Методическая статья «Адаптация УМК « Полярная звезда» в условиях школы надомного обучения»
статья на тему

Методическая статья "Адаптация УМК "Полярная звезда "в условиях школы надомного обучения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Адаптация УМК « Полярная звезда»

в условиях школы надомного обучения»

                                                         

                                                           

                                           Выполнила: учитель географии  

ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю.Гладышевой

                                                Чернушевич Людмила Николаевна

                                                               

                                                                         

                                                              Введение

        Целью системы образования является – формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности.

        Миссия новой системы образования -  это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства.

 Сейчас информационная революция породила открытое образование, колоссальную образовательную среду, в которой мы сегодня живем, где просто механическая передача знаний от учителя к учащемуся осталась в далеком прошлом.

      Сама жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды.  Формирование инновационного поведения, использование самых эффективных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, исследовательская деятельность ребенка – это ориентир.

     Одним из главных лозунгов новых стандартов образования второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация – отказ от предметно-центризма и переход к личностной центрации образования.

Сейчас созданы все условия для автономной деятельности образовательного учреждения,                         особенно учителя по отбору тех материалов, на основе которых достигаются планируемые результаты.

      В нашей школе учатся дети с ослабленным здоровьем, процесс обучения протекает в щадящем режиме, количество  учебных часов ограничено, поэтому необходимо было построить работу так, чтобы за меньшее количество времени суметь дать базовый уровень знаний и преодолеть имеющиеся пробелы.

    В ГБОУ лицей №273 мы с 2014-15 учебного года стали использовать

УМК «Полярная звезда»

        

                      Новый учебно-методический комплект «Полярная звезда» создан с целью реализации современных требований к географическому образованию в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта образования.

 Содержательная основа концепции, все  подходы к изучению географии по линии «Полярная звезда» осуществляются в рамках  идеологических принципов:

      россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;

      глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;

      антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;

      разноаспектность, рассматривающая изучаемые явления в экологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и практическом аспектах, что позволяет раскрыть многогранность географических проблем;

      разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д.;

      историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного развития изучаемой территории;

      комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;

      позитивный настрой, заключающийся в показе положительных примеров деятельности человека, эффективности его труда.

         Основная задача УМК «Полярная звезда» - помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан.

Название «Полярная звезда » как всеобщий символ, верного ориентира, имеющего и географический и общечеловеческий смысл и девиз «Ориентация на Земле и в мире»

  • Учебники линии ориентированы на обеспечение будущей

личностной и социальной успешности и воспитание патриотизма и доступны для детей разных способностей.

В учебнике ученик и учитель найдут все необходимое — все виды заданий:

*тестовые

*репродуктивные,

*практические,

*творческие (включая проекты);

*мини-атлас в Приложении (только в «Полярной звезде» — необходимый набор карт непосредственно в учебнике).

Даже не имея географического атласа, ученик сможет найти на

картах Приложения все упомянутые в учебнике географические названия и выполнить все задания практического блока, в котором есть специальная рубрика «Откройте атлас».

  • Для ученика дано подробное руководство «Как учиться с

«Полярной звездой»:

*«технология» самостоятельной работы,

алгоритм действий в рубриках:

* «Шаг за шагом»,

*«Читаем карту»,

* «Анализируем диаграмму».

  • Выделена специально структурированная, графически

оформленная система повторения и подготовки — «Легкий экзамен».

Маршрут «Легкий экзамен» идет параллельно тексту и предполагает «остановки» на «точках»:

* определениях,

* утверждениях (их отбор основан на содержании экзаменационных вопросов) промежуточных выводах. Это позволяет оперативно и постоянно прокручивать (повторять) основное ядро.

Предназначен для подготовки к ответу на уроке, контрольной, экзамену.
Обилие и разнообразие заданий, как в учебнике, так и во входящем в УМК тренажере, обеспечивают возможность закрепления знаний, умений и навыков при работе с картой и выполнении практических работ и творческих заданий.
В УМК, кроме учебника, входят:

 для учителя — методические рекомендации с тематическим планированием  

сборник материалов для текущего контроля;

для ученика — тренажер с контурными картами и заданиями.

   Учебник «География Земли. Природа и люди» для 6 класса согласован с Государственным стандартом и программой и выполняет следующие функции:

      — мотивационную, направленную на воспитание у учащихся потребности работать с учебником и другими источниками географической информации;

      — познавательную, ориентирующую школьников на усвоение содержания географического образования;

      — управленческую, определяющую отбор, последовательность изучения всего учебного материала;

      — воспитательную, направленную на воспитание географической культуры как части общей культуры, гражданственности, патриотизма, ответственности;

      — ценностно-ориентационную, способствующую становлению общечеловеческих и национальных ценностей, ориентирующую на их трансформацию в личностные ценности учащихся;

      — закрепления и самоконтроля результатов путем упражнений, разрешения учебных ситуаций, самостоятельной проверки и рефлексии учащихся;

      — самообразования, способствуя формированию умений самостоятельного овладения учебным географическим содержанием;

      — эстетическую, обусловленную высоким полиграфическим качеством учебника, формирующим эстетические чувства и прививающим желание изучать учебник и сделать его своим собеседником;

      — развивающую, воздействующую на все сферы сознания личности: когнитивную (мышление школьника, формирующие приемы умственной деятельности), эмоциональную (эмоциональные чувства и потребности, ценности), волевую (приемы творческой, созидательной деятельности).

      В тексте учебника представлена аналитико-логическая, образная, практическая, алгоритмическая линии введения учебного материала для школьников с различными познавательными стилями. Кроме того, учебная информация представлена в разных формах — в виде объяснительного текста, иллюстраций, схем, справочных материалов, углубленного дополнительного текста, системы заданий разной степени сложности и с учетом возможности выбора учащимися способа их выполнения.

      Иллюстрации учебника выполняют мотивационную, обучающую, развивающую функции и функцию эстетического наслаждения.

Они обслуживают текст, делая его наглядным и образным, выполняют равнозначную с текстом роль (карты, картосхемы). Система вопросов ориентирована на развитие личности, проверку и самопроверку усвоенного.

      Особое внимание в учебнике уделено картографической составляющей как специфическому источнику географической информации. Значительно облегчает усвоение содержания географического материала Приложение, включающее набор карт.

Учебник для 6 класса состоит из 32 параграфов и может быть изучен за 1 час в неделю, т.е. всего за 35 учебных часов. Обилие и разнообразие заданий, как в учебнике, так и во входящем в УМК тренажере, обеспечивают возможность закрепления знаний, умений и навыков при работе с картой и выполнении практических работ и творческих заданий.

Вопросы и задания, помещенные в учебнике и конструируемые учителем при подготовке к уроку, можно разделить на следующие уровни познавательной деятельности учащихся:

      I  уровень — задания на воспроизведение учебного материала так, как он изложен в учебнике. (Что называется ветром?)

      II  уровень — задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу в повторяющейся знакомой ситуации. (По типовому плану сравните  равнины).

 Составьте схему по тексту: каковы свойства географической оболочки?

Как в повседневной жизни можно применить знания о топографическом плане?

 Задания этого уровня позволяют выяснить понимание взаимосвязей между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность, направляя мыслительный процесс на анализ, синтез, сравнение, выявление причинно-следственных связей;

      III  уровень — творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации. (Докажите, что процесс круговорота воды в природе не зависит от человека. Проведите географическое описание «Мое любимое озеро».)

      Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Природа и люди» подразделяется:

-на фронтальную (для всего класса)

 - индивидуальную, проводимую на различных этапах урока.

Различают текущий и итоговый учет достижений учащихся.

Текущий индивидуальный учет проводится в письменной и устной форме

- в устной форме учащиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Следует практиковать задания в игровой форме.

-письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, тренажера, по компьютерным заданиям.

Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.

      В 6 классе учащиеся обучаются работать с тестами.

Наиболее распространены и соответствуют возрастным особенностям учащихся следующие виды тестов:

-тесты открытого типа: «Уральские горы находятся на материке... их высота... метров над уровнем моря».

-тесты закрытого типа используют тесты, предлагающие альтернативные вопросы: «Верно ли утверждение: «Страбон — имя ученого, давшего название науке «География»?» Да/Нет (подчеркните).

-другая разновидностью тестов закрытого типа являются тестовые задания множественного выбора: «Самые высокие горы России: а) Урал; б) Кавказ; в) Алтай. Толщина мантии составляет: а) 10 км; б) 65 км; в) 290 км; г) 3500 км; д) 1800 км».

УМК «Полярная звезда» под ред. А.И. Алексеева

Для 6 класса:

Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др.  География: Природа и люди: 6 класс / Под ред. А.И. Алексеева

Николина В.В. География: Природа и люди: Методические рекомендации:  6 класс

Николина В.В. География: Природа и люди: Мой тренажер:  6 класс

Баранчиков Е.В., Козаренко А.Е., Петросюк О.А. и др. География Земли: Задания и упражнения: 6 класс

Гусева Е.Е. География: «Конструктор» текущего контроля: 6 класс

Особенности содержания и структуры учебника «География. Россия»

              В структуре географического образования курс «География. Россия» занимает центральное место. Этот курс знакомит учащихся с особенностями природы, населения, хозяйства России в целом, а также отдельных ее регионов и своей малой родины.

      Особенностью содержания курса «География. Россия» является его ориентация на личность учащегося (раскрытие его индивидуальности, самостоятельности, интересов) и рассмотрение современных направлений географической науки с ее проблемами, идеями, стратегиями, обусловленными мировыми глобальными процессами, а также изменением жизненных ценностей современного общества.

      Курс «География. Россия», изучаемый в 8 и 9 классах, рассматривается как единый интегративный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны и своей области (республики, края).

     

 В 8 классе изучаются темы:

      «Россия в мире», в которой рассматривается Россия на картах мира и часовых поясов, изучается, как ориентироваться по карте России, как формировалась территория страны.

В каждом параграфе имеется  маршрут от «Полярной звезды» в верхнем углу страницы с остановками на самых важных точках. В данной теме имеются сравнительные диаграммы чего не было в учебнике Э.М.Раковской и И.И.Бариновой

 «Россияне»

Тема содержит параграфы о воспроизводстве, численности, миграциях, рынке труда и занятости населения, а также знакомит с «демографическим портретом» россиян, многообразием народов и их размещением по территории страны, проблемами урбанизации, городами и сельскими поселениями. В традиционных учебниках эта тема изучалась в 9 классе.

Но в данной линии УМК она настолько доступно расписана, дополнена множеством карт , диаграмм, рисунков, схем, что ее можно изучать в 8 классе.

      «Природа»

Тема, в которой рассматриваются геологическая история, рельеф, климат, водные ресурсы, почва, а также проблемы, обусловленные взаимодействием природы и хозяйства. В данной теме большое внимание уделено климату России, здесь очень часто бывают пробелы в знаниях учащихся, так - как появляется много новых понятий, сложных графиков, карт.

«Хозяйство»

Тема, которая нацеливает на изучение хозяйства России и его особенностей, структуры и цикличности развития экономики, знакомит с отдельными отраслями хозяйства, их проблемами и возможными путями преодоления кризиса в некоторых отраслях, рассматривает вопросы дальнейшего развития экономики России в целом и отдельных ее отраслей в частности.

                 По традиционному учебнику тема изучалась в 9 классе. При  апробации учебника УМК «Полярная звезда» было желание данную тему изучать после темы природных зон, в 3 триместре,  ребята повзрослеют и более осознано смогут оценивать и анализировать материал,  но поразмыслив приняла решение - конец учебного года, много праздничных дней, у учащихся не тот настрой в получении знаний, а тема очень сложная, восполнить пробелы в знаниях не будет времени, ребята не смогут получить необходимые знания и умения.

      «Природно-хозяйственные зоны»

 Тема знакомит с основными природно-хозяйственными зонами России, особенностями их хозяйственного освоения и проблемами, вызванными антропогенным воздействием человека;

      «Наше наследие»

Тема рассматривающая вопросы территориальной организации общества, взаимосвязи в природных и социально-экономических территориальных комплексах, рассказывающая о Всемирном природном и культурном наследии, состоянии окружающей среды в России.

      Особенностью учебников серии «Полярная звезда» является наличие параграфов-практикумов «Учимся с „Полярной звездой“», ориентированных на развитие географических и социальных коммуникативных и информационных компетенций. В учебнике 8 класса таких параграфов 3.      Деление учебного материала в учебнике осуществляется с учетом трехступенчатого каркаса: тема — параграф — обобщение по теме.

      Основой содержательного каркаса, поддерживаемого аппаратом ориентировки и усвоения содержания, является параграф. Параграф — основная единица учебника и соответствует уроку. В начале каждого параграфа дано его краткое содержание.

      Первый блок — информационный.

 Включает основное содержание, минимально реализующее стандарт и необходимые для его выполнения требования. Структура блока — вопрос — информация — вывод. Видеоряд: фото, рисунки, графики… несет обучающую нагрузку. Это относится также к изображениям на полях и заставках, на которых написано название параграфа. В тексте шрифтами выделяются базовые и соподчиненные термины, понятия и географические названия.

      Второй блок  — расширяющий и углубляющий содержание.

 Содержит комплекс разнообразных материалов по какой-либо географической проблеме или явлению. Этот блок способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предмету и практических навыков и предназначен для более глубокого изучения темы. Он реализуется через смысловые рубрики «Стоп-кадр» - поддерживает и углубляет фундаментальный компонент.

«Шаг за шагом» - поддерживает деятельностный компонент. В  рубрику входят задания с описанием алгоритмов, технологической схемы их выполнения, например «Определяем падение и уклон реки», «Описываем рельеф по карте»…    

      Третий блок («эксперт») — практический.

 Содержит материал для итогового контроля и самоконтроля. Задания и вопросы в тестовой форме включены в соответствии с новыми требованиями к аттестации. В этом блоке материал организован по рубрикам:

      «Запомните» — выделены основные термины и понятия, важные характеристики, которые необходимо усвоить;

      «Откройте атлас» — даны простейшие задания на поиск географических объектов на карте. Цель — приучение к постоянной работе с картой;

      «Это я знаю» — содержит вопросы и задания, тесты, позволяющие выявить степень усвоения материала параграфа. Это задания первого уровня познавательной самостоятельной деятельности учеников (где? что? какой? и т. д.);

      «Это я могу» — даны практические задания (по контурной карте или «проанализировать...», «сравнить...», «дать характеристику...» и т. п.). Задания этой рубрики — задания второго уровня познавательной самостоятельной деятельности учащихся;

      «Это мне интересно» — содержит творческие задания третьего уровня познавательной самостоятельной деятельности учащихся.

      Во всех параграфах учебника присутствует специальная графически оформленная система повторения и подготовки «Легкий экзамен».

Маршрут «Легкий экзамен» идет параллельно тексту от «Полярной звезды» в верхнем углу каждой страницы с остановками на самых важных точках:

определения  - плашка голубого цвета,

утверждения, отбор которых основан на содержании экзаменационных вопросов - плашка желтого цвета,

промежуточные выводы - плашка розового цвета

 инструкции - плашка зеленого цвета

Это позволяет постоянно повторять основное ядро. Маршрут предназначен для подготовки к ответу на уроке, проверочной работе, экзамену.

      Самостоятельная деятельность учащихся строится:

      — на изучении и анализе информации: текста, карт, рисунков, фотографий, статистических данных;

      — на детальной проработке материала с помощью рубрик «Шаг за шагом», «Анализируем график», «Читаем карту», «Анализируем диаграмму»;

      — на изучении текста рубрики «Стоп-кадр», углубляющей, поясняющей, «смягчающей» теоретическое содержание параграфа;

      — на проработке материала параграфов-практикумов «Учимся с „Полярной звездой“». Такие параграфы нацелены на формирование и применение умений решать проблемы, работать с информацией - создавать схемы, таблицы, графики, применять свой жизненный опыт в различных ситуациях, включаться в дискуссию, создавать проекты;

      — на рефлексии (как я делаю, зачем я делаю, так ли я сделал);

      — на анализе обобщений по темам, позволяющих делать мировоззренческие и ценностные выводы;

      — на поиске информации в Интернете.

      Организация различных видов деятельности осуществляется индивидуально, в процессе групповой и фронтальной работы.

      Таким образом, учебник нацелен на самостоятельную деятельность, продуцирующую знание в практической, творческой, конструктивной форме.

Следует обратить внимание на развитие умений работать с учебником и другими источниками информации. При этом нужно учитывать, что дети стали другими. Они по-другому воспринимают тексты (например, значительно хуже воспринимают текст, если он построен в соответствии с научной логикой). Вследствие повышенной возбудимости у многих преобладает «клиповость», мозаичность в восприятии текста. Для них интересна многомерная (векторная) подача и раскрытие информации, а не плоскостная (алгоритмически заданная). На многогранной подаче материала и построен учебник «География. Россия».

      В связи с этим важным методом работы учителя является работа с текстом. Приемы выделения в тексте главного, составление на основе его изучения логической схемы, тезисов, понятийного «древа», выявление причинно-следственных связей, параллельная работа с картой, рисунком, привлечение информации из газет, журналов, Интернета для объяснения проблем, рассматриваемых на уроке, наиболее актуальны в данном курсе.

Учебно-методический комплекс для 8 класса:

1.Алексеев А.И., Николина В.В., Болысов С.И. и др. География: Россия: 8 класс / Под ред. А.И. Алексеева

2.Николина В.В. География: Россия: Поурочные разработки:8 класс

3.Николина В.В. География: Россия: Мой тренажер: 8 класс

4.Баранчиков Е.В., Козаренко А.Е., Петросюк О.А. и др. География Земли: Задания и упражнения: 8 класс

                                                         

        

                                                            Выводы:

К преимуществам УМК «Полярная звезда» относятся:

  • Учебники линии ориентированы на обеспечение будущей личностной и социальной успешности и воспитание патриотизма.
  • Максимально возможная разгрузка материала.
  • Учебники доступны для детей разных способностей.
  • Учебник 6 класса состоит из 32 параграфов и может быть использован за 1 час в неделю, т.е. всего за 35 учебных часов
  • Учебник для 8 класса состоит из параграфов и может быть изучен за 1,5 часа в неделю, т.е.

  • Все необходимое – в одном учебнике, в том числе:

1.Все виды заданий (включая тестовые) – репродуктивные, практические, творческие (включая проекты).

2.Мини-атлас в Приложении (только в «Полярной звезде» - необходимый набор карт непосредственно в учебнике)

3.Четко структурированные, понятные школьнику модели деятельности.

 Подробное руководство для школьника – «Как учиться с «Полярной звездой».

4.Модели учебной деятельности для ученика. Дана «технология» самостоятельной работы, алгоритм действий в рубриках «Шаг за шагом», «Читаем карту», Анализируем диаграмму».

5.Специально структурированная графически оформленная система повторения и подготовки - «Легкий экзамен»

        К недостаткам УМК «Полярная звезда» относятся:

1.Необходимо добавить методический аппарат и расширить картографический.

2. Вес и размеры учебника

3. Нехватка иллюстраций необходимых для лучшего усвоения темы. Например: в параграфе "Влага в атмосфере" отсутствует иллюстративный материал о содержании влаги в воздухе при различной температуре.

4. Некоторые иллюстрации слишком мелкие, "малочитабельные", несмотря на большой формат страниц.

5.В конце учебника есть набор необходимых карт, возникает проблема с атласами, есть ученики которые не используют их на уроках аргументируя – карты есть в учебнике.

6.Пособие для учащихся «Мой тренажер» перегружено заданиями( есть ребята которые пишут в ответах не знаю и знать не хочу).

                                                                 Рекомендации

        

1. УМК соответствует основным нормативным документам (государственным стандартам, учебному плану, примерным программам, основным направлениям модернизации образования).

2.  УМК соответствует основному педагогическому назначению и возрастным особенностям учащихся. Педагогически эффективен. Позволяет успешно обучать учащихся необходимым географическим знаниям и умениям, опыту практической деятельности.

3. Все элементы УМК обеспечивают возможность организации различных видов учебной деятельности,  индивидуализации обучения.

4. Учебники отличается продуманностью и тщательностью исполнения.

Учебный, дополнительный, справочный материал, иллюстрации, карты, картосхемы, схемы, вопросы и задания направлены на проверку, обобщение знаний.

5. Все задания учебника и географическая информация направлены на развитие учащихся, на обеспечение прочности навыков работы с географическими и контурными картами, рисунками и схемами.

6. В работе с апробируемым УМК никаких затруднений не было выявлено, он может быть использован  в рамках различных педагогических технологий, как классических, так и инновационных.

Таким образом, апробируемый УМК позволяет обеспечить качественную подготовку школьников по географии и пригоден для использования в практике работы школы для изучения географии в общеобразовательных школах. Апробация УМК показала возможность использования его в любых классах, независимо от уровня  подготовленности школьников.

   

        Заключение

Отличительные особенности УМК «Полярная звезда»

1.Наличие  пакета пособий на бумажных  носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность  школьного географического образования

2.Единый методический, информационный и дизайнерский подходы   к представлению учебного материала.

3.Фиксированный формат всех изданий УМК.

Лаконичность и жесткая структурированность текстового материала.

4.Обширный и разнообразный  иллюстративный ряд.

5.Использование современных технологий в обучении.

6. Соответствие всем компонентам образовательного стандарта.

        

                                     Список используемой литературы

        

1.Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9, 10-11 классы Москва «Просвещение» 2009

2.Примерные программы основного общего образования. География. М.«Просвещение» 20010

3.В.В.Николина. Методические рекомендации. География 6 класс. М.«Просвещение» 2009. 4.В.В.Николина. Поурочные разработки. География 8 класс. М.«Просвещение» 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)

          Проблема  здоровьесбережения  детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос ...

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ  "Школа надомного обучения" №367...

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Дети знакомятся с азами скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства получают возможность творить своими руками, приобретая всяческие полезные навыки. А потом с удовольствием...

Научно-методическия статья "Адаптация первоклассников к школе"

В работе говорится о трудностях, которые испытывают первоклассники во время адаптации к школе. Учитель обращает внимание родителей на эти сложности, дает рекомендации, осровываясь на своем опыте работ...