ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС
статья на тему

Чемезова Оксана Ивановна
Урок, по–прежнему, является основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chemezova_struktura_uroka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС»

Цель: познакомить с особенностями структуры различных типов уроков с учётом требований ФГОС.

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
  • ограниченность общения со сверстниками.

Учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому типу урока.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
  • выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Урок, по–прежнему,  является  основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Рассмотрим типы уроков с учётом требований ФГОС

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока

Особенности  в содержании  урока

1.Структура урока усвоения новых знаний:

1).Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3).Актуализация знаний

4). Первичное усвоение новых знаний

5). Первичная проверка понимания

6).Первичное закрепление

7).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8).Рефлексия (подведение итогов урока)

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  • контроль результатов первичного запоминания;
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

2.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1). Организационный этап

2).Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4).Первичное закрепление                                                  …..в знакомой ситуации  (типовые)                                 …..в изменённой ситуации (конструктивные)

5).Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7).Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • проверка выполнения работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • задание на дом (если это необходимо).

3.Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1).Организационный этап

2).Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

3).Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4).Актуализация знаний                                                         …..с целью подготовки к контрольному уроку                                                                     …..с целью подготовки к изучению новой темы

5).Применение знаний и умений в новой ситуации

6).Обобщение и систематизация знаний

7).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9).Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • организация начала урока;
  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  • задание на дом.

4.Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1).Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Актуализация знаний

4).Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщённой деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5).Применение знаний и умений в новой ситуации

6).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

7).Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

  • постановка цели урока;
  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • проведение проверочных упражнений;
  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • упражнения на их освоение;
  • упражнения на их закрепление;
  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • упражнения творческого характера;
  • итог урока;
  • задание на дом. 

5.Структура урока контроля знаний и умений

1). Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля. Уроки сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4).Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

6.Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

1). Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях. Путей их устранения и совершенствования знаний и умений

4).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5). Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  • сообщение темы урока и его задач;
  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
  • творческое применение знаний и умений;
  • упражнение по отработке навыков;
  • домашнее задание;
  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

7.Структура комбинированного урока

1). Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Актуализация знаний

4).Первичное усвоение знаний

5). Первичная проверка понимания

6).Первичное закрепление

7).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9). 5). Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • организация начала урока;
  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
  • изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  • подведение итогов и результатов урока;
  • задание на дом;
  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС  в  помощь учителю ( Стандарты второго поколения)...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС ...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно ориентированный подходы в обучении, а...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС ...

Примерная структура каждого типа урока по фГОС.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС....

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Краткая классификация уроков по ФГОС...