Консультация для педагогов "Педагогический стиль и подходы к ребёнку"
консультация на тему
Консультация для педагогов составленная на основе книги С.В. Кривцовой Тренинг Учитель и проблемы дисциплины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_pedagogicheskiy_stil_i_podhody_k_rebyonku.docx | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг - консультация для педагогов
«Педагогический стиль и подходы к ребёнку»
В работе педагога, особенно начинающего важной проблемой является дисциплина. Многое в построении эффективного взаимодействия педагога и воспитанника зависит и от индивидуального стиля педагогической деятельности.
Упражнение «Связующая нить»
Цель: сплочение микро коллектива.
Время проведения: 20 мин.
Материалы: клубок ниток.
Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, какие трудности у него возникают при работе с детьми (или с кем-то конкретно из детей возникают трудности) Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Нить отдают обратно, с проговариванием чувств, какие у них возникают при работе с детьми. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу.
Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете?
Упражнение « Дисциплина»
Цель: активизировать понимание участников по проблеме дисциплины.
ДИСЦИПЛИНА – ЭТО……(своевременное и надлежащее выполнение правил и обязательств, соблюдение принятых законов и норм)
Во многом дисциплина зависит с одной стороны от стиля педагогического воздействия, а с другой от понимания причин, почему ребёнок поступает таким или иным способом.
-Почему у одних педагогов не встает вопрос с дисциплиной, а у др…..?
– Вспомним стили педагогической деятельности Презентация.(слайды…
ДИАГНОСТИКА стиля педагогической деятельности.
Приложение 1
Обсуждение - Какой из стилей наиболее эффективный на ваш взгляд и почему?
Информация
Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим
к школьной жизни
«Чувствовать свою важность и значимость»
- Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность)
- Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность)
- Вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность коллективной деятельности)
- Нарушая дисциплину, ученик понимает, что ведет себя правильно,
но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
- Привлечь внимание
- Властвовать
- Мстить
- Избежать неудачи (Приложение 2)
Мы ошибаемся, когда в напряженной ситуации :
- Повышаем голос
- Произносим фразу типа: «Воспитатель здесь пока еще я»
- Оставляем последнее слово за собой
- Начинаем кричать
- Используем оскорбительные, унижающие выражения
- Используем физическую силу
- Втягиваем в конфликт других, не причастных
- Настаиваем на своей правоте
- Читаем проповеди
- Ставим учеников в угол
- Делаем обобщение типа: «Вы все одинаковы»
- Сравниваем одного ученика с другим
Упражнение « Обсуждение кластеров»
Практическая часть:
Отработка техники Я-сообщений во взаимодействии с учащимися.
Алгоритмы коммуникативных умений и примеры высказываний, построенных на
их основе.
Ясное выражение себя:
Выражение того, что я чувствую: «Я чувствую...», «Мне стало...»
Высказывание о том, что я вижу (слышу) такое, с чем связаны мои чувства:
«Когда я вижу...», «Когда я слышу...»
Высказывание о том, с какими моими потребностями связаны
испытываемые мной чувства: «Я бы предпочитал (надеялся, думал,
рассчитывал, мне казалось)...»
Желаемые действия, которые бы повысили душевную комфортность моей
жизни: «Я бы хотел...»
Приведём примеры я-сообщений, построенных на основе этого алгоритма:
«Я чувствую разочарование, когда вижу в слове после шипящих букву «я».
Мне сразу хочется напомнить вам правило. Может быть, вы сами его
вспомните и проверите своё упражнение?»
«Мне всегда обидно, когда я слышу о каком-то ученике, что ему «никогда
не выкарабкаться из «двоек». Все вы нуждаетесь в поддержке, в добром
слове, как и мы, взрослые. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сделал
всё, что мог. Об оценках поговорим наедине, не при всём классе».
На основе данного алгоритма «Я-сообщение» педагогам предлагаются проблемные
ситуации (из практики личного опыта) во взаимодействии «педагог-учащийся», в которых
необходимо подобрать конструктивный способ общения, реагирования
Приложение 1
Оценка эффективности стиля педагогического
общения педагога с детьми
(Ю. Вьюнкова)
Прочитайте утверждения и соотнесите их с собственным опытом работы. Оцените каждое утверждение в соответствии с градацией ответов:
- абсолютно верно — 2 балла
- да, верно — 1 балл
- ни да ни нет — 0 баллов
- в общем, нет — 1 балл нет, неверно — 2 балла
Утверждения
- Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы не мешать детям думать, принимать решение.
- Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Свое общение с детьми начинаю с вопроса: «Что скажете?», «Что думаете?», «О чем молчите?»
- Я могу выбрать нужную меру помощи, чтобы каждый ребенок смог выполнить работу относительно самостоятельно.
- Я никогда не повторяю ответы детей, литературно формулируя их мысль.
- У меня на занятиях дети имеют возможность задать вопрос, высказаться, чувствуют себя спокойно и естественно,
- Я считаюсь с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если они испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если увеличение объемов работы не предусмотрено планом деятельности.
- Я принимаю ошибки детей, так как их ошибки являются источником вопросов, проблем, обсуждаемых группой.
- Я владею активными методами и формами работы (игровыми, тренинговыми, театрализацией и др.).
- Я владею методами сохранения нервно-психического здоровья детей.
- Я могу снять раздражение, гнев, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание.
- Я являюсь для своих детей (воспитанников) товарищем, единомышленником, равноправным партнером в их делах.
- Я стараюсь познать своих детей. Даю понять, что вижу их достоинства независимо от их успехов.
- Я умею насытить жизнь детей в своей группе разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать себя.
- Я учу ребят анализировать поведение, чувства, поступки не только литературных героев, но и свои, своих товарищей, взрослых людей.
- Я поощряю интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.
- Я развиваю у детей способность видеть и ценить индивидуальность других.
- Я стараюсь поддержать симпатии детей друг к другу. Помогаю каждому найти товарища.
- В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет непосредственно, без моего вмешательства и побуждения.
- Мои дети (воспитанники) владеют коллективными приемами решения проблем. Умеют слушать друг друга, не блокируют чужих идей.
- Я не использую отметки в качестве поощрения и наказания
Обработка результатов
Сложите баллы по каждому утверждению, а полученную сумму разделите на 20 (количество вопросов). Итоговое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения.
Уровень 1
Количество баллов от 2 до 1,1
Вы демократичный педагог, который владеет условиями организации обучения, направленными на общее развитие воспитанников. Вам успешно удается учитывать в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Умеете стимулировать развитие коллектива. Ваши воспитанники испытывают интерес к общению с Вами. Однако подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки, проявившейся в Ваших ответах на вопросы?
Уровень 2
Количество баллов от 1 до 0,1
Вы осознаете основные условия организации обучения и непосредственного общения с детьми. Чтобы осознание перешло в каждодневную практику, Вам следует создавать ситуации для развития детской самостоятельности, индивидуального творчества, больше поощрять инициативу, направленную на освоение ребятами знаний и опыта.
Уровень 3
Количество баллов от 0 до —0,9
Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль общения подходит, но другие могут испытывать неуверенность в общении с Вами. Проанализируйте те утверждения, которые Вы не приняли. Что вызвало Ваше несогласие? На какие позиции Вы могли бы уже сейчас взглянуть по-другому? Начинайте действовать!
Уровень 4
Количество баллов от —1 до —2
Одно из двух: Вы или авторитарны, или же, наоборот, излишне опекаете детей. В обои случаях им трудно общаться и работать с Вами. Для создания атмосферы, способствующей максимальному развитию личности каждого воспитанника, Вам имеет смысл изменить стиль общения, сложившийся в группе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с переосмысления любой из обозначенных выше позиций.
«Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания».
Активное поведение НПВ | Приемы: ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. |
Пассивное поведение НПВ | Приемы: ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. |
Реакция учителя | Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. |
Ответы ученика на реакцию учителя | Временно прекращают выходку. |
Происхождение (причины) поведения НПВ | 1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. 3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». |
Сильная сторона поведения НПВ | Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. |
Принципы предотвращения поведения НПВ | 1. Больше внимания уделять хорошему поведению. 2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются. |
«Когда цель — привлечение внимания: меры экстренного педагогического воздействия»
Стратегии | Техники |
Минимизация внимания | Игнорируйте демонстративное поведение. Контакт глазами. Становитесь рядом. Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока. Посылайте секретный знак. Посылайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». |
Разрешающее поведение | Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до предела демонстративную выходку. Весь класс присоединяется к выходке. «Разрешенная квота». |
Делайте неожиданности! | Выключите свет. Издайте музыкальный звук. Говорите тихим голосом. Измените голос. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. |
Отвлеките ученика | Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. |
Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения | Благодарите учеников. Пишите имена примерных учеников на доске. |
Пересаживайте учеников | Меняйте учеников местами. «Стул размышлений». |
«Характеристики властолюбивого поведения»
Активное властолюбивое поведение | Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. |
Пассивное властолюбивое поведение | Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. |
Реакция учителя | Эмоции: гнев, негодование, может быть, страх. Импульс: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). |
Ответы ученика на реакцию учителя | Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. |
Происхождение властолюбивого поведения | 1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению |
Сильные стороны властолюбивого поведения | Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. |
Принципы профилактики властолюбивого поведения | 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2. Передача ученику части своей организаторской власти. |
«Характеристики мстительного поведения»
Активное мстительное | Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим. |
Пассивное мстительство | Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта. |
Реакция учителя | Эмоции: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Импульс: немедленно ответить силой, как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса). |
Ответы ученика на реакцию учителя | Стиль ответа — вредить. Действия — выходка продолжается пока сам ученик не решит прекратить ее |
Происхождение мстительного поведения | Отражение роста насилия в обществе. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов. |
Сильные стороны мстительного поведения | Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли. |
Принципы профилактики мстительного поведения | 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами. |
«Когда цель — власть или месть: меры экстренного педагогического вмешательства»
Стратегии | Техники |
Ищите «изящный уход» | Признайте власть ученика Уберите зрителей Переносите обсуждение вопроса. Делайте записи Озадачивайте учеников. Соглашайтесь с учеником Меняйте тему |
Используйте удаление | Удаление, не выходя из класса. Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение. Изоляция в кабинете школьной администрации Удаление с применением силы |
Устанавливайте санкции | Лишение или отлагательство права заниматься чем-то Лишение или отлагательство права пользования предметами Лишение доступа в различные помещения школы Прекращение взаимодействия с другими учениками Требование встречи с администрацией школы Требование встречи с родителями. Требование встречи с милицией. Возмещение учеником убытков: Починка, ремонт предметов, вещей. Возвращение вещей на место. Замена на равноценные. |
«Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи»
Активная форма ИН-поведения | Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. |
Пассивная форма ИН-поведения | Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная неспособность. Официальные диагнозы. |
Реакция учителя | Чувства профессиональной беспомощности; Импульс: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). |
Ответная реакция ученика | Стиль ответа: зависимость; Действия: продолжает ничего не делать. |
Происхождение ИН-поведения | Отношение по типу «красного карандаша» Необоснованные ожидания родителей и учителей; Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. Упор на соревнование в классе. |
Сильные стороны ИН- поведения | Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников — сильных сторон нет. |
Принципы профилактики ИН-поведения | Поддержка ученика, чтобы его внутренняя ; установка «Я не могу» изменилась на «Я могу». ; Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми. |
«Когда цель — избегание неудачи: меры экстренного педагогического вмешательства»
Стратегии | Техники |
Изменить методы объяснения | Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков. Учить за раз чему-то одному. |
Ввести дополнительные методы обучения | Дополнительная помощь от учителя. Помощь компетентных взрослых; Ученики-репетиторы. Классы коррекции. |
Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, и о себе | Классные плакаты с «заклинаниями». Ищите два «плюса» - каждый « минус». Декларация «Я смогу» перед выполнением задания. |
Делать ошибки нормальным и нужным явлением | Рассказывайте об ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки. Минимизируйте последствия от сделанных ошибок. |
Формировать веру в успех | Подчеркивайте любые улучшения. Объявляйте о любых вкладах. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Демонстрируйте веру в своих учеников. Признавайте трудность ваших заданий. Ограничивайте время ваших заданий. |
Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах | Анализируйте прошлый успех. Повторяйте и закрепляйте успехи. |
Делать процесс обучения ощутимым | Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о вчера, сегодня и завтра. |
Отмечать достижения | Аплодисменты. «Звезды и наклейки». Награды и медали. Выставки. Позитивная изоляция. Самопризнание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"
Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"...
Консультация для родителей " Слушание музыки формирует личность ребёнка"
Очень часто родители считают, что ребёнка не стоит приобщать к музыке, если сам ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребёнку необходимо слушать музыку. Это формирует его в...
Консультация для родителей " Стили воспитания"
Консультация для родителей " Стили воспитания"...
Диагностика "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"
Данная диагностика позволит узнать стиль воспитания ребёнка...
Консультация для родителей: «Стили семейного воспитания».
Выявлена связь между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Психологическое развитие детей больше зависит не от того, как родители относятся к браку, а от...
Консультация для родителей: " Какой вид спорта подходит моему ребёнку?"
Консультация для родителей: " Какой вид спорта подходит моему ребёнку?"...