Рабочая программа по курсу ОРКСЭ для 4 класса
рабочая программа на тему

Хазова Людмила Анатольевна

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы православной культуры» для 4 класса разработана  на основе авторской программы А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_4_klassa_po_kursu_orkse.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39

       

                                                                                     

                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                          решением педагогического совета

                                            от________2016года протокол №1

                                             Председатель________Л.В.Колесник

                                           подпись руководителя ОУ  Ф,И.О.

                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы православной культуры»

Уровень образования:  начальное образование

4 класс

Количество часов:  34 часа

Учитель                Хазова Людмила Анатольевна

Программа разработана  в соответствии с ФГОС НОО,   на основе авторской программы А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. Москва: «Просвещение»,2010.

  1. Пояснительная записка

    Рабочая образовательная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) модуль «Основы православной культуры» разработана для 4 классов на основе   программы А.Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики» программа общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Москва: «Просвещение», 2010

Для изучения тем по данной программе используется учебник А.В.Кураева Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы:  – М. : Просвещение, 2012

     

Цели  курса:

   Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.     Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В связи с поставленной целью определяются задачи курса:

знакомство учащихся с основами православной культуры;

 развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для   достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных  учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

2. Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры».

Личностные результаты:

- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями художественных текстов посредством эмоционально-действенной идентификации;

- смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;

- формирование эстетических ценностей на основе эстетических критериев;

- формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений;

- эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса; умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока;

- умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;        

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различныхстилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и при чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения
к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Предметные результаты

       Научится

Получит возможность  научиться

1

Россия - наша Родина.

узнавать

государственную символику РФ,

проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории и культуре.

понимать и принимать нравственные цен-ности: Отечество,долг, нравственность, миро-любие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

2

Культура и религия.

.

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.

понимать значение культуры и религии и в выстраивании кон-структивных отноше-ний в обществе.

3

Человек и бог в православии.

.

передавать главное из прочитанного и прослу-шанного текста.

осуществлять запись выборочной информа-

ции по заданной теме.

понимать и принимать первоначальные пред-ставления о рели-

гииозной культуре.

4

Православная молитва.

.

отвечать на вопросы различного характера, связанные темой.

строить небольшой рас-

сказ.

самостоятельно нахо-дить варианты реше-ния учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне.

5

Библия и Евангелие.

.

строить сообщения в устной и письменной форме.

анализировать изучае-

-мые объекты с выделе-нием существенных признаков.

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

6

Проповедь Христа

строить логическое рас-суждение, включающее установление причинно- следственных связей.

понимать и принимать значение нравствен-ных норм для достой-ной жизни личности в обществе.

7

Христос и его крест.

.

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к коорди-нации различных позиций в сотруд-ничестве.

самостоятельно учи-тывать выделенные учителем ориентиры действия в новой теме.

8

Пасха.

.

грамотно формулиро-вать вопросы.

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.

адекватно восприни-мать и передавать ин-формацию, отражаю-щую содержание и

 условия коллективной  деятельности.

9

Православное учение о человеке.

Осознавать прочитан-ный  и услышанный текст, соотносить пос-тупки героев с нравст-венными нормами, де-лать выводы.

осознанно и произ-вольно строить сооб-щения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение по теме

10

Совесть и раскаяние.

.

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мне-ние и позицию, стреми-ться к координации различных позиций в сотрудничестве.

11

Заповеди.

строить сообщения в устной и письменной форме.

анализировать изуча-

емые объекты с выделе-нием существенных признаков.

строить логичекое рас-суждение, включаю-щее установление причинно-следствен-ных связей.

12

Милосердие и сострадание.

оценивать характер взаимоотношений лю-дей с позиции развития этических чувств, пони-мания чувств других людей и сопереживания им.

ответственности

за себя и своих близких.

осознавать ценность человеческой жизни.

13

Золотое правило этики.

.

передать главное из прочитанного и прослушанного текста.

работать со словарём.  

14

Храм.

работать со словарём, схемой.  

самостоятельно обра-щаться к вопросам, за-даниям учебника и ма-териалам приложения.

осознанно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение по теме

15

Икона.

самостоятельно обра-щаться к вопросам, за-даниям учебника и материалам приложе-ния.

16

Творческие работы учащихся.

.

излагать свое мнение

 по поводу значения православной культуры в  жизни людей и  

общества.

анализировать ответ.

осуществлять плани-рование своей и кол-лективной деятельно-

сти на основе осозна-ваемых целей, намечать новые цели.

проявлять творческую инициативу, самостоятельность

 в групповой работе

17

Творческие работы учащихся.

 

при контроле своей ра-

боты уметь обращаться к различным источникам информации.

давать оценку и анали-зировать ответ.

18

Как христианство пришло на Русь.

строить сообщения в устной и письменной форме.

анализировать изуча-

емые объекты с выделе-нием  существенных признаков.

Строить логические рассуждения, включа-ющие  установление причинно-следствен-ных связей.

личной ответственно-сти за себя и  своих близких.

19

Подвиг.

Осознавать прочитан-ный  и услышанный текст, соотносить пос-тупки героев с нравст-венными нормами, де-лать выводы.

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

20

Заповеди блаженств.

формулировать соб-ственное мнение и пози-цию.

учитывать другое мне-ние и позицию, стре-миться к координации различных позиций в сотрудничестве.

понимать и принимать значение нравствен-ных норм для достой-ной жизни личности в обществе.

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

21

Зачем творить добро?

.

 грамотно формулиро-вать вопросы.

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложе-ния.

22

Чудо в жизни христианина.

отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.

потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития.

23

Православие о Божьем суде.

строить сообщения в устной и письменной форме. анализировать изучаемые объекты с выделением существен-ных признаков.

строить логическое рассуждение, включа-

ющее установление причинно-следствен-

ных связей.

24

Таинство причастия.

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.

проявлять самостоя-ельность и инициатив-ность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подго-товке сообщений.

соотносить учебную информацию с соб-ственным опытом и опытом других людей

25

Монастырь.

передать главное из прочитанного и прослушанного текста.

работать со схемой-пла-ном.  

26

Отношение христианина к природе.

формулировать собст-венное мнение и пози-цию.

учитывать другое мне-ние и позицию, стреми-ться к координации различных позиций в сотрудничестве.

осознавать ценность природы и нести ответственность за

её сохранение.  

27

Христианская семья.

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, сверстники) в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им

понимать и принимать значение нравствен-ных норм для достой-ной жизни личности и семьи.

понимать и принимать значение морально-ответственного поведения в жизни человека и общества.

28

Защита Отечества.

29

Христианин в труде.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

чувствам гордости за

свою Родину, героичес-

кое прошлое России, чувствовать эмоцио-нальную сопричаст-ность подвигам и дости-жениям её граждан

понимать и осознавать  ценность нравствен-

ности и духовности в человеческой

жизни.

31

Подготовка

творческих  проектов.

.

поиск необходимой информации для выполнения заданий.

 подготовка сообщений и проектов по выбранным темам.

вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Проявлять самостоятельность и инициативность в решении творческих задач, находить допол-нительную информа-цию  по теме или проблеме осущест-влять расширенный поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.

32

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Памятники религиозной культуры в моем городе»

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

33

Выступление обучающихя с творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины».

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

выбирать наиболее эф-фективные способы решения учебной задачи.

проявлять самостоятельность и инициа-тивность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подго-товке сообщений.

соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.

34

Итоговая презентация творческих проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) 

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей

3.Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры».

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей  организовано в рамках 4 тематических разделов (уроков).  Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей.  Содержательные акценты первого раздела   — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет  духовные традиции многонационального народа России.  Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), дифферинцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.            

 Основные содержательные линии модуля «Основы православной культуры»

Изучение основ православной культуры реализуется по следующим взаимосвязанным содержательным линиям:

  • Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное Значение  Государственных символов России  (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.
  • Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
  • Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.
  • Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
  • Православные традиции патриотического и социального служения в современной России. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
  • Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.
  • Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
  • Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.

Учебный модуль «Основы православной культуры»,

Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы. фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

                                   

Перечень практических работ экскурсий, проектной деятельности

№ урока

Тема

Вид работы

1

Россия – наша Родина

П/Р. Разукрасить герб РФ, повторить гимн нашей Родины

2

Культура и религия

Экскурсия в местный музей или музейную комнату в школе

3

Человек и Бог в православии.      

Проект/деят. Попросить родителей рассказать о православии. Вместе с ребенком подумать над вопросом Что значит быть православным?

4

Православная молитва

Экскурсия на аллею славы к стелам погибших солдат в В.О.В. и локальных войнах

5

Библия и Евангелие

П/Р. Найти в Евангелие притчу о талантах (от Матф.гл.25 стих 14) прочитать {если есть эта книга дома}

6

Проповедь Христа

П/Р.

7

Христос и Его Крест.

П/Р. Нарисовать крест (4,6 или 8 конечный) Рассмотреть картину И.Макарова «Нагорная проповедь»

8

Пасха

П/Р. Сделать различные поделки в честь праздника и организовать выставку.

Проект/деят Сфотографировать сделать фотоотчет

9

Православное учение о человеке.

10

Совесть и  раскаяние.

П/Р. Найти в тесте покаянную молитву и оформить ее на альбомном листе. Вложить в творческую папку.

11

Заповеди.

П/Р. Написать сочинение (4-5) предложений на тему «Почему нельзя завидовать»?

12

Милосердие и сострадание.

П/Р. Написать в тетрадь по ОРКСЭ какие милосердные дела ты сделал в течение прошлого дня

13

Золотое правило этики

П/Р. Оформить в альбоме текст золотого правила

14

Храм.

Экскурсия в храм. П/Р.  (сделать фото)

15

Икона.

П/Р. Сделать фотографию иконы своего покровителя (если такая имеется в семье)

16

Творческие работы учащихся

П/Р. Сделать любую поделку или рисунок, написать сочинение (5-6) предложений по пройденному материалу учебника. Вылепить из пластилина маленький храм. Проект/деят Подобрать материал о святом, которого знаешь. Экскурсия Возможны семейные поездки по святым местам.

17

Подведение итогов.

Провести викторину

18

Как христианство пришло на Русь.

П/Р. Прочитать текст, заранее подготовленный учителем и розданным домой. Поведать, что тебя удивило или поразило.

19

Подвиг.

Проект/деят Встреча с подъесаулом Голосовым В.В. для беседы о подвиге Тиховского на Ольгенском кардоне (оформить фотоотчет)

20

Заповеди блаженств.

П/Р. Изобразить лестницу заповедей блаженств

21

Зачем творить добро?

П/Р. После просмотра м/ф «Просто так» перечислить сколько раз добро изменяло настроение героев мультфильма

22

Чудо в жизни христианина.

П/Р. Дома вместе с родителями подумать какие чудеса, возможно. происходили с вами.

23

Православие о Божием суде.

П/Р. Постараться прочитать текст учебника с родителями заранее и ответить на вопрос: Как вера в Божий суд влияет на поступки христианина?

24

Таинство Причастия.

Экскурсия в воскресную школу для встречи с учителем воскресной школы

25

Монастырь.

П/Р. Изобразить вещи монаха: клобук, четки, пояс, мантию (можно что нибудь одно)

26

Отношение христианина к природе

Прогулка по школьному парку и сбор гербария

27

Христианская семья.

Встреча и беседа с матушкой Натальей Тарасовой, которая имеет 7 детей

28

Защита Отечества

Просмотр православного мульпликационного фильма о подвиге Ослябли и Пересвета. Ответить на вопросы:

1.Почему победили русские, а не татары, хотя их было больше?

2.Куда отходит душа убитого воина положившего жизнь за Родину?

29

Христианин в труде

П/Р. Посадить небольшое растение и рассказать зачем это нужно и кому.

30

Любовь и уважение к Отечеству

П/Р. Разучить песню о «Русском духе»

31-34

. Итоговая презентация творческих проектов учащихся

П/Р самостоятельная или с привлечением родителей разработка творческого проекта по любой пройденной теме. Защита.

4.Тематическое планирование

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Россия – наша Родина

1

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры

Культура и религия

1

Человек и Бог в православии.      

1

Изучают основы духовной традиции православия

Православная молитва

1

Дают определения основных понятий православной культуры

Библия и Евангелие

1

Проповедь Христа

1

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

Христос и Его Крест.

1

Пасха

1

Православное учение о человеке.

1

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Совесть и  раскаяние.

1

Заповеди.

1

Милосердие и сострадание.

1

Золотое правило этики

1

Храм.

1

Учатся описывать различные  явления православной духовной традиции и культуры

Икона.

1

Творческие работы учащихся

1

Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Подведение итогов.

1

Как христианство пришло на Русь.

1

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России

Подвиг.

1

Заповеди блаженств.

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами  религиозной культуры (православной и др.)

Зачем творить добро?

1

Чудо в жизни христианина.

1

Православие о Божием суде.

1

Таинство Причастия.

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Монастырь.

1

Отношение христианина к природе

1

Учатся приводить  примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Христианская семья.

1

Защита Отечества

1

Христианин в труде

1

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

Любовь и уважение к Отечеству

1

. Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения по выбранным темам.

                   

      СОГЛАСОВАНО                                                                                       СОГЛАСОВАНО

 Протокол заседания                                                                Заместитель директора    по УВР

методического объединения

учителей  технологии, музыки,                                                       _________Л.И.Просветова

черчения, ИЗО,ОПК, ОРКСЭ  СОШ№ 39                            подпись                              Ф.И.О.

от ___30.08.2016года____ № 1                                                    ___  30.08.2016 года_______

_______Зяблицкая Э.С._ ______________                                                              

Подпись руководителя МО       Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы св...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной ультуры)...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: «Основ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Рабочая программа составлена под авторством Беглова...