Статья "Проектная деятельность на уроках математики"
статья на тему
Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам. (Ф. Нейман)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektnaya_deyatelnost_na_urokah_matematki.docx | 15.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках математки.
Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам. (Ф. Нейман)
В современном понимании проектная деятельность - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
Развитие коммуникативных исследовательских навыков, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие у учащихся критического мышления.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, групповая)деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов.
Эти требования должны пронизывать все стадии осуществления проектной деятельности:
- Представление темы проекта.
- Формулирование темы проекта.
- Планирование работы.
- Осуществление проекта.
- Представление проекта.
- Оценка проекта.
Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного - двух уроков (мини проекты или краткосрочные проекты) В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала)
7 класс. Тема урока « Теорема о сумме углов треугольника».
На каждой парте у учащихся произвольный треугольник. Как найти сумму углов этого треугольника? Это проблема и ее предлагается решить.
Ученики работают в парах. Предлагают различные способы:
а) измерение углов треугольника с помощью транспортира
б) достроить треугольник до прямоугольника
Роль учителя: направить поиск решения данной проблемы от экспериментального на путь доказательства и тут же поставить вопрос - а если сумма углов в треугольнике действительно меньше 180 градусов, а если больше 180 градусов? Т.е. учитель дает понять, что существуют и другие геометрии отличные от геометрии Евклида, где сумма углов меньше 180 градусов – геометрия Лобачевского, где сумма углов больше 180° - геометрия Римана. Эти геометрии выполняются в пространстве и имеют применение в жизни. Но мы находимся на плоскости и здесь выполняется геометрия Эвклида, где сумма углов в треугольнике равна 180 .Как это доказать? Организуется работа в группах по доказательству данной теоремы.
Результат решения проблемы три способа доказательства теоремы о сумме углов треугольника.
9 класс. Мини - проект был дан в форме домашнего задания к открытому уроку по теме « Квадратичная функция». Проект был представлен в виде презентации « Связь с реальным миром».
Где учащиеся показали, что парабола встречается в жизни:
траектория движения струи воды, попадание баскетбольного мяча в корзину, радуга, траектория движения комет, и так далее.
Учитель должен продумывать весь ход работы на мини – проектом также , как и для решения более сложных для понимания вопросов. Ни саму проблему , ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики высказывают собственные суждения отличные от мнения учителя, более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения.
Рефлексия необходима после работы над любым проектом. Что вы приобрели для себя в процессе работы над проектом?
Реализация методом проектов, методики сотрудничества перспективны при изучении математики;
работа над проектами развивает мотивацию к обучению, более результативно, чем на традиционных уроках.
Литература.
- М.И. Величко Проектная деятельность учащихся. Учитель. 2008 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, ее роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Что такое проект – замысел? Разработанный план?...
"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)
Реализация методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....
Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...