Модель методического объединения педагогов дополнительного образования - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
опыты и эксперименты на тему
Педагогическая студия - апробированная в Центре дополнительного образования "Радуга" модель методического объединения педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА»
СТ.БРЮХОВЕЦКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
Кравцова Оксана Николаевна, методист
Ст. Брюховецкая
2015 год
АННОТАЦИЯ
Центр дополнительного образования «Радуга» - активный участник процесса освоения и реализации новых ФГОС в содружестве с общеобразовательными учреждениями муниципального образования Брюховецкий район.
Стараясь реализовать запросы и потребности района в рамках дополнительного образования, в Центре была разработана и апробирована модель и план-график мероприятий по реализации ФГОС. Важным условием было замотивировать педагогов на работу. В связи с этим были разработаны программы и подпрограммы организации, проводились методические учёбы и семинары, была организована работа творческих групп по различным направлениям, корректировались дополнительные образовательные программы педагогов, был создан мониторинг отслеживания универсальных учебных действий.
Широкое обсуждение вопросов введения ФГОС в коллективе, анализ методической работы привёли к созданию новой Модели методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования – Педагогической студии.
Предлагаемая Модель может быть использована как в учреждениях дополнительного образования в сотрудничестве с педагогами учреждений общего образования, так и в образовательных учреждениях любого типа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным условием реализации ФГОС общего образования, несомненно, становится интеграция общего и дополнительного образования через внеурочную деятельность, где на первый план выходит развитие личности обучающегося. Дополнительное образование удовлетворяет образовательные потребности, не реализуемые в других учебных заведениях, через разнообразные формы работы с детьми.
Одним из основных аспектов работы Центра дополнительного образования в рамках ФГОС является включение педагогов дополнительного образования в процесс реализации внеурочной деятельности и осуществление сотрудничества с общеобразовательными организациями района. Количество школ, взаимодействующих с Центром «Радуга» на протяжении нескольких лет увеличивается, также увеличивается количество задействованных в этом процессе педагогов. Эти процессы естественным образом требуют тесного взаимодействия педагогов и в плане методического совершенствования. Предлагаемая Модель методического сопровождения - Педагогическая студия реализует это требование.
Таким образом, можно сформулировать целевые установки
- создание условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности, практического решения проблем, выработки единых педагогических требований;
- разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности школьников во внеурочное время;
- создание условий для самообразования педагогов.
Структура Педагогической студии позволяет спланировать совместную деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений района.
Методическая тема - «Повышение эффективности воспитательно -образовательного процесса в условиях реализации ФГОС через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства педагога» - реализуется на протяжении трёх лет совместно с педагогами общеобразовательных учреждений
В Программу заседаний включены для обсуждения темы, разрабатываемые на практике в качестве материалов для самообразования педагогов. Важное место отведено и индивидуальным консультациям, которые проводятся как методистами, так и опытными педагогами.
Организация работы, направленной на совершенствование образовательно-познавательной деятельности педагогического сообщества в дополнительном образовании по предлагаемому проекту, ведёт к развитию процессов интеграции с общим образованием, сетевого взаимодействия, разработке новых механизмов, процедур, технологий взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС общего образования (интегрированных образовательных программ, программ внеурочной деятельности, совместных проектов, форм сотрудничества и др.).
Именно в дополнительном образовании заложена возможность реализации основных требований ФГОС к развитию личности ребёнка, поэтому необходимо расширять формы взаимодействия организаций общего и дополнительного образования.
При правильно организованном сотрудничестве школы с организациями дополнительного образования ребёнок получит знания, которые пригодятся ему в жизни. Только при таком подходе он будет успешен и приобретёт новые, необходимые ему компетенции.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТУДИИ
- Общие положения
1.1 Педагогическая студия является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, объединяющим педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов по образовательным областям и видам воспитательной работы. Существенным признаком студии является гармоничное сочетание теоретического, методического и технологического изучения педагогических проблем. Педагогическая студия представляет собой специфическую форму повышения профессионального мастерства педагогов, направленную на изучение педагогики и методики в их прикладном аспекте, таким образом обеспечивающую переход от уровня рекомендаций и положений к уровню умелого практического решения педагогических проблем.
1.2 Деятельность Педагогической студии основывается на педагогическом анализе, прогнозировании и планировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с типом учреждения дополнительного образования и программой его развития.
1.3 Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы Педагогической студии определяются его членами в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения и утверждаются педагогическим советом образовательного учреждения дополнительного образования.
II. Цели и задачи деятельности
2.1 Цели организации Педагогической студии:
- профессиональное переосмысление педагогами своей педагогической
позиции;
- объединение педагогов, работающих над определенной проблемой;
- организация опытно-поисковой, исследовательской, инновационной
деятельности по проблеме;
- создание педагогам условий для самовыражения;
- стимулирование педагогического поиска и инициативы.
2.2 Деятельность Педагогической студии направлена на выполнение следующих задач:
- обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания детей;
- постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы;
- проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
- выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания; обеспечивать постоянное освоение своевременной теории и практики;
- создавать условия для самообразования педагогов ДО и осуществлять руководство творческой работой коллектива.
III. Содержание деятельности.
3.1. Педагогическая студия формирует научно-теоретические взгляды учителей, потребность в непрерывном самообразовании, способствует развитию педагогического мышления и совершенствует профессиональные умения педагога.
3.2. Педагогическая студия обучает педагогов ведению опытно-поисковой и исследовательской деятельности.
3.3. Участники Педагогической студии ведут исследования в русле единой темы (проекта).
3.4. Студийцы осваивают новое содержание образования, современные педагогические технологии.
3.5. Участники апробируют на практике педагогические находки, разработанные на занятиях студии.
3.6. Педагоги студии ведут совместный поиск оптимальных решений педагогических задач, актуальных для дополнительного образования.
IV. Структура и организация деятельности
4.1. Педагогическая студия объединяет две секции: педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов.
4.2. Педагогическая студия имеет программу и план, утвержденные на педагогическом совете образовательного учреждения.
4.3. Руководство педагогической студией осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
4.4. Руководство секциями педагогической студией осуществляется методистами-кураторами.
4.5. По окончании ежегодного цикла работы (учебного года) студия предоставляет творческий отчет на педагогическом совете.
4.6. Занятия проводятся не реже 1 раза в четверть в различной форме: моделирование социально-педагогических ситуаций, ролевые, деловые игры, профессиональные тренинги, коллективные творческие упражнения, практикумы, дискуссии.
4.7. Рекомендуется следующая структура проведения занятия.
а) пролог (эмоциональный заряд);
б) этюд (знакомство проблемой);
в) экспликация (теоретическое обоснование);
г) дискуссия (коллективное размышление по проблеме);
д) рефлексия.
4.8 Документация студии:
- положение о педстудии;
- программа и план работы;
- протоколы заседаний студии;
- аналитическая справка об итогах работы.
Проблемы и задачи на 2015-2016 учебный год
Методическая тема (реализуется с 2015 года в течение трёх лет): «Повышение эффективности воспитательно - образовательного процесса в условиях реализации ФГОС через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства педагога»
Задачи методической работы на 2015/2016 учебный год:
1. Развитие культурно-образовательной среды в МБУДО ЦДО «Радуга», открытой всем субъектам педагогической деятельности, направленной на обеспечение высокого уровня образовательного процесса.
2. Обеспечение роста профессиональной компетентности педагогов в ходе работы по темам самообразования с целью ориентации на развитие мотивации обучения, способностей и возможностей каждого обучающегося, на раскрытие их личностного, интеллектуального, творческого потенциала.
3. Создание единой системы внеурочной деятельности педагогов и обучающихся, направленной на разностороннее развитие личности участников образовательного процесса.
4. Реализация технологии системно - деятельностного обучения в воспитательно-образовательном процессе по требованиям ФГОС.
5. Расширение сферы использования информационных технологий, создание условий для раннего раскрытия интересов и склонностей обучающихся к научно-исследовательской деятельности, для усвоения исследовательских, проектировочных и экспериментальных умений.
Программа заседаний методического объединения
педагогов дополнительного образования
Сентябрь
Тема: «Особенности организации непосредственно образовательной деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС в учреждении дополнительного образования».
1. Дополнительное образование как фактор реализации творческого потенциала детей (О.Н.Кравцова, методист)
2. Возможности системы дополнительного образования для развития творческой и интеллектуальной составляющей (Проскура И.Н., психолог)
Секция педагогов дополнительного образования
Театр как средство развития творческой одаренности обучающихся и профессионального самоопределения (из опыта работы Кравченко Н.И., педагога дополнительного образования)
Секция педагогов-организаторов
Игра как средство самовыраженияребёнка (Фабрая Н.Н., педагог-организатор)
Ноябрь
«Круглый стол» педагогического сообщества муниципального образования Брюховецкий район
Тема: «Формирование у обучающихся гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств и чувства принадлежности к мировому сообществу в рамках ФГОС».
Категория участников: педагоги и методисты учреждений дополнительного образования, учителя кубановедения, ОРКСЭ и ОПК, классные руководители казачьих классов общеобразовательных учреждений, казаки-наставники Брюховецкого казачьего общества.
Январь
Тема: «Взаимодействие педагогов дополнительного образования при реализации образовательной программы с социальными партнёрами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия)»
1. Система целенаправленного выявления потенциальных способностей обучающихся в рамках учреждения дополнительного образования (Клименко Т.Ю., заместитель директора)
2. Развитие интереса и способностей детей в коллективной и индивидуальной работе объединения (из опыта работы Бугровой Е.Н., педагога дополнительного образования, на базе СОШ №8 ст. Чепигинской)
Секция педагогов дополнительного образования
Учебно-исследовательское проектирование и профессиональная ориентация обучающихся в условиях реализации социально ориентированных образовательных программ (из опыта работы Цыгулёвой Н.В., педагога дополнительного образования на базе СОШ №11)
Секция педагогов-организаторов
Развитие у обучающихся навыков организации досуга (Арустамян Р.Н., педагог-организатор)
Февраль
Тема: «Мониторинг уровня воспитанности и обученности по ФГОС в системе дополнительного образования»
1. Педагогическое прогнозирование в системе работы педагогов дополнительного образования (Проскура И.Н., психолог)
Секция педагогов дополнительного образования
Формирование активной гражданской позиции в детском творческом объединении (из опыта работы педагога дополнительного образования Кораблёвой Г.П.)
Секция педагогов-организаторов
Развитие творческого потенциала подростка и создание условий для его творческого роста через участие в работе Клуба по месту жительства «Возрождение». Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков. ( Кравченко Н.И., педагог-организатор)
Апрель
Тема: «Взаимодействие с родителями по организации индивидуальной образовательной траектории ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС».
1. Социальное партнерство с семьей в воспитании и развитии творческого потенциала детей (Гречко М.Ю., социальный педагог)
Секция педагогов дополнительного образования
Формирования активной гражданской позиции обучающихся в союзе с семьёй и школой (Есикова Н.М., педагог дополнительного образования)
Секция педагогов-организаторов
Значение организация досуга ребёнка во взаимодействии с родителями (Ковалёва М.И., педагог-организатор)
Май
Расширенное заседание участников Педагогической студии с участием администрации Центра «Радуга» и родительского актива
Итоги организации методической работы в рамках Педагогической студии за 2015-2016 учебный год (Клименко Т.Ю., заместитель директора)
Исполнение педагогами Планов по самообразованию в 2015-2016 учебном году (Кравцова О.Н., методист.
МЕЖСЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Индивидуальные консультации
для педагогов дополнительного образования
1. Октябрь. Организация деятельности объединения в условиях реализации ФГОС. Требования к ведению документации.
2. Декабрь. Организация детских коллективов и закономерности социального развития ребенка в образовательных учреждениях.
3. Февраль. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей в системе дополнительного образования.
4. Март. Об организации 1-го фестиваля детского творчества (по итогам учебного года).
6. Май. Итоговые отчёты о деятельности детских объединений. Планирование на новый учебный год.
Список используемой литературы
и информационных источников
- Федеральные государственные образовательные стандарты http://www.standart.edu.ru/
- А.Г.Асмолов. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. Министерство образования и науки РФ федеральное автономное учреждение федеральный институт развития образования. http://dist.kkidppo.ru
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№ 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” http://dist.kkidppo.ru
- Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» http://www.rg.ru/2013/07/21/krasnodar-zakon2770-reg-dok.html
- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Радуга»
- Локальные акты муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного образования «Радуга»: а (Положение о Педагогическом совете; б) Положение о Совете родителей; в) Порядок пользования обучающимися инфраструктурой и объектами образовательной организации
http://brcdod.bru.kubannet.ru/normativ_doc.htm#ДОКУМЕНТЫ_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...
Методическое объединение педагогов дополнительного образования «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования».
Повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.План работы МО:Современное состояние детства как социальные проблемы.Девиантное поведение, виды Д.П. Роль УДОД в профил...
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...
Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"
Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»
Предлагаемый материал информирует о последних изменениях в основных документах нормативно-правовой базы в системе дополнительного образования детей и рекомендован педагогам дополнительного образования...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"
Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...