ИБГ "Поиск информации в электронном каталоге"
учебно-методический материал ( класс) на тему

Маркина Юлия Геннадьевна

Урок информационно-библиотечной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок библиотечно-информационной грамотности (урок-практикум)

«Поиск информации в электронном каталоге «1С: «Школьная библиотека»

Цель: формировать представление о поиске информации в электронном каталоге с использованием различных параметров запроса.  

Задачи:

Образовательная: оценивать полученную информацию на соответствие поставленной цели.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления в процессе построения запросов.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к отбору информации.

Социализирующая: способствовать адаптации учащихся к жизнедеятельности в информационном обществе.

Продолжительность: 45 минут

Класс: 7 класс

Технологии: презентация, интерактивная доска

Структура урока:

− постановка темы и цели урока;

− мотивационный этап;

− этап активизации знаний;

− этап сообщения новых знаний;

− музыкальная пауза, гимнастика для глаз;

− этап практического закрепления;

− этап подведения итогов.

ХОД УРОКА:

  1. Постановка темы и цели урока (слайды 1, 2)

Потреблению информации нужно учиться

так же терпеливо и продуманно,

как музыке и живописи.

В. Мансурова

(слайд №3)

  1. Мотивационный этап

− Мы живём в информационном обществе. Количество информации, принимаемое и обрабатываемое нами, ежедневно нарастает. Чтобы не утонуть в информационном потоке, нужно владеть культурой работы с информацией. Одна из важных составляющих информационной культуры – умение осуществлять поиск информации в различных источниках.

  1. Этап активизации знаний

− Самым доступным и популярным источником информации издавна считалась книга.  (слайд  №4 с изображением книг)

− Ребята, чтобы стать грамотными читателями, вы должны сами научиться находить необходимую литературу по каталогам.

Когда вы приходите в библиотеку, перед вами небольшой выбор книг только на открытом доступе. А сколько книг находится в книгохранилищах библиотеки?! Огромное количество! И чтобы проникнуть в тайны этих сокровищ, вы должны уметь пользоваться каталогами. Это умение вам всегда пригодится.

Всех книг человек не в состоянии прочитать, даже если очень захочет. Читать надо наиболее интересные, нужные для вас книги. Как же найти в огромном «книжном море» нужную вам книгу? Здесь вам помогут библиотечные каталоги. (слайд №5 с изображением каталога) По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно познакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки.

Каталоги появились очень давно. На Ближнем Востоке существовало могущественное государство Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатая библиотека, в которой хранились тысячи глиняных табличек с письменами. Чтобы облегчить поиск нужной книги, в библиотеке был создан каталог. Сделан он был тоже из глиняных плиток. На каждой плитке указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранится. Вот так давно появился библиотечный каталог. (слайд №6 с изображением каталога)

Проходили века, люди научились писать на папирусе, на пергаменте, на бумаге. На смену рукописным книгам пришли печатные. И всегда рядом с книгами находился каталог. (слайд  №7 с изображением каталога)

Сначала это был список-перечень книг, находящихся в библиотеке. А в начале XX века появился новый вид каталога – карточный, который существует и поныне. (слайд №8 с изображением карточного каталога) Данный вид каталога состоит из каталожных карточек, которые отображают следующую информацию о книге: заглавие и подзаголовок, аннотацию (представление содержания), ключевые слова и рубрику, отражающую предметную область. Это своего рода библиографическое описание книги. (слайд №9 с изображением каталожной карточки) Предлагаю вам сейчас на основе представленной на экране карточки попробовать оформить каталожную карточку «Красной книги Новосибирской области». (практическое задание – после комментария детей слайд №10) 

С появлением компьютеров в библиотеке появился и электронный каталог (ЭК). Он осуществляет свою работу на основе автоматизированных информационно-библиотечных систем таких, как «MARK-SQL», «1С: «Школьная библиотека». (демонстрация дисков с программами)

Что же представляет собой этот ЭК с позиции информатики? Это нечто иное, как база данных. Каждая книга представлена в ней записью, отдельные параметры книги – поля. ЭК содержит только библиографические описания объектов, т.е. это фактографическая база данных. Комплекс программ, позволяющих просматривать записи в базе данных, организовать поиск и просмотр записей называется информационной системой. Для поиска информации используются запросы. В качестве параметров запроса используются элементы описания книги: автор, заглавие, рубрика, ключевые слова.

  1. Этап сообщения новых знаний

Сегодня мы познакомимся с информационной системой «1С: «Школьная библиотека», (слайд №11 − скриншот заставки программы) на основе которой работают все школьные библиотеки нашего города.

  1. Интерфейс программы (иными словами – внешний вид). (слайд №12 − скриншот рабочего окна программы) Окно программы имеет строку заголовка, командное меню, панель инструментов, строку состояния.
  2. В системе предусмотрены такие виды поиска, как (слайд №13 − скриншот программы с видами поиска) расширенный и по инвентарному номеру.

Поиск книги по инвентарному номеру довольно-таки прост. (слайд №14 − скриншот поиска по инвентарному номеру) Зная его, мы можем с лёгкостью отыскать ту или иную книгу (статью) в ЭК.

Расширенный же поиск позволяет сформировать вводом с клавиатуры или подбором из справочников условия поиска нужной книги или статьи. (слайд №15 − скриншот расширенного поиска) Поиск может быть осуществлён по автору, ключевому слову, рубрике, по году издания, издательству и другим параметрам.

  1. Музыкальная пауза, гимнастика для глаз

Но прежде, чем мы более подробно окунёмся в работу ЭК и приступить к практическому заданию, предлагаю вам немного отдохнуть. (слайд №16-18)

  1. Этап практического закрепления

Вот мы и подошли к самому важному этапу нашего занятия. Для практического закрепления умения осуществлять поиск книги (статьи) в ЭК предлагаю вам выполнить задания, обозначенные в буклете, где вы можете найти и описание технологии выполнения поиска. Результат выполнения каждого задания попрошу вас занести в таблицу, которая также представлена в буклете.

Таблица (слайд №19)

Автор

Название произведений

Кол-во экземпляров

1

Н.В. Гоголь

«Тарас Бульба»

?

2

А.С. Пушкин

?

?

Задания:

1) Вам необходимо установить наличие в библиотеке книги «Тарас Бульба» (автор Н.В. Гоголь).

2) Вам необходимо проанализировать фонд, представленный произведениями русского поэта и писателя А.С. Пушкина и выявить их количественный состав в школьной библиотеке.

(после выполнения работы, дети комментируют свои результаты, библиотекарь заносит их в таблицу посредством интерактивной доски)

  1. Этап подведения итогов

Подводя итог нашего занятия, мне хотелось бы у вас спросить: «Какие параметры книги могут помочь нам при поиске её в ЭК?» (Инвентарный номер, заглавие, автор, рубрика, ключевые слова и т.д.)

− С какими формами поиска вы уже были знакомы, а о каких узнали на сегодняшнем занятии? (Знакомы с картотекой, каталогами; познакомились с инвентарным поиском и расширенным поиском в ЭК.)

− В чём преимущество поиска по ЭК перед обычной картотекой? (Быстрота поиска, автоматизированное формирование и печать списка отобранных книг.)

− Я надеюсь, что наше занятие было для вас нужным и полезным. Спасибо за работу! (слайд №20)

Список использованных источников:

1) Статья учителя информатики Гребенкиной Н.П. «Поиск информации в «MARK-SQL» (сайт «Открытый урок. Фестиваль педагогических идей»)

2) Журнал «Школьная библиотека» №6-7' 09г., стр.91-93

3) http://www.soft.mart.ru/

4) «Обман зрения». – М.: «АСТ-Астрель», 2007

5) Диски с программами «MARK-SQL», «1С: «Школьная библиотека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронный каталог: назначение, функции, перспектива развития»

Культура во все времена определяла уровень развития общества, отражая все этапы человеческого познания и совершенствования. Традиционными хранилищами культурного наследия нации всегда были и остаются ...

«Технология обработки числовой информации в электронных таблицах»

Методическая разработка может использоваться для работы на уроке по  теме:"Логическая функция в EXCEL" и "Моделирование".Урок разработан на основе задачи №3.6 "Компьютерный магазин" из задачника ...

Электронный каталог ЭОР

Перечень электронных образовательных ресурсов....

Презентация. Электронный таблицы Обработка информации в электронных таблицах

Анимированная презентация по информатике для 9 класс. Тема урока: Электронные таблицы. Обработка информации в электронных таблицах. Презентация представляет собой флэш-анимацию, где изучаемый мат...

Презентация. Организация вычислений в электронных таблицах. Обработка информации в электронных таблицах.

Анимированная презентация по информатике для 9 класс. Тема урока: Организация вычислений в электронных таблицах. Обработка информации в электронных таблицах. Презентация представляет собой флэш-а...