Междисциплинарное обучение.
статья на тему

Основная характеристика междисциплинарного обучения - всемерное поощрение  и развитие познавательной и исследовательской активности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdistsiplinarnoe_obuchenie.doc84 КБ
Office presentation icon mezhdistsipliarnoe_obuchenie.ppt63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ  «ГАММА» № 1404

ул. Большая Оленья д.3/5

тел. факс (495) 268-46-86.  E-mail: Gamma1404.list.ru

Междисциплинарное обучение.

Преподаватель английского языка          

Рязанова Н.С.

2011 – 2012 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ.

  • Введение:
  • Основная часть:
  • Междисциплинарное обучение:
  •         Цели и задачи Междисциплинарного обучения;
  •         Методы построения Междисциплинарного обучения
  • Интегративное обучение иностранному языку:
  • интегративно - коммуникативный подход к обучению;
  • модель интегративного изучения иностранного языка;
  • интегративные методики обучения иностранному языку и иноязычной культуре дошкольников и младших школьников;
  • психолого-педагогическая основа интегративного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку;
  • интегративная модель обучения иноязычной культуре;
  • Формирование междисциплинарных связей.
  • Заключение.
  • Библиография.

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время в России отмечается значительный подъем интереса к обучению иностранным языкам в дошкольном и младшем школьном возрасте, что во многом объясняется инновационными процессами, происходящими в экономической, социальной и внешнеполитической деятельности нашего государства.  В  "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", принятой Правительством Российской Федерации 25 октября 2001 года, "развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание".

        С изменением парадигмы обучения иностранным языкам в условиях современной образовательной системы изменилось и направление в обучении: дисциплинарная модель сменилась личностно-ориентированной. Таким образом, в центре внимания при разработке методик преподавания иностранного языка оказывается ребенок, его внутренний мир, а не сам процесс обучения иностранным языкам.

        Обучение иноязычной культуре в современных условиях позволяет эффективно использовать тот факт, что ребенку свойственно нерасчлененное (целостное) восприятие мира, поэтому задача педагога - построить обучение так, чтобы создать у ребенка единый образ этого мира.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ  ОБУЧЕНИЕ.

Любая система обучения направлена на достижение определённых целей и ряда конкретных задач, что позволяет охарактеризовать её принципиальные особенности.  Среди подразумеваемых целей и задач всегда есть главные и второстепенные, выделив которые, можно определить сущность или ядро системы.

Характеристикой традиционной системы обучения в школе выступает  триада «знания, умения, навыки», что определяет «знаниевую» сущность или доминанту такого обучения.

Характеристикой междисциплинарного обучения выступает «всемерное поощрение и развитие познавательной или исследовательской активности» ребёнка. Задача педагога - не погасить искру исследования, которая присуща каждому здоровому ребёнку. Ребенок наученный добывать знания и применять их в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, способен справиться с трудностями системы обучения среднего и старшего звена. Говоря о Междисциплинарном обучении, ученые и педагоги говорят о развитии личности, о том, что ребенку нужно познавать мир, видя его целостность.

        Цели и задачи Междисциплинарного обучения:
1.Создать условия для раскрытия и развития индивидуальности ребёнка.
2. Создать условия для развития творческих возможностей.
3.Развитие целостного миропонимания.
4.Развитие всех видов мышления и способности к решению проблем.
5.Развитие способности к самостоятельным исследованиям, умению работать совместно.
6.Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «я - концепции», и понимания ценности и уникальности другого человека.
           Методы построения обучения:
1.Обучение через собственное исследование, т.е. обучение носит творческий характер (нет готового образца).
2.Обучение без образца основано на собственном открытии знаний об окружающем мире.

Снижение интереса к обучению, показателей интеллектуального и творческого развития детей, начинающих учиться в школе, вызывает тревогу у педагогов и психологов разных стран. Важнейшим звеном в решении этой проблемы - является создание специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям учащихся.

В связи с этим несколько лет назад началась разработка программы обучения, содержание которой основано на:

- изучении глобальных, основополагающих тем;

- интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;

- использовании принципа междисциплинарности;

- рассмотрении задач "открытого типа ", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения;

- соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.

Методы обучения, предлагаемые программой должны развивать:

  • продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактнологического мышления и способности к разрешению проблем),
  •  способности к исследовательской работе,
  • обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником),
  • стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды,
  • поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм,
  • развивать способности детей к самопознанию и самопониманию,
  • воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

Междисциплинарное обучение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность  содержания обучения и формирования у учащихся целостной картины мира. При этом сами учебные предметы не исчезают, не теряют своей специфики, а вносят лишь свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи.

Данная модель обучения дает ключ к созданию системы развивающего обучения  детей, а не просто отдельного курса развития, так как открывает общий принцип построения содержания обучающих программ.

Обучение по междисциплинарной программе:

  • способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей детей,
  • способствует развитию абстрактного мышления и речи,
  • позволяет сохранить высокий уровень мотивации к обучению, творческим и исследовательским формам работы,
  • формирует стремление к построению целостной картины мира,
  • позволяет развивать любознательность  детей, легкость общения.

         Дети, обучающиеся по  программе междисциплинарного обучения, более эффективно осваивают каждый предмет; при этом решаются задачи развития рефлексии, логического мышления, формирования навыков учебной деятельности. Значительному большинству нравится доказывать или опровергать идеи, которые предлагает учитель, изучать проблему с разных сторон, оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. Учащимся  нравится, когда есть возможность самим сформулировать проблему для изучения на уроке или дома, самостоятельно искать необходимую информацию. Учащиеся с интересом воспринимают групповую и проектную формы работы на уроке.

ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

В рамках междисциплинарного обучения при изучении иностранного языка разрабатывается и используется интегративно - коммуникативный подход к обучению, основанный на создании коммуникативного общения обучаемых в процессе объединения различных дисциплин и видов деятельности, наиболее характерных и привычных определенному возрасту ребенка.  

Интегративное обучение иностранному языку и иноязычной культуре в целом рассматривается многими известными российскими  педагогами (Н.Н.Ачкасова, Е.Ю.Бахталина, О.А.Денисенко, Н.А.Малкина, Е.И.Матецкая, Н.Н.Трубанева, Н.А.Яценко и др.), как оптимальная форма для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, которая соответствует целостному восприятию ими окружающего мира и предполагает создание необходимых условий для раскрытия познавательных, интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

        Как одна из моделей интегративного изучения иностранного языка может быть рассмотрена модель, построенная на взаимодействии в процессе обучения иностранному языку элементов рисования, музыки,  ритмики и лингво - страноведения. При этом обучение дошкольников и младших школьников иностранному языку на интегративнои основе (на примере интеграции с языковым материалом изобразительного, ритмического, музыкального компонента и лингвострановедческого материала) должно осуществляться в русле педагогики сотрудничества (Ш.А.Амонашвили) - гуманистического направления, которое предполагает поворот к ребенку, понимание его личных целей, запросов и интересов. При гуманистической направленности интегративного обучения основное внимание направлено на развитие личностного потенциала ребенка (К.А.Абульханова, И.С.Кон, А.В.Мудрик), на формирование у него гуманистического мировоззрения, системы этических норм, на осознание своего места в окружающем мире (В.И.Логинова), на овладение культурой в широком смысле этого слова (в том числе и в рамках знакомства с иноязычной культурой). В связи с этим на первое место выступает возникшая в последние годы, как в области изучения иностранного языка, так и во всем образовании в целом, проблема личностно-ориентированного, а не просто коммуникативного обучения.

Интегративные методики для обучения иностранному языку и иноязычной культуре дошкольников и младших школьников, разработанные в последние годы российскими и зарубежными педагогами, как правило, основаны на совмещении различных видов деятельности, наиболее привычных для ребенка и направленных на стимуляцию процесса его общего развития. При этом один из компонентов выделяется как ведущий. Если у Н.Н.Ачкасовой в качестве подобного компонента выступает музыкальная деятельность, то, например, И.И.Невежина рассматривает возможность интеграционного обучения на музыкально-ритмической основе. Российский педагог-практик Л.П.Загорная и английский педагог Н.Барлет в качестве ведущей выделяют изобразительную деятельность учащихся. При этом каждая из вышеназванных методик в той или иной степени учитывает присутствие страноведческого компонента.

Механизм взаимодействия иностранного языка, музыки, ритмики, рисования и лингвострановедческого материала, оказывающих большое влияние на многие стороны жизнедеятельности человека, его взаимоотношения с миром, в том числе и на важнейший процесс коммуникации, способен более полно и дифференцированно влиять на каждого ребенка, как на субъект обучения, на его психическое, эмоциональное, эстетическое и речевое развитие.

Трудности при обучении иностранному языку:

  • недостаточная мотивированность овладения ребенком иностранным языком как видом познавательной деятельности,
  • постоянно возникающие у детей трудности при построении собственного высказывания,
  • низкий уровень владения речью,
  • нерациональная работа над грамматикой,
  • проблема перехода к письму и чтению,
  • организация дисциплины на учебных занятиях и т.д.

        В этих условиях необходимым является создание интегративной методики, соотносящейся с возрастными особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающей преемственность изучения иностранного языка и иноязычной культуры в дальнейшем. Введение данного принципа, как базового делает процесс обучения оптимальным, поскольку интеграция иностранного языка с другими предметами или видами деятельности позволяет не только облегчить усвоение материала, но и положительно отражается на общем развитии обучаемого.

Психолого-педагогической основой интегративного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку и иноязычной культуре выступают их возрастные и личностные особенности, благоприятствующие изучению иностранного языка и иноязычной культуры: особая интеллектуальная восприимчивость, активное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особая чуткость к восприятию языка, способность к имитации.

Интегративной основой обучения иностранному языку и иноязычной культуре дошкольников и младших школьников является коммуникативный подход и единство целей обучения, среди которых воспитательная цель выступает на первый план.

Интегративная модель обучения иноязычной культуре основывается на лингвострановедческом материале и реализуется в значимых для дошкольников и младших школьников видах деятельности: изобразительной (лепка, рисование, аппликация), ритмической и музыкальной (прослушивание различных музыкальных произведений, исполнительство — пение, ритмика, танцы, музыкальные игры).

Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста (на примере интеграции английского языка, рисования, ритмики, музыки и лингвострановедения) включает в себя содержание интегративного курса обучения, основанного на лингвострановедческом компоненте (темы, ситуации общения; информация о праздниках, традициях, обычаях другой страны; поэзия, рассказы, сказки, игры для детей страны изучаемого языка; пословицы, поговорки, рифмовки, скороговорки); технологию обучения, включающую принципы, этапы и игровые интегрированные упражнения и задания.

        Целью образовательного процесса является воспитание гармонично развитой личности. И роль иностранного языка в этом плане очень значительна, так как он служит средством познания, развития и общения ребенка с окружающим миром. Дошкольный и младший школьный возрасты, по мнению многих специалистов (Н.В.Агурова, Н.Д.Гальскова, Е.А.Глухарева, Н.С.Лейтес, И.И.Невежина и др.), являются наиболее благоприятным периодом для овладения иностранным языком и иноязычной культурой. Этому в полной мере способствуют психологические особенности ребенка, к числу которых следует отнести:

  • активное формирование познавательных процессов,
  • быстрое запоминание языковой информации,
  • особая чуткость к восприятию языка,
  • способность к имитации и другие.

Отличительной особенностью ребят данного возраста является и большое стремление к совершенствованию своих знаний, исправлению сделанных ошибок при их понятном и психологически правильном объяснении со стороны педагога.

        Поэтому задача учителя при работе с детьми в дошкольном и младшем школьном возрасте — представить ребенку процесс обучения таким образом, чтобы он видел его не как простую передачу знаний от педагога обучаемому, а как самостоятельное изучение им предложенного материала, а учителя - как доброжелательного помощника в этом процессе.

ФОРМИРОВАНИЕ  МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ  СВЯЗЕЙ

НА  УРОКАХ  АНГЛИЙСКОГО  ЯЗЫКА.

Междисциплинарные связи для 2 класса.

Через области взаимодействия.

ATL

Все предметы

HSE

Физкультура

English

ENV

Окружающий мир

HI

Музыка, рисование

CS

Все предметы

Через понятийный словарь.

English

Чтение

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Через проектную деятельность.

Темы проектов.

Предмет

English

Давайте познакомимся.

Чтение, русский язык, окружающий мир.

Семья.

Чтение, русский язык, окружающий мир.

Кем ты хочешь быть?

Окружающий мир.

Давайте поиграем.

Окружающий мир, математика, русский язык.

Какие у тебя игрушки?

Окружающий мир, математика, русский язык.

Где твои игрушки?

Окружающий мир,

 русский язык.

Игры и спорт.

Окружающий мир, русский язык, физкультура.

Люди в семье.

Чтение, русский язык, окружающий мир.

Повседневная жизнь.

Окружающий мир,

 русский язык.

Сказки.

Окружающий мир,

 русский язык.

Через междисциплинарную тему.

Междисциплинарная тема

Предметы

Тема проекта

Мои знания –

мои помощники

Чтение

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Английский язык

Физкультура

Рисование

Музыка

Русско –

Английский

словарь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Иностранный язык развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.

Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.

Иностранный язык служит средством познания, развития и общения ребенка с окружающим миром.

Главная цель интегративной модели обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста полностью готовы к активному вовлечению в познавательный процесс, воспринимая его как увлекательную игру, постоянно ожидая от него сюрпризов и информационных открытий, они становятся его непосредственными участниками.

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Воробьева Л.Ф. Межпредметные связи на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 1996. - №4.
  2. Зотеева И.Н., Зайцева Т.А. О функции межпредметных связей при обучении французскому языку в специализированной школе (на примере предметов Биология - Французский язык) // Иностранные языки в школе. - 1990. - №4.
  3. Тюков А.А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе // Иностранные языки в школе. - 1988. - №3.
  4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб., 1999.
  5. Основы педагогики: учебн. Пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. - М., 1999
  6. Проблемы развивающего обучения. Давыдов В.В. _ М., 1986
  7. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987.
  8. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
  9. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1915.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦО «ГАММА» № 1404 Междисциплинарное обучение. Предмет: Английский язык Преподаватель: Рязанова Надежда Сергеевна

Слайд 2

Междисциплинарное обучение. Цели и задачи Междисциплинарного обучения; Методы построения обучения; Содержание программы обучения.

Слайд 3

Цели и задачи Междисциплинарного обучения Создать условия для раскрытия и развития индивидуальности ребёнка. 1 Создать условия для развития творческих возможностей. Развитие целостного миропонимания. Развитие всех видов мышления и способности к решению проблем. Развитие способности к самостоятельным исследованиям, умению работать совместно. Развитие способности к самопознанию, формирование положительной “я - концепции”, и понимания ценности и уникальности другого человека.

Слайд 4

Методы построения междисциплинарного обучения Обучение через собственное исследование, т.е. обучение носит творческий характер (нет готового образца). Обучение без образца - основано на собственном открытии знаний об окружающем мире.

Слайд 5

Методы междисциплинарного обучения должны развивать: продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактнологического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

Слайд 6

Обучение по междисциплинарной программе: способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей детей, способствует развитию абстрактного мышления и речи, позволяет сохранить высокий уровень мотивации к обучению, творческим и исследовательским формам работы, формирует стремление к построению целостной картины мира, позволяет развивать любознательность детей, легкость общения.

Слайд 7

Интегративное обучение иностранному языку Основа интегративного обучения иностранному языку; Методика интегративного обучения иностранному языку; Модель интегративного обучения иностранному языку.

Слайд 8

Основа интегративного обучения иностранному языку - коммуникативный подход и единство целей обучения, среди которых воспитательная цель выступает на первый план.

Слайд 9

Интегративные методики для обучения иностранному языку основаны на совмещении различных видов деятельности, наиболее привычных для ребенка и направленных на стимуляцию процесса его общего развития.

Слайд 10

Модель интегративного обучения иностранному языку в начальной школе построена на взаимодействии иностранного языка, элементов рисования, музыки, ритмики, лингвострановедении.

Слайд 11

Формирование междисциплинарных связей Через области взаимодействия ( ATL, HSE, ENV, HI, CS) ; Через понятийный словарь; Через проектную деятельность; Через междисциплинарную тему.

Слайд 12

Банк междисциплинарных понятий по темам Знания - Knowledge; Предметы - Subjects; Чтение - Reading ; Русский язык - Russian; Математика - Maths; Английский язык – English ; Музыка – Music; Рисование – Art; Физкультура – Physical Education (P.E.) ; Окружающий мир – Outward things.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Междисциплинарное обучение: на бумаге или на уроке?"

В этой статье мною сделана попытка рассмотреть некоторые направления и особенности связи курсов физики и биологии применяемые мною....

методическая система учителя математики «Междисциплинарная проектная деятельность как средство обучения, развития и воспитания обучающихся»

Целью системы является использование математических знаний и навыков при создании исследовательских и творческих междисциплинарных проектов, способствующих формированию у учащихся метапредметных компе...

междисциплинарное обучение

уроки, которые помогают учиться...

Междисциплинарное обучение в форме станционной игры

Проект "Междисциплинарное обучение в форме станционной игры"...

Междисциплинарное обучение

Рабочая программа по МДО 5 класс...