«Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к экзаменам»
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему

Абрамова Татьяна Дмитриевна

Сопровождение старшеклассников при подготовке к экзаменам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета

Выступление на РМО

«Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к экзаменам»

Выполнила: педагог-психолог

МБОУ СОШ №2 г. Тайшета

Т.Д. Абрамова

Тайшет

2015 год

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к экзаменам

Желаю тебе, чтобы сила твоей мысли, 
Помноженная на напряжение нервов 
И сопротивление лени, в сумме с энергией 
Удачи были равны 5 баллам! 
Удачи на экзамене!

        

Для целенаправленной подготовки к экзаменам, которая должна стать органичной частью образовательного процесса, как и для любого педагогического процесса, необходимо создание благоприятных психологических, организационных и методических условий подготовки к экзаменам еще задолго до того, как подросток начнет целенаправленно готовиться к итоговой аттестации.

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к экзаменам  представляет собой систему профессиональной деятельности учителей и психолога школы, направленную на создание организационно-методических и социально-психологических условий успешной подготовки к экзаменам и сдаче ИГА, психологической помощи учащимся в период подготовки к экзаменам, обучения их эффективным стратегиям поведения и специальным действиям, необходимым для работы с КИМами.

Психологическая подготовка школьников к экзаменам – важнейшее направление деятельности педагога-психолога в школе.

Экзамен – это серьезное испытание не только интеллектуальных, но и личностных качеств человека в любом возрасте.

От психолога во многом зависит, сумеет ли ученик сохранить во время экзамена спокойствие, собранность, сконцентрироваться на задании и правильно рассчитать время его выполнения.

В преддвериях экзамена особое значение приобретает профилактика негативных явлений у детей с пониженной стрессоустойчивостью, мнительных и тревожных подростков. Дети группы риска и стратегии работы с ними хорошо описаны в книге М.Ю. Чибисовой, Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе).

Психологическая подготовка к экзамену позволяет ученику избежать лишнего волнения, повысить эффективность запоминания, развивать навыки логического мышления и регуляции собственного психоэмоционального состояния.

Готовность выпускников к сдаче экзамена

  • понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ могут быть выделены следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).   

Психолого-педагогическое сопровождение

Цель: создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию учащегося.

Задачи психолого-педагогического сопровождения

  1. Диагностика возможных затруднений, с которыми могут столкнуться учащиеся на этапах выбора предметов, подготовки и прохождении ГИА (ЕГЭ и ОГЭ).
  2. Анализ результатов анкетирования и диагностики учащихся.
  3. Составление на основе анализа психолого-педагогических рекомендаций учителям-предметникам, родителям и учащимся.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в периоды подготовки и сдачи ГИА (ЕГЭ и ОГЭ).
  5. Консультирование учащихся и родителей по вопросам, связанным с основными требованиями  и особенностями процедуры ГИА (ЕГЭ и ОГЭ), а также подготовкой и сдачей экзамена.

Уровни психолого-педагогического сопровождения

Взаимодействие с педагогическим коллективом и администрацией школы

Деятельность классного руководителя направлена на:

  • информирование и осуществление постоянной связи между субъектами  системы (обучающимися, учителями-предметниками, родителями, администрацией);
  • формирование позитивного отношения к данной форме аттестации;
  • оказание всесторонней поддержки выпускников на протяжении всего периода подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры;

Деятельность учителей-предметников

  • знакомство учащихся с формой и организацией проведения ИГА
  • ознакомление с документами, регламентирующими процедуру ИГА
  • обеспечение предметной готовности выпускников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ (организация повторения изученного материала по отдельным темам содержания образования; ознакомление учащихся с требованиями оформления тестов (КИМов), знакомство учащихся со структурой и содержанием КИМов, критериями оценивания работы, работа по КИМам)
  • оформление в кабинетах стендов по подготовке ИГА, в режиме ЕГЭ для 11-х классов и ОГЭ для 9-х классов
  • обучение учащихся заполнению бланков.
  • развитие навыков самоанализа и самоконтроля.

Формы и методы работы:

  • проведение предметной диагностики с целью оценки уровня усвоения учащимися учебной программы;
  • проведение групповых  занятий, в рамка базисного учебного плана;
  • проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами;
  • проведение пробного тестирования.

Работа с учащимися:

  • Проведения инструктажа для учащихся по проведению итоговых экзаменов в 9-х и 11-х классов.
  • Ознакомление с документами, регламентирующими процедуру ГИА.
  • Сбор заявлений от выпускников с указанием предметов для сдачи экзаменов по выбору.
  • Оформление информационных стендов.
  • Проведение пробных экзаменов.

Работа с родителями:

  • Инструктаж родителей по проведению ИГА в 9-х классах и 11-х классах. Ознакомление с нормативными документами по экзаменам.
  • Ознакомление родителей с результатами тренировочно - диагностических работ.
  • Сбор необходимых документов по учащимся для прохождения ИГА в щадящем режиме.

Формы работы с родителями:

  • Общешкольные родительские собрания.
  • Классные родительские собрания.
  • Индивидуальные консультации.
  • Информирование родителей через сайт школы.
  • Информационные стенды.
  • Памятки для родителей выпускников.

Психологическая подготовка к экзаменам осуществляется по следующим направлениям:

Диагностика

  1. «Психологическая готовность к ГИА» (М.Ю.Чибисова)
  2. «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (Е.Е. Ромицына)
  3. «Диагностика представлений о процедуре ЕГЭ»
  4. «Определение уровня развития волевой саморегуляции»
  5. Анкета «Определение типа группы риска при подготовке к ЕГЭ» ( Н.В.Суриковой)

Коррекционные и развивающие занятия

  1. «Планирование повторения учебного материала к экзамену»
  2. «Способы поддержки работоспособности»
  3. «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации»
  4. «Пути снижения эмоционального напряжения у обучающихся выпускных классов»
  5. «Эффективные способы запоминания большого объема учебного материала»
  6. «Построение режима дня во время подготовки к экзаменам с учетом индивидуальных особенностей детей»
  7. Индивидуальные и групповые занятия по подготовке к экзаменам

Консультирование

  1. Индивидуальные консультации «Оказание психологической поддержки детям в период подготовки и сдачи ГИА (ЕГЭ и ОГЭ).
  2. Групповое консультирование
  3. « Как подготовится к экзаменам»
  4. Индивидуальные консультации для родителей «Оказание психологической поддержки детям в период подготовки и сдачи к ЕГЭ»
  5. Консультирование о способах реагирования учащихся на стресс и вариантах оказания им помощи.

Просвещение

  1. Родительское собрание «Психологическая подготовка и прохождение ГИА-2015. Рекомендации родителям»
  2. Семинар для педагогов «Предэкзаменационный психологический стресс у старшеклассников»
  3. Проведение групповых бесед с учителями по вопросам методики эффективной психологической подготовки обучающихся к экзамену для профилактики экзаменационного стресса
  4. Родительское собрание «Единый Государственный экзамен: как лучше подготовится и сдать»

Выпуск памяток:

  1. « Как подготовится к сдаче экзамена»
  2. « Как вести себя во время экзамена в форме ЕГЭ»
  3. « Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ»
  4. « Скоро экзамены»
  5. «Как поддержать ребенка»

Что такое психологическая поддержка?

Психологическая поддержка – это процесс:

  • в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает  поверить в себя и в свои способности;
  • который помогает избежать ошибок;
  • который поддерживает  при неудачах.

Необходимо:

  • забыть о прошлых неудачах;
  • помочь  обрести уверенность в том, что человек справится с данной задачей;
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.


Желаем достойно экзамены сдать,
И только не нужно рыдать и страдать,
Все будет прекрасно, ты знай, мы с тобой!
Желаем: «Ни пуха…» тебе дорогой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Роль классного руководителя в психолого-педагогической помощи при подготовке к ГИА"

Роль классного руководителя во время подготовки к ГИА трудно переоценить. Именно мы выполняем координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс. Н...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

К вопросу о психолого-педагогической готовности учащегося к выпускному экзамену в современной школе

Аннотация: в представленной статье автор рассматривает основные сложности (три группы трудностей), с которыми сталкиваются на сегодняшний момент ученики при сдаче итоговой аттестации.Ключевые слова: м...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"

Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...