Статья "Проектная деятельность на уроках математики"
статья на тему

Мингажова Ямиля Мисбаховна

Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам. (Ф. Нейман)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_deyatelnost_na_urokah_matematki.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках математки.

Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам. (Ф. Нейман)

В современном понимании проектная деятельность - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

Развитие коммуникативных исследовательских навыков, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие у учащихся критического мышления.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая)деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов.

 Эти требования должны пронизывать все стадии осуществления проектной деятельности:

  1. Представление темы проекта.
  2. Формулирование темы проекта.
  3. Планирование работы.
  4. Осуществление проекта.
  5. Представление проекта.
  6. Оценка проекта.

 Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного - двух уроков (мини проекты или краткосрочные проекты) В этом случае тема проекта связана с темой урока или  применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала)

7 класс. Тема урока « Теорема о сумме углов треугольника».

На каждой парте у учащихся произвольный треугольник. Как найти сумму углов этого треугольника? Это проблема и ее предлагается решить.

Ученики работают в парах. Предлагают различные способы:

а) измерение углов треугольника с помощью транспортира

б) достроить треугольник до прямоугольника

Роль учителя:  направить поиск решения данной проблемы от экспериментального на путь доказательства и тут же поставить вопрос -  а если сумма углов в треугольнике  действительно меньше 180 градусов, а если больше 180 градусов? Т.е. учитель дает понять, что существуют и другие геометрии отличные от геометрии Евклида, где сумма углов меньше 180 градусов – геометрия Лобачевского, где сумма углов больше 180° - геометрия Римана.  Эти геометрии выполняются в пространстве и имеют применение в жизни. Но мы находимся на плоскости и здесь выполняется геометрия Эвклида, где сумма углов в треугольнике равна 180 .Как это доказать? Организуется  работа в группах  по доказательству данной теоремы.

Результат решения проблемы три способа доказательства теоремы о сумме углов треугольника.

9 класс. Мини - проект был дан в форме домашнего задания к открытому уроку по теме « Квадратичная функция». Проект был представлен в виде  презентации « Связь с реальным миром».

Где учащиеся показали, что парабола встречается в жизни:

траектория движения струи воды, попадание баскетбольного мяча в корзину, радуга, траектория движения комет, и так далее.

Учитель должен продумывать весь ход работы на мини – проектом также , как и для решения более сложных для понимания вопросов. Ни саму проблему , ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики высказывают собственные суждения отличные от мнения учителя, более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения.

Рефлексия необходима после работы над любым проектом. Что вы приобрели для себя в процессе работы над проектом?

Реализация методом проектов, методики сотрудничества перспективны при изучении математики;

работа над проектами развивает мотивацию к обучению, более результативно,  чем на традиционных уроках.

                                        Литература.

  1.  М.И. Величко Проектная деятельность учащихся. Учитель. 2008 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)

Реализация  методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"

     Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...