведении педагогической рефлексии по теме «Организация учебно-исследовательской и проектной работы школьников по русскому языку и литературе».
Анкета-сопровождение
(заполняется научным руководителем после завершения работы)
1. Вами или учеником была предложена тема исследовательской (проектной) работы?
2. Была ли тема скорректирована в процессе работы? Как она выглядела первоначально?
3. В чём, с Вашей точки зрения, достоинства этой работы?
4. В чём, с Вашей точки зрения, недостатки этой работы?
5. С какими причинами были связаны недостатки работы?
6. Чем, как Вам кажется, обусловлены достоинства?
7. Удовлетворены ли Вы, как научный руководитель, результатами этой работы?
8. Какие цели реально достигнуты Вашим учеником в процессе исследовательской (проектной) работы по русскому языку (литературе)?
Обозначьте цифрами свои приоритеты:
От 8 – максимум до 1 – минимум и вставьте баллы в круглые скобки:
( ) – открытие учеником новых научных знаний;
( ) – повышение мотивации учеников в изучении русского языка (литературы);
( ) – привитие ученикам универсальных навыков исследовательской (проектной) работы;
( ) – воспитание лингвистически компетентной личности;
( ) – общее (интеллектуальное, духовное, культурное, творческое) развитие личности;
( ) – приобретение учениками нового круга общения, новых интересов;
( ) – помощь в выборе учеником будущей профессии;
( ) – другие (впишите) _______________________________________
___________________________________________________________
9. С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в ходе организации и проведения работы? Подчеркните, с чем они были связаны:
1) С трудностями в получении информации (научной литературы, доступа в библиотеки, доступа к Интернету и т. д.);
2) С недостатком информации о конференциях и конкурсах исследовательских и проектных работ школьников;
3) Впишите другие, на Ваш взгляд, трудности и их причины _________________________________________________________________
10. Какие возможности для Вашего профессионального развития открылись в ходе руководства исследовательской (проектной) работой школьников по русскому языку (литературе).
Первые 2 вопроса анкеты (№1- 2) помогают выяснить, насколько успешно сотрудничали руководитель и школьник. По статистике, инициатива в выборе темы исследования преимущественно принадлежит руководителям. Из них более половины тем в процессе исследования не корректируются с учётом интересов школьников. Только в трети работ инициаторами в выборе темы становятся ученики. В таких случаях руководители нередко самоустраняются от руководства исследованием, а темы больше не корректируются и не уточняются. За редким исключением названий тем, изначально сформулированных удачно, грамотно, это объясняется недостаточным доверием ученика к руководителю.
Следующая группа вопросов анкеты (№3 - 6) помогает руководителю проанализировать содержательную часть работы:
- корректно ли была поставлена тема, цели и задачи работы;
- помогла ли отобранная литература в построении теоретической основы исследования;
- правильно ли выбрана и достаточно ли адаптирована методика ведения исследования;
- как собирался языковой материал и достаточно ли его было для выводов;
- насколько исчерпывающе представлено исследование в тексте, а текст тщательно отредактирован?
Примером педагогической рефлексии руководства исследовательской работой по русскому языку может служить Приложение №1.
Большая часть учителей – руководителей исследований, отвечая на вопрос № 7 анкеты, оценивают свою работу критически и не высказывают полного удовлетворения сделанным.
Размышляя над трудностями, с которыми им пришлось столкнуться (вопрос №9) , они сетуют на отсутствие опыта научного руководства исследованиями по русскому языку и литературе, нехватку свободного времени и потерю собственного здоровья, недостаточные знания по лингвистике, недоступность лингвистической литературы и Интернета.
Для учителя, участвующего в организации исследовательской и проектной работы школьников, существуют широкие возможности для профессионального развития:
- Организация такой работы является одним из критериев в конкурсе лучших учителей в рамках национального проекта «Образование»;
- Даёт возможность для профессионального роста, возможность успешно работать в профильной школе;
- Способствует профессиональному росту учителя, открывает новые возможности для реализации творческого потенциала, для самообразования;
- Признание профессионализма учителя его учениками и коллегами, методистами;
- Участие в конференциях школьников позволяет реально представить уровень компетентности учителя, расширяет круг общения;
- Как личность каждый учитель может выразить своё «я» в такой работе, а как профессионал - приобрести много знаний по методике организации проектной и исследовательской работы;
- Воспитание одарённых, творческих детей – продолжение себя;
- Сотрудничество с увлечёнными школьниками и коллегами по работе.
Наибольшее удовлетворение от руководства исследовательской работой у учителей, по данным статистики, вызывает заметное повышение интереса (мотивации) школьников к изучению русского языка и литературы (в среднем 7 баллов из 8 возможных, не ниже 5 баллов).
Пример педагогической рефлексии по анкете-сопровождению
Тема исследования «Распространённые женские и мужские имена (изучение именника школы)» была предложена мною; в процессе работы не корректировалась.
К достоинствам работы отношу следующее. Во вступительной части не только определены цель и задачи исследования, но и дано обоснование выбора именно этой темы. Широкая формулировка темы была сужена с помощью уточнения – «изучение именника школы». Обзор литературы по теме исследования предваряет анализ языкового материала, а не растворён в нём. Из работы видно, что самостоятельно был собран и обработан материал, сделаны выводы, связанные с поставленной целью. Список использованной литературы оформлен с полными выходными данными.
Недостатком работы считаю сухость в изложении материала, краткость комментариев к приводимым числам. Эти недостатки обусловлены, как мне кажется, психологическими особенностями ученика: он обладает математическим складом ума, учится в классе технологического профиля, стремится все данные облечь в краткий язык цифр.
Многие достоинства работы тоже обусловлены математическими наклонностями автора, так как умение мыслить логично и изъясняться точно – одно из главных условий математической работы. Результатами данной работы я в целом удовлетворена.
Цели, достигнутые в ходе работы, таковы:
( 6) – открытие учеником новых научных знаний;
( 8) – повышение мотивации учеников в изучении русского языка (литературы);
( 8) – привитие ученикам универсальных навыков исследовательской 9проектной) работы;
( 6) – воспитание лингвистически компетентной личности;
( 6) – общее (интеллектуальное, духовное, культурное, творческое) развитие личности;
( 4) – приобретение учениками нового круга общения, новых интересов;
( 0) – помощь в выборе учеником будущей профессии.
Трудно было выявить в информационно-технологическом классе ребят, способных заниматься лингвистическими исследованиями. Были проблемы с изучением специальной литературы из-за недоступности источников. При окончательном оформлении работ было сложно (из-за ограниченного объёма работы) отобрать материал из большого количества найденной интересной информации. Из-за сжатости работа выглядит тезисной.
В этой области педагогической деятельности я вижу для себя, во-первых, возможность повышения собственной лингвистической компетенции и уровня образования в целом. Руководство исследовательскими работами школьников помогло мне сблизиться с учениками. Я стала лучше понимать их отношение к предмету, раскрылись новые для меня качества их характеров.
Ученическая рефлексия.
Что получает школьник от исследовательской (проектной) работы?
Необходимость проведения рефлексии на этапе завершения исследовательских проектов и УИР обусловлена их образовательными и развивающими целями. В равной степени важна рефлексия как самооценка результата и продукта и как «приращение» личности исследователя:
- открытие новых качеств, способностей личности;
- формирование исследовательских навыков. Рефлексия может быть проведена в разных формах:
- в беседе руководителя с исследователем;
- обмене мнениями участников проекта за круглым столом;
- при анкетировании;
- в задании написать сочинение-размышление о проделанной работе. Анкетирование удобнее использовать при проведении рефлексии дистантно, когда нет возможности непосредственно пообщаться с учениками, или при необходимости организовать рефлексию сразу многих школьников (например, участников целой конференции).
Предлагаю анкету для учеников-исследователей.
Анкета для учеников-исследователей
1. Ваши данные: фамилия, имя, отчество.
2. В каком классе, школе вы учитесь?
3. Занимались ли Вы прежде исследовательской (проектной) работой? По какому предмету?
4. Напишите тему своей учебно-исследовательской (проектной) работы по русскому языку (литературе).
5. Чему Вы научились, занимаясь учебно-исследовательской (проектной) работой по русскому языку (литературе)? Что узнали?
6. Где и как Вы можете использовать полученный опыт?
7. Что Вам больше всего понравилось, вызвало интерес к исследовательской работе?
8. Что было трудно?
9. Как изменила исследовательская (проектная) работа Ваше отношение к изучению русского языка (литературы)? К другим предметам?
Вопросы анкеты подталкивают исследователей осознать, что нового они узнали, чему научились, что представляло для них особый интерес во время исследования, а что было трудным, - словом, подвести итог своей работы. При проведении завершающей рефлексии у старшеклассников, занимавшихся исследовательской работой по русскому языку под руководством учителей – слушателей дистанционного курса «Организация исследовательской работы школьников по русскому языку», были получены ответы, которые позволяют сделать некоторые выводы об эффективности исследовательской работы для развития старшеклассников (были проанализированы ответы 50 старшеклассников из 23 школ России).
Первое, на что хочется обратить внимание. Самым заметным результатом (вопрос №5 анкеты) для старшеклассников стало открытие в себе исследователей:
- научились планировать исследование, оформлять результаты;
- уяснили отличия между исследовательской работой и рефератом;
- поняли, что самостоятельно полученные знания – самые полезные.
На вопрос №6 «Где и как вы можете использовать полученный опыт?» старшеклассники отвечали, что данный опыт будет им полезен:
- для дальнейшей учёбы в школе (сдачи экзаменов, на уроках русского языка, для подготовки других докладов);
- для учёбы в вузе;
- в любой области, в жизни;
- для профессиональной деятельности лингвиста (6 %). Не дали никакого ответа только двое опрошенных из 50 (4 %). Никто не ответил, что опыт исследовательской деятельности никогда ему не пригодится. Таким образом. старшеклассники ценят полученный опыт и считают, что он понадобится им в дальнейшем. Кроме того, они планируют перенести полученный исследовательский опыт в другие области, т. е. видят универсальные возможности применения исследовательских навыков.
Самыми эмоциональными были ответы на вопросы №7 и №8:
- понравилось, было интересно, принесло удовлетворение от работы;
- момент самопознания («появилась уверенность в себе», «оказывается, я могу написать хорошую работу»);
- самосовершенствование («такая деятельность развивает дисциплину, логику, помогает самосовершенствоваться»);
- открытие для себя нового знания («ранее неизвестные факты языка», «интересно было работать с памятниками литературы»).
А на вопрос «Что вам больше всего понравилось?» были получены ответы:
- анализ материала;
- социологический опрос;
- сопоставление фактов;
- творчество (создавать текст, выступать, делать презентацию, т. е. интереснее всего было само исследование, те или иные его этапы).
Однако и труднее всего оказалось именно исследование:
- поставить проблему;
- чтение научной литературы;
- трудно понять все термины;
- составить план работы;
- сбор материала;
- систематизация большого материала;
- работа с большим объёмом информации;
- написание текста;
- страшно выступать;
- трудно уместить всё в 10 минут. На то, что было мало времени и трудно было совмещать учёбу и исследовательскую работу, пожаловались только трое опрошенных.
Ответы на вопрос № 9 анкеты позволяют оценить, как сказалась исследовательская работа на развитии языковой личности школьников, как изменилась их мотивация к изучению русского языка. Большинство старшеклассников отметили возросший интерес к русскому языку, многие сделали в ходе исследования небольшие лингвистические открытия для себя.
Таким образом, субъективные открытия, сделанные самостоятельно в исследовании какой-либо узкой проблемы, мотивируют учащихся к изучению русского языка.
У некоторых ребят значительное повышение интереса к русскому языку объясняется появлением свежего, непривычного взгляда на привычный предмет в ходе исследования.
Также были даны ответы, в которых отмечалось повышение интереса к изучению языка, позитивное отношение к предмету в целом.
Усилению положительной мотивации также сопутствует развитие речевой и языковой рефлексии («интересно было вслушиваться в живую разговорную речь и примечать её особенности»), появление ценностного отношения к языку и его возможностям («у меня сложилось своё отношение к словотворчеству и словесным изыскам»).
Однако были получены и такие ответы: «Я стал получать более высокие оценки за сочинения», «Учительница сказала, что я научилась правильно выражать свои мысли», «Никак»).
Неоднократно в анкетах встречались ответы, подтверждающие глубокую значимость исследовательской работы в плане личностных достижений («Я стала больше верить в себя, так как у меня получилось провести такую серьёзную работу»).
Заключение
Таким образом, мы убедились, насколько необходима проектно-исследовательская работа в школе и насколько важна необходимость проведения педагогической и ученической рефлексии в организации данной деятельности.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как ученика как личность оценивает не только он сам, но и окружающие люди.
Рефлексия на уроке – это один из важных его этапов, это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на развитие личности каждого ученика, повышать качество знаний, мотивацию.
Не случайно мы сказали, что все в наших руках.
Пока учитель задаёт себе вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Список литературы
- Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
- Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
- Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
- Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.
- Абрамова С. В. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы:пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014. (Работаем по новым стандартам)