Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий, 2013 год.
методическая разработка по теме
Влияние музыки на здоровье человека; о влиянии климатических условий на здоровье детей; о музыкальном песенном фольклоре, как средстве арт-терапии (выступление на ГМО по работе с одаренными детьми).
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведёт к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а по утверждению учёных, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов.
Вокалотерапия является «методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма». Логоритмические упражнения (логоритмика) объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц - как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела.
Музыкально-ритмические и ритмические упражнения (ритмотерапия) выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки (музыкотерапия) заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. При сохранении «золотого фонда» произведений композиторов-классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора, так как русский песенный фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостной человеческой личности. Все средства фольклорной арттерапии направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности» как одного из важнейших факторов заблаговременной профилактики наркомании и ВИЧ. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приёмов и методов, направленных не расширение и обогащение спектра доступных младшему школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия - лечение красотой и аретотерапия - лечение идеалами.
Несомненный интерес для формирования в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребёнка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.
Выполнение творческих заданий (терапия творчеством) на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния младших школьников.
Творчество требует от ребёнка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику, а значит, и на физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Велико значение сказки (сказкотерапия) для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для психического здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка пли сказка в музыке, которая широко представлена в музыкальном репертуаре уроков музыки.
Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка (улыбкотерапия). Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
В современной образовательной ситуации проблема коррекционно-раз-вивающей работы приобретает всё большее значение. Среди задач музыкального образования наиболее целесообразно наметить основные векторы коррекционно-развивающей работы, которые направлены на развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности младшего школьника, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности.
Вовлечение младших школьников в творческую деятельность в рамках учебной программы, когда ребёнку предоставляются неограниченные возможности для творческого самовыражения, благотворно влияет на его эмоциональное и познавательное развитие.
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС -
АКТУАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Конец XX века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую парадигму образования - личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей. Перемены коснулись почти всех категорий музыкальной педагогики: целей, задач, содержания, методов и форм организации музыкально-эстетической работы с детьми.
По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведённой в 2002 году, доля здоровых детей в целом снизилась до 32,1 %, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии, - их теперь 16, 2 %. Уровни завышенной учебной нагрузки в учебных заведениях (в гимназиях и лицеях они увеличены в 8 раз) приводят к тому, что уровни физической активности в 2-3 раза ниже минимально необходимых, в результате снижение, мышечной силы составляет 18 %, жизненной ёмкости лёгких - 15 %. По результатам обследований школьников выявлено, что число здоровых детей в младших классах не превышает 10 %, в старших - 5 %, у 80 % школьников нарушена социальная адаптация. Нас ожидает катастрофа, не сравнимая с самой ужасной техногенной катастрофой. Необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей.
На современном этапе у системы образования нет достаточной нормативной базы для реализации здоровьесберегающих технологий. Не имеют соответствующего статуса многие образовательные учреждения, работающие в этом направлении. Например, «Школы здоровья», которые в Москве получили развитие с 1998 года, формально - просто общеобразовательные школы, которые никак не связаны с медициной, укреплением здоровья и так далее.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда. Если рассматривать использование здоровьесберегающих образовательных технологий учителем на уроке музыки как выполнение задачи-максимум, т.е. сохранение и укрепление здоровья учащихся, то значительная часть программ по музыке не фиксирует и не актуализирует задачи здоровьесбережения. Это важное направление работы современного учителя музыки обозначено лишь в некоторых программах. Программа музыкального развития (1-10 классы) автора Е.П. Кабковой (1991 г.) предусматривает погружение в музыкальную среду на основе комплекса видов деятельности, учитывающих привлечение других видов искусства. Этот комплекс охватывает ритмику, пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах, игру на фортепиано, слушание музыки, рисование, литературу, двигательные импровизации и игры-драматизации. В начальных классах основное внимание уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятие внутренних зажимов, чувства страха, постановка дыхания, двигательное раскрепощение ребёнка и, как результат этой работы - заинтересованное, доброжелательное отношение детей друг к другу, их открытость и готовность к восприятию нового.
Программа по музыке автора Б.С. Рачинской «Путешествие в страну музыки» (1997 г.) учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста (неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичное сочетание различных форм работы на уроке, сохранения его эмоционального тонуса.
В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-илетней школе» определена одна из основных задач уроков музыки – снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмо-ционально-энергетический тонус учащихся, а также отмечено недостаточное количество учебных часов на изучение предметов художественно-эстетического цикла. Данная проблема рассматривалась на втором Всероссийском съезде хоровых деятелей (Москва, 1909 г.), где были составлены докладные записки ленам Государственной Думы. В них обращалось внимание на то, что пение «должно преподаваться на правах общеобразовательного и обязательного для всех предмета по классам» и предлагалось отвести на этот предмет во всех начальных школах по 3 (!) часа в неделю. Съезд хоровых деятелей в Петрограде (1914 г.) вынес резолюцию об обязательности пения в средних учебных ведениях для всех учащихся, согласно которой до 6 класса на занятия пеней должно было уделяться 2 урока в неделю. В младших классах предусматривались занятия музыкой по 3 часа в неделю.
Сегодня актуальность проблемы увеличения количества учебных часов, отводимых на образовательную область «Искусство», обусловлена интересом педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, где в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся. Ещё XVIII веке русская педагогическая мысль интенсивно осваивала достижения западной педагогики, где важнейшим условием для раскрытия внутренних сил человека является природосообразный характер воспитания. Данный подход в области музыкального образования закладывал основы природосообразного характера обучения и воспитания на основе музыкального искусства, которое таит в себе огромные возможности воздействия на человека.
На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические. Именно катарсическое воздействие музыки позволит регулировать психо-эмоциональное состояние слушателей, повысить их социальную активность, приобрести новое средство эмоциональной экспрессии, облегчить усвоение новых положительных установок и форм поведения. В последнее время в работе педагогов-музыкантов наблюдается тенденция разрабатывать сценарии уроков музыки по законам музыкальной формы: трёхчастной, репризной, рондо, вариаций. Своеобразны и «жанры» уроков музыки: урок-путешествие, урок-концерт, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-знакомство, урок-размышление и т.п.
Восприятие музыки, её исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, осознаёт он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Однако большинство учителей музыки озабочены главным образом тем, чтобы их воспитанники овладели определёнными знаниями, умениями и навыками в области музыки, а не характером их эмоционального состояния. Представляется правомерным внесение в деятельность учителя музыки необходимого синтеза двух подходов.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало ещё из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но ещё академик Б.В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки. Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка — анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но Самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали — «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. В московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя. Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов - мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
- влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
- влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
- воздействие на организм человека традиционных народных музыкальных направлений.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. При Российской Академии Музыки имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обеспечение жизни, здоровья, развития, образования детей в экстремальных условиях Крайнего Севера - важнейшая задача, стоящая перед учителем региона. Особенности физического развития школьников области Крайнего Севера и условий, в которых они живут, сказываются и на художественно-эстетической стороне образования, представленной предметами образовательной области «Искусство». Здесь учителям музыки хорошо знакома проблема диапазона детских голосов, отличного от других регионов России. Частые простудные заболевания приводят к хрипу, сиплости голоса. Низкое содержание кислорода вызывает головокружение и даже обмороки во время вокально-духовой работы. В период полярной ночи и на выходе из неё педагоги отмечают спад творческой активности, быструю утомляемость детей. На успешное обучение в школе влияют многие факторы, но, прежде всего, здоровье, физическое или психическое, сказывается на качестве образования учащихся. Универсальной областью знаний, воздействующей на укрепление здоровья школьников, является музыка. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Поэтому в современной образовательной ситуации актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
ВОКАЛОТЕРАПИЯ
Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос - это своеобразный индикатор здоровья человека. А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. А.И. Попов определил, что если мышечная координация не оптимизирована, то в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе, слов-паразитов, гнусавости и повизгивания.
Упражнения А.И. Попова благоприятно воздействуют на весь организм в целом и на важные голосовые элементы тембрации при физвокализе, дают возможность тренировать организм, мышцы, приводящие в движение руки, а они особенно связаны с голосом.
Одно из упражнений физвокализа: потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
На уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда ребёнок своим голосом, которым разговаривает, поёт свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. А «выводки» (долгий распев одного слога или слова) развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха - бесшумность - при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечёт за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаём условия для увеличения объёма лёгких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению учёных, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. Перспективы применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней, таких, например, как бронхиальная астма, уже рассматривались на научном уровне. К тому же было доказано, что вокалотерапия является «методом активации неспецифической резистентности (устойчивости) организма».
ЛОГОРИТМИКА
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Ребёнок ещё не привык долго учиться, а однообразная продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбуждённых отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается.
Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц - как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц своего ещё неокрепшего тела. Например, логоритмическое упражнение «Аист» тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей. Упражнение «Страус» увеличивает подвижность плечевого пояса, расслабляет верхнюю порцию трапециевидной мышцы. Упражнение «ёлочка» увеличивает подвижность в грудо-поясничном отделе позвоночника, укрепляет косые мышцы живота. Упражнение «Бабочка» развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух, для получения наибольшей эффективности полезно включить эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах, рисования образов, сольфеджирования. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.
РИТМОТЕРАПИЯ
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.
Музыкально-ритмические упражнения
- «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков. Ария Февронии из 1-го акта оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»). Шаги в медленном темпе, представить вокруг себя красивый пейзаж, великолепную природу.
- «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков. Вступление к 1-му акту оперы «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник в нарядной праздничной одежде. Идти уверенным, решительным шагом. Спина прямая, голова приподнята.
- «Порхающая бабочка» (А. Дворжак. «Юмореска»). Лёгкие пружинистые шаги или приседания с взмахами рук (ребенок изображает бабочку).
- «Зеркало» (в парах). Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
- «Делай, как я». Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет лидер (ведущий). Каждый ребёнок должен побывать в роли лидера, стараясь показывать другие движения.
- «Вечное движение». Групповая ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. Каждый ребёнок придумывает собственное оригинальное движение.
- «Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!» Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Одни и те же повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре физических движений и бедности эмоций.
Ритмические упражнения
1. «Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
2. Ритмизация собственных имён и фамилий.
3. Ритмизация движений человека (спокойный шаг, бег, рубка дров, гребля и др.)
4. Ритмизация движений различных животных.
5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.
6. «Полька сидя».
7. «Ладушки» (эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений).
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. С 1-го класса начинается знакомство с фрагментами из Симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина, симфоний П. Чайковского (№ 4), В. Моцарта (№ 40), Л. Бетховена (№ 3, № 5), опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и др. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что и среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало тех, которые могли бы быть использованы в терапевтических целях. Активные формы слушания высокой музыки, равно как и его формы, основанные на взаимосвязи искусств, могут занимать лишь небольшую часть урока в начальных классах. Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.
Современными учёными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителем музыки подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ:
1. Игра на воображаемых инструментах. («Лебедь» К. Сен-Санса ребята «исполняют) на «виолончели», «Прелюдию» С. Прокофьева /до мажор/ - на «арфе», «Былину о Добрыне Никитиче» - на «гуслях» и т.п.)
2. Создание самых различных образов. («Галоп» М. Дунаевского - скачка на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского - плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка» - притопы, прихлопы, полуприсядка; симфоническое вступление «Океан-море синее» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова - движениями рук, покачиванием корпуса создать образ моря).
3. Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижёра и представить себе, что ты - дирижёр, управляющий первоклассным оркестром. Практические задания на дирижирование воспринимаемой музыкой увеличивают заинтересованность и вовлечённость в процесс восприятия, что соответственно приносит и нужный психотерапевтический эффект.
ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ
При сохранении «золотого фонда» композиторов-классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить аспект изучения музыкального фольклора, так как русский песенный фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания - собственно музыкальная деятельность: исполнительско-творческая и слушательская. Работа проводится с учётом возрастных особенностей младших школьников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой и учебной деятельности. Все средства традиционной культуры направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности» как одного из важнейших факторов заблаговременной профилактики наркомании и ВИЧ.
В фольклоре действительно есть врачующее начало. Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Академик Б. Асафьев считал, что «пульсация крови, протяжённость вдоха и выдоха и сходный ритм дыхания оказывают воздействие на длительность фраз и периодов, на расстановку цезур, характер орнаментов и на диапазон напевов».*
В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их охватывают примерные тоны детского голоса и складываются из достигнутых каждому ребёнку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Всё - кости рук, ног, мышцы, кровь - всё до самой последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поёт. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд огромной силы. Бесспорно, разделить танцевальную и телесную терапию не представляется возможным. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах, таких, как «Каравай», «Капустка», «На горе-то калина». В различных хороводах или играх часто происходит смена партнёров таким образом, что участник контактирует с каждым из группы. Таким образом, ему нетрудно будет почувствовать, кому при телесном контакте он отдаёт предпочтение. Даже антипатия к кому-либо из партнёров даёт возможность для роста и развития (русские народные игры «Колечко», «Ручеёк», «Ладушки»).
Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе в инсценировании русских народных песен. Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен: «Как под наши ворота», «На горе-то калина», «Как пошли наши подружки» и др. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.
Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно-поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру.
Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом они не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения.
Создание спектакля на основе песни является неизбежным, а соединение нескольких песен в единое композиционное целое, уже предполагающее и наличие диалоговых структур, переносит акцент с вокало- и музыко-терапии, а также терапии танцевально-двигательной, на драму. В ходе спектакля происходит идентификация себя с образом, встречаются элементы трансперсонализации, трансляции и модифицирования образа. Многоплановое восприятие происходящего подготавливает будущий коррекционный момент, который затем проявляется в тех или иных поведенческих реакцих младших школьников. В ходе проведения нетрадиционных форм урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора. В ходе занятий у младших школьников неизбежно повышается художественная компетенция, но помимо этого совершенно неоспоримым фактом психотерапевтической направленности становится надевание самого костюма и пребывание в нём. Работа над собственным имиджем сводится, как и любая другая психотерапевтическая работа, к смене стереотипов, к попытке увидеть привычное иным взглядом. Время, выделяемое на дополнительное включение и расширение фольклорного компонента, в программе определено как резервное время учителя. Реальные условия для включения большего объёма фольклорного материала в обучение младших школьников сложатся только в результате перехода на 2-х часовые занятия музыкой в неделю.
МУЗЫКАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приёмов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных младшему школьнику переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эс-тетотерапия - лечение красотой и аретотерапия - лечение идеалами. Автор данной методики - В.И. Петрушин - не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, работал по своей методике в общеобразовательных школах и больницах, с детьми и взрослыми. В результате теоретических и практических поисков родилась концепция музыкально-рациональной психотерапии, аналога которой не существует ни в нашей стране, ни за рубежом. В своей практической работе В.И. Петрушин широко использует приёмы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Несомненный интерес для формирования в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения представляют специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать на мироощущение ребёнка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья:
- формулы психологической устойчивости («Несмотря на мои неприятности», «Только смеяться»),
- формулы расслабления и успокоения («Пальцы рук моих спокойны и расслаблены »),
- формулы защиты от беспокойства и плохих мыслей («Если хочешь ты быть спокойным»),
- формулы позитивных мыслей («Начинается мой новый день», «Сто тысяч солнц»),
- формулы повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих («Я - хороший, ты - хороший!»),
- формулы радости («Я в хорошем настроении», «Ах, как нам весело!»);
- формулы здоровья (при сердечно-сосудистых заболеваниях, при заболеваниях внутренних органов).
Возможно, эти формулы в художественном отношении не являются верхом эстетического совершенства, так как главная цель при их создании заключалась в решении задач прикладного характера.
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ
Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры, до времени творческие наклонности.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках музыки в начальной школе является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния младших школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Для этого необходимо сочинить собственную мелодию, которая соответствовала бы заданному образу.
- Мелодизация собственных имён.
- Мелодизация эмоционально окрашенных состояний («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»).
- Мелодизация образов животных («Танец медведя», «Ленивый ёжик», «Хоровод белок»).
- Мелодизация природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь», «Восход солнца», «Песенка весеннего ручья»).
Такие творческие задания выполняются индивидуально, но возможно и коллективное создание музыкальных импровизаций на следующие темы: «Наш класс», «Какая сегодня погода?» (по цепочке). Младший школьник учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. На необходимость включения импровизаций в учебно-воспитательный процесс указывают авторы программ и учебно-методических комплектов по музыке для общеобразовательных учреждений. Младшие школьники имеют возможность выразить себя, своё непосредственное эмоциональное состояние при помощи не только вокальной импровизации, но и двигательной, ритмической, инструментальной.
На уроках музыки в начальной школе широко используется инструментальное музицирование - включение простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения как фольклорных произведений, так и сочинений композиторов. Среди задач, решаемых учителем при инструментальном музицировании младших школьников, стоит задача развития координации простейших движений при игре на музыкальных инструментах (ложках, трещотках, балалайках, ксилофоне, свистульках, пищалках и других).
Более сложной и совершенной формой инструментального музицирования является шумовой оркестр, в основе которого - опора на ритм, ритмическую композицию. Шумовой оркестр - это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение одной-единственной раз и навсегда выученной версии. Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах, играть с элементами музыки, играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно. Об использовании звучащих жестов для начальной ступени активного музицирования следует сказать особо. Звучащие жесты - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и др. Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре.
Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми её ритма. К играм на основе одномоментных имитаций относятся игры голосом, которые позволяют детям исследовать богатейшие колористические возможности человеческого голоса. Голоса детей могут использоваться подобно инструментальным тембрам для различной звукокрасочной игры, создания различных звуковых эффектов с участием языка, губ, мышц гортани, щёк: свист, шипение, кряхтение, цоканье, различные виды вибрантов (гортани, языка, губ), вдохи, выдохи, возгласы - их огромный арсенал с первых же занятий образует активный «инструментальный» словарь ребёнка. Эти имитации способствуют развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активности внимания, быстроты реакции, памяти.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка - любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты - предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.
Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке (М. Коваль, детская опера «Волк и семеро козлят»; С. Прокофьев, балет «Золушка»; П. Чайковский, балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик»; С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк»; Р. Щедрин, балет «Конёк-горбунок»; Н. Римский-Корсаков, опера «Золотой петушок»; Э. Григ, сюита «Пер Гюнт» и др.).
На обобщающем уроке любой четверти можно осуществить постановку музыкальной сказки «Теремок», «Репка», «Колобок» и др., подготовив на уроках труда и изобразительного искусства несложные детали костюмов.
УЛЫБКОТЕРАПИЯ
Омские медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. В Ижевске уже 3-й год идёт подобный эксперимент, где в программу оздоровления подрастающего поколения входит пункт о хорошем настроении педагога и его опрятном внешнем виде. Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка. Известно, что когда звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке, придвигая его к зубам, заставляя использовать передний резонатор, то есть переднюю половину ротовой полости. Если ребёнок поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и младший школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО –
РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
В современной образовательной ситуации проблема коррекционно-развива-ющей работы приобретает всё большее значение. Понятие «психическое здоровье» в последние годы всё прочнее завоёвывает приоритетные направления в самых разных видах жизнедеятельности человека. Мы всё чаще слышим рассуждения о «психическом здоровье нации», о «психическом благополучии» школьников и об их «психосоциальной компетентности». Обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние психического здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признаёт его неудовлетворительным. Ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, гипомания - вот виды эмоциональных состояний младших школьников, имеющих проблемы со здоровьем. Отклонения в поведении детей младшего школьного возраста являются результатом эмоционально неблагоприятных отношений и носят преимущественно невротический или не-вроподобный характер. Эмоциональную дезадаптацию (отсутствие у ребёнка эмоциональной адекватности в контактах с окружающим миром) можно рассматривать как симптом нарушения системы эмоциональной саморегуляции ребёнка, которая, как известно, обеспечивает формы жизнедеятельности организма и гибкую адаптацию к окружающей среде. В качестве общих, характерных для любого возраста, эмоциональных нарушений, можно назвать замкнутость, страхи, агрессивность, а также множество негативных эмоций, окрашивающих различные ситуации. Поэтому основная коррекционная задача учителя музыки - поднять настроение детей, снять эмоциональный дискомфорт.
Важно учитывать, что начальный этап вхождения ребёнка в мир музыки является наиболее значимым для его эмоционально-личностного становления. Поэтому урок следует начинать с музыки, которая отвечает эмоциональному состоянию детей, не противоречит их настроению. Главное и самое важное - это атмосфера урока. Увлечённость детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - это удивляет и привлекает. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребёнку быть самим собой, проявлять свою индивидуальность.
Среди задач музыкального образования наиболее целесообразно наметить основные векторы коррекционно-развивающей работы, которые направлены на развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности младшего школьника, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности. Именно активное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом урока. Важно петь, играть, двигаться, придумывать, изменять, слушать своё исполнение и исполнение других. Коллективный характер уроков музыки подключает к оздоровительному процессу взаимные целебные воздействия со стороны других учеников - их поддержку, сочувствие и сопереживание.
Младший школьный возраст является самым благоприятным для развития эмоционального слуха. Исследования психологов и биологов (В. Морозова, Е. Серебряковой, А. Пашиной) показали, что недостаточно развитый эмоциональный слух провоцирует задержку фонематического слуха и, как следствие, темпа развития речевых способностей и коммуникативных умений ребёнка. Можно предположить, что одной из причин возникновения эмоциональной дезадаптации детей может быть неразвитость эмоционального слуха.
Основными структурными компонентами эмоционального слуха являются: эмоционально-слуховой опыт, двигательно-моторная реакция при восприятии музыки и эмоциональная отзывчивость. Необходимо провести диагностику и мониторинг каждого ребёнка по следующим параметрам: интонация, ритм, память, диапазон и качество голоса, эмоциональность, особенности характера, умственное развитие. В моделировании эмоций основную роль играют лад и темп; другие же компоненты, такие как мелодия, ритм, динамика, гармония и тембр - остаются дополнительными. Исходя из этого, можно определить задачи работы с эмоционально-дезадаптированными детьми:
- пробудить у ребёнка чувства радости бытия, защищённости, сопричастности;
- научить распознавать богатство и разнообразие палитры речи и музыки и эмоционально на неё откликаться;
- дать каждому почувствовать, услышать самого себя и других.
Вовлечение младших школьников в творческую деятельность в рамках учебной программы, когда ребёнку предоставляются неограниченные возможности для творческого самовыражения, благотворно влияет на его эмоциональное и познавательное развитие.
Литература:
1. Балашова С.С, Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа / Сост.
2. Челышева Т.В. - М.: Просвещение, 1993.
3. Едунов СМ., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. - С-Пб.: С-Пб ГУМП, 2001.
4. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе, 2003, № 5.
5. Кезина Л. А про надомников забыли... // Учительская газета, 2004, 20 апреля.
6. Кириллова А.В. Региональный аспект художественно-эстетического образования: проблемы и находки. — Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.
7. Киселёва П. В тональности до-мажор // Учительская газета, 2004, 2 марта.
8. Куприянова Л.Л. Русский фольклор (Уроки в 1 классе). — М.: Мнемозина, 2002.
9. Маркус Л.И., Никологородская О.А. Излечивает гнев и заполняет время // Сделай сам, 1990, № 3.
10 Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. - М.: Перспектива, 2004.
11. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. — С-Пб: Речь, 2002.
12. Науменко Г.М. Фольклорная азбука // Молодёжная эстрада, 1999, № 4.
13. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. — С-Пб.: Союз художников, 2004.
14. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М.: Владос, 2000.
15. Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе, 2004, № 1.
16. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. — М.: Академия, 2000.
17. Смирнов В.А. Музыкальная валеология в системе школьного образования // «Ребёнок и Север: проблемы сохранения здоровья и создания эффективной образовательной среды». Сборник докладов и тезисов выступлений, 25-27 марта 2003 г., МОИПКРО. — Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.
18. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. — М.: Аст-рель, 2000.
19. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе, 2003, № 5.
20. Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2004.
21. Яковлева Н. От улыбок в школе радуга проснётся // Учительская газета, 27 апреля, 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Возможности урока музыки, как средство реализации здоровьезберегающих технологий".
Использование эдоровьезберегающие технологии на уроках музыки....
Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий
Работа является обобщением опыта по использованию здоровьевберегающих технологий на уроках музыки, рассказывает о методах и приемах, используемых автором на своих уроках....
Урок музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий.
Урок музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий. (В начале выступления звучит «Лунная соната» Л.В.Бетховена, постепенно затихая…)...
«Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий».
Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Поэтому решить пробле...
Выступление « Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий.»
Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий...
«Урок музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий»
Выступление на РМО «Урок музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий»...
«Урок музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий»
Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию пер...