ИБГ "Поиск информации в электронном каталоге"
учебно-методический материал ( класс) на тему
Урок информационно-библиотечной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bibliotechno-informatsionnoy_gramotnosti_poisk_informatsii_v_elektronnom_kataloge.docx | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок библиотечно-информационной грамотности (урок-практикум)
«Поиск информации в электронном каталоге «1С: «Школьная библиотека»
Цель: формировать представление о поиске информации в электронном каталоге с использованием различных параметров запроса.
Задачи:
Образовательная: оценивать полученную информацию на соответствие поставленной цели.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления в процессе построения запросов.
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к отбору информации.
Социализирующая: способствовать адаптации учащихся к жизнедеятельности в информационном обществе.
Продолжительность: 45 минут
Класс: 7 класс
Технологии: презентация, интерактивная доска
Структура урока:
− постановка темы и цели урока;
− мотивационный этап;
− этап активизации знаний;
− этап сообщения новых знаний;
− музыкальная пауза, гимнастика для глаз;
− этап практического закрепления;
− этап подведения итогов.
ХОД УРОКА:
- Постановка темы и цели урока (слайды 1, 2)
Потреблению информации нужно учиться
так же терпеливо и продуманно,
как музыке и живописи.
В. Мансурова
(слайд №3)
- Мотивационный этап
− Мы живём в информационном обществе. Количество информации, принимаемое и обрабатываемое нами, ежедневно нарастает. Чтобы не утонуть в информационном потоке, нужно владеть культурой работы с информацией. Одна из важных составляющих информационной культуры – умение осуществлять поиск информации в различных источниках.
- Этап активизации знаний
− Самым доступным и популярным источником информации издавна считалась книга. (слайд №4 с изображением книг)
− Ребята, чтобы стать грамотными читателями, вы должны сами научиться находить необходимую литературу по каталогам.
Когда вы приходите в библиотеку, перед вами небольшой выбор книг только на открытом доступе. А сколько книг находится в книгохранилищах библиотеки?! Огромное количество! И чтобы проникнуть в тайны этих сокровищ, вы должны уметь пользоваться каталогами. Это умение вам всегда пригодится.
Всех книг человек не в состоянии прочитать, даже если очень захочет. Читать надо наиболее интересные, нужные для вас книги. Как же найти в огромном «книжном море» нужную вам книгу? Здесь вам помогут библиотечные каталоги. (слайд №5 с изображением каталога) По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно познакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки.
Каталоги появились очень давно. На Ближнем Востоке существовало могущественное государство Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатая библиотека, в которой хранились тысячи глиняных табличек с письменами. Чтобы облегчить поиск нужной книги, в библиотеке был создан каталог. Сделан он был тоже из глиняных плиток. На каждой плитке указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранится. Вот так давно появился библиотечный каталог. (слайд №6 с изображением каталога)
Проходили века, люди научились писать на папирусе, на пергаменте, на бумаге. На смену рукописным книгам пришли печатные. И всегда рядом с книгами находился каталог. (слайд №7 с изображением каталога)
Сначала это был список-перечень книг, находящихся в библиотеке. А в начале XX века появился новый вид каталога – карточный, который существует и поныне. (слайд №8 с изображением карточного каталога) Данный вид каталога состоит из каталожных карточек, которые отображают следующую информацию о книге: заглавие и подзаголовок, аннотацию (представление содержания), ключевые слова и рубрику, отражающую предметную область. Это своего рода библиографическое описание книги. (слайд №9 с изображением каталожной карточки) Предлагаю вам сейчас на основе представленной на экране карточки попробовать оформить каталожную карточку «Красной книги Новосибирской области». (практическое задание – после комментария детей слайд №10)
С появлением компьютеров в библиотеке появился и электронный каталог (ЭК). Он осуществляет свою работу на основе автоматизированных информационно-библиотечных систем таких, как «MARK-SQL», «1С: «Школьная библиотека». (демонстрация дисков с программами)
Что же представляет собой этот ЭК с позиции информатики? Это нечто иное, как база данных. Каждая книга представлена в ней записью, отдельные параметры книги – поля. ЭК содержит только библиографические описания объектов, т.е. это фактографическая база данных. Комплекс программ, позволяющих просматривать записи в базе данных, организовать поиск и просмотр записей называется информационной системой. Для поиска информации используются запросы. В качестве параметров запроса используются элементы описания книги: автор, заглавие, рубрика, ключевые слова.
- Этап сообщения новых знаний
Сегодня мы познакомимся с информационной системой «1С: «Школьная библиотека», (слайд №11 − скриншот заставки программы) на основе которой работают все школьные библиотеки нашего города.
- Интерфейс программы (иными словами – внешний вид). (слайд №12 − скриншот рабочего окна программы) Окно программы имеет строку заголовка, командное меню, панель инструментов, строку состояния.
- В системе предусмотрены такие виды поиска, как (слайд №13 − скриншот программы с видами поиска) расширенный и по инвентарному номеру.
Поиск книги по инвентарному номеру довольно-таки прост. (слайд №14 − скриншот поиска по инвентарному номеру) Зная его, мы можем с лёгкостью отыскать ту или иную книгу (статью) в ЭК.
Расширенный же поиск позволяет сформировать вводом с клавиатуры или подбором из справочников условия поиска нужной книги или статьи. (слайд №15 − скриншот расширенного поиска) Поиск может быть осуществлён по автору, ключевому слову, рубрике, по году издания, издательству и другим параметрам.
- Музыкальная пауза, гимнастика для глаз
Но прежде, чем мы более подробно окунёмся в работу ЭК и приступить к практическому заданию, предлагаю вам немного отдохнуть. (слайд №16-18)
- Этап практического закрепления
Вот мы и подошли к самому важному этапу нашего занятия. Для практического закрепления умения осуществлять поиск книги (статьи) в ЭК предлагаю вам выполнить задания, обозначенные в буклете, где вы можете найти и описание технологии выполнения поиска. Результат выполнения каждого задания попрошу вас занести в таблицу, которая также представлена в буклете.
Таблица (слайд №19)
№ | Автор | Название произведений | Кол-во экземпляров |
1 | Н.В. Гоголь | «Тарас Бульба» | ? |
2 | А.С. Пушкин | ? | ? |
Задания:
1) Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Тарас Бульба» (автор Н.В. Гоголь).
2) Вам необходимо проанализировать фонд, представленный произведениями русского поэта и писателя А.С. Пушкина и выявить их количественный состав в школьной библиотеке.
(после выполнения работы, дети комментируют свои результаты, библиотекарь заносит их в таблицу посредством интерактивной доски)
- Этап подведения итогов
Подводя итог нашего занятия, мне хотелось бы у вас спросить: «Какие параметры книги могут помочь нам при поиске её в ЭК?» (Инвентарный номер, заглавие, автор, рубрика, ключевые слова и т.д.)
− С какими формами поиска вы уже были знакомы, а о каких узнали на сегодняшнем занятии? (Знакомы с картотекой, каталогами; познакомились с инвентарным поиском и расширенным поиском в ЭК.)
− В чём преимущество поиска по ЭК перед обычной картотекой? (Быстрота поиска, автоматизированное формирование и печать списка отобранных книг.)
− Я надеюсь, что наше занятие было для вас нужным и полезным. Спасибо за работу! (слайд №20)
Список использованных источников:
1) Статья учителя информатики Гребенкиной Н.П. «Поиск информации в «MARK-SQL» (сайт «Открытый урок. Фестиваль педагогических идей»)
2) Журнал «Школьная библиотека» №6-7' 09г., стр.91-93
4) «Обман зрения». – М.: «АСТ-Астрель», 2007
5) Диски с программами «MARK-SQL», «1С: «Школьная библиотека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Электронный каталог: назначение, функции, перспектива развития»
Культура во все времена определяла уровень развития общества, отражая все этапы человеческого познания и совершенствования. Традиционными хранилищами культурного наследия нации всегда были и остаются ...
«Технология обработки числовой информации в электронных таблицах»
Методическая разработка может использоваться для работы на уроке по теме:"Логическая функция в EXCEL" и "Моделирование".Урок разработан на основе задачи №3.6 "Компьютерный магазин" из задачника ...
Практическая работа на тему Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, муль
приобретение навыков работы с приложением Microsoft Acce...
Электронный каталог ЭОР
Перечень электронных образовательных ресурсов....
Презентация. Электронный таблицы Обработка информации в электронных таблицах
Анимированная презентация по информатике для 9 класс. Тема урока: Электронные таблицы. Обработка информации в электронных таблицах. Презентация представляет собой флэш-анимацию, где изучаемый мат...
Презентация. Организация вычислений в электронных таблицах. Обработка информации в электронных таблицах.
Анимированная презентация по информатике для 9 класс. Тема урока: Организация вычислений в электронных таблицах. Обработка информации в электронных таблицах. Презентация представляет собой флэш-а...