Януш Корчак - один из великих педагогов XX века.
статья ( класс) на тему
Статья предназначена для начинающих педагогов и тех, кто ищет ответы на волнующие вопросы воспитания детей.
Януш Корчак - один из великих педагогов XX века. Он был выдающимся теоретиком и практиком воспитания, его реформатором, давшим ответ на труднейшие проблемы, выдвинутые эпохой. Корчак являл собой уникальный тип педагога « божьей милостью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yanush_korchak_-_odin_iz_velikih_pedagogov_xx_veka.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Януш Корчак – один из великих педагогов XX века».
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ МО Плавский район «Сорочинская СОШ»
Чернова Любовь Викторовна
Содержание.
I. Введение. Педагог «божьей милостью».
II. Основная часть. Педагогический портрет. Януш Корчак.
- Путь к детям.
- «Дом сирот».
- Азбука корчаковской воспитательной работы.
- Знание о детях Корчак приобретал в течение всей своей жизни.
III. Заключение. Жизнь, отданная детям.
IV. Список литературы.
- Введение.
Януш Корчак - один из великих педагогов XX века. Он был выдающимся теоретиком и практиком воспитания, его реформатором, давшим ответ на труднейшие проблемы, выдвинутые эпохой. Корчак являл собой уникальный тип педагога « божьей милостью». Всех близко знавших его поражала в нём редкая способность непосредственного контакта с детьми, удивительный дар общения с ребёнком на основе абсолютного взаимного доверия и понимания. Созданная им целостная социально-педагогическая концепция при всей кажущейся простоте опиралась на широкий научный фундамент, она была результатом синтеза обширного комплекса наук о человеке - от медицины и биологии и до философии и истории культуры. Её органичность является следствием того, что Корчак обладал даром целостного видения мира. Педагогическая концепция Януша Корчака носит ярко выраженный последовательно демократический, предельно гуманистический характер. Родилась она в начале XX века в русле реформаторских теорий, возникших как следствие кризиса традиционной педагогики XIX века. Педагогический кризис в свою очередь был обусловлен общественным сдвигом конца XIX века, ощутимым изменением социально-исторических условий бытия индивида. Налицо была острая диспропорция между новой общественной ситуацией жизни индивида и старой практикой его подготовки к жизни, традиционалистическим авторитарным воспитанием, односторонне видевшим в ребёнке лишь объект педагогического воздействия. Именно поэтому ответы, найденные
Корчаком на запросы эпохи, далеко перешагнули границы его поколения, страны и времени.
II.Основная часть.
Выдающийся польский педагог, писатель, публицист и общественный деятель Януш Корчак ( Генрих Гольдшмит ) родился 22 июля 1878 (или 1879) года в Варшаве. Распрощаться с детством и вступить в мир взрослых он должен был ещё гимназистом, после неожиданного банкротства, сумасшествия и смерти отца, известного юриста. Двенадцатилетний мальчик остаётся единственной опорой сестры и матери. В богатые гостиные, куда ещё недавно он входил с отцом как гость, как человек своего круга, он входил теперь как репетитор, старающийся сохранить независимость и соблюсти дистанцию и достоинство. Но расставшись с детством и перейдя в мир взрослых, юный Генрих сохранил мироощущение, не присущее взрослым: его оценки и симпатии остались на стороне его маленьких подопечных. Именно в умении взглянуть на мир с позиции интересов ребёнка кроется исходный момент, который не только определит выбор им дела жизни, но и станет ядром его социально-педагогической концепции.
Януш Корчак найдёт себя не сразу, его путь к детям займёт полтора десятилетия. В 1898 году двадцатилетний Генрих Гольдшмит окончил русскую гимназию и стал студентом медицинского факультета Варшавского университета. В многообразии врачебных профилей он избрал специальность педиатра, навсегда связав свою жизнь с миром детей. Тот же жизненный выбор отражает и его публицистическая деятельность. В своих статьях он пишет о положении детей в обществе, о вопросах воспитания, подписываясь псевдонимом Януш Корчак. Повесть «Дитя гостиной» (1904-1905) стала социальным обвинением общества, буржуазной семьи. Критик Ян Гертц в 1907году писал: «В первой части книги господин Корчак задел самую опасную рану, от которой страдает наш общественный организм: это воспитание». Повесть принесла автору широкую литературную известность.
Продолжая работать врачом, ежедневно встречаясь с детскими болезнями, он видит чудовищную обездоленность детства низов, бесправность мира детства в целом. Детская больница всё более настойчиво толкает его к постижению социальных и педагогических корней тех явлений, с которыми он имеет дело как медик. Наступает момент, когда круг его профессиональных интересов резко расширяется, целиком захватывая единый комплекс вопросов: ребёнок и детство, проблема ребёнка и детства во всей её реальной полноте и целостности. Корчак ставит перед собой масштабную цель - постичь общую картину детства, понять до конца, что и почему на сегодня существует, как должно быть и, главное, что следует делать. Поискам ответов он отдаёт себя целиком.
В 1907году известный журнал «Общественное обозрение» напечатал фантастическую повесть Корчака «Школа жизни» о школьной реформе. Эта школа служила всему человечеству. В действительности такая школа возможна только в условиях глубоких социальных перемен во всём мире. Школа была народной, свободной, трудовой. Она обучала детей труду на пользу общества. Повесть рассказывала о воспитании трудом. «Работа - это священная
мистерия, она - синоним самой жизни. Самая большая награда в жизни человека - это сам труд», - утверждал Корчак.
В 1908 году Корчак изменил медицине. Ему серьёзно захотелось служить детям. Он стал воспитателем в «Доме сирот». Труд, взятый Корчаком на себя, был нелёгким: вернуть детям украденное детство, превратить холодный дом, называемый приютом, в родной угол. Подвиг молодого врача, отказавшегося от блестящей карьеры во имя сирот, привлёк на его сторону многих влиятельнейших жителей Варшавы.
В 1909 году Януш был арестован за соучастие в революционной деятельности и случайно оказался в одной камере с крупнейшим польским педагогом и социологом Людвиком Кшивицким. Эта встреча сыграла важную роль в жизни Корчака, он впервые задумывается об основах и принципах нового воспитания, о становлении человеческой личности. Уроки социологии не пройдут даром. Воспитание - «преображение души», но как освободить его от лжи, суеты, безнравственности, от привычных стандартов и схем, превращающих людей в серое панургово стадо? Об этом Корчак напишет книги: «Как любить детей», «Право ребёнка на уважение», «Правила жизни» - о взаимоотношениях детей и взрослых, «об этике, вытекающей из анализа каждодневных ситуаций в семье и ближайшем окружении ребёнка».
Азбука корчаковской воспитательной работы начинается с отношения к природе. Проблема экологии в то время не стояла ещё так остро, как теперь, но Корчак уже тогда предупреждал, к чему приведёт вмешательство в природу, и воспитывал детей на любви ко всему живому.
- Когда хитрость мешает быть умным? - спрашивал он их и отвечал: - Всегда, когда мы расставляем силки и устраиваем ловушки на диких зверей и птиц. Приятно думать: «Человек-царь природы». Это значит: «Кесарю - кесарево, а богу - божье». А природа – не храм и не мастерская. Она посрамляет все наши дерзкие притязания. Учитесь у природы быть собой. Она не терпит принуждения.
Важную роль в воспитании Януш отводил сказке. Чем раньше дети ложились спать, тем длиннее была сказка, которую он им рассказывал. А она такая заманчивая, такая забавная, что слушать бы её до самого утра, но Корчак прерывал свой рассказ на самом интересном месте, потому что было поздно. У Януша Корчака сказка была воспитательным средством, потому что нравственная сила её огромна. «Не верьте, что сказка – ложь. Разве пробуждать в детях ответное чувство – ложь? Сказка возбуждает работу ума, она снимает с жизни серый покров обыденности и воспроизводит жизнь так, как она представляется счастливому воображению. Сказка – это зеркало, в котором отражается наше будущее. И то, что сказано от души, западает прямо в сердце».
Корчака интересовал самый больной вопрос воспитания: как изменить отношение к ребёнку, чтобы восторжествовали мир и порядок в детском коллективе. Воспитанники приюта трудились. Труд занимал важное место в воспитательной системе, разработанной Корчаком. Он вводился в воспитательный процесс с разными целями. Корчак разработал систему дежурств – «трудовую вахту детей», определил вид работы, установил трудовую дисциплину, ввёл самооценку проделанной работы. Дети сами выбирали себе занятия на месяц. Их обязанностью было поддерживать чистоту в комнатах, в коридорах и на подворье, подметать и мыть полы, чистить мебель, помогать на кухне, в библиотеке, в переплётной, столярной и швейной мастерских. Ежедневные дежурства по графику учили детей уважать всякий труд.
Корчака очень волновал вопрос, каким должно быть самовоспитание детей. Ребёнок всегда чувствовал над собой власть взрослых и пытался освободиться от неё. Почему? Ребёнку запрещают знать то, что, по мнению взрослых, ему повредит. Как же в таком случае вводить его в жизнь? Убедить в том, что в мире всё справедливо и разумно, всё понятно и просто. А как же тогда научить его отличать правду от лжи?
- Нет, - говорит Корчак, - его нужно научить не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и спорить, не только мириться, но и бороться. Человечество должно благодарить судьбу за то, что взрослые не могут заставить детей подражать себе во всём. Горе человечеству, если дети во всём будут послушны своим воспитателям, покушающимся на их здравый рассудок и человеческую свободу.
В статье «Ошибочное предсказание» Януш Корчак писал: «Не знаю, педагог ли я. Но я видел, как сталкивается утомлённый напряжённый, буйный рост ребёнка (рост - тяжёлая работа) с гневным возбуждением неистовых воспитателей. Я знаю их не только по книгам, я сам их испытывал на себе и даже теперь испытываю - редко или реже, потому что избегаю, прячусь, когда мне угрожают, а это хуже, чем хлопнуть дверью, пожалуй, даже чем украсть сто золотых. Пора об этом знать. По сравнению с ними ничего не значат детские поступки».
Методу принуждения Януш Корчак противопоставил метод самоуправления. У него было проверенное средство для достижения цели. Создание детского товарищеского суда. Это прежде всего. Суд должен научить детей считаться с нормами человеческого общежития и обдумывать свои поступки. Быть самокритичным - это быть самостоятельным. Подобную роль играл и детский совет самоуправления, и детский сейм- два необходимых инструмента самоуправляемого воспитания детей, которое стало основой корчаковской воспитательной системы. «Главное, - считал Корчак,- создать условия для воспитания с участием самих детей, и тогда не надо будет напоминать им об обязанностях, дети сами вас поймут». Воспитатель должен быть только помощником. Ребёнка должна воспитывать та детская среда, в которой он находится,- это было главным в системе воспитания Корчака. Детский суд, действовавший в интернатах Корчака- в «Нашем доме, в «Доме сирот»- был судом без наказаний. Судили не только провинившихся детей, но и воспитателей. Даже Корчак был судим дважды, два раза сам обращался в суд, раскаиваясь в своих поступках, хотя о них никто не знал. Он это делал для очищения души и совести. В кодексе товарищеского суда была статья, где говорилось: «Раз уж существовал такой закон, то он должен был распространяться на всех без исключения, все были равны перед ним».
В своих работах Корчак редко употребляет коллективное, многоликое- «дети», а чаще всего- «ребёнок», как бы подчёркивая этим значение индивидуального воспитания ребёнка - частицы коллектива, которая должна стать личность. У Корчака личность живёт и действует как индивид и как член коллектива. Чем богаче человеческая личность, тем глубже и острее в ней чувство коллективизма, потому что только личность осознаёт человеческую солидарность, страдание и скорбь за других, только личность чувствует свою ответственность за всех.
Счастливое будущее человечества – это не благоустроенный муравейник. В нём станут царить растерянность и пустота, если люди не будут объединены духовно. Насильственное объединение Корчак отрицал, считая, что коллектив должен быть свободным, творческим. Есть только нравственная солидарность и нравственное единство. В своих лекциях для слушателей Института специальной педагогики Корчак говорил о том, как познаётся человеческая жизнь в её развитии и что самое важное в воспитании - это видеть живого, конкретного ребёнка, стараться его познать, то есть понять.
Свои мысли и размышления о воспитании Януш Корчак изложил в статьях, очерках и художественных произведениях, которые публиковались во многих журналах и выходили отдельными изданиями. В них Корчак постоянно возвращается к своей главной теме – как любить ребёнка. Может даже показаться, что он повторяется, но это не так: Корчак конкретизирует и обогащает эту тему новыми фактами о детской индивидуальности, об условиях для проявления детской инициативы и активности, о взаимоотношениях ребёнка и воспитателя.
«Каждый ребёнок - это явление, а педагогика иногда слишком просто решает задачи воспитания. Нельзя представлять жизнь как сборник задач, где ответ один, а способов решения самое большое - два, - писал Януш Корчак. - Воспитатель, который питает иллюзии, что имеет дело с миром откровенных, чистых и нежных детских душ, расположение и доверие которых легко снискать, вскоре горько разочаруется.
Многие сетуют на детей, что они не оправдали их доверия. Среди детей столько же злых людей, сколько и среди взрослых, только дети пока не имеют возможности проявить себя». (Корчак Януш. Как любить ребёнка.// Избр. соч .-Варшава , 1984.-т.1.- с.263.)
Корчак признавал за ребёнком право оставаться таким, какой он есть, но был убеждён, что при определённых обстоятельствах можно развить в нём и положительные качества. Чем лучше воспитатель знает своего воспитанника, тем меньше ошибок и промахов он сделает в его воспитании.
Знание о детях Корчак приобретал в течение всей своей жизни. Он наблюдал за их поведением в разных ситуациях: когда ребёнок был один и в коллективе, когда трудился, играл, радовался, грустил, переживал горе. Корчак никогда не уставал от занятий с детьми. Он читал их дневники, письма, опускаемые в ящик для вопросов, внимательно изучал их судебные показания. Он глубоко изучал способ мышления ребёнка, исследовал и познавал язык детей, специфический строй их речи и вникал тем самым в наиболее сокровенные их желания, наиболее глубокие переживания, в их заботы и печали, в их мечты. В общение с детьми соблюдал такт и тонкость человека большой культуры. Как педагог, врач, и писатель, Януш Корчак обладал знанием и талантом, проявляя самый всесторонний интерес к ребёнку, а вопросы воспитания никогда не отрывал от психологии и социологии. Теорию воспитания он выводил из опыта собственной воспитательной практики, которую строил на открываемых им закономерностях.
Силу воли Корчак рассматривал как главную сущность характера. Он считал, что многие воспитатели просто не отдают себе отчёта о том, что характер зависит в сильной степени от врождённых свойств - темперамента и физического здоровья, если объясняют всё воспитанием или влиянием окружающей среды. Сколько раз менялись условия воспитания, а характер оставался неизменным! Можно ли в таком случае его исправить? Корчак отвечает на этот вопрос положительно, призывая бороться с дурными привычками, чтобы избавиться от них. Привычка является опорой характера, а она - результат воспитания. Ребёнок беспомощен против искушения. Но опытный воспитатель, предоставляя ребёнку свободу выбора, найдёт средства, чтобы воздействовать на его чувства. В одиночку ребёнку трудно исправиться, и он напрасно станет бороться с собой. Без помощи воспитателя у него ничего не получится, однако только неудачи заставят его признаться в своём бессилии. Ребёнок нетерпелив, а тут нужны выдержка и терпение. Корчак постоянно повторял своим воспитанникам, что хорошие наклонности и привычки нужно долго
и терпеливо воспитывать в себе. Человек сам создаёт себя. Привычка бывает добрым хозяином или жестоким деспотом человека, смотря куда направлена его воля. Нравственная дисциплина нужна в становлении каждого характера. Она учит управлять своими желаниями, подчиняя их высшим целям, заставляет повиноваться внутренним приказам своей совести. Без неё не будет внутреннего лада, от неё зависит воспитание чувства самоуважения и гражданского долга. Основу нравственной дисциплины дают ребёнку семья, учитель, общество и, наконец, сама действительность как великая школа практической жизни. Если ребёнок не знал ни материнской ласки и теплоты, ни заботы учителя и вырос невоспитанным и грубым, то горе ему самому, горе обществу, которое его таким воспитало.
Ребёнок талантливей самого гениального актёра. Он может сразу сыграть сто ролей. Взрослый с трудом подыскивает слова для выражения своих мыслей и чувств, тогда как ребёнок выражает их, не задумываясь, одним взглядом, одним словом.
Ребёнок имеет право на своё мнение, даже на протест, и если не считаться с его правом, то ничего нельзя от него и ожидать.
«Вы говорите: «Дети нас утомляют», - обращается Корчак к читателю. - Вы правы. Вы поясните: «Надо снижаться до их чувств». И тут же он возражает: «Снижаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от этого мы устаём. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». (Корчак Януш. Когда я снова стану маленьким .//Избр. соч.- Варшава,1978.- т.3.-с.271.)
Корчак казался детям загадочным человеком, нисколько не похожим на других воспитателей, ионии допускали его в те заветные уголки своей детской души, куда редко кому удаётся проникнуть. Вначале это радовало Корчака, но вскоре стало пугать. У ребёнка должна быть своя тайна, он, как и взрослый, имеет право на свою тайну. Корчак знал детскую душу.
В очерках Корчака даны яркие характеристики детей, разных по темпераменту. Он сравнивал детские типы. У особ с сильным темпераментом видел пылкий самобытный характер. Привычка держать себя в руках могла бы превратить его в сильную личность.
Корчак любил в характере ребёнка чувство самоотверженности.
Какой он был в малых делах, таким будет в остальном. Оставалось только научить бороться с собой - со своей раздражительностью. Корчак много говорил о самовоспитании, о том, как дети могут стать сильными, бодрыми, здоровыми. Читая Я. Корчака, мы убеждаемся в том, как много можно сделать в процессе постепенного познания ребёнка и развития его врождённых способностей. Он сам внимательно прислушивался к тому, что говорят о педагогике люди, внёсшие наибольший вклад в её развитие, и в то же время замечал, что воспитательные процессы полны парадоксов. Об этом он напечатал интереснейшую книгу «Занимательная педагогика». Ну не парадокс ли то, что воспитатель, дабы помочь ребёнку исправиться, только надоедает и вредит ему своими поучениями, а желаемых результатов добивается, когда относится к нему как к взрослому, не подавляет его внутреннюю свободу? Разве в этом нет абсолютной правды? Это непедагогическое отношение к ребёнку оказывалось самым педагогическим, потому что давало ему свободу проявить свой характер, а воспитателю - познать ребёнка. Познание - путь к воспитанию. Воспитателям как раз и не хватает познавательного отношения к детям. Корчак знал, что только в рамках этого отношения возможно осуществить воспитание личности. Он внимательно исследовал мотивы воспитания. Как понимали его родители? Воспитывать - это создавать по образу и подобию своему. Здесь главным мотивом был дом. Дети продолжали родителей? С этим трудно спорить. В статье «Ошибочные предсказания» Корчак показал, как иногда наивны и тщетны бывают ожидания воспитателей. Взрослые сразу приступали к делу, как только дети попадали в их руки. Они видели в них то, что хотели видеть. Атак не бывает. Это напоминает нетерпеливое желание детей стать сразу взрослыми. Ученик развивается не по предписанию воспитателя, а по своим собственным законам.
Ребёнка легко вырастить, а не воспитать. Научить - это не только дать знания, как бы ни была велика их роль. Знание - это не всё. Об этом он написал в своей статье «Чувство».
Разрушительная сила запрета чревата своими последствиями. Ребёнок не может, подобно собачонке, двигаться на коротком поводке у воспитателя. Человек развивается свободно. Люди интересны своей неодинаковостью. В статье «Драки» Корчак констатирует: «Ребёнка надо уважать. Нельзя опошлять, вульгаризировать отношения между детьми».
Что такое воспитание по Корчаку? Воспитание - это воздействие. Сила его не только в методах и целях. Воздействовать можно наказанием и без наказания. Корчак отрицал наказание, потому что наказание - зло. Какое было воспитание, такие были и люди. Зло рождало зло. А что Корчак давал ребёнку? Частицу своей души, свою любовь. Ребёнок отвечал ему тем же.
«Нет моих учеников я не дам бить их родителям. Моих даже плохих воспитанников я не отдам на издевательство и увечье. В сознании взрослых я стараюсь разбудить уважение к ребёнку и чувство ответственности за появление его на свет». (Статья «Без гнева»).
Учителю нужна интуиция, любовь к детям. Она, как музыка, понятна без слов. Без духовности нет воспитания. Ребёнок подвержен различным влияниям. Как уберечь его от зла? Нужен талантливый наставник, который будет стремиться познать ребёнка и ориентироваться на результаты его возможного развития. Личностью не рождаются, личностью становятся - это только часть правды о личности. Корчак утверждал:«Из лопуха не вырастет подсолнух». Воспитание личности надо понимать относительно. Будущее нельзя предсказать, пока не совершены поступки, которые определяют судьбу личности.
Чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Ребёнок может извлечь из воспитания пользу или вред, и всё это зависит от воспитателя. Воспитатель служит оплотом нравственного характера. Заботясь о воспитании детей, воспитатель воспитывает самого себя. Он учится видеть и понимать воспитанника. Корчак определил это более точно: ребёнок воспитывает воспитателя, Каждый ребёнок требует от воспитателя индивидуального подхода. Но откуда воспитатель может знать, как поступит ребёнок в данный момент? Воспитатель смотрит по обстоятельствам. Там, где нет интересов, пустяки становятся важным делом и силы ребёнка расточаются на мелкие и воображаемые заботы. Воспитатель должен беспокоиться, чтоб у воспитанника было постоянное дело. Ленивец прозябает. Душа спит, если нет дела. Чем больше мы работаем, тем дольше живём. Потому Корчак прививал детям привычку к постоянному занятию. Любое занятие, по мнению Корчака, полезно для тела и души ребёнка. Истощает праздность, а не работа.
«Ребёнок меня учит и воспитывает. Он для меня живая книга человеческой натуры, и чтение её учит зрелости. …Воспитатель, потерявший контакт с детьми,… не способен добросовестно руководить детьми», - писал Януш Корчак в статье, «Воспитание воспитателя ребёнком». Авторитет учителя влияет на нравы, обычаи, характер народа. Где он высок, там и общество возвышается соответственно этому. Там, где заботятся о воспитании, не стоит беспокоиться о будущем. Но если эта забота ослабнет или замениться лицемерием, тогда горе обществу: его падение близко.
- Заключение.
Януш Корчак заменил детям отца и мать. Он создал большую дружную семью. В 1939 у него было более ста детей и несколько талантливых воспитателей - его помощников. Была это детская республика со своими органами самоуправления, где воспитание было средством познания ребёнка, развития его врождённых способностей, а жизнь как путь к сознанию и познанию. «Дом сирот» Я. Корчака стал родным домом для многих обездоленных и одиноких детей. Здесь была светлая, тёплая, семейная обстановка, полная детской доверчивости и улыбки. Воспитанник, вырванный из нищеты и невежества, так писал Корчаку о «Доме сирот» в зрелом возрасте: «Если бы не этот дом, не знал бы я, что существуют в мире добрые и честные люди, которые не крадут. Не знал бы, что можно говорить правду. Не знал бы, что есть в мире справедливость».
Корчак верил своим воспитанникам и учил их познавать мир сердцем.
- Сердце кажется мне теперь самым важным на свете, и оно берёт верх над всем в делах моей жизни,- говорил он.- Не помню, кто сказал: человек-солнце земли, свет и тепло его сердца выше всякого другого.
«Он зажёг во мне этот свет. Его присутствие, казалось, обнаруживало во мне родник силы и здоровья и давало смысл всей моей жизни», - написал о Корчаке Игорь Неверли в романе «Живые связи», когда Януша Корчака уже не было в живых.
Корчак предвидел свою судьбу. Он знал, что война с Гитлером неизбежна, но продолжал оставаться в Варшаве. Это было сознательным выбором судьбы. В сентябре 1939 года Януш Корчак, несмотря на свои 60 лет, надел военную форму. Пусть не призвали его в армию, оставили по старости лет. А он и не отчаивался. Есть другие средства борьбы с врагом. Он снова работает на радиостанции, Старый Доктор зовёт слушателей к сопротивлению, успокаивает, внушает надежду и уверенность. Голос Корчака звучал до последней минуты, пока не заглушили его взрывы снарядов и бомб, пока тень вражеского штыка не нависла над входом в Дом радиовещания. Долго метался Корчак по улицам горящей Варшавы. Презирая опасность, шёл в огонь, выносил оттуда брошенных и раненных детей, доставлял их на перевязочный пункт, добывал для них одежду и хлеб. Корчак был везде, где нужна была его помощь. Не хватало бинтов и медикаментов. Стучался не щадя сил, в частные дома и учреждения с просьбой помочь детям.
Содержание последних трёх лет жизни Корчака - это война, оккупация Варшавы гитлеровцами, попытка в этих чудовищных условиях ценой невероятных усилий сохранить «Дом сирот», перемещённый с конца 1940 года на территорию гетто.
Гитлеровцы приказали полякам еврейского происхождения надеть белые повязки с голубой звездой Слона. Януш Корчак не надел эту повязку и мундира польского не снял. Он мог бы остаться на своде. У Корчака много друзей на «арийской» стороне, но он вернулся к детям, загнанным в гетто, когда его отпустили из тюрьмы Павиака.
С февраля 1942года Януш Корчак берёт на себя обязанность опекуна и руководителя «Дома подкидышей» на улице Дельной,39. Это был страшный дом. Его называли «домом смерти». Ни о каком добром отношении к детям здесь и речи быть не могло. Воспитатели отбирали у детей последние крохи, дети умирали от голода и болезней. Никто не хотел руководить этим заведением, а Корчак решился. «Он пошёл туда, куда ни у кого не было сил пойти, - писала о польском педагоге Зофья Шиманская. - Он боролся за жизнь детей с яростным отчаянием матери. Не испугался голода и заразы, не уступил окаменелым сердцам людей». Своё существование он как бы соединил с существованием детей, так как был убеждён, что их смерть будет и его смертью. Януш Корчак не допускал для себя возможности жить без них. Дневниковые записи Корчака обрываются 4 августа 1942 год. Мученическая смерть великого польского педагога с 200 детьми в Треблинке и сейчас заставляет задуматься над нашей жизнью. Этим жертвенным самопосвящением Корчак поднялся на такую духовную высоту, на какую поднимается редко кто из людей, осознавших смысл жизни.
Януш Корчак был скромным человеком и говорил о себе как о воспитателе, который по мере возможностей, только выполняет свои обязанности. «О его жизни тоже следовало бы писать просто и скромно. Но как трудно избежать громких слов, когда приходится говорить о человеке, который был простым и одновременно великим,- писала о Корчаке исследователь его творчества Алиция Шлензакова. - Великий потому, что служил великой идее: благу ребёнка. Истинам, которые провозглашал и которым не изменил и в смертный час - так, как не изменил детям, которых любил…»
Януш Корчак оставил после себя большое творческое наследие: мысли, педагогические советы, художественные произведения. А главное - память о себе как о человеке, который признавался: «Никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается». Жил не для видимости, а с полным, достойным жизни содержанием и умер достойно, став легендой и примером для живых.
Список литературы.
- Валеева Р. Воспитание разумного воспитателя (из опыта Я. Корчака). // Воспитательная работа в школе.- 2003.-№ 6.- с. 55-59.
- Валеева Р. Педагогическое кредо Януша Корчака // Народное образование .- 2003.-№ 9.- с.184-196.
- Ивенский А. Воспитание по Корчаку. //Первое сентября.- 1993.-№ 81.-с.2.
- Кондаков М. И. Выдающийся польский педагог- гуманист Януш Корчак. //Советская педагогика.-1979.- №1.- с.15- 21.
- Корчак Я. Воспитание личности: книга для учителя. //Сост., авт.и коммент. В. Ф. Кочнов.- М. : Просвещение, -1992.- с.- 287.
- Корчак Януш. Педагогическое наследие: [ Перевод с польского.] ( [ Авт. вступ. ст. и коммент. М. Н. Кузьмин].- М. : Педагогика.- 1990.-с.267.
- Неверли И. Живая связь. Отрывки из книги. Слово об учителе Я. Корчаке.// Иностранная литература.-1978.-№3.-с.231-239.
- Поликовский А. Последний урок.// Воспитательная работа в школе.-2005.-№1.-с.15-19.
- Рубенчик Е. Жизнь, отданная детям: к 100- летию со дня рождения Я. Корчака. // Воспитание школьника.-1978.-№4.- с.23-24.
- Тубельская Г. Старый доктор из Варшавы: Януш Корчак. // Первое сентября.-2002.- №57.-с.3. (Люди, без которых мир был бы совсем другим.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 заповедей для родителей. Януш Корчак.
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой....
януш корчак правила для родителей
С этих правил начинаю общение с родителями на первом собрании в каждом своем новом классе....
Заповеди Януша Корчака для родителей
10 заповедей Януша КОРЧАКА для родителей...
10 заповедей Януша Корчака
Януш Корчак— выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков са...
Завет Януша Корчака
Януш Корчак взывает о Magna Charta Libertatis, о правах ребенка, и называет три основных: 1) Право ребенка на смерть, 2) Право ребенка на сегодняшний день, 3) Право ребенка быть тем, что он есть.Не уж...
Десять заповедей Януша Корчака для родителей
В помощь родителям...
Внеклассное мероприятие Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель.
Моя работа называется «Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель». Она посвящена человеку, Доктору, педагогу, всего себя посвятившего себя. Он не побоялся смерти....