Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа на тему

Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образованитя дошкольных групп МБОУ "СОШ №6", в соответствии с ФГОС ДО.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

-  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logopunkta.docx54.97 КБ

Предварительный просмотр:

№ п.п

Содержание

Страница

I

Целевой раздел

1

Пояснительная записка  коррекционно-развивающей программы логопедического пункта МБОУ «СОШ № 6»

2

1.1

Цели и задачи реализации программы

3

1.2.

 Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопедического пункта МБОУ «СОШ № 6»  (дошкольные группы)

3 -4

2

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  

4

2.1

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы

4

2.2

Критерии логопедической диагностики (мониторинга)  освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками.

 4-5

II

Содержательный раздел.

5

1

Формы, способы, методы и средства реализации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

5

1.1.

Содержание и организация коррекционной работы

5-6

1.2.

Направления  коррекционной работы

6-10

1.3.

Система взаимодействия  с семьями воспитанников.

10

1.4.

Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами.

10-11

III

Организационный раздел

11

1.

Материально-техническое обеспечение программы

11

1.1

Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы.

12

1.2

Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями.

12

2.

Режим дня.

13

2.1

Режим дня 5-6 лет старшая группа (холодный период)

 13

2.2.

Режим дня 6-7 лет подготовительная к школе группа (холодный период)

14

                                                     

I.  Целевой раздел.

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования  дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6», в соответствии с  ФГОС ДО.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

-  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОО с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОО.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации он может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия,  разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Он в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники, имеет при этом определённую специфику работы. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОО любого типа, результативна и малозатратна.

1.1. Цели и задачи реализации программы.

Цель программы: 

- раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи программы:  

- осуществление мониторинга речевого развития детей;

- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции речевого дефекта ребёнка с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально – личностных особенностей детей;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно– образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

- пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также оптимизации процесса логопедического воздействия.

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопедического пункта МБОУ «СОШ № 6»  (дошкольные группы дети 5-7 лет)

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи:

        Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы русского языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

        В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

        Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.

        К  ОНР и НВ ОНР отнесены дети с нарушенными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

     Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.  Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.  

     Коррекционно-развивающая деятельность с детьми  с ФФНР и ОНР III - IV уровней речевого развития строится с учетом особенностей психического развития детей.  Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей в логопункте (с ФФНР и ОНР III - IV уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.

     Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.

     Характерно неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.

     Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.

Приложение № 1 Списки детей.

2.  Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками коррекционно-развивающей программы  

2.1  Планируемый результат:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

- чётко дифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

2.2. Критерии логопедической диагностики (мониторинга)  освоения коррекционно-развивающей программы воспитанниками.

 Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОО  может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в логопункте ДОО Федеральным государственным требованиям (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации;

определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;

развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОО реализуется по следующим направлениям:

- I направление - работа со всеми воспитанниками. Консультативное сопровождение.  Обследование по заявкам - обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

- II направление - работа с детьми,  принятых в логопункт.

С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся в логопункте.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных в логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 30 сентября  и с 1 по 31 мая.

Цель обследования:

- Выявить детей, имеющих нарушения речи.

- Зачислить детей в логопедический пункт, с учетом выявленных нарушений.

- Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

- Фонематическое восприятие

- Артикуляционная моторика

- Звукопроизношение

- Сформированность звуко-слоговой структуры

- Навыки языкового анализа

- Грамматический строй речи

- Навыки словообразования

- Понимание логико-грамматических конструкций

- Связная речь

Используемая методика: 

- Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»,

- Косинова Е.М. «Логопедические тесты».

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников, и применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

- Сбор анамнестических данных

- Беседы с родителями

- Беседа с детьми

- Беседа с воспитателями

II. Содержательный раздел.

Формы, способы, методы и средства реализации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

1. Содержание и организация коррекционной работы

Организация коррекционной работы является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольных групп, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.

В  течение учебного года специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог) реализуют цель обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с трудностями в развитии, исходя из реальных возможностей дошкольных групп и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями и индивидуальными особенностями состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

        В рамках реализации данной цели решаются следующие задачи:    

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных     перегрузок и срывов;

- выявление резервных возможностей развития;

- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в дошкольных группах  возможностей;

- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие   ребенка, динамику его состояния;

- при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также   при отсутствии положительной динамики в процессе реализации ПМПк - направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию г. Югорска.

Организация работы учителя-логопеда.

Содержание

Дата

Возраст

Контроль

1.

Обследование устной речи детей. Прием в логопункт

сентябрь

Старшая и подготовительная группы

Протоколы, речевые карты

2.

Профилактические занятия

октябрь-апрель

1 раз в нед.

2 младшие, средние группы

Перспективные планы

3.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми

октябрь-апрель

Старшая и подготовительная группы

Перспективные планы

Календарные планы

4.

Выпуск детей из логопункта

май

Старшая и подготовительная группы

Протоколы

5.

Обследование устной речи детей 3-5 лет

май

2 младшие, средние группы

Таблицы обследования состояния фонематических процессов у детей

2. Направления коррекционной работы.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их  обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных  образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.

- Поваляева М.А. Справочник логопеда.

- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

- Косинова Е.М. Логопедические тесты.

- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей.  Полученные данные заносятся в речевые карты детей.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных  маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в логопункте ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, НВОНР, ОНР.

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Форма организации обучения – подгрупповая,  подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

 В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 30 сентября.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 1 октября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 6-8 человек.

Продолжительность занятий с детьми:    ФНР – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР (дизартрического генеза)– 1 год;  ОНР и НВ ОНР – 1-2 года.                                                    

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

  ФН –1 - 2  раза в неделю;

  ФФНР  – 2   раза в неделю;

  ОНР, НВ ОНР – 2-3 раза в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Приложение № 2 Расписание коррекционно-развивающих занятий с детьми 6-7 лет.

Тематические планы логопедических занятий:

- по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми 5-6 лет.

Планирование разделено на 3 периода обучения:

- октябрь – ноябрь (20 занятий)

- декабрь – февраль (24 занятия)

-  март – апрель (14 занятий).

Всего в год – 58 часов. Из них:

- формирование лексико-грамматических категорий – 26 часов

- развитие фонетической стороны речи – 23 часа

- развитие связной речи – 9 часов.

- по совершенствованию лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа и обучению грамоте, развитию связной речи с детьми  6-7 лет.

Планирование разделено на 2 периода обучения:

- октябрь – декабрь (38 занятий)

- январь – апрель (40 занятий)

Всего в год – 78 часов. Из них:

- совершенствование лексико-грамматических представлений – 37 часов

- совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте – 30 часов

- развитие связной речи – 11 часов

Форма организации занятий – групповая (по 5-6 детей). Периодичность занятий – 2-3 раза в неделю по 25-30 минут.

Тематические планы составлены в форме таблицы с выделением разделов:

- тема занятия

- задачи

- количество часов

- планируемый результат

- контроль

     К тематическому плану разработаны и составлены календарные планы на каждую неделю учебного года (с октября по апрель включительно). Календарные планы также составлены в форме таблицы с выделением разделов:

- Неделя, месяц

- Тема

- Цели

- План занятия

- Оборудование

- Литература

        Материал в каждом конспекте рассчитан на 2 – 3 подгрупповых занятия ( в старшей группе – 2, в подготовительной – 3). На усмотрение логопеда его можно варьировать и изменять в соответствии с индивидуальными возможностями детей, подобранных в одну подгруппу, с учетом их речевого дефекта.  

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

- совершенствование мимической моторики.

- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

- развитие артикуляционного и голосового аппарата;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

- развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

     В работе с детьми используются  технологии развивающего обучения:

- необычное начало занятия;

- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;

- не оставление без внимания ни одного ответа;

- развитие речи в любых формах деятельности;

- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

- поддержка у детей ощущения успешности.

Приложение  № 3 Перспективно-тематическое планирование

3. Система взаимодействия  с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими).     После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию  о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу,  предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

     Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

Приложение №4 Система взаимодействия с семьями воспитанников (или лицами их заменяющими.      

4.  Характер и содержание деятельности с социальными партнёрами.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Основными принципами сотрудничества с социальными партнёрами являются:

- установление интересов каждого из партнеров;

- совместное формирование целей и задач деятельности;

- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей  по решению проблем;

- выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;

- значимость социального партнерства для каждой из сторон.

Условиями эффективного взаимодействия  с социальными партнерами выступают:

- открытость дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6»;

- установление доверительных и деловых контактов;

- использование образовательного и творческого потенциала социума;

- использование активных форм и методов общения.

Социальный партнёр

Характер содержания деятельности

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Преемственность в образовании и коррекционной деятельности.

Центральная городская больница

Взаимодействие в коррекционной деятельности.

III.  Организационный раздел

1. Материально-техническое обеспечение программы.

Развивающая предметная среда – это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребенка, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности.

 Основными  функциями предметной развивающей среды, являются:

-сохранение единого образовательного пространства в условиях вариативности дошкольного образования;

- гуманизация дошкольного образования;

 -повышение эффективности и качества дошкольного образования;

 - критериально-оценочная функция.

Принципы организации предметной развивающей среды:

- соответствие педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели);

- вариативности (соответствие виду ДОО, региональному компоненту и культурным традициям);

- комплексирования, гибкого зонирования и мобильности развивающей среды (способствуют индивидуальной комфортности и эмоциональному благополучию каждого ребенка);

- разнообразия игровых и дидактических материалов в сочетании привычных элементов и элементов нового поколения.

Психолого–педагогические требования к созданию предметной развивающей среды:

- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду, обеспечивающую деятельность детей.

- Для детей с ОНР необходимо предусмотреть увеличение игр и пособий, обеспечивающих проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

- В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе и зоне его ближайшего развития.

- Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная).

1.1 Наличие современной информационно-учебной, методической и технической базы. 

Для обеспечения коррекционно-развивающей  деятельности логопедический кабинет МБОУ «СОШ № 6» располагает современной информационной, учебной, методической и технической базой, достаточным количеством учебного оборудования, мебели, располагает доступом в Internet, используемым в работе учителя-логопеда.

Наименование

Количество

Ноутбук

1

Копировальный аппарат

1

Магнитофон

1

Принтер лазерный

1

Телевизор

1

Видеомагнитофон

1

Учебно-методическая литература

136

Методические пособия и худ. литература

94

Учебные пособия

35

Логопедическая парта

8

1.2. Обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями.

Учебно-методическая оснащенность логопедического пункта позволяет проводить коррекционно-развивающую  деятельность на высоком уровне. Учителя-логопеды располагают учебно-методической литературой и пособиями для реализации коррекционно-развивающей  программы.

  1. Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  2. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
  3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
  4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  5. Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  7. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  8. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
  9. Лопухина  И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  10. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
  11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  12. Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс,  1999.
  13. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
  14. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  15. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
  16.  Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом        в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
  17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
  18. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста  с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и  методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  20. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
  21.  Т.А.Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. С-П. Изд.Акцидент. 1998.
  22. Т.А.Ткаченко. В первый класс – без дефектов речи. С-П. Изд «Детство-пресс».1999.

2.Режим дня

2.1   Режим дня 5-6 лет старшая группа (холодный период)

Режимные моменты

Время

Прием на свежем воздухе

7.00-7.50

Игры, подготовка к зарядке

7.50-8.00

Утренняя зарядка

8.00-8.08

Подготовка к завтраку, формирование культурно-гигиенических навыков

8.08-8.15

Завтрак

8.15-8.30

Учебно-игровая деятельность

8.30-10.30

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

8.45-9.10

 9.25-950

10.05-10.30

Подготовка к прогулке / прогулка

10.30-12.20

Возвращение с прогулки

12.20-12.30

Подготовка к обеду, формирование культурно-гигиенических навыков

12.30-12.40

Обед

12.40-12.55

Подготовка ко сну

12.55-13.00

Сон

13.00-15.00

Подъем, закаливание, водные процедуры

15.00-15.20

Полдник

15.20-15.30

Учебно-игровая деятельность

15.30-17.10

Подготовка к ужину, формирование культурно-гигиенических навыков

17.10-17.20

Ужин

17.20-17.30

Прогулка, игры, уход домой

17.30-19.00

2.2  Режим дня 6-7 лет подготовительная к школе группа (холодный период)

Режимные моменты

Время

Прием на свежем воздухе

7.00-7.50

Игры, подготовка к зарядке

7.50-8.00

Утренняя зарядка

8.00-8.10

Подготовка к завтраку, формирование культурно-гигиенических навыков

8.10-8.20

Завтрак

8.20-8.35

Учебно-игровая деятельность

8.35-10.35

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

8.45-9.15

 9.30-10.00

10.15-10.35

Подготовка к прогулке / прогулка

10.35-12.25

Возвращение с прогулки

12.25-12.30

Подготовка к обеду, формирование культурно-гигиенических навыков

12.30- 12.40

Обед

12.40- 12.55

Подготовка ко сну

12.55- 13.00

Сон

13.00-15.00

Подъем, закаливание, водные процедуры

15.00-15.20

Полдник

15.20-15.30

Учебно-игровая деятельность

15.30-17.15

Подготовка к ужину, формирование культурно-гигиенических навыков

17.15- 17.25

Ужин

17.25-17.35

Прогулка, игры, уход домой

17.35-19.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программапо логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речив условиях логопункта на 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС

Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...

Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. ГБОУ" Гимназия № 1476 " ВАО д/о №1 (стр.подр."№2 - до реорганизации ГБОУ д/с комбинированного вида(2 логогруппы ТНР) №991)

Рабочая программа учителя-логопеда Карпухиной И.В. предназначена для учителей-логопедов,работающих с детьми,имеющими общее недоразвитие речи 2,3 ур. ,осложненным неврологическим статусом.(ТНР)...