Этапы современного урока
презентация к уроку на тему
Текстовое выступление плюс презентация. Раскрываются особенности современного урока с Учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.81 МБ |
текстовый материал о современном уроке | 72.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение основные отличия уроков 1. Первым показателем различий служат цели урока, с осознания и формулировки которых начинается подготовка учителя к любому уроку 2 . Второй показатель различий традиционного и современного урока заключается в изменении роли и функций учителя на уроке. 3. Изменение отношений между учителем и учащимися, атмосфера сотрудничества 4 . Различия при планировании этапов урока 5. Связь с другими предметами 6. Общение учащихся в процессе учебной работы
Главная цель современного урока Приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера. Показателями качества урока уже не могут быть только эрудиция и методическое мастерство учителя. Главный его показатель - организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе.
Универсальные Учебные Действия ( УУД) означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового опыта. П о з н а в а т е л ь н ы е Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать , выбирать критерии для классификации. Устанавливать причинно – следственные связи. Строить логическое рассуждение, делать выводы Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных задач Смысловое чтение Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в своей практической деятельности
Коммуникативные Работа в группе, паре, умение согласовывать действия Умение осознанно использовать речевые средства, владение устной и письменной речью, монологической речью Развитие компетентности в области использования ИК Т Регулятивные 1.Самостоятельная постановка целей, самоанализ мотивов 2. Выбор путей достижения цели 3. Самоконтроль и коррекция в процессе работы 4. Оценка результатов деятельности 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, осознанный выбор Универсальные Учебные Действия
Этап 1 Повторение изученного Для проверки знаний можно использовать несколько видов опроса: опрос по цепочке , « тихий опрос » (беседа с одним или несколькими учащимися), программируемый опрос (выбор ответа из нескольких предложенных), взаимоопрос , фронтальный опрос класса , тренировочный опрос (учащиеся задают вопросы друг другу и только потом отвечают учителю), идеальный опрос (ученик сам оценивает степень своей готовности и сообщает об этом учителю), ответ у доски в парах-тройках, показательный ответ (к доске выходит один человек, а одноклассники задают ему вопросы). Приёмы письменного контроля : тест, диктант по терминам, выборочный контроль ((«подводный камень») – тетради сдают все, а проверяются 5-6 по выбору), блиц-опрос (ответы даются быстро, без обдумывания), тренировочная проверочная (отметки выставляются по желанию ).( П. К.)
Этап 2.Мотивация Очень важен этап мотивации на любом уроке. Можно начать с высказывания известного человека, пословицы, поговорки, прием « отсроченная отгадка»( то есть вопрос, неоконченное предложение, рассказ), ответ на который можно узнать в течение урока. Также возможен отрывок фильма, стихотворение, проблемный вопрос. Главная задача этого этапа: заинтересовать, заинтриговать, настроить на рабочую волну.
Этап 3.Целеполагание, тема урока Современные требования таковы, что тему , цель и задачи урока должен озвучить сам ученик. В 6-7 классе можно начать с загадки (отгадка будет темой урока). Прием «Зашумленная тема». Тема записывается с добавлением других букв, без пробелов. Ученики должны увидеть и назвать тему. Прочитать отрывок из сказки, ситуацию из жизни. Вы заблудились в лесу, у вас есть карта, компас, но вы не можете найти дорогу. Почему? Прием «Удивляй!». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. ( Вода) Прием «Мобильная связь». Многие дети любят играть в мобильный телефон на уроке. Конечно, учитель запрещает ему. Но эта игра не запрещает играть в мобильный телефон, а он даже необходим на уроке. Каждой цифре на панели сотового телефона соответствует буква, в скобках ее порядковый номер. Например, 2(4); 3(2); 5(3); 2(4); 6(1); 2(1); 7(1);4(1); 9(4) (География) В 8-9 подводящий диалог для формулирования целей. (К.Р.) – проговаривание и осознание, диалог с учителем ( П,Р,К.) _ узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают выводы
Этап 4. «Открытие» новых знаний Ставится задача, предоставляется материал к предстоящей деятельности. Самостоятельная работа Стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредотачиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем интереснее задание, вопрос, тем больше концентрация внимания. Работу нужно организовать так, чтобы ученик мог преодолевать посильные трудности, так же нужно учитывать возрастные особенности. Перед работой нужно проинструктировать учеников, что нужно сделать, каким образом выполнять, зачем нужна данная работа. Примером может служить работа по карте. Карта – важнейший источник информации, который помогает понять взаимосвязи объектов и явлений.
И зучающее чтение Особенно важно в начальный период изучения географии. Ученики знакомятся с текстом ( можно вслух, можно самостоятельно) . После прочтения задать несколько вопросов и практическое задание ( использование полученных знаний на приобретение новых). В примере не раскрываются некоторые понятия, но при выполнении практического задания, эти термины становятся понятными без всяких усилий.
Ф.И.О. Исследовательская работа Позволяет более глубоко учитывать и использовать личностные особенности, дает возможность проектировать учебный процесс и обеспечить результаты обучения . Некоторые методы исследования: сравнение ( географическое положение гор, материков, стран), наблюдение и описание явлений, значение в жизни человека, моделирование ( выявление закономерностей, связь между компонентами природы П ,К,Р
Объяснение с использованием интерактивной доски (показ презентации) Планеты солнечной системы: планеты-гиганты, планеты земной группы ( особенности планет земной группы 1 группа, особенности планет гигантов 2 группа) Сравнение планет (Р), диалог (К) - Уникальность нашей планеты, особенности других планет (П)
Динамические паузы Позволяют детям отдохнуть, снять усталость, переменить деятельность. Можно провести несколько упражнений на снятие физической усталости. Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться.
Физминутку можно провести на географическую тему Веер Учащиеся записывают на листочке определения, к какому либо слову по заданной теме и складывают в виде веера. Например, природные зоны: 1 ряд - тундра, 2 ряд - тайга, 3 ряд - степь; воды суши – река, озеро, болото; атмосферные явления -дождь, снег, град, почвы . Перекличка Чтобы проверить знание географической номенклатуры, предложить учащимся задумать название на заданную тему. Учитель называет ответы, учащиеся встают, если прозвучало задуманное слово. Например: задумать по 1 городу - центру черной металлургии . Глухие телефоны Эту физкультминутку можно проводить при изучении любой темы. На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое.
Этап 5. Закрепление, применение новых знаний « Я утверждаю, что…». Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью сигнальных карточек, корректируя свой ответ. Конкурс на лучшую шпаргалку . (умение сворачивать информацию)( П, Р) Осколки (учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в предложения). Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы .(К, П) Реставрация (учащиеся получают текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить “пробелы”) . (П, К) Лови ошибку (ученики получают текст со специально допущенными ошибками (К)
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. ( К, Р,П) Тонкие вопросы Толстые вопросы кто... Дайте объяснение, почему.. что... Почему вы так думаете…. когда... Почему вы считаете…. может... В чем разница… будет... Предположите, что будет, если.. мог ли... Что, если…. как звали... было ли... согласны ли вы... верно... Прием «Установи соответствие » (П) Предлагается две стопки карточек, в одной стопки термины, в другой их функции, или характеристика и т.д. Приём «Толстые и тонкие вопросы
Этап 6. Рефлексия Что такое рефлексия? Обращение назад (по лат.) Размышление о внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов) Самоанализ (толковый словарь русского языка) В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов . Виды рефлексии : - Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. - Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса
Основные приемы рефлексии Плюс , минус, интересно" Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением « Плюс-минус-интересно ». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю . Приём « Синквейн » это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний ”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово ).
"Рефлексивный экран" Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске : сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Анкета В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне бы 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен легким / трудным интересно / не интересно
Этап 7. Домашнее задание Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка. Для выполнения учебно-воспитательной задачи этапа необходимо отводить специальное время, вполне достаточное, чтобы задача была выполнена. Ни в самом конце урока, а то и давать его после звонка. Задание должно проходить при полном внимании всего класса. Надо чтобы учащиеся рассматривали этот этап урока как не менее важный, чем все остальные, как работу, во многом определяющую весь успех процесса их учения. Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока. Домашнее задание, являясь его составной частью, как бы вытекает из него, взаимодействует с ним, ибо оно порождено всем его холодом и развитием. Добиваться, чтобы содержание домашнего задания было понятно всеми учащимися без исключения
Прием «Трехуровневое задание» Учитель одновременно задает домашнее задание двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень – задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. По усмотрению учителя эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы. Например, учащимся предлагается разработать: - Частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
Мещеряковская школа
Предварительный просмотр:
Этапы современного урока
География – единственный школьный предмет, относящийся одновременно к естественным и гуманитарным циклам, охватывающий всю систему «Природа – человек – хозяйственная деятельность».
Цель предмета – формировать в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.
С позиций современных представлений ключевым аспектом обучения является формирование способа действий, реализуемого через умения. Универсальные учебные действия ( УУД) означают умение учиться, то есть способность субьекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового опыта.
Предлагаю алгоритм, в соответствии с которым каждый учитель может потренировать свою способность целенаправленно проектировать задания, развивающие уровень владения учащимися различными УУД.
Познавательные
- Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, выбирать критерии для классификации. Устанавливать причинно – следственные связи. Строить логическое рассуждение, делать выводы
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных задач
- Смысловое чтение
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в своей практической деятельности
Коммуникативные
- Работа в группе, паре, умение согласовывать действия
- Умение осознанно использовать речевые средства, владение устной и письменной речью, монологической речью
- Развитие компетентности в области использования ИКТ
Регулятивные
1.Саостоятельная постановка целей, самоанализ мотивов
2. Выбор путей достижения цели
3. Самоконтроль и коррекция в процессе работы
4. Оценка результатов деятельности
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, осознанный выбор
Создать таблицу
Даты | ||||
Группы УУД |
Проанализировать в конце недели. ( ксерокопии примерных заданий)
Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа. Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; Современная педагогика требует умения ставить цели урока самим детям. Этот этап урока называется целеполагание.
Например « географическое положение и исследователи Африки»
Нарисуйте контур материка, закрасьте любым цветом. Символ материка солнце. На лучах напишите что мы хотим о ней узнать?. Это будут цели на несколько уроков.
Следующим этапом урока является мотивация
Посмотреть отрывок фильма, стихотворение
Начало урока с эпиграфа к уроку |
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)
«В своем темпе» | Озвучивание «немого кино» |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности) |
I. Закрепление |
Вопросы к тексту | Работа с сигнальными карточками |
II. Динамическая пауза |
Гимнастика для глаз | Упражнения для профилактики сколиоза |
Этап включения в систему знаний и повторения
(Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)
Аукцион знаний | Опрос по цепочке | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности) |
I. Рефлексия эмоциональная |
«Дерево творчества» | Оценка успешности |
II. Рефлексия оценочная |
Блиц-контрольная | Отсроченная отгадка |
III. Домашнее задание |
Что такое рефлексия?
Обращение назад (по лат.)
Размышление о внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов)
Самоанализ (толковый словарь русского языка)
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия направлена
на осознание пройденного пути,
на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.
Классификация приёмов рефлексии:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности
Виды рефлексии:
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Как правило, ученик идя на урок, имеет какое-то представление об обучаемым, имея свой субъективный опыт. В конце урока учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. На этапе рефлексии целесообразно применение различных видов письма: эссе, ключевых слов, графической организация материала и.т.д. Учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Известно, что учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.
Действенным механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы. Ещё одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя по поводу происходящего на занятии.
В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Мною приведены 9 видов рефлексии, которые найдены были из разных Интернет источников. Десятый мой личный - "Несколько мышек". Ковсем видам рефлексии сделаны презентации для демонстрации на уроках.
Коллекция вариантов рефлексии
"Плюс, минус, интересно"
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Анкета
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
легким / трудным
интересно / не интересно
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Прием "Таблица"
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.
Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем
З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Показываю им картинку или предмет или обсуждаю с ними то, что знаю сама. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.
В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Тонкие вопросы Толстые вопросы
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.
Приём Инсерт (insert)
I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading
T – thinking
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V» – знаю
«+» – новое
«?» – вопросы
Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.
На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.
Прием "Кубик"
Данный прием используется на этапе осмысления.
Положительные стороны приема "Кубик":
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.
Приём «Синквейн»
это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Образец по теме карта:
Назовите тему урока одним словом Географическая карта
Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют карту. плоская, уменьшенная
Назовите 3 действия, которые можно выполнять с картой.
Находить, измерять, изучать
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока Знания, которые пригодятся каждому
Как иначе можно назвать географическую карту? Изображение земной поверхности
"Рефлексивный экран"
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Саморефлексия работы в группе или паре
Над чем работали?
Как спланировали работу?
Уложились во времени или нет?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что получилось? Что не получилось?
Последний этап данного типа урока - Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Приложение. Слайд № 10)
Учебно-воспитательная задача - Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта. Подвести итоги урока.
Несколько слов о воспитательной и развивающей функции домашнего задания.
Первое. Любое домашнее задание, направленное на усвоение учениками основных знаний и умений, влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память и автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности.
Второе. Домашнее задание концентрирует внимание учеников на основополагающих знаниях и умениях. Оно повышает прочность, а главное, применимость знаний и умений.
Содержание этапа.
- Подведение итогов урока: как работала группа, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.
- Мотивирование домашнего задания: пробуждение в учащихся любознательности (интересная постановка проблемы, если речь идет о познавательных заданиях); если речь идет о тренировочных зданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию навыков; апеллирование к их чувству долга; используйте стремление учащихся к признанию и оценке их труда; учитывайте индивидуальные склонности и желания.
- Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания. Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося. Используйте индивидуальные домашние задания для развития способностей, особенно одаренных детей, а также добровольные задания как сильное воспитательное средство.
- Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способны ее выполнения.
Помните! Многообразие домашних заданий – преграда одностороннему развитию личности.
Домашние задания – инструмент развития любознательности учащихся, их интереса к учебе, нравственного потенциала и мировоззрения.
При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может преобразить не только домашний труд учеников, но и сам урок! При успешном использовании – сделать обучение по–настоящему личностным для ученика!
Условия достижения положительных результатов.
- Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка. Для выполнения учебно-воспитательной задачи этапа необходимо отводить специальное время, вполне достаточное, чтобы задача была выполнена. Ни в самом конце урока, а то и давать его после звонка.
- Задание должно проходить при полном внимании всего класса. Надо чтобы учащиеся рассматривали этот этап урока как не менее важный, чем все остальные, как работу, во многом определяющую весь успех процесса их учения.
- Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока. Домашнее задание, являясь его составной частью, как бы вытекает из него, взаимодействует с ним, ибо оно порождено всем его холодом и развитием.
- Добиваться, чтобы содержание домашнего задания было понятно всеми учащимися без исключения
1. Практические методы обучения географии
По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения: - словесные; - наглядные; - практические.
Практические методы обучения. Объектами изучения представлены географическая действительность (карты, профили, графики, модели). Учащиеся их сами создают, вычерчивают по местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений, работают с картами, вычерчивают схемы связей. Суть практических методов - учитель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые знания (читать, анализировать тектоническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа со строением земной коры). Практические методы играют роль в формировании умений. В состав практических методов входит наблюдение объектов и явлений в природе, работы с картами, схемами, профилями, статистическими данными. Эти методы способствуют применению географических знаний и умений (прогнозы явлений в атмосфере, предупреждение роста оврагов, борьба с загрязнением водоемов). Для практических методов необходимы и условия: оборудование рабочего места; средства обучения-приборы, инструменты, атласы, инструкции, планы описания, справочники, тетради. Практические работы - это форма организации обучения школьников. Различают обучающие и тренировочные практические работы, выполняемые под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец выполнения и дает задания, предусматриваемые по ходу выполнения. Тренировочные работы нацелены на закрепление и совершенствование умений, часть из которых может перейти в навыки.
Исследовательский метод обучения географии.
Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал. Задание учителя ставит их перед необходимостью «пройти путь ученого», последовательно и сознательно применять общеучебные и специфические для географии способы деятельности. Главное назначение этого метода - приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.
В реальном учебном процессе этот метод применяется крайне редко, что объясняется рядом причин: большие затраты времени в сравнении с теми, которые необходимы для усвоения готового знания по тому же вопросу. Кроме того, учащиеся должны быть подготовлены к исследовательской работе посредством выполнения все усложняющихся заданий. Для применения исследовательского метода необходимо специальное учебное оборудование - справочники, серии карт, географическая литература для учащихся и т.д. При этом методика исследовательского метода еще слабо разработана, отсутствуют достаточно полные рекомендации по его реализации в учебном процессе.
Несмотря на эти трудности, в обучении географии есть некоторые возможности применения этого метода непосредственно на уроках. Наиболее благоприятные возможности для «исследования» учащимися географических объектов, процессов, территорий имеются при завершении изучения региональных разделов курсов, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений. Например, при изучении экономической и социальной географии России учащимся целесообразно предложить самостоятельно изучить географию современной пищевой промышленности или одного из видов транспорта страны, перспектив его развития.
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и может преобладать среди методов при изучении региональной географии. Он предполагает сбор и обработку фактов, собранных непосредственно в природе и на производстве (на предприятиях как материальной, так и нематериальной сферы), их последующий анализ на уроках. При этом учитель заранее дает школьникам исследовательские задания, консультирует, планирует их выполнение к определенному сроку. По итогам исследовательских заданий школьники докладывают о результатах, аргументируют их, учитель руководит обсуждением и подводит итоги выполненной работы.
Объяснительно-иллюстративный метод (или информационно-рецептивный) обучения географии(примеры).
Предназначен для передачи учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу школьников. Учитель передает знания, учащиеся усваивают их в готовом виде. Этот метод необходим при введении теоретических знаний, усвоение которых слабо обеспечено знанием фактов (например, сведения о циркуляции атмосферы, о движении литосферных плит, видах и формах урбанизации и т.д.). Этот метод - один из наиболее экономных способов передачи знаний: за небольшой отрезок времени можно передать большой объем знаний. Учебную информацию можно передавать и современными техническими средствами - с помощью компьютера, магнитофона, телепередач, видеофильмов. Однако деятельность учащихся протекает лишь на первом уровне, они усваивают и воспроизводят готовую информацию. Степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности очень мала.
Частично-поисковый метод обучения географии.
Задача этого метода - постепенно приобщить школьников к творческой деятельности. Применение частично-поискового метода учит школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Учитель предлагает школьникам часть учебного материала освоить самостоятельно. Например, поставить вопрос к учебной картине, к материалу, изложенному учителем, провести сопоставление карт и сделать вывод, сравнить объекты и т.д. Предлагает высказать предположение на основе изученных фактов. Например, сформулировать определение понятия «вертикальная поясность» на основе изучения смены природных поясов в Андах на разной широте. В ответ на это задание ученик 7 класса одной из школ сформулировал такое определение: «Вертикальная поясность - это произведение высоты гор на географическую широту», проявив при этом свои математические способности.
Задача учителя при применении частично-поискового метода - научить школьников самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у школьников знания и умения, полученные в предшествующих курсах, темах и по другим предметам. Чаще всего метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий, способ выполнения которых учащимся заранее не известен. Большую роль в этом методе играет эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов. Ее содержание и последовательность вопросов должны быть хорошо продуманы учителем, чтобы школьники могли самостоятельно решать часть предлагаемых им познавательных задач. Примером может служить беседа об изменении равнин под действием внешних и внутренних процессов, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на знания о процессах выветривания, работе текучих вод, ветра, моря, приобретенных в курсе природоведения (или естествознания) и при изучении предшествующей темы «Изменение гор».
Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника, просмотра учебного видеофильма и т.д.
При всех своих достоинствах частично-поисковый метод не включает школьников в целостный процесс познания, так как отдельные этапы этого процесса в их сознании «разорваны». Большинство учащихся не понимают, не осознают связи между познавательными этапами. Таким образом, этот метод только подготавливает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, но полностью обеспечить ее не может.
2. Словесные методы обучения географии
Речь - важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), это и работа с текстом учебника и других книг. Нередко в обучении используется диалогическая форма: беседа с классом, а также работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Словесные методы так же древни, как и само обучение. Однако они не утратили своей роли по сей день, так как оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы личности школьников.
Основное назначение словесных методов - передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала. Образная, эмоциональная речь учителя географии оказывает большое внимание на развитие речи учащихся, на всю эмоциональную сферу их личности. Многие учителя географии избегают рассказа, объяснения, предпочитая коллективную беседу как более активное средство формирования знаний. Однако наряду с беседой необходима и монологическая речь учителя, воспринимаемая школьниками как образец последовательного стройного изложения основных мыслей.
Самостоятельность в познавательной деятельности учащихся при применении словесных методов выражена внутренней стороной методов - разными уровнями самостоятельной деятельности (от воспроизводящего до творческого). Внешняя сторона проявляется в речи учащихся, в которой четко прослеживается самостоятельность в переосмысливании содержания объяснения учителя или текста учебника. Ведь большинство школьников при ответах на вопросы учителя или учебника вносят элемент творчества. Так, при устном воспроизведении материала учебника школьники опускают детали, перестраивают логику изложения, вносят новые факты, заимствованные из жизненного опыта, прочитанных книг, информации радио и телевидения.
Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.
Основное направление совершенствования словесных методов - максимальное использование их потенциала в организации мыслительной деятельности школьников, что требует от учителя управления внутренней стороной метода. Это может быть достигнуто посредством обучения школьников логическим операциям, приемам логического анализа текста учебника, решению проблемных заданий. Все это значит, что необходимо обучать школьников анализу, сравнению, систематизации, обобщению. Словесные методы необходимы для обучения рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях, делиться впечатлениями, которые имеют прямое отношение к географическому содержанию.
3. Технология проектной деятельности школьников
обучение география проектный школьник
Сущность этого типа технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционально, теоретического и практического познания окружающего мира.
Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.
Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. Проектная технология может обеспечить проблемно - поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов.
Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения - проблемного изложения, исследовательского метода. Число вопросов и заданий на создание учебных проектов возрастает от 6 к 10 классу. Так, в учебнике В.Я. Рома и В.П. Дронова «География России. Население и хозяйство» учитель находит немало заданий типа «Мы проектировщики» (создание проектов вариантов новых железных дорог России), задание на создание совместно с зарубежными фирмами проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны и новых независимых государств (стран СНГ).
Начинать применение проектной технологии целесообразно уже при изучении начального курса географии. Школьникам можно предложить задачи на составление простейших прогнозов-проектов, например, по синоптической карте (Атлас по начальному курсу, 6 класс. - М., 2000. С. 26) или выполнить проектные задания, помещенные в атласе контурных карт, например, предложить свой вариант проекта освоения территории, план которой представлен на с. 3 (Контурные карты с заданиями. Начальный курс географии, 6 класс. - М., 2000).
В процессе изучения курса географии материков учителями географии уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками, например, по карте литосферных плит изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Проекты составляются на базе знаний основ теории движения литосферных плит. В процессе моделирования с фрагментами разрезанной контурной карты школьники создают индивидуальные проекты предполагаемого облика Земли, который может образоваться через миллионы лет. Задания к реализации проектов имеются в специальных пособиях для учащихся по всем курсам географии (Школьный практикум. - М., 2000).
При изучении природных зон Земли и отдельных материков целесообразно предложить учащимся задание по созданию проекта озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания. Известно, что родина большинства комнатных растений - природные зоны субтропических, тропических и экваториальных широт. Вначале необходимо разработать основу для составления проекта озеленения. Например, помещения каждого этажа школы можно озеленить растениями, принадлежащими той или иной природной зоне (субтропиков, влажных лесов, пустынь и т.д.). А другая идея - разместить растения согласно их родине - растения из Африки, Южной Америки и др. Защита таких проектов может проходить в дни географии или на каком-либо празднике школы.
Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов. Как правило, на выполнение задания, т.е. на составление проекта дается большой отрезок времени (месяц, неделя, в зависимости от объема работы), составляется план работы, подбираются источники информации (необходимо установить связь со школьной и районной детской библиотеками). Работа по созданию учебных проектов не обязательно индивидуальна. Целесообразно давать задания и для создания проектов малыми группами, в которых объединены усилия нескольких учащихся. Например, проект развития общественного транспорта в микрорайоне школы требует длительной работы по изучению маршрутов различных видов транспорта, нанесению их на картосхему района, изучению пассажиропотоков, составлению проектов улучшения работы транспорта. По окончании такой работы над проектом школьники могут составить предложения по улучшению работы транспорта для муниципальных органов.
Результаты проектной деятельности школьников обсуждаются, как правило, на специально отводимых для этого уроках типа диспутов, конференций, смотра знаний, отчетов или на обобщающих уроках в конце темы (раздела).
4. Требования к современному уроку географии
Современный урок - неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность.
Урок нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся.
Каковы же различия традиционного и современного урока? Первым показателем различий служат цели урока, с осознания и формулировки которых начинается подготовка учителя к любому уроку. В современной дидактике, на которую опирается методика обучения географии, выделяют четыре группы задач: задачи усвоения знаний; формирования умений; воспитания творческих способностей; задачи, связанные с достижением эмоционального отношения к тем ценностям, которые воплощены в изучаемом материале. Эти задачи рассматривают как способы, методы и средства достижения целей, стоящих перед темой, разделом, курсом и в целом перед всей школьной географией. Цели традиционного урока связаны с усвоением школьниками знаний и умений, воспитание при этом осуществляется спонтанно по ходу обучения. Цель современного урока - формирование и развитие личности школьника в опоре на использование всех компонентов образования. Цели современного урока направлены на развитие мотивов учения, мышления и способностей школьников, на развитие восприятия, внимания, памяти, речи, воображения. При постановке целей каждого конкретного урока необходимо ответить на три вопроса: Что должно быть усвоено? Какие функции личности оно должно обеспечить? На какие ценности должно быть ориентировано содержание? Цели урока - это система ценностей, которые надо сформировать у учащихся, стремиться воспитать у них такие качества, как социальная активность, умение осмысливать события, окружающую действительность в ее разных масштабах, принимать самостоятельные решения, способность к переучиванию и непрерывному самообразованию.
Второй показатель различий традиционного и современного урока заключается в изменении роли и функций учителя на уроке.
На традиционном уроке основная функция учителя - передача учебной информации и создание условий для ее усвоения. На таком уроке активен лишь учитель, который объясняет, ведет беседу, демонстрирует наглядные средства обучения, а школьники выполняют его указания. На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определить цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает задания, консультирует. Главное на таком уроке - самостоятельная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем, построенных на содержании учебного материала. Школьная география, имея множество программ, разнообразные учебники, большой перечень средств обучения, располагает всеми условиями для организации самостоятельной познавательной деятельности как на уроке, так и при проведении занятий на местности и в ходе учебных экскурсий. Основа обучения на современном уроке - самостоятельная деятельность школьников.
Следующий наиболее существенный признак современного урока - изменение отношений между учителем и учащимися, атмосфера сотрудничества. На традиционном уроке преобладает авторитарный стиль общения. Современный урок характеризуется сотрудничеством учителя и школьников в выборе различных форм проведения урока, теоретических и практических видов деятельности, оценки результатов учебного труда.
Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке побуждает школьников к активному усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к тем ценностям, которые воплощены в изучаемом материале. Сотрудничество может быть выражено и в передаче некоторых функций учителя учащимся, например, при проверке знаний и умений, целеполагании и планировании изучения отдельных тем, консультировании товарищей.
Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, заформализованным, всегда одинаковым по структуре. Ведь у традиционного урока наблюдается четкое распределение времени и последовательность таких структурных элементов, как проверка знаний и умений, изучение нового материала, закрепление, постановка домашнего задания. Такой комбинированный урок утомляет учащихся, снижает их познавательную активность. Самое продуктивное время урока тратится на проверку результатов обучения. На изучение нового остается мало времени, что не позволяет осуществить полный цикл познавательных действий: восприятие, осмысление, запоминание, упражнения, последующее повторение и усвоение. Поэтому у современного урока иная логика построения процесса обучения и иное распределение времени. На современном уроке происходит слияние его отдельных этапов. Главное на уроке - применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале. В ходе их решения осуществляется проверка ранее усвоенного, осмысление и запоминание нового. Основная обучающая часть урока приходится теперь на его начало, на самую продуктивную участь урока.
Традиционный урок географии, как правило, урок-одиночка, он почти не связан с другими формами организации обучения и с уроками по другим дисциплинам. Современный урок выходит частично за рамки расписания, носит межпредметный характер, он тесно связан с экскурсиями, проводится вне стен класса (на экологической тропе, в микрозаповеднике, в библиотеке и т.д.). Урок может быть проведен в рамках двух-трех предметов (биология, химия, история, обществоведение и др.). В школьной практике проводится сдвоенные уроки географии.
На традиционном уроке почти отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы. Современный урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников. Только в коллективе при тесном сотрудничестве школьников с учителем и между собой развиваются такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.
Итак, оставаясь основной формой организации учебного процесса, урок изменяется. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.
Существенными признаками урока географии служат: тесная связь с событиями современности, реализация краеведческого принципа обучения, четкая экологическая направленность, использование учебного материала в целях экономического образования школьников.
В период перестройки работы школы особое внимание при построении урока необходимо уделять закономерностям познавательной деятельности школьников, формированию способностей, обучению самостоятельным действиям, постановке познавательных задач, решению учебных проблем, развитию речевой деятельности, обучению диалогу, ведению дискуссий. На уроке целесообразно создавать особый психологический климат, особую ситуацию общения учителя и учащихся.
Показателями качества урока уже не могут быть только эрудиция и методическое мастерство учителя. Главный его показатель - организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе.
Закрепление
Одним из методов закрепления полученных знаний является их проверка на уроке. Внимательно следя за ответом товарища, ученик мысленно повторяет материал, освежая его в памяти, внося необходимые коррективы. Закрепление происходит и во время изучения нового материала, связанного с предыдущим.
Основываясь на уже известных фактах, постоянно на них ссылаясь, учитель добивается от учеников упрочения их знаний, развития на уже новом материале: старые знания используются для приобретения новых, обогащённых осмыслением старых.
Дополнить и углубить полученные знания помогают и межпредметные связи. Например, рассказывая о Крымской войне, необходимо вспомнить о государственных, расположенных вокруг Чёрного моря, проливах, соединяющих его со Средиземным морем. /Использовать карту/. Это даёт возможность учащимся лучше понять, как эскадра Франции и Англии оказалась у наших берегов. При изучении темы «Время технического прогресса» учитель не обойдётся без знаний по химии, физики, биологии, для характеристики исторических личностей не обойтись без литературных произведений Л.Н. Толстого, А. Дюма, В. Скота и др. Под пером этих авторов сухие исторические персонажи обретают знания учащихся, поэтому необходимо совершенствовать эту связь.
Одним из способов закрепления и углубления знаний является работа с учебником. Вариантов работы с учебником существует множество. Работа по составлению плана параграфа один из них. Составленный учеником план представляет собой не только краткое изложение темы, но и стимулирует его мыслительную деятельность.
Помощь в закреплении знаний могут оказать различного рода таблицы. Например: «О положении с научными кадрами 1985 -1995 гг.» дают таблицы занятости и выезда ученых за рубеж. Такие таблицы составляются сравнительно быстро и не требуют большого времени.
Углублению знаний учащихся помогают и подписи под иллюстрациями. Некоторые из них содержат небольшие логические задания для школьников. Содержание иллюстрации позволяет часто составить логические задания. В качестве примера возьмём иллюстрацию «Строительство Сибирской железной дороги».
Могут быть предложены следующие задания:
1. С какими трудностями сталкивались строители железной дороги?
2. В чём причина низкой производительности труда путёвых рабочих?
3. В чём выгода близкого расположения леса от железнодорожных путей?
Дополнительным подспорьем является работа с документами, источниками. Например, можно дать проанализировать детям письмо графа Блуского королю Франции и ответить на вопросы:
1. Какие отношения возникли между королём и графом?
2. Что сказано о том, как граф исполняет свои обязанности?
3. Как оправдывает свои враждебные действия против сеньора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы современного урока (теория)
В работе представлены основные этапы проведения современного урока....
Презентация. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают...
Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"
Рефлексия является одним из обязательных этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Поняти, виды, приёмы рефлексии...
Рефлексия как этап современного урока по ФГОС.
Доклад содержит как теоретическую часть о том, что такое рефлексия и для чего она нужна. Так и примеры различных форм рефлексии, которые можно использовать на любом предмете....
Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"
Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...