Коллективная и командная работа на уроках.
статья на тему
Коллективная и командная работа на уроках.
Под коллективной формой обучения подразумевается работа учащихся, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом образовательного коллектива. Если такие учебные занятия проходят в классе, то это значит, что каждый ученик по очереди вступает в содержательное общение со всеми своими одноклассниками, являясь то их учеником, обучаемым, то их учителем, т. е. обучающим; коллектив (т.е. все) обучает каждого и каждый обучает всех. Поэтому такая форма названа коллективной формой организации процесса обучения (КФО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnaya_i_komandnaya_rabota_na_urokah.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективная и командная работа на уроках.
Под коллективной формой обучения подразумевается работа учащихся, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом образовательного коллектива. Если такие учебные занятия проходят в классе, то это значит, что каждый ученик по очереди вступает в содержательное общение со всеми своими одноклассниками, являясь то их учеником, обучаемым, то их учителем, т. е. обучающим; коллектив (т.е. все) обучает каждого и каждый обучает всех. Поэтому такая форма названа коллективной формой организации процесса обучения (КФО)
Коллективный способ обучения включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая – коллективная организационная форма [Дьяченко, 2001, с. 496].
Каждый способ осуществляется на основе реализации своих принципов. Принципы коллективных способов обучения разработаны В.К. Дьяченко.
Согласно теории В.К. Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть положены восемь принципов:
Но я не буду сейчас останавливаться подробно на этих принципах. Так как моя задача поделиться своим опытом в работе. И скажу кратко:
И как уже было сказано, коллективное обучение, по мнению Дьяченко, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.
Коллективная работа, по утверждению Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы, т.е на базе разделения и распределения обязанностей. При этом она приобретает следующие признаки:
- класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
- организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
Групповая работа на уроке (командная)
- Урок-закрепление, где основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения.
Ученики подразделяются на три группы, в состав которых входят 2-3 ученика, умеющих проявить свои знания.
Четвертая группа формируется из сильных учеников, проявляющих аналитические способности при изучении материала, а также и при повторении.
Цель: на любом этапе такого урока ( домашнее задание, выполнение упражнений , устный опрос) ведется коллективная работа, в котором ученики, освоившие материал, выступают в роли учителей, наставников и помогают детям с другими способностями ( не так быстро усваивать материал) освоить материал.
Сильная группа курирует работу всего класса, делает свои замечания.
При этом при выполнении упражнения этой группе предоставляется материал более сложного уровня.
- Урок обобщения и систематизации . Мы знаем, что такой урок является обязательным завершающим этапом в процессе усвоения учащимися учебного материала. И на таком уроке я стараюсь применить работу в группах.
*** ( После урока планируется самостоятельная работа по пройденной теме).
Ученики распределяются равномерно в группах, учитываются индивидуальные способности .
( 1этап-воспроизведение повторяемого материала, 2 этап – систематизация и обобщение ранее изученного)
На 3 этапе урока углубления и расширения знаний
группам дается работа, которая курируется сильными учениками. При этом все ученики работают и отвечают по очереди.
Задача учителя при этом следить за работой каждой группы и быть участником каждой группы: задавать вопросы, требующие неоднозначных ответов.
В итоге работа по подготовке к с.р. проведена. Навыки получены.
- ***
Урок – проверки и оценивания индивидуальной работы ученика , а именно оценивание выполнения ДЗ учеником в форме доклада на заданную тему. ( Искусство, литература)
Такой урок подразумевает уже изначально быть скучным, и для того, чтобы урок все-таки был интересным и ребята запомнили , о чем говорили их одноклассники создается следующая ситуация.
Такой метод работы я называю «Атака и оборона», где атака – это ряд вопросов, а оборона в свою очередь готова предоставить ответы на эти вопросы.
Коллектив делится произвольно на 4 группы. Ребята из группы отвечающего ученика готовятся к обороне, а три другие команды – к атаке.
Цель: проявить у учеников интерес к отвечающему ученику,
таким образом, получая новые сведения по изучаемому предмету.
В итоге урок приобретает оттенок игры, где ученики с азартом пытаются задать грамотный вопрос, а другие ученики готовы ответить на вопрос.
После этого идет оценивание отвечающего ученика путем рассуждения, в котором дается оценка и два аргумента в пользу своего мнения.
Положительных результатов здесь много.( умение слушать, формировать вопросы, грамотно отвечать, рассуждать – все это приводит к усвоению предоставленного материала)
Коллективная работа на уроке – проекте.
Метод учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус.!!! Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Таким образом, коллективная работа на уроках –проектах – это процесс над созданием заданного учебного продукта.
Технологическая цепочка такой коллективной работы состоит из:
- Проблема ( задает учитель)
- Проектирование ( планирование)
- Поиск материалов.
- Создание продукта. ( сайт, видео-ролик, презентация , газета, журнал, учебное пособие и т.д.)
- Презентация продукта ( различные средства: игра, конференция, экскурсия, заочное путешествие, демонстрация и т.д..)
- Рефлексия.
В своей работе я использовала краткосрочные проекты – 2-3 урока.
На уроках литературы каждой группе учеников в качестве домашнего задания дается определенная задача, которую ребята должны решить и показать.
Например, ребята из трех групп должны были предоставить информацию о поэтах – романтиках в форме презентации.
На этот раз я не принимала участия в делении детей на группы, их задача была в том, что самостоятельно разделиться, образовав равноценные группы , учитывая особенности каждого ученика.
- в результате все ученики класса принимали участие в подготовке и создании презентации, при этом показывая свою работу, ученики одной группы коллективно предоставляли информацию о поэте.
( предоставить презентации)
Долгосрочные проекты – четвертные.
«Лето Господне» И. Шмелева в программу не входит, но я решила познакомить детей с этим произведением , предоставив им самостоятельно изучить произведение и подготовить свою работу - проект – видеоролик, на заданную тему.
В итоге, ребятами была проведена большая исследовательская работа, которая была выполнена самостоятельно ( при курировании учителя, играющего роль наставника). При этом был применен метапредметный подход в подготовке материала ( история, география)
ВОВ «Лирика военных лет» 8 классы : видео ролики.
7 классы: устный коллективный ответ каждой группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что
Коллективная форма работы – направлена на выработку таких важных умений, как:
1) самостоятельно изучать заданную литературу;
2) мыслить творчески, анализировать и делать выводы;
3) излагать свои мысли, знания полностью и без искажений (научить другого);
4) слушать, получать информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы);
5) обладать хорошими знаниями;
6) коллективно трудиться: навыки организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки [Золотова, 1989, с. 34-35].
И показать себя и на других посмотреть.
1. Принцип завершенности. Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и опыт и теми, кто их приобретает. Можно считать, что обучение осуществилось, если знания и умения обучаемым усвоены, и тот, кто был учеником, может уже без чьей - либо помощи обучать всему тому, чему его научили другие, при этом ничего не теряя и не искажая.
2. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний. Обучение может стать завешенным тогда, когда ученик имеет возможность каждую новую тему излагать своим товарищам столько раз, сколько необходимо для ее глубокого и прочного усвоения. «Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Ведь чрезвычайно правильно известное положение «Кто учит других, учится сам» – не только потому, что, повторяя, он укрепляет в себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи» – так излагает Коменский величайшую педагогическую мудрость.
3. Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. Традиционный учебный процесс строился на индивидуалистической основе, каждый отвечал только за себя, за свою подготовку. В КСО действует иной принцип: один учит всех и все одного, и таким образом ученики взаимно помогают друг другу добиться успеха в освоении учебного материала.
4. Принцип разновозрастности состава образовательного коллектива. Взаимообучение и сотрудничество учащихся одного уровня и одного возраста, как правило, оказывается небогатым по содержанию. Наибольшими образовательными возможностями обладает разновозрастный коллектив.
5. Принцип обучения в соответствии со способностями. Систематическое «сдерживание» развития способностей наиболее одаренных и трудолюбивых ведет к притуплению этих способностей и потере интереса к учению. За рубежом и у нас в стране наблюдается стремление индивидуализировать обучение, предоставить возможность каждому ученику продвигаться вперед при изучении учебного материала «своим темпом» независимо от темпа работы других учащихся. Это труднореализуемая и достаточно дорогостоящая задача.
6. Принцип разнообразия тем или распределения учебных заданий. При коллективной работе распределение тем, функций, обязанностей является важнейшим и необходимым условием для обмена знаниями.
7. Принцип педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий. При коллективных занятиях выполнение учительских функций становится нормой деятельности, постоянной обязанностью. Чтобы каждый мог обучать и воспитывать своих товарищей, необходимо развитие и учащихся педагогического мастерства. Развитие педагогического мастерства происходит под руководством профессионального педагога во время ежедневной обучающей деятельности каждого учащегося.
8. Принцип интернационализации процесса обучения (многоязыковой основы обучения). Одним из важных шагов в развитии системы современного образования является построение учебного процесса сначала на двуязыковой, а затем и на многоязыковой основе при разнонациональном составе учащихся [Дьяченко, 1991, с. 192].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективный способ обучения на уроках биологии.
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и ко...
Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...
Коллективное творчество учащихся на уроках изобразительного искусства.
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному тв...
Коллективное творчество учащихся на уроках изобразительного искусства
Коллективная деятельность дает возможность формировать навыки и умения работать вместеяя. строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно ценностных мотивов....
Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка
Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...
"Групповые формы работы и коллективный способ обучения на уроках математики"
« … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, с...
Коллективный мини- проект на уроках технологии в 7 классе "Создание модели исторического костюма на манекене".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНа уроках технологии в 7 классе обучающиеся изучают раздел «История костюма» (10 часов), в содержание которого включен материал о ярком периоде мирового культурного на...