Рекомендации для педагогов по взаимодействию с неуспевающими детьми
консультация ( класс) на тему
Рекомендации для педагогов по взаимодействию с неуспевающими детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystviya_s_neuspevayushchim_uchenikom.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов:
«Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником»
Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Наша школа участвует в эксперименте по ФГОСу. Проблема подготовки детей к школе в связи со стандартами второго поколения стала перед нами острой проблемой. Подготовка в детских садах не соответствует новым требованиям, которые предъявляются будущим ученикам. В связи с этим проблема «неуспевающего ученика» становится актуальной. Причем беспокоит это не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Другими словами, ребенок хочет учиться, узнавать новое и становиться «хорошим учеником» (это ведущая мотивация детей 7-8 лет). Когда же мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто отказывается посещать школу, прогуливает уроки или становится «трудным ребенком»: грубит, хамит учителю, мешает работать на уроке одноклассникам.
По результатам проведенного диагностико-прогностического скрининга из 23 учащихся 1 класса лишь у 9 учеников уровень развития соответствует норме, остальные либо в группе «риска», либо в группе «беда».
Практика показывает, что занятия с неуспевающими школьниками - дело вовсе не бесполезное. И если верно определить причину неуспеваемости, коррекционная работа непременно принесет пользу. Но вот беда, школьный психолог, который грамотно может провести диагностику и коррекцию, к сожалению, не всегда может помочь каждому нуждающему в этом ребенку в школе, даже если будет работать день и ночь. Значит, выход одни: «сеять разумное, светлое, вечное», обучая педагогов основам взаимодействия с «трудными школьниками».
Опыт показывает, что учитель, знающий возрастные и индивидуальные особенности учеников и владеющий приемами работы с детьми, добивается прекрасных результатов. Мы считаем, что потребность в этом существует уже сегодня.
Разработанное занятие 1 из цикла занятий подобного рода.
Цель тренинга: познакомить педагогов с основными причинами школьной неуспеваемости и дать превичное представление об особенностях работы с различными категориями детей, имеющими трудности в обучении.
Задачи занятия:
· Познакомить педагогов с понятиями «школьная неуспеваемость», «причины школьной неуспеваемости», «СДВГ», «ММД», «Дислексия», «Дисграфия».
· Научить приемам работы с детьми с СДВГ, с ММД.
· Познакомить педагогов с играми, используемыми на уроках и переменах с этими детьми.
Ожидаемый результат: отработка практических навыков , полезные в работе с детьми, имеющими проблемы в школьном обучении.
Форма работы: мини-лекции и упражнения, игры, что дает познакомить с теоретическим материалом по данной теме и отработать некоторые навыки взаимодействия на практике.
Участники: педагоги младшего или среднего звена школы в количестве 12-15 человек.
Оборудование: помещений, желательно просторное, доска или стенд, стулья, мягкая игрушка, колокольчик для подачи сигнала о начале и окончании задания, раздаточный материал.
Занятия проводятся в кругу, стулья удобные по количеству участников.
Занятие 1.
Ход занятия:
1. Знакомство или настрой на занятие. Игра «Здравствуй, привет, хеллоу».
Цель: проведение подобной игры способствует сплочению группы и повышению уровня работоспособности участников в начале дня.
Содержание.
Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы с вами собрались по очень важной проблеме: знакомство со способами взаимодействия педагога с неуспевающим учеником. Но сначала давайте поприветствуем друг друга, но немного необычным способом. Вы все свободно передвигаетесь внутри круга, стараясь поздороваться с каждым, никого не пропуская. Возможно, с некоторыми вы поздороваетесь несколько раз. Я буду подавать сигналы: один хлопок – все здороваются и говорят друг другу - «здравствуйте», два хлопка - говорят «Привет», три хлопка- «хеллоу». Постарайтесь поприветствовать как можно больше участников.
Обсуждение.
После того, как все поздоровались и снова сели в круг, ведущий спрашивает у участников игры: «Успели ли вы поздороваться со всеми? Отвлекали ли вас хлопки? Изменилось ли ваше настроение? Что вы чувствуете?»
2. Мини - лекция «Актуальность проблемы школьной неуспеваемости».
Программы школьного обучения усложняются с каждым годом, к детям предъявляются все более высокие требования. Однако результаты обучения все меньше удовлетворяют специалистов и родителей. Начиная с 1960-х гг. количество трудностей в обучении детей неуклонно растет. Даже в начальной школе каждый третий ребенок является неуспевающим.
Трудности обучения в школе могут отражаться как в успеваемости ребенка, так и в его поведении и взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, то есть являются комплексом , затрагивающим все стороны жизни ребенка. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они не будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ничтожными, жалкими, как это происходит в школе. Так они оказываются в группах риска, в группе антисоциальной направленности. Итак, проблема школьной неуспеваемости напрямую связана с такими актуальными проблемами современности, как наркомания и преступность среди молодежи.
3. Упражнение «Неуспевающий ученик».
Содержание.
Ведущий предлагает разделиться на 3-4 группы, каждой группе выдает лист А4, на котором надо записать определения термина «неуспевающий ученик». Потом каждая группа формулирует одно общее определение и знакомит с ним слушателей.
Ведущий вывешивает на стенде определения всех групп. В заключение упражнения все участники формулируют окончательное определение, на которое группа будет опираться во время работы.
4. Игра «Найди свою пару»
Все встают в круг. Ведущий дает задание «Сейчас опустите головы вниз. Как только я досчитаю до 3, то на счет 1, вы поднимаете голову на счет 2 взглядом находите пару, а на три- одновременно показываете руками друг на друга ».
5. Упражнение «Причины неуспеваемости»
Работа в мини-группах. Все участники делятся на 4 группы: дети, родители, педагоги, администрации. Каждая из групп составляет список причин неуспеваемости в соответствии со своей ролью в течение 10-15 минут, после чего зачитываются составленные списки.
6. Мини-лекция «Классификация причин неуспеваемости».
Ведущий : Классификаций причин много в зависимости от критериев деления:
· От степени школьной неуспеваемости (А.М. Гельмонт, Н.И. Мурачковский)
· Общее отставание в учебе и отставание по отдельным предметам (Н.П. Локалова)
· О патологической наследственности (П.П. Блонский)
Мы предлагаем взять за основу классификацию П.П.Борисова, которая представляет собой деление причин на 4 крупных блока:
· Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс;
· Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, безнадзорность ребенка, материальная обеспеченность семьи.
· Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы.
· Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, ОНР, несформированность познавательных интересов.
7. Тест «ОДТЧП».
Ведущий: Ваша задача – определить, какая буква будет в следующей в приведенной выше последовательности. Правильный ответ: О- один, Д- два, Т- три, Ч- четыре, П – пять.
8. Упражнение «Трудности взаимодействия с неуспевающим учеником»
Первый этап:
Четыре подгруппы в течение 10 минут составляют перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые (учителя, родители, психологи) при взаимодействии с неуспевающими учениками. Затем каждая группа зачитывает свой список, после чего тренер на доске записывает общий перечень трудностей.
Второй этап:
Каждая группа получает 10 жетонов, каждый из которого оценивается в 1 балл. В течение 10-минутного обсуждения члены группы ранжируют проблемы, зафиксированные в общем списке. Каждая проблема оценивается определенным количеством баллов. Затем каждая группа наклеивает около названия каждой проблемы такое количество стикеров, каким количеством баллов оценена ее сложность (от 1 до 10). Ведущий подсчитывает количество баллов, присвоенных каждой проблеме, затем выделяет 4 проблемы, оказавшиеся наиболее значимыми для присутствующих.
Третий этап:
Каждая группа прорабатывает одну из проблем, определяет направления и методы работы по ее реализации. Затем команды по очереди зачитывают свои рекомендации, остальные участники дополняют их.
После этого проводится групповое обсуждение, итогом которого может стать «Книга рецептов» по преодолению трудностей взаимодействия с неуспевающими учащимися.
9. Обратная связь.
Все по кругу делятся своими впечатлениями от работы. В конце ритуала обратной связи ведущий рассказывает притчу, которая подводит итог взаимодействию группы.
Притча: Воспитатель - тот же садовник.
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в сваоем развитии.
Занятие 2.
Ход занятия:
1. Приветствие. Игра «Импульс».
Цель: установление контакта с партнерами, сплочение группы, положительный эмоциональный настрой в начале рабочего дня.
Участники стоят в кругу. Ведущий пожимает руку стоящему справа от него соседу и говорит: «Привет». Этот импульс передается дальше по кругу, пока не вернется к ведущему. Игра должна проводиться в быстром темпе. Для усложнения ведущий через несколько секунд после первого импульса может послать другой, третий и т.д., всякий раз пожимая руку соседа и называя новое приветствие. В заключение игры все участники одновременно пожимают друг другу руки, хором говорят: «Здравствуйте!»
2. Мини-лекция «Физиологические причины неуспеваемости».
На сегодняшний день медицинская статистика говорит о том, что лишь 10% выпускников школ считаются абсолютно здоровыми. Отмечена четкая тенденция к ухудшению психического состояния здоровья детей и подростков. Основными формами детской психической патологии являются неврозы, психопатии, девиантное поведение.
Физиологических причин очень много. Как правило, учитель сталкивается в своей практической деятельности с различными состояниями детей, приводящими к нарушению освоения школьных знаний и навыков. Эти состояния редко встречаются изолированно друг от друга и осложняют адаптацию и обучение ребенка в школе. Сегодня мы коснемся некоторых из них: СДВГ, психоорганический синдром, латеральность.
3. Игра «Рукавичка».
Цель: осознание каждым участником сложности левши - ребенка в школе.
Содержание:
Группа делится на 3-4 подгруппы, которые получают одинаковые наборы лего, затем каждый участник надевает рукавичку. После этого подгруппы приступают к строительству зданий школы будущего из деталей конструктора и работают 10-15 мин. По окончании строительства команды представляют свои модели.
Обсуждение.
Желательно, чтобы каждый педагог принял участие в этом обсуждении и поделился своими ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения. Ведущий подводит итоги: «Все отметили сложности при необходимости действовать неведущей рукой, о трудностях взаимодействия с окружающими в новой для себя обстановки. Как вы заметили, что страдает качество работы. В выигрышной ситуации оказываются участники- левши, если такие есть в группе.
4. Мини-лекция «Латеральность».
Следует помнить, что леворукость – это не отклонение в состоянии здоровья, это проявление индивидуальности в пределах нормы. Только около 10% людей имеют ведущую левую руку или одинаково владеют и правой, и левой рукой: Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, И. Павлов, В. Даль. У леворуких и праворуких людей различная организация мозга, и , следовательно, выбор ведущий руки для любого вида деятельности очень непрост.
Леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов, таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания. Следует помнить, что, переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.
Лишь в 4-5 лет можно говорить о том, какая рука ведущая. Нет четкого и однозначного ответа на вопросы, что является причиной леворукости, лишь известно , что леворукость- результат особой организации мозга, что определяет особенности организации высших психических функций (речи, чтение, письма).
Можно определить ведущую руку (предлагаются рекомендации для определения ведущей руки).
Определение степени праворукости | |
1. Раздавать карты | Ведущая рука та, что раскладывает карты |
2. Хлопать в ладоши | Ведущая рука сверху |
3. Отвинтить гайку | Ведущая рука отвинчивает гайку |
4. Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке | Ведущая рука гладит |
5. Вдеть нитку в иголку | Ведущая рука активно вдевает нитку в иголку |
6. Показать, как зажигают спичку | Ведущая рука проводит спичкой по коробку |
7. Открыть пробку на пузырьке | Ведущая рука отвинчивает коробку |
8. Проделать движение «Сорока- сорока» | Ведущая рука рисует на ладони другой |
У леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв, у них снижена скорость и хуже связанность письма.
5. Упражнение «Инструкция»
Цель: Дать возможность каждому участнику занятия осознать и почувствовать трудности, которые испытывают в классе дети с особенностями развития, и учителя, работающие с такими детьми.
Содержание.
Один из участников выходит из аудитории. Ведущий дает ему не сложное изображение на бумаге и просит подготовиться к проведению урока, цель которого – рисование детьми указанного на листе изображения.
Оставшиеся в аудитории делятся по номерам: первые получают задание: должны задавать как можно больше вопросов, участники под номером «2» - смотреть в окно и считать проходящих людей, третьи закрывают глаза и считают про себя до тысячи. Они ничего не должны рисовать и писать, а после объяснения учителя будут выполнять задание.
Вошедший учитель начинает объяснение, ученики выполняют инструкцию ведущего. После этого ведущий просит нарисовать то, что объяснял учитель. Рисуют все, после чего учитель проходит по кругу и просматривает работы.
Обсуждение.
Каждый ученик рассказывает о своих ощущениях, возникших во время проведения упражнения.
5. Мини-лекция «Астенический синдром»
Ведущий: Среди множества факторов, являющихся причинами школьных трудностей, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей часто выступает как основной признак астенического состояния. Несмотря на то, что интеллектуальная деятельность у таких детей может быть относительно сохранной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в детском коллективе оказываются непомерной.
Астенический синдром – состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомление от любой деятельности. Для таких детей необходимо санаторно-курортное лечение.
6. Игра «Голова великана».
7. Выбирается ведущий, остальные участники играют голову великана. Для этого распределяются роли: один –правый глаз, другой- левый глаз, кто-то нос, кто-то рот , кто-то ухо и т.д. Ведущий показывает простые манипуляции, а голова великана должна в точности воспроизвести эти действии: чихнуть, зевнуть, почесать ухо….
8. Мини-лекция «Синдром гиперактивности».
Наличие данного синдрома обязательно должно быть диагностировано врачом. Частота возникновения СДВГ составляет 4,0-9,5%. В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, которая и вызывает школьные проблемы почти у половины неуспевающих школьников. СДВГ также является причиной нарушения адаптации к школе, нарушений поведения. У таких детей нарушениями памяти, работоспособности, но основное - дефект внимания: снижен объем и концентрация внимания, повышенная отвлекаемость. Они бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неуравновешенными.
Ведущий предлагает рекомендации по работе с такими детьми.
9. Игра «Говори!»
Цель: дать почувствовать педагогам, что ощущает импульсивный ребенок при общении со взрослыми.
Содержание:
Ведущий задает группе вопросы, отвечать на которые должен каждый участник, но только в том случае, когда он после своего вопроса даст команду «Говори!»
Обсуждение:
Участники делятся впечатлениями: трудно или легко им было удержаться от ответа.
Вопросы:
· Кто любит мороженое?
· Кто ежедневно работает с детьми?
· Встаньте те, кто доволен своей жизнью
· Любите ли вы театр?
· Есть ли у вас дети?
· Кто любит читать книги?
· Что такое весна?
· Какого цвета ваша обувь?
· Кто любит по утрам поспать?
· Что легче килограмм ваты или килограмм гвоздей?
· Любите ли вы рисовать?
· Назовите номер вашего телефона.
· Вы любите цветы?
· Какое время года вам больше всего нравится?
· Сколько дней в неделе?
· Сколько недель в году?
· Почему вы все время молчите????
10. Мини - лекция «Психоорганический синдром»
Трудности в обучении могут быть следствием, так называемого психоорганического синдрома, называемого в литературе ММД (минимальная мозговая дисфункция) – комплекс нарушений интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, возникающий в результате органического поражения мозга. Причины нарушений: осложнения во время беременности, в течение родов, травмы головного мозга, тяжелые заболевания. Проявления в школьном возрасте: импульсивность, эмоциональная несдержанность, часто на первый план выступают нарушения познавательных процессов, что проявляется нарушениями, так называемых школьных навыков: дисграфия (письмо), дислексия (чтение), дискалькулия (счет).
Коррекция трудностей и помощь детям с ММД должна включать в себя психо-педагогическую, логопедическую помощь и медицинскую поддержку врача невролога. Помощь педагога необходима для многократного повторения пройденного материала и формирования ЗУН.
11. Игра «Пословицы»
Цель: использование эффективных методов взаимодействия, в том числе вербальных и невербальных.
Содержание:
Заранее готовятся карточки с пословицами и поговорками, причем на каждой карточке только одна половина пословицы, вторая часть на другой карточке. Необходимо свободно перемещаясь, используя вербальные и невербальные средства общения, найти свою половинку. Когда пара найдена необходимо, выбрать пословицу известную им обоим. За 3 минуты они должны договориться, как можно изложить суть пословицы другими словами. Затем по очереди пары знакомят присутствующих с новой версией. Задача остальных - узнать пословицу и произнести ее правильно.
Счастье приходит в дом | Прежде, чем усомниться в человеке |
Только первая любовь | И ты завоюешь любовь |
Семь раз проверь | У женщины – сердце |
От хорошего перейдет благородство | Умрет героем |
Старайся выиграть | И снег загорится |
Терпение | Слепы |
Глаза любви | Настоящая |
Убегающий | Ходит в паре с нерадивостью |
Ходи в гости через день | Волю воспитывай сам |
У мужчины голова | И на неудаче |
Найдешь средство | Сокровище на всю жизнь |
Беспомощность | Характер человека трудно |
Герой | Взятые в долг вещи не требуют |
При хороших отношениях с людьми | Не выбирают дороги |
Реки и горы изменить легко | Где слышен смех |
Родители дали тебе жизнь | От плохого - несчастье |
12. Обобщающее упражнение «Игры на перемене»
Цель: Обобщить полученные знания, отработать на практике способы взаимодействия с детьми разных категорий на примере гипо- и гиперактивных детей.
Содержание:
Работа в 4 подгруппах. Каждой подгруппе ведущий дает карточки с играми. Каждая группа должна выбрать только те игры, которые, по их мнению, помогут им с определенной категорией детей. Группы выбирают игры:
- для работы с гиперактивными детьми на уроке
- для работы с гиперактивными детьми на перемене
- для работы с гипоактивными детьми на уроке
- для работы с гипоактивными детьми на перемене.
Обсуждение
В процессе обсуждения необходимо обратить на то, что некоторые игры выбраны педагогами для работы с обеими категориями детей. Причина этого – одна и та же игра может быть проведена с различными целями, это поможет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
12. Обратная связь. Все по кругу делятся впечатлениями от работы.
Приложение 1
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание уроков должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.п.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ученику.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
11. Игнорируйте негативные поступки гиперактивного ребенка и поощряйте позитивные. Стройте процесс обучения на положительных эмоциях. Помните, что с таим ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломать его.
12. Помните, что положительные изменения наступят не так, быстро, как хотелось бы. Улучшение состояния ребенка зависит не только от специальной коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Приложение 2
Игры на уроке и перемене
1.«Хомка»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения в течение урока.
Содержание:
Дети и учитель рассказывают стихотворение и имитируют движения хомячка
Хомка- хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечку моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
2. «Буратино»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения в течение урока.
Содержание:
Дети и учитель рассказывают стихотворение и имитируют движения.
Буратино потянулся,
Раз –нагнулся,
Два –нагнулся,
Топнул левою ногой,
Топнул правою ногой.
Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
3. «Если нравится тебе»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения в течение урока и на перемене.
Содержание:
Дети и учитель рассказывают стихотворение и имитируют движения.
4. «Отгадалки»
Цель: формирование чувства успешности у детей, снятие напряжения на уроках при ответах, веселая разминка.
Содержание:
Учитель спрашивает у детей, сколько в классе окон, столов, стульев, девочек, мальчиков, пиджаков и т.д. Дети отвечают сразу, не задумываясь, после чего все вместе считают, сколько на самом деле названных предметов в классе.
5. «Указка»
Цель: управление вниманием учащихся, установление дисциплины.
Содержание:
Как только шум начинает мешать учебному процессу, учитель стучит указкой, а затем быстро спрашивает у учеников: «Сколько раз я постучала?» дети могут давать самые разные ответы. Учитель говорит, что правильный ответ дал один из учеников, (хотя может он и не прав), хвалит за внимательность. Обычно это самый невнимательный ребенок, но в следующий раз именно этот ученик называет правильный ответ.
6. «Смена ритмов».
Цель: снятие утомления, физминутка, присоединение детей к необходимому темпу урока.
Содержание:
Учитель начинает считать вслух и одновременно хлопать в ладоши. Дети должны присоединиться и делать то же самое.
Учитель может регулировать темп счета, подготавливая их к активной или спокойной работе дальше на уроке.
7. «Активные ответы».
Цель: активизация внимания учащихся, смена деятельности.
Содержание:
Учитель задает вопросы классу, дети отвечают невербально, а выполняя определенные движения. Например, поднимите руку те, у кого в примере ответ 2, потопайте ногами, кто выполнил задание, похлопайте в ладоши, кто хочет отвечать у доски и т.д.
8. «Зима».
Цель: развитие речи, снятие речевых штампов, снижение тревожности.
Содержание:
Учитель выдает карточки учащимся с 4 словами, одно из которых ключевое, например, зима - холодно, темно, снег.
Каждый участник должен составить несколько предложений со словами – подсказками, но не назвать ключевое слово. Остальные отгадывают, какое слово ключевое.
10. «Доскажи словечко».
11. «Вспомни не глядя»
Цель: развитие зрительной памяти.
Содержание:
Педагог просит учеников закрыть глаза и сказать, сколько картин на стене в классе, какие занавески на окнах, кто выше Коля или Витя и т.д.
12. «Испорченный телефон»
13. «Кто больше назовет картинок по памяти»
14. «Сыщики».
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, развитие внимания.
Содержание:
Один из учеников выходят из класса, остальные прячут предмет. Ведущий ищет его, определяя направления по хлопкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Подготовка педагога во взаимодействии с одаренными детьми.
Пособие для педагогов...
Тема: «Психолого –педагогические рекомендации для педагогов в работе с девиантными детьми».
Часто мы не можем до конца понять, как нам справляться с такими детьми, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу свои...
Рекомендации для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми
Методические рекомендации для родителей по организации работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности...
Выступление на РМО социальных педагогов и педагогов-психологов «Взаимодействие семьи и школы по профилактике употребления ПАВ детьми»
Профилактика употребления психоактивных веществ школьниками....
Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми
Выступление на педагогическом совете по теме Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми....
Рекомендации для педагогов и родителей с тревожными детьми (5-6 класс)
Рекомендации по снижению тревожности школьников нужны для того, чтобы помочь ребенку избежать дезадаптации, чтобы в дальнейшем не было осложнений не только со здоровьем, но и школьной успешностью ребе...