Коллективная и командная работа на уроках.
статья на тему

Леонова Ольга Викторовна

Коллективная и командная  работа на уроках.

 

 

Под коллективной формой обучения подразумевается работа учащихся, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом образовательного коллектива. Если такие учебные занятия проходят в классе, то это значит, что каждый ученик по очереди вступает в содержательное общение со всеми своими одноклассниками, являясь то их учеником, обучаемым, то их учителем, т. е. обучающим; коллектив (т.е. все) обучает каждого и каждый обучает всех. Поэтому такая форма названа коллективной формой организации процесса обучения (КФО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivnaya_i_komandnaya_rabota_na_urokah.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективная и командная  работа на уроках.

Под коллективной формой обучения подразумевается работа учащихся, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом образовательного коллектива. Если такие учебные занятия проходят в классе, то это значит, что каждый ученик по очереди вступает в содержательное общение со всеми своими одноклассниками, являясь то их учеником, обучаемым, то их учителем, т. е. обучающим; коллектив (т.е. все) обучает каждого и каждый обучает всех. Поэтому такая форма названа коллективной формой организации процесса обучения (КФО)

Коллективный способ обучения включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая – коллективная организационная форма [Дьяченко, 2001, с. 496].

Каждый способ осуществляется на основе реализации своих принципов. Принципы коллективных способов обучения разработаны В.К. Дьяченко.

Согласно теории В.К. Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть положены восемь принципов:
Но я не буду сейчас останавливаться подробно на этих принципах. Так как моя задача поделиться своим опытом в работе. И скажу кратко:

И как уже было сказано, коллективное обучение, по мнению Дьяченко, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

 Коллективная работа, по утверждению Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы, т.е на базе разделения и распределения обязанностей. При этом она приобретает следующие признаки:

  • класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
  • организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
  • действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
  • есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

Групповая работа на уроке (командная)

  1. Урок-закрепление, где   основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. 

Ученики подразделяются на три группы, в состав которых входят 2-3 ученика, умеющих проявить свои знания.


Четвертая группа формируется из сильных учеников, проявляющих аналитические способности при изучении материала,  а также и при повторении.

Цель: на любом этапе такого урока ( домашнее задание, выполнение упражнений , устный опрос) ведется коллективная работа, в котором ученики,  освоившие материал,  выступают в роли учителей, наставников и помогают детям с другими способностями ( не так быстро усваивать материал)  освоить материал.


Сильная группа курирует работу всего класса, делает свои замечания.

 При этом при выполнении упражнения этой группе предоставляется материал  более сложного уровня.

  1. Урок обобщения и систематизации . Мы знаем, что такой урок является  обязательным завершающим этапом  в процессе усвоения учащимися учебного материала. И на таком уроке я стараюсь применить работу в группах.

*** ( После урока планируется самостоятельная работа по пройденной теме).


Ученики распределяются равномерно в группах, учитываются индивидуальные способности .

(  1этап-воспроизведение повторяемого материала, 2 этап – систематизация и обобщение ранее изученного)


На 3 этапе урока углубления и расширения знаний

 группам дается работа, которая курируется сильными учениками.  При этом все ученики работают  и отвечают по очереди.
Задача учителя при этом следить за работой каждой группы и быть участником каждой группы: задавать вопросы, требующие неоднозначных ответов.

В итоге работа по подготовке к с.р. проведена. Навыки получены.

  1. ***
    Урок – проверки и оценивания индивидуальной работы ученика , а именно оценивание выполнения ДЗ учеником в форме доклада на заданную тему.  ( Искусство, литература)
    Такой урок подразумевает уже изначально быть скучным, и для того, чтобы урок все-таки был интересным и ребята запомнили , о чем говорили их одноклассники создается следующая  ситуация.


Такой метод работы я называю «Атака и оборона», где атака – это ряд вопросов, а оборона в свою очередь готова предоставить ответы на эти вопросы.
Коллектив делится произвольно на 4 группы.  Ребята из группы отвечающего ученика готовятся к обороне, а три другие команды – к атаке.
Цель:  проявить у учеников интерес к отвечающему ученику,
таким образом, получая новые сведения по изучаемому предмету.
В итоге урок приобретает оттенок игры, где ученики с азартом пытаются задать грамотный вопрос, а другие ученики готовы ответить на вопрос.
После этого идет оценивание отвечающего ученика путем рассуждения, в котором дается оценка и два аргумента в пользу своего мнения.

Положительных результатов здесь много.( умение слушать, формировать вопросы, грамотно отвечать, рассуждать – все это приводит к усвоению предоставленного материала)

Коллективная работа на уроке – проекте.

Метод учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус.!!! Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.

Таким образом, коллективная работа на уроках –проектах – это процесс над созданием заданного учебного продукта.
Технологическая цепочка такой коллективной работы состоит из:

  1. Проблема ( задает учитель)
  2. Проектирование ( планирование)
  3. Поиск материалов.
  4. Создание продукта. ( сайт, видео-ролик, презентация , газета, журнал, учебное пособие и т.д.)
  5. Презентация продукта ( различные средства: игра, конференция, экскурсия, заочное путешествие, демонстрация и т.д..)
  6. Рефлексия.

В своей работе я использовала краткосрочные проекты – 2-3 урока.

На уроках литературы каждой группе учеников в качестве домашнего задания  дается определенная задача, которую ребята должны решить и показать.


Например, ребята из трех групп должны были предоставить информацию о поэтах – романтиках в форме презентации.

На этот раз я не принимала участия в делении детей на группы, их задача была в том, что самостоятельно разделиться, образовав равноценные группы , учитывая особенности каждого ученика.
 - в результате все ученики класса принимали участие в подготовке и создании презентации, при этом показывая свою работу, ученики одной группы коллективно предоставляли информацию о поэте.

( предоставить презентации)

Долгосрочные проекты – четвертные.

«Лето Господне» И. Шмелева в программу не входит, но я решила познакомить детей с этим произведением , предоставив им самостоятельно изучить произведение и подготовить свою работу  - проект – видеоролик, на заданную тему.
В итоге, ребятами была проведена большая исследовательская работа, которая была выполнена самостоятельно ( при курировании учителя, играющего роль наставника). При этом был применен метапредметный подход в подготовке материала ( история, география)

ВОВ «Лирика военных лет» 8 классы : видео ролики.

7 классы: устный коллективный ответ каждой группы.

 Таким образом,  можно сделать вывод, что

Коллективная форма работы – направлена на выработку таких важных умений, как:

1) самостоятельно изучать заданную литературу;

2) мыслить творчески, анализировать и делать выводы;

3) излагать свои мысли, знания полностью и без искажений (научить другого);

4) слушать, получать информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы);

5) обладать хорошими знаниями;

6) коллективно трудиться: навыки организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки [Золотова, 1989, с. 34-35].

И показать себя и на других посмотреть.

1. Принцип завершенности. Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и опыт и теми, кто их приобретает. Можно считать, что обучение осуществилось, если знания и умения обучаемым усвоены, и тот, кто был учеником, может уже без чьей - либо помощи обучать всему тому, чему его научили другие, при этом ничего не теряя и не искажая.

2. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний. Обучение может стать завешенным тогда, когда ученик имеет возможность каждую новую тему излагать своим товарищам столько раз, сколько необходимо для ее глубокого и прочного усвоения. «Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Ведь чрезвычайно правильно известное положение «Кто учит других, учится сам» – не только потому, что, повторяя, он укрепляет в себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи» – так излагает Коменский величайшую педагогическую мудрость.

3. Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. Традиционный учебный процесс строился на индивидуалистической основе, каждый отвечал только за себя, за свою подготовку. В КСО действует иной принцип: один учит всех и все одного, и таким образом ученики взаимно помогают друг другу добиться успеха в освоении учебного материала.

4. Принцип разновозрастности состава образовательного коллектива. Взаимообучение и сотрудничество учащихся одного уровня и одного возраста, как правило, оказывается небогатым по содержанию. Наибольшими образовательными возможностями обладает разновозрастный коллектив.

5. Принцип обучения в соответствии со способностями. Систематическое «сдерживание» развития способностей наиболее одаренных и трудолюбивых ведет к притуплению этих способностей и потере интереса к учению. За рубежом и у нас в стране наблюдается стремление индивидуализировать обучение, предоставить возможность каждому ученику продвигаться вперед при изучении учебного материала «своим темпом» независимо от темпа работы других учащихся. Это труднореализуемая и достаточно дорогостоящая задача.

6. Принцип разнообразия тем или распределения учебных заданий. При коллективной работе распределение тем, функций, обязанностей является важнейшим и необходимым условием для обмена знаниями.

7. Принцип педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий. При коллективных занятиях выполнение учительских функций становится нормой деятельности, постоянной обязанностью. Чтобы каждый мог обучать и воспитывать своих товарищей, необходимо развитие и учащихся педагогического мастерства. Развитие педагогического мастерства происходит под руководством профессионального педагога во время ежедневной обучающей деятельности каждого учащегося.

8. Принцип интернационализации процесса обучения (многоязыковой основы обучения). Одним из важных шагов в развитии системы современного образования является построение учебного процесса сначала на двуязыковой, а затем и на многоязыковой основе при разнонациональном составе учащихся [Дьяченко, 1991, с. 192].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный способ обучения на уроках биологии.

Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и ко...

Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...

Коллективное творчество учащихся на уроках изобразительного искусства.

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному тв...

Коллективное творчество учащихся на уроках изобразительного искусства

Коллективная деятельность дает возможность формировать навыки и умения работать вместеяя. строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно ценностных мотивов....

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

"Групповые формы работы и коллективный способ обучения на уроках математики"

« … развитие  и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,  собственными силами, с...

Коллективный мини- проект на уроках технологии в 7 классе "Создание модели исторического костюма на манекене".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНа уроках технологии в 7 классе обучающиеся изучают раздел «История костюма» (10 часов), в содержание  которого включен материал о ярком периоде мирового культурного на...