Междисциплинарное обучение.
статья на тему
Основная характеристика междисциплинарного обучения - всемерное поощрение и развитие познавательной и исследовательской активности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdistsiplinarnoe_obuchenie.doc | 84 КБ |
mezhdistsipliarnoe_obuchenie.ppt | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ГАММА» № 1404
ул. Большая Оленья д.3/5
тел. факс (495) 268-46-86. E-mail: Gamma1404.list.ru
Междисциплинарное обучение.
Преподаватель английского языка
Рязанова Н.С.
2011 – 2012 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ.
- Введение:
- Основная часть:
- Междисциплинарное обучение:
- Цели и задачи Междисциплинарного обучения;
- Методы построения Междисциплинарного обучения
- Интегративное обучение иностранному языку:
- интегративно - коммуникативный подход к обучению;
- модель интегративного изучения иностранного языка;
- интегративные методики обучения иностранному языку и иноязычной культуре дошкольников и младших школьников;
- психолого-педагогическая основа интегративного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку;
- интегративная модель обучения иноязычной культуре;
- Формирование междисциплинарных связей.
- Заключение.
- Библиография.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время в России отмечается значительный подъем интереса к обучению иностранным языкам в дошкольном и младшем школьном возрасте, что во многом объясняется инновационными процессами, происходящими в экономической, социальной и внешнеполитической деятельности нашего государства. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", принятой Правительством Российской Федерации 25 октября 2001 года, "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание".
С изменением парадигмы обучения иностранным языкам в условиях современной образовательной системы изменилось и направление в обучении: дисциплинарная модель сменилась личностно-ориентированной. Таким образом, в центре внимания при разработке методик преподавания иностранного языка оказывается ребенок, его внутренний мир, а не сам процесс обучения иностранным языкам.
Обучение иноязычной культуре в современных условиях позволяет эффективно использовать тот факт, что ребенку свойственно нерасчлененное (целостное) восприятие мира, поэтому задача педагога - построить обучение так, чтобы создать у ребенка единый образ этого мира.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Любая система обучения направлена на достижение определённых целей и ряда конкретных задач, что позволяет охарактеризовать её принципиальные особенности. Среди подразумеваемых целей и задач всегда есть главные и второстепенные, выделив которые, можно определить сущность или ядро системы.
Характеристикой традиционной системы обучения в школе выступает триада «знания, умения, навыки», что определяет «знаниевую» сущность или доминанту такого обучения.
Характеристикой междисциплинарного обучения выступает «всемерное поощрение и развитие познавательной или исследовательской активности» ребёнка. Задача педагога - не погасить искру исследования, которая присуща каждому здоровому ребёнку. Ребенок наученный добывать знания и применять их в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, способен справиться с трудностями системы обучения среднего и старшего звена. Говоря о Междисциплинарном обучении, ученые и педагоги говорят о развитии личности, о том, что ребенку нужно познавать мир, видя его целостность.
Цели и задачи Междисциплинарного обучения:
1.Создать условия для раскрытия и развития индивидуальности ребёнка.
2. Создать условия для развития творческих возможностей.
3.Развитие целостного миропонимания.
4.Развитие всех видов мышления и способности к решению проблем.
5.Развитие способности к самостоятельным исследованиям, умению работать совместно.
6.Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «я - концепции», и понимания ценности и уникальности другого человека.
Методы построения обучения:
1.Обучение через собственное исследование, т.е. обучение носит творческий характер (нет готового образца).
2.Обучение без образца основано на собственном открытии знаний об окружающем мире.
Снижение интереса к обучению, показателей интеллектуального и творческого развития детей, начинающих учиться в школе, вызывает тревогу у педагогов и психологов разных стран. Важнейшим звеном в решении этой проблемы - является создание специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям учащихся.
В связи с этим несколько лет назад началась разработка программы обучения, содержание которой основано на:
- изучении глобальных, основополагающих тем;
- интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;
- использовании принципа междисциплинарности;
- рассмотрении задач "открытого типа ", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения;
- соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.
Методы обучения, предлагаемые программой должны развивать:
- продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактнологического мышления и способности к разрешению проблем),
- способности к исследовательской работе,
- обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником),
- стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды,
- поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм,
- развивать способности детей к самопознанию и самопониманию,
- воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.
Междисциплинарное обучение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность содержания обучения и формирования у учащихся целостной картины мира. При этом сами учебные предметы не исчезают, не теряют своей специфики, а вносят лишь свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи.
Данная модель обучения дает ключ к созданию системы развивающего обучения детей, а не просто отдельного курса развития, так как открывает общий принцип построения содержания обучающих программ.
Обучение по междисциплинарной программе:
- способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей детей,
- способствует развитию абстрактного мышления и речи,
- позволяет сохранить высокий уровень мотивации к обучению, творческим и исследовательским формам работы,
- формирует стремление к построению целостной картины мира,
- позволяет развивать любознательность детей, легкость общения.
Дети, обучающиеся по программе междисциплинарного обучения, более эффективно осваивают каждый предмет; при этом решаются задачи развития рефлексии, логического мышления, формирования навыков учебной деятельности. Значительному большинству нравится доказывать или опровергать идеи, которые предлагает учитель, изучать проблему с разных сторон, оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. Учащимся нравится, когда есть возможность самим сформулировать проблему для изучения на уроке или дома, самостоятельно искать необходимую информацию. Учащиеся с интересом воспринимают групповую и проектную формы работы на уроке.
ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
В рамках междисциплинарного обучения при изучении иностранного языка разрабатывается и используется интегративно - коммуникативный подход к обучению, основанный на создании коммуникативного общения обучаемых в процессе объединения различных дисциплин и видов деятельности, наиболее характерных и привычных определенному возрасту ребенка.
Интегративное обучение иностранному языку и иноязычной культуре в целом рассматривается многими известными российскими педагогами (Н.Н.Ачкасова, Е.Ю.Бахталина, О.А.Денисенко, Н.А.Малкина, Е.И.Матецкая, Н.Н.Трубанева, Н.А.Яценко и др.), как оптимальная форма для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, которая соответствует целостному восприятию ими окружающего мира и предполагает создание необходимых условий для раскрытия познавательных, интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Как одна из моделей интегративного изучения иностранного языка может быть рассмотрена модель, построенная на взаимодействии в процессе обучения иностранному языку элементов рисования, музыки, ритмики и лингво - страноведения. При этом обучение дошкольников и младших школьников иностранному языку на интегративнои основе (на примере интеграции с языковым материалом изобразительного, ритмического, музыкального компонента и лингвострановедческого материала) должно осуществляться в русле педагогики сотрудничества (Ш.А.Амонашвили) - гуманистического направления, которое предполагает поворот к ребенку, понимание его личных целей, запросов и интересов. При гуманистической направленности интегративного обучения основное внимание направлено на развитие личностного потенциала ребенка (К.А.Абульханова, И.С.Кон, А.В.Мудрик), на формирование у него гуманистического мировоззрения, системы этических норм, на осознание своего места в окружающем мире (В.И.Логинова), на овладение культурой в широком смысле этого слова (в том числе и в рамках знакомства с иноязычной культурой). В связи с этим на первое место выступает возникшая в последние годы, как в области изучения иностранного языка, так и во всем образовании в целом, проблема личностно-ориентированного, а не просто коммуникативного обучения.
Интегративные методики для обучения иностранному языку и иноязычной культуре дошкольников и младших школьников, разработанные в последние годы российскими и зарубежными педагогами, как правило, основаны на совмещении различных видов деятельности, наиболее привычных для ребенка и направленных на стимуляцию процесса его общего развития. При этом один из компонентов выделяется как ведущий. Если у Н.Н.Ачкасовой в качестве подобного компонента выступает музыкальная деятельность, то, например, И.И.Невежина рассматривает возможность интеграционного обучения на музыкально-ритмической основе. Российский педагог-практик Л.П.Загорная и английский педагог Н.Барлет в качестве ведущей выделяют изобразительную деятельность учащихся. При этом каждая из вышеназванных методик в той или иной степени учитывает присутствие страноведческого компонента.
Механизм взаимодействия иностранного языка, музыки, ритмики, рисования и лингвострановедческого материала, оказывающих большое влияние на многие стороны жизнедеятельности человека, его взаимоотношения с миром, в том числе и на важнейший процесс коммуникации, способен более полно и дифференцированно влиять на каждого ребенка, как на субъект обучения, на его психическое, эмоциональное, эстетическое и речевое развитие.
Трудности при обучении иностранному языку:
- недостаточная мотивированность овладения ребенком иностранным языком как видом познавательной деятельности,
- постоянно возникающие у детей трудности при построении собственного высказывания,
- низкий уровень владения речью,
- нерациональная работа над грамматикой,
- проблема перехода к письму и чтению,
- организация дисциплины на учебных занятиях и т.д.
В этих условиях необходимым является создание интегративной методики, соотносящейся с возрастными особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающей преемственность изучения иностранного языка и иноязычной культуры в дальнейшем. Введение данного принципа, как базового делает процесс обучения оптимальным, поскольку интеграция иностранного языка с другими предметами или видами деятельности позволяет не только облегчить усвоение материала, но и положительно отражается на общем развитии обучаемого.
Психолого-педагогической основой интегративного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку и иноязычной культуре выступают их возрастные и личностные особенности, благоприятствующие изучению иностранного языка и иноязычной культуры: особая интеллектуальная восприимчивость, активное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особая чуткость к восприятию языка, способность к имитации.
Интегративной основой обучения иностранному языку и иноязычной культуре дошкольников и младших школьников является коммуникативный подход и единство целей обучения, среди которых воспитательная цель выступает на первый план.
Интегративная модель обучения иноязычной культуре основывается на лингвострановедческом материале и реализуется в значимых для дошкольников и младших школьников видах деятельности: изобразительной (лепка, рисование, аппликация), ритмической и музыкальной (прослушивание различных музыкальных произведений, исполнительство — пение, ритмика, танцы, музыкальные игры).
Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста (на примере интеграции английского языка, рисования, ритмики, музыки и лингвострановедения) включает в себя содержание интегративного курса обучения, основанного на лингвострановедческом компоненте (темы, ситуации общения; информация о праздниках, традициях, обычаях другой страны; поэзия, рассказы, сказки, игры для детей страны изучаемого языка; пословицы, поговорки, рифмовки, скороговорки); технологию обучения, включающую принципы, этапы и игровые интегрированные упражнения и задания.
Целью образовательного процесса является воспитание гармонично развитой личности. И роль иностранного языка в этом плане очень значительна, так как он служит средством познания, развития и общения ребенка с окружающим миром. Дошкольный и младший школьный возрасты, по мнению многих специалистов (Н.В.Агурова, Н.Д.Гальскова, Е.А.Глухарева, Н.С.Лейтес, И.И.Невежина и др.), являются наиболее благоприятным периодом для овладения иностранным языком и иноязычной культурой. Этому в полной мере способствуют психологические особенности ребенка, к числу которых следует отнести:
- активное формирование познавательных процессов,
- быстрое запоминание языковой информации,
- особая чуткость к восприятию языка,
- способность к имитации и другие.
Отличительной особенностью ребят данного возраста является и большое стремление к совершенствованию своих знаний, исправлению сделанных ошибок при их понятном и психологически правильном объяснении со стороны педагога.
Поэтому задача учителя при работе с детьми в дошкольном и младшем школьном возрасте — представить ребенку процесс обучения таким образом, чтобы он видел его не как простую передачу знаний от педагога обучаемому, а как самостоятельное изучение им предложенного материала, а учителя - как доброжелательного помощника в этом процессе.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Междисциплинарные связи для 2 класса.
Через области взаимодействия.
ATL | Все предметы | |
HSE | Физкультура | |
English | ENV | Окружающий мир |
HI | Музыка, рисование | |
CS | Все предметы |
Через понятийный словарь.
English | Чтение |
Русский язык | |
Математика | |
Окружающий мир |
Через проектную деятельность.
Темы проектов. | Предмет | |
English | Давайте познакомимся. | Чтение, русский язык, окружающий мир. |
Семья. | Чтение, русский язык, окружающий мир. | |
Кем ты хочешь быть? | Окружающий мир. | |
Давайте поиграем. | Окружающий мир, математика, русский язык. | |
Какие у тебя игрушки? | Окружающий мир, математика, русский язык. | |
Где твои игрушки? | Окружающий мир, русский язык. | |
Игры и спорт. | Окружающий мир, русский язык, физкультура. | |
Люди в семье. | Чтение, русский язык, окружающий мир. | |
Повседневная жизнь. | Окружающий мир, русский язык. | |
Сказки. | Окружающий мир, русский язык. |
Через междисциплинарную тему.
Междисциплинарная тема | Предметы | Тема проекта |
Мои знания – мои помощники | Чтение Русский язык Математика Окружающий мир Английский язык Физкультура Рисование Музыка | Русско – Английский словарь |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Иностранный язык развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.
Иностранный язык служит средством познания, развития и общения ребенка с окружающим миром.
Главная цель интегративной модели обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста полностью готовы к активному вовлечению в познавательный процесс, воспринимая его как увлекательную игру, постоянно ожидая от него сюрпризов и информационных открытий, они становятся его непосредственными участниками.
БИБЛИОГРАФИЯ.
- Воробьева Л.Ф. Межпредметные связи на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 1996. - №4.
- Зотеева И.Н., Зайцева Т.А. О функции межпредметных связей при обучении французскому языку в специализированной школе (на примере предметов Биология - Французский язык) // Иностранные языки в школе. - 1990. - №4.
- Тюков А.А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе // Иностранные языки в школе. - 1988. - №3.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб., 1999.
- Основы педагогики: учебн. Пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 1999
- Проблемы развивающего обучения. Давыдов В.В. _ М., 1986
- Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1915.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Междисциплинарное обучение. Цели и задачи Междисциплинарного обучения; Методы построения обучения; Содержание программы обучения.
Цели и задачи Междисциплинарного обучения Создать условия для раскрытия и развития индивидуальности ребёнка. 1 Создать условия для развития творческих возможностей. Развитие целостного миропонимания. Развитие всех видов мышления и способности к решению проблем. Развитие способности к самостоятельным исследованиям, умению работать совместно. Развитие способности к самопознанию, формирование положительной “я - концепции”, и понимания ценности и уникальности другого человека.
Методы построения междисциплинарного обучения Обучение через собственное исследование, т.е. обучение носит творческий характер (нет готового образца). Обучение без образца - основано на собственном открытии знаний об окружающем мире.
Методы междисциплинарного обучения должны развивать: продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактнологического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.
Обучение по междисциплинарной программе: способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей детей, способствует развитию абстрактного мышления и речи, позволяет сохранить высокий уровень мотивации к обучению, творческим и исследовательским формам работы, формирует стремление к построению целостной картины мира, позволяет развивать любознательность детей, легкость общения.
Интегративное обучение иностранному языку Основа интегративного обучения иностранному языку; Методика интегративного обучения иностранному языку; Модель интегративного обучения иностранному языку.
Основа интегративного обучения иностранному языку - коммуникативный подход и единство целей обучения, среди которых воспитательная цель выступает на первый план.
Интегративные методики для обучения иностранному языку основаны на совмещении различных видов деятельности, наиболее привычных для ребенка и направленных на стимуляцию процесса его общего развития.
Модель интегративного обучения иностранному языку в начальной школе построена на взаимодействии иностранного языка, элементов рисования, музыки, ритмики, лингвострановедении.
Формирование междисциплинарных связей Через области взаимодействия ( ATL, HSE, ENV, HI, CS) ; Через понятийный словарь; Через проектную деятельность; Через междисциплинарную тему.
Банк междисциплинарных понятий по темам Знания - Knowledge; Предметы - Subjects; Чтение - Reading ; Русский язык - Russian; Математика - Maths; Английский язык – English ; Музыка – Music; Рисование – Art; Физкультура – Physical Education (P.E.) ; Окружающий мир – Outward things.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья" Междисциплинарное обучение: на бумаге или на уроке?"
В этой статье мною сделана попытка рассмотреть некоторые направления и особенности связи курсов физики и биологии применяемые мною....
методическая система учителя математики «Междисциплинарная проектная деятельность как средство обучения, развития и воспитания обучающихся»
Целью системы является использование математических знаний и навыков при создании исследовательских и творческих междисциплинарных проектов, способствующих формированию у учащихся метапредметных компе...
Конспект урока "Австралия" 7 класс.Связь преподавания географии и междисциплинарного обучения по теме "Система".
Из опыта работы....
междисциплинарное обучение
уроки, которые помогают учиться...
Междисциплинарное обучение в форме станционной игры
Проект "Междисциплинарное обучение в форме станционной игры"...
Аннотация к рабочей программе «Технология междисциплинарного обучения» (МДО) 7 класс
Аннотация к программе...
Междисциплинарное обучение
Рабочая программа по МДО 5 класс...