На пути к рабочей программе. В помощь молодому учителю
консультация на тему
Что такое рабочая программа? В сущности, это локальный документ, так как разрабатывается для конкретной школы, позволяет учитывать конкретные условия, образовательные потребности и особенности развития обучающихся, выбирать наиболее оптимальные и эффективные формы и методы организации образовательного процесса с целью получения результатов, заложенных в стандарте.
Почему учителя должны писать рабочие программы? Один из самых часто задаваемых сегодня вопросов. В качестве ответа на него приведу выдержку из интервью с Маргаритой Романовной Леонтьевой, главным редактором издательства «Просвещение»: «Учитель всегда работал и работает по программе. Раньше программы по учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по авторским программам, которые имеют разную структуру и, как правило, больше похожи на концепции, а не на программы. Теперь же Стандарт определил структуру рабочих программ по учебным предметам, курсам… Фактически государство привело в порядок весьма важный для образования документ – программу по учебному предмету».
Итак, значение рабочих программ в том, чтобы структуру программы привести к единым требованиям. Попутно отмечаем, что понятие «авторская программа» уходит из употребления.
На сегодняшний день наиболее распространено два подхода к написанию рабочих программ:
1. рабочие программы разрабатываются индивидуально каждым учителем;
2. рабочие программы разрабатываются под УМК, реализующийся в школе; соответственно, если учебник общий для всех, рабочая программа может быть общей для всех учителей-предметников, и при наличии нескольких УМК количество рабочих программ возрастёт.
Исходя из опыта своей гимназии, являющейся пилотной площадкой по досрочному введению ФГОС ООО с 1 сентября 2014 года, я хочу представить вам алгоритм разработки рабочей программы по учебному предмету согласно второму варианту.
Структура программы, закрепленная стандартом, не может быть изменена и должна содержать следующие разделы:
пояснительную записку с целями обучения предмету;
общую характеристику учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты, достижение которых обеспечивает программа,
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
описание материально-технического обеспечения;
планируемые результаты освоения программы.
В сущности, все названные разделы имеют обобщённый характер. В этом случае часть, где учитель может проявить свою индивидуальность, - это календарно-тематическое планирование, разрабатываемое ежегодно под каждый класс конкретно, с учётом педагогических технологий, способностей детей, определяющих и количество часов на изучение той или иной темы, и степень глубины освоения материала. «Фактически от пояснительной записки до тематического планирования – это государственный документ, а дальше уже начинаются особенности курса, которые и раскрываются в тематическом планировании».
Итак, как мы организовывали деятельность по написанию рабочих программ? Перед вами алгоритм, где представлены все шаги на пути к рабочей программе (Презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм по разработке рабочей программы | 246.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закон «Об образовании» Статья 12 . Образовательные программы Статья 28 . Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации Статья 47 . Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Примерная программа по русскому языку, литературе. 5-9 классы Учебно-методический комплекс . 5-9 классы Рабочая программа порусскому языку, литературе. 5-9 классы
Требования ФГОС ООО к структуре рабочей программы 18.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать : 1) пояснительную записку , в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета , курса; 3) описание места учебного предмета , курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
На пути к рабочей программе Шаг 1 . Изучение ФГОС ООО, ООП ООО (требования к результатам освоения ООП ООО: «ученик научится», «ученик получит возможность» ). Шаг 2 . Изучение и выбор УМК по предмету (установление на соответствие с требованиями ФГОС ООО). Шаг 3 . Определение, согласование количества часов в УП школы на преподавание предмета. Шаг 4 . Формирование рабочих групп в составе методического объединения по написанию программ по русскому языку и литературе. Шаг 5. Изучение примерной образовательной программы по предмету и возможных вариантов рабочих программ по выбранному УМК. Шаг 6. Распределение функционала внутри групп и «написание» (дополнение, обогащение) программ в соответствии с разделами, заявленными во ФГОС ООО. Шаг 7. Вычитывание программы на заседании МО, внесение корректив. Шаг 8. Предзащита программ на заседании Координационного совета с последующей доработкой. Шаг 9. Сдача рабочих программ для введения их в состав ООП ООО школы.
«Методическая подсказка» Интервью с М.Р. Леонтьевой на сайте издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=29030 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков с использованием смарт доски в помощь молодым учителям
разработки уроков с использованием смарт доски на уроках математики в 7, 8, 10классах...
методические разработки уроков с использованием смарт доски в помощь молодым учителям
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 10 классУроки по теме: Арифметический квадратный корень 8 классЛинейное уравнение 7 классПоказательные уравнения 10 класс...
методические разработки уроков с использованием смарт доски в помощь молодым учителям
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия 10 классУроки по теме: Арифметический квадратный корень 8 классЛинейное уравнение 7 классПоказательные уравнения 10 класс...
в помощь молодому учителю
методические рекомендации и советы в помощь молодому учителю...
В помощь молодому учителю "Самоанализ урока"
Краткие рекомендации для проведения самоанализа урока...
Из личного опыта. В помощь молодому учителю.
МетодическиеМетодические рекомендации в помощь учителям технологии для поиска новых тенденций в развитии интеллектуального и научно – технического творчества обучающихся...
Помощь молодому учителю. Обмен опытом.
Здесь представлены ответы на вопросы блоков самоконтроля и взаимоконтроля по всем темам курса географии за 10-11 класс по учебнику Максаковского....