Реализация метода учебного проекта на занятиях по информатике
статья по теме
Выступление в рамках Единых методических дней 28.01.2015 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 25.41 КБ |
Презентация, часть 1 | 2.48 МБ |
Презентация, часть 2 | 2.29 МБ |
Презентация, часть 3 | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Реализация метода учебного проекта на занятиях по информатике
Что же такое учебный проект?
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект
Проблема проекта | Почему это важно для меня лично? | Актуальность проблемы – |
Цель проекта | Зачем мы делаем проект? | Целеполагание |
Задачи проекта | Что для этого мы делаем? | Постановка задач |
Методы и способы | Как мы это можем делать? | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | Что получится как решение проблемы? | Ожидаемый результат |
Поэтапные задачи участников реализации учебного проекта
Преподаватель | Обучающиеся |
1-й этап – погружение в проект | |
Формулирует | Осуществляют |
1) проблему проекта | 1) личностное присвоение проблемы |
2) сюжетную ситуацию | 2) вживание в ситуацию |
3) цель и задачи | 3) принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач |
2-й этап – организация деятельности | |
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
4) организовать группы | 4) разбивку на группы |
5) распределить амплуа в группах | 5) распределение ролей в группе |
6) спланировать деятельность по решению задач проекта | 6) планирование работы |
7) возможные формы презентации результатов | 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов |
3-й этап – осуществление деятельности | |
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
8) консультирует учащихся по необходимости | 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща |
9) ненавязчиво контролирует | 9) консультируются по необходимости |
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость | 10) «добывают» недостающие знания |
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов | 11) подготавливают презентацию результатов |
4-й этап - презентация | |
Принимает отчет: | Демонстрируют: |
12) обобщает и резюмирует полученные результаты | 12) понимание проблемы, цели и задач |
13) подводит итоги обучения | 13) умение планировать и осуществлять работу |
14) оценивает умения: общаться:слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) | 14) найденный способ решения проблемы |
| 15) рефлексию деятельности и результата |
| 16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности |
Этапы работы над проектом
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- определение руководителей проектов;
- поиск проблемного поля;
- выбор темы и её конкретизация;
- формирование проектной группы.
ПОИСКОВЫЙ
- определение и анализ проблемы;
- уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
- постановка цели проекта.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
- анализ имеющейся информации;
- сбор и изучение информации;
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- анализ ресурсов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
- выполнение запланированных технологических операций;
- текущий контроль качества;
- внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта;
- изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
КОНТРОЛЬНЫЙ
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
Я предлагаю вашему вниманию знакомство с практическойреализацией метода учебных проектов в рамках предмета «Информатика».
В 2013-14 учебном году в Рабочую программу предмета «Информатика и ИКТ» (1 курс на базе 9 классов) было включено 3 учебных проекта. На сайте колледжа был создан специальный раздел «Учебные проекты», содержащий информацию, достаточную для выполнения данного вида работы. В этом разделепредставлен следующий материал:
- Определение понятия «Учебный проект».
- Классификация проектов.
- Структура работы над проектом.
- Примерные требования к учебным проектам.
- Примерная структура проекта.
- Критерии оценки проектов.
- Пример оформления титульного листа.
- Правила оформления списка использованной литературы.
- Правила оформления ссылок в тексте исследовательской работы.
- Рекомендации по подготовке и оформлению тезисов докладов, сопровождающих защиту проекта.
(см. страницу сайта http://www.t-kvt.ru/college/obuchayushhimsya/issledovatelskaya-rabota/uchebnyie-proektyi.html)
На этой же странице сайтабыли размещены задания для выполнения проектов по информатике. Выбранный тип проектов строился по принципу «от простого к сложному». Тематика и форма представления проектов согласовывались с учебным материалом, осваиваемым на том или ином этапе обучения.
Первый проект («Простейшая информационно-поисковая система») был информационного типа. Его цель - научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме, найденную с помощью Интернет-ресурсов, обобщить знания по поиску информации в сети Интернет. Работа обучающихся была организована за счёт часов, выделенных на внеаудиторную самостоятельную работу. Текст задания был размещён на сайте колледжа. Кроме того, обучающимся были предоставлены «Методические указания по выполнению проектов». Работа велась как индивидуально, так и в группах по 2-3 человека. Форму представления проектов обучающиеся выбирали сами, в зависимости от своих умений и предпочтений: работу можно было представить и в письменном виде, и в форме электронного текстового документа или презентации. Если проект оформлялся как презентация, то за технические ошибки при её оформлении оценка не снижалась. Защита проектов проводилась в рамках аудиторных занятий в режиме «преподаватель - обучающиеся».
Демонстрация проекта – есть ошибки в оформлении (много текста, нет вывода, источников информации, не выбран дизайн).
Второй проект («Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту») относился к более сложному практико-ориентированному типу. Тематика «привязывалась» к специальности обучающихся. Работа над проектом велась в рамках аудиторных занятий. Форма представления результата была определена как презентация, поэтому помимо задания и методических рекомендаций обучающимся был предоставлен справочный материал по современным требованиям к презентациям. Защита проекта носила публичный характер внутри каждой подгруппы. Обязательным элементом защиты, помимо обсуждения содержательной стороны проекта, было определение плюсов и минусов представленной презентации с точки зрения её технического выполнения.
Демонстрация проекта
Третий проект («Создание презентации на заданную тему») относился к творческому типу. Темами проектов стали памятные даты, отмечавшиеся в тот календарный период. Кроме заданных дат обучающиеся могли сами определить интересующую их тему. Технически работа над проектом была усложнена:
- необходимостью обработки всех изображений, использующихся в презентации, средствами графического редактора;
- использованием гиперссылок для навигации между слайдами презентации.
Для проведения такой работы обучающимся был предоставлен дополнительный справочный материал. Защита проектов на этот раз велась в присутствии всей группы и носила характер активного обсуждения представленного материала.
Надо отметить, что такой системный подход к проектной деятельности в рамках учебных занятий дал вполне определённый результат. Те из обучающихся, кто принял участие в работе над всеми тремя проектами, представили в конечном итоге весьма качественный результат. Чисто технических вопросов при работе над третьим проектом почти не возникало. Ни подбор необходимых материалов в сети Интернет, ни работа с графическим редактором, ни разработка презентации особых затруднений не вызывали. И публичная защита третьего проекта прошла весьма оживлённо и содержательно.
Демонстрация проекта
Для закрепления полученных навыков в рамках предмета «Информатика», преподаваемого на 2 курсе, планируется организация работы ещё над одним проектом, защита которого станет формой итоговой аттестации по предмету. Проект этот будет носить исследовательский характер и задействовать все основные умения и навыки, освоенные обучающимися на 1 курсе. Кроме того предполагается и освоение новых навыков – работа с видео и аудио файлами, настройка анимации.
Перспективы использования результатов работы по системному учебному проектированию мне видятся в активном применении обучающимися полученных умений и навыков при курсовом и дипломном проектировании на старших курсах. В связи с этим хотелось бы ещё раз подчеркнуть мысль, прозвучавшую в рамках прошлых единых методических дней: было бы весьма желательно, чтобы в нашем колледже была налажена система информирования преподавателей общеобразовательных предметов, представителем которых я являюсь, о тех задачах, которые решаются преподавателями спец. дисциплин. Это могло бы оказать реальную помощь в определении тематики заданий, выдаваемых обучающимся и непосредственно связанных с формированием их профессиональных компетенций.
Вывод: метод проектов, применяемый в рамках преподавания учебной дисциплины, весьма эффективен и даёт хорошие, стабильные результаты при его систематическом применении не только для освоения обучающимися общих знаний, но и для освоения ими профессиональных компетенций. Особенно при интегрированном подходе е его применению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные элементы учебного проекта Проблема проекта Почему это важно для меня лично? Актуальность проблемы – мотивация Цель проекта Зачем мы делаем проект? Целеполагание Задачи проекта Что для этого мы делаем? Постановка задач Методы и способы Как мы это можем делать? Выбор способов и методов, планирование Результат Что получится как решение проблемы? Ожидаемый результат
Этапы работы над учебным проектом 1 2 3 4 5 6
Методический материал, представленный в разделе сайта колледжа «Учебные проекты»
Тематика учебных проектов по информатике в 2018-19 учебном году
Проект № 1 . Простейшая информационно-поисковая система Тип проекта: информационный Цель : научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме, найденную с помощью Интернет-ресурсов, обобщить знания по поиску информации в сети Интернет Защита проекта: индивидуальная Форма представления проекта : произвольная
Проект № 2 . Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности Тип проекта: практико-ориентированный Форма представления: простая презентация Темы проектов: Автоматизированное рабочее место … Судоводителя Судового механика Судового электромеханика Судостроителя и т.п.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Промежуточные результаты 1 2 3 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ Семенова Наталья Александровна, преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта» Тюмень 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века
Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М.Монтень Зачем нужно учиться? Ответ на этот «д...
Метод учебного проекта в начальной школе (доклад)
Учебное проектирование является новацией, нововведением и на пути его внедрения встречаются объективные трудности. Одна из них отсутствие у педагогов ясного понимания того, что ему требуется знать и у...
Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...
Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля
В нашей школе первый год преподавался предмет "Проектная деятельность".Надеюсь, что доклад "Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля", который сопро...
метод учебного проекта в преподавании математики и информатики
Обучение на основе проектов -это модель обучения, отличающаяся от традиционных уроков, ориентированных на учителя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориенти...
Педагогический проект "Метод учебных проектов как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках технологии
Цель педагогического проекта: систематизировать, методически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций учащихся ...
Выступление на тему: "Роль учителя биологии в реализации воспитательного потенциала проекта внеурочных занятий "Разговоры о важном"
С 1 сентября 2022 года российские школы ждет много нововведений. Это не только еженедельная церемония исполнения гимна и поднятия флага, но и новый дополнительный предмет. Во всех школах страны в ново...