Народные художественные ремёсла в воспитании и обучении детей
статья на тему
роль народных художественых ремёсел в воспитании и обучении детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народные художественные ремёсла в воспитании и обучении детей | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народные художественные ремёсла в воспитании и обучении детей.»
«Воспитание- это прежде всего
постоянное духовное общение
взрослого с ребёнком»
К.Д.Ушинский.
«Жизнь без труда- воровство.
Жизнь без искусства-варварство.»
Пословица
Народная пословица гласит: «Без ремесла- без рук». Ремесло- это широкое понятие . Хотелось бы обратить внимание на значение домашнего ремесла. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю. Учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест. Уважать труд взрослых, а также приобщать детей к посильному труду по созданию нужных и красивых изделий. А.В.Луначарский назвал народные ремёсла «искусством создания радостных вещей».
Традиции народных мастеров издавна передавались из поколения в поколение. Дети наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Если ребёнок был ещё мал, он просто играл рядом с отцом и старшими детьми, попутно наблюдая за их работой. Постепенно он привлекался для посильных дел. Искусство своей семьи деревни, посёлка, города, дети впитывали с детства. Было принято приучать к своему ремеслу с детских лет.
Так приобщал к своему ремеслу семерых сыновей известный русский резчик по дереву Василий Петрович Ворносков: « Едва только подрастали они- шли работать вместе с отцом: помогали ему морить, шкурить, а потом резать. К резьбе в семье Ворносковых привыкали буквально с пелёнок. Когда дышали лесным запахом липовых досок. Слушали шорох стружек и перезвон молотков» (Ю.Арбат). И поэтому не прекратила существование резьба созданная В. П .Ворносковым. За свой необычный «кудрявый» орнамент резьба Ворноскова стала называться –кудринской. И теперь кудринская резьба- гордость народного искусства нашей страны.
А вот воспоминания о своем детстве старейшего хохломского мастера Степана Павловича Веселова: « Отец мой Павел Веселов, занимался росписью точеной деревянной посуды. От него всегда пахло деревом и красками. Я завидовал ему, гордился им и тоже мечтал стать художником» Народный мастер всегда привлекал к своей работе сыновей, и не только тогда, когда работал в домашних условиях, но и когда уходил на дальние заработки.
Так было практически во всех семьях. Где отцы с детства приобщали сыновей к своему делу. Но время шло. И постепенно домашнее ремесло ушло из нашего быта. Вместе с ним во многом нарушились духовные связи поколений, прервалась духовная и деловая преемственность, произошёл невидимый глазу разрыв поколений. В какой-то степени традиция приобщения детей к домашнему ремеслу сохранилась ещё там, где родители трудятся на художественных промыслах, где дома, на глазах у детей создаются красивые вещи. Тогда и они незаметно постепенно втягиваются в этот процесс. Здесь дети с ранних лет приобщены к делу, окружены красотой, созданной их родителями, а порой руками дедов и даже прадедов. Воспитанное с детства уважение к тому делу, каким заняты родители, несомненно сказывается во всей их последующей жизни.
Широко известная в наши дни филимоновская игрушка, что создается в Тульской области , родилась не сама по себе, а как весёлое дополнение к гончарному делу, которым занимались взрослые. Дети используя остатки глины, вначале, ради забавы, делали игрушки-свистульки. Которые со временем выделились в самостоятельный художественный промысел деревни Филимоново.
Предметы окружающие человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы эти предметы были выполнены с большим вкусом и мастерством.
Изучая замечательные образцы народных крестьянских вышивок, росписи по дереву, ткачества, кружевоплетения являющиеся национальной гордостью нашего народа, художники создают узоры для украшения современных изделий.
За много веков русский народ создал замечательные виды декоративного искусства. Жители нашей страны украшали свою одежду и предметы быта вышивкой, аппликацией, кружевом. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры, цветовые решения и технические приёмы одного из древнейших видов декоративно-прикладного искусства- вышивания.
Народная художественная вышивка- яркое и неповторимое явление национальной культуры. искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех видов нашей страны. Приёмы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное. В украшении вышивкой повседневной и праздничной одежды, предметов убранства быта- скатертей, подзоров, полотенец- воплотились природный вкус, талант и мастерство народа. Народная вышивка отличается богатством и разнообразием технических приемов и неповторимостью типов узоров. Русская вышивка имеет свои национальные особенности и очень отличается от вышивок других народов. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. Вышивальное искусство народов Поволжья было связано с изготовлением одежды и предметов домашнего убранства. Наибольшее распространение оно получило у марийцев, чувашей, их вышивка отличается особой декоративностью, богатством узора и колорита.
В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. По новому зазвучала вышивка и в современном костюме. Украшая женские блузки, платья, костюмы, детскую одежду, вышивка придает им нарядность, праздничность, подчеркивает характер, индивидуальность образа.
Вязание крючком, так же как и вышивание, пользовалось большой любовью у рукодельниц. Его история уводит нас в далёкое прошлое. Вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка. В России вязание получило распространение с конца прошлого столетия и заниматься им стали женщины собиравшиеся на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, получило большое развитие и стало одним из любимейших занятий рукодельниц.
Макраме- это узелковое плетение, один из самых древних и удивительных видов рукоделия. История макраме уходит в глубину веков. Из веревок плели одежду, силки, корзины, охотничьи сумки, умение завязывать узлы стало совершенствоваться. Эти навыки ценились очень высоко и передавались из поколения в поколение. Плетение в этой технике оказывает положительное влияние на развитие и воспитание ребёнка: формирует память, внимание, ориентирование в пространстве, тренируется мелкая мускулатура рук.
При этом воспитывается усидчивость, умение планировать и доводить работу до конца, выполнять задания аккуратно, формируются творческие способности, умение фантазировать и изобретать.
Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисеронизание - один из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества. Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой популярностью пользуются украшения из бисера пришедшие на смену примитивным украшениям из ракушек, камня, шариков из глины и семян растений. Бисерное рукоделие пришло к нам как и плетение, ткачество, вышивание и другие ремёсла из глубины истории. Во времена Киевской Руси IX-XII в.в. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Начиная с XV в. Рукодельницы стали использовать бисер соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора. Большего расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX начале XXв. В юго -восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплёты и косники, пояса и сережки. Украшали головные уборы бахромой и поднизями, рясками и позатыленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей- тысяч неизвестных самобытных мастериц. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканных, плетенных и вышитых изделий. Крестьянский украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нашего века были известны далеко за пределами России. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы. Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок.
Произведением искусства можно назвать знаменитые вологодские кружева, напоминающие морозный узор на окнах, нежные и легкие как облака оренбургские платки, слава о которых идёт с XVIII века. Их история связана с именем русского экономиста, этнографа, историка Петра Ивановича Рычкова. Наполеон узнав что в России изготавливают пуховые шали настолько тонкой пряжи что их можно свободно пропустить через обручальное кольцо, пожелал приобрести такую шаль для своей избранницы Марии Луизы и в канун 1811 года на плечи императрицы, к немалому её восхищению легла эта удивительная шаль.
А сколько ещё изделий народных ремёсел прославивших своих мастеров и Россию можно назвать. И во всех этих изделиях показана русская душа и красота русской природы, её бескрайние поля, леса, степи, реки.
На основе изучения народного искусства и творчества, дети показывают свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Реферат.
Реферат по олигофренопедагогике. В нём даётся психолого-педагогическая характеристика обучающихся класса для детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью и особенности организации коррек...
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...
Значение художественней литературы в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....
Народные художественные ремёсла в воспитании и обучении детей
Презентация к материалу " Народные художественные ремёсла в воспитании и обучении детей"...
Инструментарий педагогической деятельности педагога по воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейное воспитание детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного и обучаемого процесса. Семья является для ...