«Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к экзаменам»
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему
Сопровождение старшеклассников при подготовке к экзаменам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_podgotovki_k_ekzamenam.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета
Выступление на РМО
«Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к экзаменам»
Выполнила: педагог-психолог
МБОУ СОШ №2 г. Тайшета
Т.Д. Абрамова
Тайшет
2015 год
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к экзаменам
Желаю тебе, чтобы сила твоей мысли,
Помноженная на напряжение нервов
И сопротивление лени, в сумме с энергией
Удачи были равны 5 баллам!
Удачи на экзамене!
Для целенаправленной подготовки к экзаменам, которая должна стать органичной частью образовательного процесса, как и для любого педагогического процесса, необходимо создание благоприятных психологических, организационных и методических условий подготовки к экзаменам еще задолго до того, как подросток начнет целенаправленно готовиться к итоговой аттестации.
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к экзаменам представляет собой систему профессиональной деятельности учителей и психолога школы, направленную на создание организационно-методических и социально-психологических условий успешной подготовки к экзаменам и сдаче ИГА, психологической помощи учащимся в период подготовки к экзаменам, обучения их эффективным стратегиям поведения и специальным действиям, необходимым для работы с КИМами.
Психологическая подготовка школьников к экзаменам – важнейшее направление деятельности педагога-психолога в школе.
Экзамен – это серьезное испытание не только интеллектуальных, но и личностных качеств человека в любом возрасте.
От психолога во многом зависит, сумеет ли ученик сохранить во время экзамена спокойствие, собранность, сконцентрироваться на задании и правильно рассчитать время его выполнения.
В преддвериях экзамена особое значение приобретает профилактика негативных явлений у детей с пониженной стрессоустойчивостью, мнительных и тревожных подростков. Дети группы риска и стратегии работы с ними хорошо описаны в книге М.Ю. Чибисовой, Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе).
Психологическая подготовка к экзамену позволяет ученику избежать лишнего волнения, повысить эффективность запоминания, развивать навыки логического мышления и регуляции собственного психоэмоционального состояния.
Готовность выпускников к сдаче экзамена
- понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ могут быть выделены следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Психолого-педагогическое сопровождение
Цель: создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию учащегося.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
- Диагностика возможных затруднений, с которыми могут столкнуться учащиеся на этапах выбора предметов, подготовки и прохождении ГИА (ЕГЭ и ОГЭ).
- Анализ результатов анкетирования и диагностики учащихся.
- Составление на основе анализа психолого-педагогических рекомендаций учителям-предметникам, родителям и учащимся.
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в периоды подготовки и сдачи ГИА (ЕГЭ и ОГЭ).
- Консультирование учащихся и родителей по вопросам, связанным с основными требованиями и особенностями процедуры ГИА (ЕГЭ и ОГЭ), а также подготовкой и сдачей экзамена.
Уровни психолого-педагогического сопровождения
Взаимодействие с педагогическим коллективом и администрацией школы
Деятельность классного руководителя направлена на:
- информирование и осуществление постоянной связи между субъектами системы (обучающимися, учителями-предметниками, родителями, администрацией);
- формирование позитивного отношения к данной форме аттестации;
- оказание всесторонней поддержки выпускников на протяжении всего периода подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры;
Деятельность учителей-предметников
- знакомство учащихся с формой и организацией проведения ИГА
- ознакомление с документами, регламентирующими процедуру ИГА
- обеспечение предметной готовности выпускников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ (организация повторения изученного материала по отдельным темам содержания образования; ознакомление учащихся с требованиями оформления тестов (КИМов), знакомство учащихся со структурой и содержанием КИМов, критериями оценивания работы, работа по КИМам)
- оформление в кабинетах стендов по подготовке ИГА, в режиме ЕГЭ для 11-х классов и ОГЭ для 9-х классов
- обучение учащихся заполнению бланков.
- развитие навыков самоанализа и самоконтроля.
Формы и методы работы:
- проведение предметной диагностики с целью оценки уровня усвоения учащимися учебной программы;
- проведение групповых занятий, в рамка базисного учебного плана;
- проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами;
- проведение пробного тестирования.
Работа с учащимися:
- Проведения инструктажа для учащихся по проведению итоговых экзаменов в 9-х и 11-х классов.
- Ознакомление с документами, регламентирующими процедуру ГИА.
- Сбор заявлений от выпускников с указанием предметов для сдачи экзаменов по выбору.
- Оформление информационных стендов.
- Проведение пробных экзаменов.
Работа с родителями:
- Инструктаж родителей по проведению ИГА в 9-х классах и 11-х классах. Ознакомление с нормативными документами по экзаменам.
- Ознакомление родителей с результатами тренировочно - диагностических работ.
- Сбор необходимых документов по учащимся для прохождения ИГА в щадящем режиме.
Формы работы с родителями:
- Общешкольные родительские собрания.
- Классные родительские собрания.
- Индивидуальные консультации.
- Информирование родителей через сайт школы.
- Информационные стенды.
- Памятки для родителей выпускников.
Психологическая подготовка к экзаменам осуществляется по следующим направлениям:
Диагностика
- «Психологическая готовность к ГИА» (М.Ю.Чибисова)
- «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» (Е.Е. Ромицына)
- «Диагностика представлений о процедуре ЕГЭ»
- «Определение уровня развития волевой саморегуляции»
- Анкета «Определение типа группы риска при подготовке к ЕГЭ» ( Н.В.Суриковой)
Коррекционные и развивающие занятия
- «Планирование повторения учебного материала к экзамену»
- «Способы поддержки работоспособности»
- «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации»
- «Пути снижения эмоционального напряжения у обучающихся выпускных классов»
- «Эффективные способы запоминания большого объема учебного материала»
- «Построение режима дня во время подготовки к экзаменам с учетом индивидуальных особенностей детей»
- Индивидуальные и групповые занятия по подготовке к экзаменам
Консультирование
- Индивидуальные консультации «Оказание психологической поддержки детям в период подготовки и сдачи ГИА (ЕГЭ и ОГЭ).
- Групповое консультирование
- « Как подготовится к экзаменам»
- Индивидуальные консультации для родителей «Оказание психологической поддержки детям в период подготовки и сдачи к ЕГЭ»
- Консультирование о способах реагирования учащихся на стресс и вариантах оказания им помощи.
Просвещение
- Родительское собрание «Психологическая подготовка и прохождение ГИА-2015. Рекомендации родителям»
- Семинар для педагогов «Предэкзаменационный психологический стресс у старшеклассников»
- Проведение групповых бесед с учителями по вопросам методики эффективной психологической подготовки обучающихся к экзамену для профилактики экзаменационного стресса
- Родительское собрание «Единый Государственный экзамен: как лучше подготовится и сдать»
Выпуск памяток:
- « Как подготовится к сдаче экзамена»
- « Как вести себя во время экзамена в форме ЕГЭ»
- « Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ»
- « Скоро экзамены»
- «Как поддержать ребенка»
Что такое психологическая поддержка?
Психологическая поддержка – это процесс:
- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает поверить в себя и в свои способности;
- который помогает избежать ошибок;
- который поддерживает при неудачах.
Необходимо:
- забыть о прошлых неудачах;
- помочь обрести уверенность в том, что человек справится с данной задачей;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Желаем достойно экзамены сдать,
И только не нужно рыдать и страдать,
Все будет прекрасно, ты знай, мы с тобой!
Желаем: «Ни пуха…» тебе дорогой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая и предметная подготовка выпускников к ЕГЭ
Из опыта работы...
Презентация"Роль классного руководителя в психолого-педагогической помощи при подготовке к ГИА"
Роль классного руководителя во время подготовки к ГИА трудно переоценить. Именно мы выполняем координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс. Н...
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
К вопросу о психолого-педагогической готовности учащегося к выпускному экзамену в современной школе
Аннотация: в представленной статье автор рассматривает основные сложности (три группы трудностей), с которыми сталкиваются на сегодняшний момент ученики при сдаче итоговой аттестации.Ключевые слова: м...
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"
Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...