Возрастные особенности детей и их учет при организации работы в хореографическом коллективе.
методическая разработка на тему

О возрастных особенностях детей

при организации работы в

хореографическом коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

                                        

Возрастные особенности детей

и их учет при организации работы в

хореографическом коллективе.

                                         

                                                                                   

                                                                                           

                                                                                    Педагог дополнительного                

                                                                        образования 

                                                                                    Дементьева И. В.

                                                                                    высшая квалификационная

                                                                        категория.

                                                                                                                                                                         

                                                 

                                                     

                                                         Арзамас

                                     

                                                    2015

                                         План.

I.Введение.

II. Характеристика возрастных групп.

    1.Дошкольный возраст:

      - психолого-педагогическая характеристика возраста;

      - особенности организации учебной деятельности;

      - репертуар.

    2.Младший школьный возраст:

      - психолого-педагогическая характеристика возраста;

      - особенности организации учебной деятельности

       - репертуар.

    3.Младший и средний подростковый возраст.

      - психолого-педагогическая характеристика возраста;

      - особенности организации учебной деятельности;

      - репертуар.

    4.Старший подростковый возраст.

       -  психолого-педагогическая характеристика возраста

       - репертуар.

III.Выводы.

IV.Список литературы.

I.Введение.

                                            “Если педагог хочет воспитывать

                                             ученика во всех отношениях, он

                                                        должен знать его во всех отношениях”.

                                               К.Д.Ушинский.                                                                                                                                                                                                                                                                

       Как правило, танцу начинают учиться с детства. На происходящие перемены в ребёнке оказывает влияние не только физиологическое развитие, но и общественная среда, система воспитания и обучения. Педагог ответственен за то, каким станет ребёнок, переступивший порог танцевального класса.

       В хореографических кружках ЦРТДиЮ занимаются дети с 5 до 17 лет. Обычно детей делят на несколько возрастных групп:

       1.  5-6 лет / дошкольная /;

       2.  7-10 лет / младший школьный возраст /;

       3.  11-13 лет / младший и средний подростковый возраст /;

       4.  14-17 лет / старший подростковый возраст /.

Хотя можно разделить детей на другие возрастные группы. Но я буду опираться на приведённые выше возрастные группы, т.к. дети, приходящие заниматься в ЦРТДиЮ хореографией, разделены именно по такому возрастному принципу.

       В течение длительного периода личность ребёнка находится в развитии. В детском организме совершаются значительные изменения, как в отношении физического развития, так и в складе его психики. Каждая возрастная группа требует подхода при организации учебной, воспитательной работы, своего репертуара, различных тем при общении педагога с детьми во внеурочное время. Меняется зависимость ребёнка то родителей, меняются интересы детей, у них появляется собственное мнение по различным вопросам, ярче проявляются черты его характера.

       Чтобы правильно наметить содержание танца с детьми данного возраста, чтобы найти соответствующие запросам и возможностям методические приёмы, педагогу необходимо уделять пристальное внимание возрастным особенностям детей /физическим, психологическим /.

       Я стараюсь их учитывать при организации учебной, воспитательной, массовой, тренировочной работе, чтобы не терять контакта с детьми, чтобы не терять авторитет,         чтобы помочь ребёнку реализовать его интересы, способности.            

       Основное отличие детей от взрослых – детей утомляет интенсивная мышечная деятельность, они хуже переносят нагрузки на выносливость и силу. Физические перегрузки могут оказать негативное влияние на детский организм:

1.перегрузки тормозят развитие умственных способностей, ограничивают восприятие;

2.перегрузки ведут к нервному переутомлению, замедляют и задерживают рост.

       Перегрузки талантливого ребенка ведут к истощению нервной системы и в результате – “середняк”. Грамотное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие.

       Рассмотрим подробнее возрастные группы, их особенности и задачи, стоящие перед педагогом в связи с этим.

                                           Дошкольный возраст (5-6лет).

       Дети этого возраста быстро утомляются. Внимание быстро переключается. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета /нового задания/, тотчас переключает внимание на него. Длительное время ребенок не может выполнять одно и тоже движение. Ведущим у детей является конкретно-образное мышление, т.е. педагог должен использовать в своей работе яркое словесное рисование – описание, сравнение, наглядность, показ. Их мировоззрение носит чувственный характер. Это игровой возраст, для него характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Задания педагога выполняют не обсуждая. Возбуждение сильнее, чем торможение.

       Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Лучше занятия строить в игровой форме. Например, предлагать сюжеты сказок, песен, и по ходу станцевать, изображая героев, их действия. Можно предложить поездку в цирк, зоопарк, лес и рассказ сопровождать танцевальными действиями.

       В этом возрасте дети подвижны. Легки, но, несмотря на утомляемость, необходимо удовлетворить их потребность в движении. Дети могут координировано и ритмично ходить, бегать, прыгать, высоко поднимать ноги в колене, скакать с ноги на ногу. Опираясь на физические возможности детей, я знакомлю их с простыми рисунками: круг, линия, колонна, ручеек, змейка, шахматный порядок, и простые перестроения из одного в другой. Даже сами названия рисунков заинтересовывают детей. Все движения разучиваю в простом вид, чередуя их, а не комбинируя, используя при этом основные положения рук: на поясе, за спину, за руки, за юбочку у девочек. Это для того, чтобы внимание у ребенка не разбрасывалось, они сразу не смогут уследить за движениями ног, рук, головы, за рисунком танца, за действиями других детей и педагога.

       Занятия для детей 5-6 лет проводится 2 раза в неделю, по 45 минут. В начале урока они делают поклон, это приучает к дисциплине и организует детей. Я считаю, что все занятие должно строиться на середине зала по кругу или по линиям. К станку ставить детей только для ознакомления и привыкания. Можно держась за станок, выучить I, II, III, IV позиции ног  {выворотные} и поднимание на полупальцы. Ближе к 7 годам можно проучивать батман-тандю из III позиции вперед, чтобы научились тянуть носок. Мы с детьми 5-6 лет занимаемся партерной гимнастикой тоже в образной форме.

       Например, из положения лежа на животе достать ногами голову, поднимаясь на руках {“кольцо”}, из положения на четвереньках  - упражнения для спины {“кошка выгнула спину, увидев собаку”}, “собачка виляет хвостом”, “киска пролезает под забором” – подтягивание, отжимание на руках, стойка на лопатках  {“березка”}.

       Музыка для этой возрастной группы должна быть простой по ритму, с четким началом и концовкой. Использовать узнаваемые детьми песенки, выбирать наиболее характерную музыку, создающую определенные образы и настроение.

       С первого занятия я требую от детей дисциплины, но маленькие дети не могут долго сдерживать свои эмоции, поэтому им можно позволить в середине занятия “пошалить” по заданию. Сыграть в игру: “Море волнуется раз…”

       В таком возрасте детей можно не выводить на сцену, но в конце года сделать открытый урок для родителей, для работников ЦРТДиЮ, чтобы дети и родители видели конечный результат. Для постановки использовать простые шаги, бег, 2-3 простых рисунка, можно дать детям в руки цветы, платочки, игрушки. Основное внимание -  детской непосредственности, незакомплексованности, выразительности. Например, названия танцев: “Горошины”, ”Куклы”, “Цветы маме” и т.д.

       В этом возрасте большая работа проводится с родителями, все проблемы, вопросы , касающиеся детей, педагог решает с родителями. В этом возрасте закладываются основы взаимоотношений ребенка с педагогом, с коллективом. Я провожу чаепитие “Знакомство” в октябре-ноябре, чтобы быстрее, лучше узнать детей и дать им возможность присмотреться ко мне.

                                   Младший школьный возраст (7-10лет).

Все еще слабо развита детская моторика, высокая утомляемость, эмоциональная возбудимость, развитие образной памяти (через красочный рассказ, яркие сравнения) – таковы особенности психического развития детей 7-10 лет. Рекомендации педагогу, занимающегося с этой возрастной группой; больше использовать игровых приемов; учитывать, что результат работы на первых занятиях влияет на дальнейший  эмоциональный настрой и интерес к занятиям. Более продуктивна работа в парах; желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и не склонным к лидерству детям, т. к. им необходимо повышать самооценку.

       Дети этого возраста уже школьники, они могут сравнительно долго удерживать внимание, но, тем не менее, они нуждаются в частой смене движений. Длительное сохранение статического положения для них утомительно, поэтому я чередую движения у станка с движениями по кругу. Прозанимавшись в школе несколько часов, дети утомляются и на занятиях по танцу они получают эмоциональную, психологическую разрядку.

       Запас двигательных навыков детей еще не велик. Движения детей еще плохо организованы и координированы для сложных упражнений. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей могут привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Двигательный аппарат ребенка недостаточно окреп, что вызывает необходимость внимания к дозировке упражнений.

       Внимание детей еще не устойчиво. Они легко отвлекаются, легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них ближе, нежели отвлеченные понятия. Игра в процессе занятия представляется естественной. Их эмоции ярки и проявляются открыто и непосредственно. В этом возрасте  дети жизнерадостны и доверчивы. Они еще похожи на детей 5-6 лет, хотя физически более крепкие, быстрее понимают, лучше запоминают. На уроке разучивается больше танцевальных движений, в отличии 5-6 летних, где основу занятий составляют игровые ситуации, а танец еще не стал главным.

       Именно с этого возраста я начинаю обращать внимание на осанку у детей, с помощью обыкновенного марша, с шага на носочках стараюсь выработать привычку прямо и стройно держаться, свободно двигаться в танце.

       С детьми 7-10 лет разучиваю все позиции ног, рук, I.,II, port de bras, у станка дети исполняют приседания (demi , grand), наклоны корпуса, battement tendu из I позиции в сторону, из III позиции вперед, reliever по I, II, III позиции, подготовка  к “ веревочке”, ”ковырялочка”, подготовка к шпагату, battement tendu с пяткой. Весь тренаж лицом к станку. На середине разучиваем простые дроби на сильную долю такта (дробная дорожка), простую “веревочку”, подскоки, прыжки, шаги польки (простые и в комбинации с подскоками), подскоки в повороте, приставные шаги, шаги с каблука, шаги с притопом. Учу “держать точку” при поворотах. Некоторые упражнения можно сопровождать движениями рук. На разминке в начале урока обязательно использую движения в современных стилях. В этой возрастной группе дети разучивают основные движения из танцев: “Вару-вару”, “Ку-ка-ре-ку”, “Пингвины”, “Казачок”, “Рилио”. С детьми 7-10 лет разучиваю движения на музыкальный размер  ¾ (хлопки, шаг полонеза, вальсовый шаг, балансе).

       Я считаю, что эту возрастную группу можно разделить на две подгруппы: 7-8 лет и 9-10 лет. Если с 7-8 летними детьми можно и нужно использовать образы и игровые моменты для поддержания интереса, то с 9-10 летними детьми необходимость в этом отпадает. Но не забывать про красочное описание движения, яркие сравнения, точный и эмоциональный показ. Не надо загружать ребенка мелкими движениями и частой их сменой.

       С этого возраста  дети начинают видеть свои и чужие недостатки, начинают сравнивать себя с другими. Активные, склонные к лидерству, все больше проявляют себя, а дети более замкнутые, скромные отодвигаются на второй план. Педагогу важно не допустить этого и найти индивидуальный подход к ребенку. “Тихих” детей надо чаще хвалить, ставить в пример, помогать им повышать самооценку, становиться увереннее в себе.

       Репертуар строится на тематике понятной и доступной детям. Танцы должны быть событийными. Событийность помогает неустойчивому вниманию ребенка постоянно находить предмет переключения. Как и в предыдущей возрастной группе, постановочная работа строится на элементах игры. Танцевальные движения носят второстепенный характер (это относится к 7-8 летним детям). Например, можно использовать: сказочные сюжеты -  “Волк и семеро козлят”, “Белоснежка и семь гномов”; знакомые образы – “Жуки и гусеницы”, “Бабочки”; элементы игры – “Игра в прятки “, ”Футболисты”. В основном это танцевальные картинки. Для возраста 9-10 лет к этому репертуару можно добавлять тематические танцы: “Русский танец с лентами”, “Огоньки”, “Воображалы”, “Клумпакоис”, ”Речка” с более сложной лексикой.

       Продолжаю уделять внимание укреплению мышц спины, ног, исправлению дефектов осанки (если есть необходимость), развитию выворотности, растяжки, гибкости.

       Не менее значимую роль, чем в предыдущей возрастной группе, продолжает играть связь с родителями. Через родительский комитет решаются все вопросы: пошив костюмов, организация внеклассных занятий, приобретение подарков для детей, помощь в обустройстве класса. Только с помощью родителей и психолога я нахожу оптимальный вариант для общения с ребенком.

       Для музыкального сопровождения используется классическая и народная музыка с четким  ритмом, детские песни.

                    Младший и средний подростковый возраст (10-14 лет).

Этот возрастной период характеризуется бурным ростом ребенка и физиологической перестройкой всего организма. У подростка возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, резкая смена настроения, быстрая утомляемость. Они обидчивы. Педагогу нужно быть осторожным и деликатным в своих высказываниях, не подчеркивать значение результата и не сомневаться в возможностях ребенка. Еще большее значение приобретает индивидуальный подход. Для ребенка это самый трудный, переломный возраст во всех отношениях. Болезненно воспринимают критику. Они пытаются проявлять самостоятельность от родителей, педагога, начинают осознавать себя как личность, поэтому подростков все больше привлекают личностные качества педагога. Теперь они не будут безоговорочно слушаться, и слепо доверяться педагогу. Надо завоевать их уважение, подростки начинают ценить волевые качества, ум, характер, профессионализм педагога. Я заметила, что дети 11-14 лет стремятся (пока еще робко) к личностному общению со мной, я никогда не отвергаю попыток ребенка к разговору. Этот возраст отличается активностью, восприимчивостью, им свойственно стремление к действию, выполнению задания. Если у них опыт занятий танцами, то им легче дается разучивание движений, а если ребенок только начинает заниматься, то настойчивость, работоспособность помогают ему быстро нагнать сверстников. Дети занимаются с увлечением и настойчивостью, занятия проводятся более углубленно, с этого возраста я начинаю требовать от детей точности исполнения. В подростковом возрасте утрачена детская непосредственность, больше внимания уделяю технике исполнения.

       В содержание занятий входят те же разделы, что и раньше, но в более полном виде /разминка, станок, диагональ, середина, постановка-репетиция/. Изменяется степень сложности учебного материала, дозировка физических нагрузок. Например, станок длится 20 минут.

       Расширяется объём работы над тренировочными движениями, которые изучаются у станка, на середине, движения рук разнообразнее, всё больше комбинированных движений, с координацией ног, рук, головы, корпуса.

       Продолжительность занятий в этой возрастной группе 1,5 часа 2-3 раза в неделю. Явно выделяются способные дети, легко справляющиеся с общей программой. По желанию педагог может один раз в неделю заниматься с ними отдельно.

       К 14 годам дети способны освоить все основные танцевальные движения у станка, на середине: приседания, группа батманов, ронд, ковырялочка, все виды верёвочек, каблучное, моталочка, молоточки, падебаск, гармошка, дроби, повороты на месте и с продвижением, подскоки, прыжки, комбинация этих движений. Я разучиваю с ними вальс, рок-н-ролл, а также движения современных, эстрадных танцев.

       Для подростков становятся чуждыми конкретные приземленные образы, характеры, сюжеты. Я учитываю это при формировании репертуара. Лет в 12-14 появляется интерес к противоположному полу, поэтому мальчики и девочки проявляют желания к совместным танцам, не обязательно парным, так как девочки перегоняют в росте мальчиков. Танцы могут быть массовые, техничные, с сольными партиями (у мальчиков-присядки, хлопушки, у девочек-дроби, крутки), пляски, переплясы. Нужны танцы, которые помогут приобрести черты мужественности и силы у мальчиков, нежность и лиризм у девочек. В репертуаре должны быть совместные танцы, которые воспитывают бережное, уважительное отношение к партнеру.

       Это трудный возраст для подбора репертуара. Дети сами себя считают уже взрослыми. Действительно, они выросли из детского репертуара, но и взрослый им еще не подходит. У мальчиков и девочек отдельно может быть по одному танцу. В репертуаре кроме народных танцев обязательно должны быть современные и игровые танцы.

       С этого возраста я прошу наиболее смышленых и активных  детей помочь младшим или своим товарищам, которые пропустили занятия в освоении движений.

       Контролируя детей, я стараюсь дать им больше самостоятельности в организации внеклассных мероприятий (собрать деньги, купить продукты, накрыть стол), подготовка к учебным занятиям, к выступлениям. Иногда они самостоятельно шьют какие-то детали костюма сами.

       К родительской помощи обращаюсь реже, в основном по финансовым вопросам и проблемам, которые возникают у меня в общении с ребенком.

Старший подростковый возраст (14-17) лет.

Это период завершения физического созревания, когда организм достигает биологической зрелости, поэтому стремление выделиться, обратить на себя внимание, интерес к противоположному полу становится особенно значительными. Отсюда озабоченность своей внешностью, стремление к броским нарядам. Человек, уверенный в себе в  таком подтверждении не нуждается.

       Юность особенно чувствительна к внутренним психологическим проблемам. Этот возраст ценит в себе и других убеждения, кругозор, умственные способности, волю, стремятся к росту, развитию, творчеству, критическому мышлению. Подростки уделяют повышенный интерес к человеческой личности  и межличностному общению, которое становится особенно значительным и избирательным.

       В этот период многие старшие школьники сталкиваются с переживаниями одиночества. Тогда они тянутся к педагогу, если чувствуют в нем друга, понимающего собеседника, советчика. Бывают проблемы, которые лучше решить с педагогом, чем с родителями.

       Дети иногда делятся своими проблемами в отношении с родителями, считая их не правыми. Приходится объяснять, почему родители поступают именно так, и как детям поговорить о своих проблемах с родителями. Рассказывают о своих друзьях, делятся своими переживаниями.

       Это пора формирования самоуважения, на основе самосознания. Люди с высоким самоуважением  (положительное уважение к себе) обычно более самостоятельны, меньше поддаются внушению, положительно относятся к другим. С низким самоуважением (заниженная самооценка), склонны к конформности (влияние других), отношение к окружающим занижено (как к себе). Чтобы скрыть свое “я”, прибегают к маске, игре. Подростки ранимы, болезненно реагируют на критику, избегают участия в общественной жизни, боятся соревнования.

       Физически подростки готовы к большой нагрузке. Они сами уже осознают уровень своей танцевальной подготовки и начинают стремиться к лучшему, тем более, если есть на кого равняться. Им начинает доставлять физическая нагрузка, многократное повторение упражнения. Они начинают “слышать” свое тело, ощущать работу определенных мышц. Иногда я им предоставляю возможность сделать разминку самим. А когда бывает возможность, то и в младшей группе провести разминку и станок. Некоторые дети осознанно выполняют задание, стремятся к профессионализму, критично подходят к себе и педагогу, которому не прощают слабости. Поэтому педагог не должен сомневаться  в своих  силах, знаниях. Четко, энергично вести урок, быть примером для учеников. Я стараюсь показывать движения технично, эмоционально,  не подавать плохого примера словами, поступками.

       Вообще-то, ученики этой возрастной группы знают и выполняют все движения у станка (классический и народный экзерсис) и на середине. Но я не всегда использую на занятиях полный набор движений у станка. Это зависит от темы урока. Остаются для изучения, повторения все движения из предыдущей возрастной группы, только усложняются комбинации, темы движений, координация. Дети в этом возрасте сами могут контролировать нагрузку (под наблюдением педагога), они ощущают грань, за которой может быть опасно для здоровья. Продолжаются занятия партерной гимнастикой, где я даю много силовых упражнений на укрепление мышц спины, рук, ног, пресса, гибкость, выворотность, растяжку.

       На занятие отводится 2 часа 15 минут по 2-3 раза в неделю, В тематике танцев нет ограничений, появляется любовная тематика, философская. Жанры самые разнообразные: хоровод, пляска, (массовая, сольная, парная), перепляс, кадриль. Танцы, построены на бальной (Веселая полька), современной, и на народной лексике (Черная шаль, времена года).

       Для музыкального сопровождения используются лучшие образцы классической и народной музыки: Шостакович, Бизе, Лист, Моцарт, Штраус, Рубинштейн, Чайковский.

       В этом возрасте приобретает большое значение индивидуальная работа с наиболее одаренными детьми. Присматриваться к детям я начинаю с 9-10 лет, хотя  это надо делать раньше, но у меня  не было детей более младшего возраста.

       Из всего выше сказанного в работе я делаю такие выводы:

1.Организм ребенка формируется на протяжении всего времени, что он занимается в кружке. Главная моя задача не навредить физическому, психическому, эмоциональному здоровью детей. Из года в год меняется физическая нагрузка. Давать детям посильные задачи и предъявлять требования в соответствии с возрастом, учитывая его психологические особенности. Не перегружать, не переутомлять детей, так как ко мне в кружок приходят получить удовольствие от танца. Я должна поддерживать постоянный интерес к занятиям, к себе со стороны участников коллектива. При этом использовать приемы, которые меняются в каждой возрастной группе.

2.С возрастом меняется психика ребенка. Дети разного возраста, характера и реагируют по-разному. Необходим индивидуальный подход: что не приемлемо в общении с одним ребенком, с другим это окажется  лучшим  выходом из положения. Своими непродуманными действиями и словами не обидеть ребенка, не отпугнуть от занятий. Не портить нервы себе, а главное – ребенку, с него достаточно нервных перегрузок в школе, а к нам он приходит получить эмоциональную, психологическую разрядку. Здесь в кружке он должен чувствовать себя комфортно, легко, должен знать, что его всегда ждут и всегда поймут, т. е. я обязана создать благоприятную, психологическую, эмоциональную обстановку в танцевальном коллективе.

3.От возраста к возрасту происходят изменения в учебной программе: главный акцент смещается от игровых ситуаций в младших группах  к более технически сложным движениям в старших группах, изменяется количество часов, отведенных на урок, дети все больше получают сведений по искусству танца.

4.Усложняется репертуар:  от детских игровых танцев до танцев на философские темы. Темы танцев предлагать детям в соответствии с их особенностями восприятия мира (образы, игру, аллегории, обобщения).

5.Музыкальное  сопровождение в танцевальном коллективе играет немалую роль. У детей музыка должна быть запоминающейся, простой по ритму, интересной (детские песни), чем взрослее дети, тем сложнее музыкальное сопровождение, включающее в себя классическую музыку и лучше образы народной музыки.

6.Связь педагога с родителями не прерывается никогда. Педагог ищет в родителях опору, помощь в работе с ребенком. С родителями младших групп контакт шире и теснее, чем в старших, потому что дети становятся более самостоятельными.

7.Как можно раньше надо выявлять одаренных детей и проводить с ними индивидуальную работу.

       Таким образом, возрастные особенности детей влияют на организацию учебной, воспитательной, тренировочной работы в кружке. Правильный их учет ведет к эффективности работы педагога и учеников.

         

                          ЛИТЕРАТУРА:

 

Методические пособия по хореографии.

Музыка и движение. Авторы – составители: С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина.

М., “Просвещение” 1984, 1983 г.                      

     

       

 

                                                                                                                     

       

               



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Движения и манера исполнения                                                        русского  народного  танца: их зависимость от жанра, костюма и музыки

                                                     (конспект учебного занятия)

                                         

                                                                                   

                                                                              Педагог дополнительного образования 

                                                                              Дементьева Ирина  Викторовна,

                                                                               высшая квалификационная категория.

                                                                                                                                                                         

Арзамас

2016

Цель:   Приобщение  к  русскому  танцевальному  искусству через знакомство                                                            

               с основными жанрами русского народного  танца (хоровод, пляска). 

Задачи: - отрабатывать навыки техничного исполнения движений различных

                 жанров;

               - развивать  манеру  исполнения движений разных жанров русского                                                                                                                                                                                                                                    

                     танца;

               - самостоятельное сочинение комбинаций.

 Оборудование:  станок,  зеркала,  баян,  фотографии женских  русских  

                            национальных костюмов, презентация «Русский народный  

                            костюм».

                                           Характеристика группы.

Психолого-педагогическая характеристика детей 9-10 лет:

     Период младшего школьного возраста. В этот период активно развивается самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям, способность к сопереживанию. Характерная особенность младшего школьного возраста - эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное. Но при этом ребёнок  находится в большой, эмоциональной зависимости от педагога. В этом возрасте ребёнок приходит к пониманию необходимости работать на себя, свою память.

Дети научились видеть не только чужие недостатки, но и свои. Они знают, что отличаются от других и осознают свою индивидуальность, стремятся утвердить себя среди взрослых и сверстников. Практически отпадает необходимость использования игровых моментов для поддержания интереса к занятиям.

                                                - 15 человек;

                                                - 9 – 10 лет;

                                                - IV год обучения.

   Место учебного занятия в разделе «Народный сценический танец».

  Данное занятие продолжает занятия по разделу «Народно-сценический танец».

Дети ранее уже разучили основные движения и ходы русского танца необходимые для занятия:

       - простой танцевальный шаг с носка;

       - шаг на полупальцах;

       - шаг с притопом;

       - переменный шаг;

       - «припадание»;

       - «ковырялочка»;

       - «моталочка»;

       - «каблучное»;

       - «молоточки»;

       - дроби простые, двойные, «ключ»;

       - повороты.

Тип учебного занятия.

Комбинированный урок с элементами творчества, творческим применением знаний.

Сложность  занятия.

Используя ранее известные движения, попытаться самому сочинить небольшие комбинации из 3-4 движений в разных жанрах под предлагаемую музыку. Педагог может помочь детям, давая рекомендации, задавая наводящие вопросы.

Форма организации учебного занятия.

Практическое занятие с элементами беседы.  Мини – лекция. Творческое задание.

План

и  хронометраж  учебного  занятия.

                                  Два урока по 45 мин., перемена 10 мин.

I. Организационный этап.                                    2 мин.

    Поклон.

II. Подготовительный этап.

    1. Разминка.                                                        8 мин.

    2. Станок.                                                            10 мин.

    3. Диагональ.                                                      10 мин.

III. Основной  этап.

    1. Мини – лекция. Показ фотографий.              10 мин.

    2. Контрольный этап.                                         5 мин.

                      Перерыв.   10 мин.

    3. Середина.  Танцевальные движения.                10 мин.

    4. Объяснение творческого задания.                      3 мин.

    5. Время на составление комбинаций.                  12 мин.

    6. Показ сочиненных комбинаций                        10 мин.

    7. Взаимоанализ творческого задания.                  5 мин.

IV. Заключительный  этап.

    1. Устное тестирование. Подведение итогов.       3 мин.

    2. Рефлексия. Поклон.                                             2 мин. 

 I. Организационный этап.                                    

       (Звучит  марш). Дети входят в класс маршем, идут по кругу, встают в две  

        линии. Делают  поклон.           

    – Здравствуйте!   Тема нашего занятия: русский танец, его жанры, рисунки,                

       шаги, танцевальные движения и манера исполнения русского танца.

       Урок будет проходить так – разминка по кругу, по линиям, станок,

       диагональ. Я расскажу вам о жанрах русской хореографии.  Потом

       повторим основные русские шаги, рисунки, танцевальные движения и вы                                                                                                      

       попытаетесь сами придумать небольшую комбинацию на основе  

       выученных   движений. Так как тема урока – русский танец, то и все  

       движения разминки, станка, середины построены на основе движений  

       русского танца.                                                                                                                  

       Пожалуйста, соберитесь, настройтесь на работу, будьте повнимательнее.

II.  Подготовительный этап.

  1. Разминка.                                                        

(Играет музыка. Дети идут по кругу простым шагом, на носочках, высоко поднимая ногу, бег простой, бег с вытянутыми ногами).

            - Встаем  по  линиям.  

         (Разминка на середине. Делают port de bras, “гармошка” с наклоном  

         головы, «маятник» с переступанием,  перескок с ноги на ногу с рукой и  

         наклоном, соскок с releve по VI позиции в demi – plie, движения плеч,

         приседание по VI позиции с хлопками, прыжки с двух ног на одну).

       - Идём маршем по кругу, восстанавливаем дыхание, дышим через нос,

         спину выпрямить, лопатки собрать; встаём к станку.

     2. Станок.                                                         

         (Все движения исполняются одной рукой за станок).        

- plie поVI, I, II, V позициям с рукой: releve с согнутыми коленями, demi –  

  plie, grand –plie;                                                                                                                                                                            

- battement - tendus с пяткой из V позиции с рукой: 3 battement-tendus в plie  

   на пятку,        

   releve c согнутыми ногами;

- battements – tendu - jete по V позиции в plie: 3 battement - jete , удар правой

    ногой в  положение plie;

- «ковырялочка» из V позиции с рукой: 3 «ковырялочки» в сторону, удар

    ногой по V позиции, releve с согнутыми коленями;

       - подготовка к верёвочке из V позиции: 2 passe медленно, 4 – быстро,

         заворот согнутой  ноги к станку, открывание ноги от станка;

- подготовка к поворотам по VI позиции (дифференцированный подход к заданию: для    

   сильных - две подготовки, два поворота; для слабых - три подготовки, один поворот).

- Спасибо! Отошли от станка, идём на диагональ.

    3. Диагональ.                                                   

         Повороты по диагонали:

        - chaines;

        - «бегунок»;

       

III. Основной этап.

     - Перед тем, как мы перейдем к непосредственному исполнению движений,            

     вы отдохните, а я расскажу вам о русском танце.

  1. Мини – лекция. Показ фотографий.           

    - Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних                      

     видов искусства. В танце можно выразить свои чувства, мысли, настроение,  

     отношение к чему-либо или кому-либо.

     Русский народный танец всегда был связан с бытом, обычаями человека.

     Раньше танец был неотделим от песни, она наложила отпечаток на его

     характер, стиль, наполнила танец  содержательностью, выразительностью.  

     Например, песни, под которые танцуют: «Ах, вы сени, мои сени»,«Калинка»,

    «Коробейники».

     В русском народном танце проявились черты русского характера –    

     свободолюбие, миролюбие (нет воинственных танцев), гостеприимство,

     широта    и щедрость души, гордость, сдержанность, в то же время озорство,  

     и веселость.

     Подойдите, пожалуйста, к стенду и посмотрите на рисунки (подходят к

     стенду).

     Здесь представлены женские русские костюмы: северных областей и южных.

     Северные костюмы тяжелые, многослойные, с несколькими платками, с

     тяжелыми головными уборами, украшениями, длинные сарафаны, душегреи.      

     На костюм отложил отпечаток суровый климат севера, а костюм  в свою

     очередь на танец, который исполняется очень сдержанно, руки      

     малоподвижны,  подпрыгивание    считалось   неприличным.

    - Как вы считаете, какие движения можно станцевать в таких костюмах?

      (Дети называют хороводные шаги, медленные движения).                                                                          

    Русский народный танец делится на несколько основных жанров: хоровод,

     пляска, кадриль. Я расскажу о хороводе.

 Хоровод (карагод) – танец массовый, в нем может участвовать любое

    количество народа. Хоровод может исполняться в медленном и быстром  

    темпе. Он построен на различных рисунках, перестроениях. В хороводе был  

    свой «заводила» (хороводник). Это мы с вами познакомились с русским  

     хороводом. Переходим к другому жанру–пляске (массовая, сольная, парная,    

     перепляс).

     Посмотрите на костюмы средних и южных областей России. Они  

     отличаются от северных  костюмов. Чем южнее, тем климат теплее, тем

     легче одежда, короче сарафан, юбка. Поэтому        движения в танце  

     убыстряются, усложняются, руки более активные, много подскоков,

     поворотов, дробей. Какие движения можно исполнить?

(Дети называют танцевальные и дробные движения).

         Пляска – это здоровье, сила, красота, радость. У исполнителей очень          

       выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти, исполняются живо с задо-      

       ром. Пляска отличается от хоровода более быстрыми,  разнообразными,

       сложными движениями.

     2. Контрольный этап.                                         

       - Что вы запомнили? (Дети отвечают).

Перерыв 10 мин.

     3. Середина.  Танцевальные движения.         

       - Встаем на середину по кругу и вспомним несколько основных рисунков:

          круг, линия, колонна, «змейка», «улитка», «ручеек». Представьте себя в

          хороводных костюмах и исполните основные русские ходы: простой шаг  

         с носка, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с открыванием ноги вперед,

         «припадание.»

          (Дети выполняют задание).

        - Встаем по линиям и вспоминаем танцевальные движения: «ковырялочка»,

          «моталочка», «каблучное», «молоточки», «веревочка», «ключ», дробь    

          простая и двойная, повороты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

          (Дети выполняют задания).

     4. Объяснение творческого задания.                 

        - А теперь мы подошли с вами к самой сложной части занятия.        

          Придумайте  комбинацию в медленном или быстром темпе, используя  

          3 – 4 известных вам движения. Со мной можно посоветоваться.

      5. Время на составление комбинаций.           

          (Дети сочиняют комбинации, аккомпаниатор играет по очереди    

          быструю   и медленную мелодии).        

      6. Показ сочиненных комбинаций.                   

         -  Кто хочет показать, что у него получилось?

           (Просмотр комбинаций.)

      7.  Взаимоанализ творческого задания.             

            (Дети обсуждают комбинации друг друга.)  

IV. Заключительный  этап.

       1. Устное тестирование. Подведение итогов.  

          - Подведём итоги. Какие жанры русского танца вы знаете?

          - От чего зависят движения, манера исполнения?

          - Какие хороводные рисунки и ходы вам известны?

          - Какие движения можно использовать в пляске?

          - Чем отличается хоровод от пляски?

            Сегодня вы очень много узнали, хорошо поработали самостоятельно.

            На следующем занятии мы закрепим эту тему. Можете дома продумать          

            еще раз комбинацию и покажете ее на следующем занятии.

  1. Рефлексия. Поклон. 

    - Пожалуйста, поклон!   (Дети исполняют поклон).                                      

          - А теперь оцените себя на занятии. Выберите кружок любого цвета и

            Приклейте на бумагу в форме цветка.

             (красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – удовлетворительно).

           - До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии.

Соотношение форм и методов обучения хореографии с особенностями детей определенного возраста. Принципы работы педагога по хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Личность старшего дошкольника находится в непрерывном развитии. В детском организме совершаются очень значительные изменения, как в отношении физического развития, так и в складе его психики. По...

Методическая разработка « Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей в творческой деятельности»

Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу . В докладе расскрываются  формы и ...

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесеберегающей деятельности педагога.Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет).Психологические особенности младшего шко...

Возрастные особенности детей и их учет в условиях летнего оздоровительного лагеря

Возрастные особенности детей и их учет в условиях летнего оздоровительного лагеря...

Учет возрастных особенностей детей в процессе занятий физическими упражнениями.

Учет возрастных особенностей детей в процессе занятий физическими упражнениями....